Православный календарьПравославный календарь
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.

«На страже духа». Письма и дневники. Часть 13

""В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архиепископа Никона (Рождественского) "На страже духа". Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы.

***
Письма и послания 1890–1918 годов
Митрополиту Арсению (Стадницкому)

"Архиепископ
Архиепископ Никон. 1900 г.
Воистину Воскресе Христос, Ваше Преосвященство, возлюбленный о Христе Брат.

Уже и Пятидесятница преполовилась, а я, пользуясь Вашим позволением не спешить с ответом, еще не ответил Вам… Вы ждете от меня «сатисфакции» за сие, а мне приходится просто просить у Вас смиренно прощения… Ведь все еще болею – вот уже почти год (28 мая), как малярия меня захватила, а тут – экзамены отнимают время, иногда с 9 утра до 6 вечера… Кое-как не умею делать, а как следует – еще не научился, а хочется и частичку души вложить в это дело… Сего ради простите.

Живем в каком-то бреду. Сегодня, наприм[ер], ночью – вдруг сильнейший взрыв, и никто не может сразу даже понять: что и где? Думается: уж не на вулкане ли? А наши либералы мутят и мутят и все дерзостнее становятся, и неведомо, что будет завтра. За Великий пост целую войну я выдержал за говенье учащихся в городских школах: и плодом было то, что дух антихриста повеял воочию… Читаете ли «Моск[овские] вед[омости]»? Конечно, читали мой дневник? Это мой ответ преосв[ященному] Исидору[1] – либералу из епископов. Читали и заметку Православного[2]? Она имела плодом то, что премия не утверждена. В академии великий раскол. Либералы выходят из берегов. Студенты, не пожелавшие пристать к стачке, мучатся на репетициях, им грозят единицы на экзаменах. Обидно за Церковь, за власть. Сумасшедший дом… Мой цензор говорит: «Прежде я подписывал статьи о[тца] Никона, не читая, теперь прочитываю каждую строчку». И изволит иногда вычеркивать… Вот Вам и мое архиерейство: попал в неблагонадежные, в школьники, коим тетрадки черкают… Но суть-то в том, что хочется меня уколоть чем-нибудь. В угоду Тихомировым, Каптеревым, Кареевым[3] и комп[ании], им же имя легион. Старичок[4] подслуживается, либеральничает, кокетничает с либералами, будто те старички, что в театр ходят… Ох, время! Преосв[ященный] Евдоким собирается в Палестину. Я так измучился за зиму с своею болезнью, что только и мечтаю на подножный корм. Нервы никуда не годятся.

Красное яичко 17 апреля[5] для всех раскольников, сектантов, особенно для поляков, иезуитов, для нас было… горькою пилюлей. О, если бы эта пилюля имела свое целебное действие, если б она протрезвила всех нас, пастырей Церкви, от архи- до просто иереев, если бы мы поняли, что теперь нельзя называться только христианином, надо быть таковым… Но где признаки такого отрезвления? Говорят, что затея с патриаршеством[6] была так ведена, чтоб потом и патриарх был «белый»: совсем в духе Розанова…

Наш владыка, к чести его сказать, один был против спешности церковной реформы. Исидор получил выговор чрез Синод от царя. Но как прискорбно, что 25-летие великой по своему значению деятельности Константина Петровича[7] ничем не было отмечено Свыше!.. Так-то ценят ныне великих людей. Приветствуя его, я дерзнул сказать, что его служение особенно благопотребно ныне, когда «Держай» отъемлется от среды, а на его место грядет ин… во имя свое[8]. В самом деле, не думаете ли Вы, что сей «ин», о коем говорит Христос, близок уже? Одна ветхая денми старица-юродивая сказала недавно об антихристе: «О, да он уже не маленький паренек, у него уже усы пробиваются». Если не в буквальном, то в переносном смысле верно…

Лишь только написал эти строки – звонит телефон и говорит преосв[ященный] Серафим: «Что поделываете?» – «Пишу преосвященному Арсению в Псков». – «От меня ему низкий поклон», – что и исполняю.

Кто сей «большой муж», пред кем Вы раскрыли подпись «Православного»? Рад, что он утешен: пусть же утешится и тем, что премия сорвалась…

Печатаю второе издание своего «Голоса». Исправил кое-что. А получили ли Вы мое «Братское слово» к инокам? Послано, кажется, с полсотни экземпляров. Ах, если б здоровье было получше: надо бы ночи просиживать над машинкой. А то – до вечера бы добраться да в постельку поскорее… И в постели не ладно: к утру кошмары мучат. Летом хотелось бы хоть недельки две-три провести «на лоне природы».

Я писал Вам, кажется, что в академии откроется кафедра противосектантских учений. Как бы хотелось в Москве образовать братство или кружок ревнителей Православия ввиду того поругания, какому святая наша вера будет подвергаться теперь ради грехов наших многих. Бороться ведь придется, а мы безоружны… Наши «профессора», «доктора богословия» на что способны? Разве только ереси разводить.

Скорее бы Владыка возвращался из Питера.

Живу я на краю Москвы[9]: уголок сравнительно тихий, не всякий ко мне сюда поедет: и дорого, и далеко – времени жаль, да и воздух куда лучше Москвы. Зелени много, могилы Гоголя, Хомякова, Самарина, Языкова[10] и многих других писателей – перед глазами. Сегодня, наприм[ер], был директор Учит[ельского] института[11], я подвел его к краю своей терраски и сказал: «Вот могилы Гоголя и Хомякова, поклонитесь этим носителям русских заветов христианских»… […]

Перечитываю возмутительную, гадкую литературу: прислал мне генерал-губернатор 68 сортов разных прокламаций для ознакомления (в видах писательских). Что за мерзость, какой адски-смрадный дух… Кстати, попадала ли Вам прокламация «христианского братства борьбы»? Это уже не жиды писали, а какой-нибудь из наших ренегатов-профессоров: так и веет духом богословских вестников. Я не удивлюсь, если окажется и так, хотя слухи идут, будто это диавольское «братство» составилось в среде питерского духовенства. Не клевета ли на честных отцов? И по делам: не суйтесь туда, куда вас не просят, а делайте свое дело.

На каждом экзамене я веду речь с молодежью о том, что для счастья надо быть истинным христианином – не на словах, а на деле. Слушают внимательно, кажется. Оделяю их своею лекцией «Что нам нужнее всего?» Если из тысячи ляжет на сердце хоть одному – и за то хвала Богу.

Прошу святых молитв Ваших и, с любовью о Господе объемля Вас всем сердцем, имею честь быть Ваш искренний собрат и сомолитвенник — подпишу уже рукою

Никон, епископ Серпуховский
12 мая [1905 года], утро
Сице пишу
ГА РФ. Ф. 550, оп. 1, д. 373, лл. 29–30.

Ваше Преосвященство, возлюбленный о Господе Владыко.

Ради нового года простите мне старые долги. Вашу приветственную телеграмму с Ангелом я получил ровно через три недели: не посетуйте, если письмо получите через месяц после телеграммы.

Благодарю и с новым годом поздравляю. О новом счастье уж как-то и заикаться не хочется: хоть бы ушло от нас старое несчастье, и то будет уже счастье.

Бурную пучину пережили мы, но берега еще не видно, так себе, какой-то Мелит среди океана[12]… Жиды меня приговорили к смерти, подстерегали, но Бог пока хранил меня. Пять праздников кряду стоял некто у моей двери, ожидая выхода или возвращения из церкви, но безуспешно, я или не выходил, или раньше его появления выходил и возвращался поздно. А тут еще травля от отцов иереев, Бог им прости. Ведь какая же низенькая подкладка под все это: простая месть за мой сильный протест в защиту святителя Филарета, осмеянного в О[бществе] губителей духовного просвещения. Протест читан им 11-го, а 15-го они получили мою проповедь с предписанием ее читать, отсюда и воспылал их гнев… Впрочем, как обычно в таких случаях, проповедь искали, перекупали, и «Мос[ковские] вед[омости]», ее поместившие, перекупались по пяти рублей. А без протеста иерейского сего бы не было. Так и зло обращает Бог во благо.

Посылаю Вам первый опыт… если угодно – архиерейской газеты. Приглашаю собратий епископов к взаимному общению. А кому нет времени самому писать – пусть мне присылают: буду гектографировать и рассылать… Право же, надо спеваться, да будем едино… Поучимся объединению у наших же врагов. Ведь душа изболелась. И хоть бы высшая-то наша власть церковная не шаталась, а то на что это похоже: 2-й член Синода издает проповедь, а другие члены, даже ничем не прикрываясь, подписывают, по приказу мирянина, косвенный выговор ему за то. Издается «Воззвание», и верные Церкви пастыри и даже миряне – критикуют сие «Воззвание». Хотят возродить приход и обращаются к городским головам… Что-то непонятное: будто во сне живешь… Именуемый «священник»[13] издает газету, с позволения сказать, «Божию правду», которую следовало бы назвать «Прелестью бесовскою», миряне возмущаются, а церковная власть молчит… Он открыто ходит по улицам древнеправославной Москвы в мирском костюме, посещает театры, и все остается бесследным… А ведь все это – пробные шары. За ними пойдут и его страстные почитатели, коих в Москве немало среди иереев.

Чует сердце, что готовится раскол, если Церковь не станет крепко на своих вековечных устоях. А что творится в народе – страшно думать.

В вашей академии разыгрался скандал, который всячески стараются замолчать. Мышцин отбил жену у Тихомирова, а тот подал прошение об отставке с мотивировкою, конечно, нелестною для соперника. Жена соперника подала тоже в совет заявление, что муж ее неповинен – читай: я ему позволяю завести и еще хоть пару жен… И все это разбирается в совете, сидят часа три, спорят, точно ищут квадратуру круга… Нечего сказать: самое приличное ученым богословам занятие. И вот такие-то люди хотят преобразовывать Церковь. Ведь страшно становится, когда подумаешь: куда же мы идем?

Помолитесь за меня грешного, так осуждающего тех, кого, яко ненавидящих мя, должен бы благословлять. Не скорбите на меня. А впрочем, от Вас готов принять я слово колкое, ибо люблю Вас.

С любовью о Господе есмь Ваш искренний сомолитвенник
Никон, епископ Серпуховский
12 января [1]906 [года]
ГА РФ. Ф. 550, оп. 1, д. 373, лл. 31–32 об.


[1] Имеется в виду заметка «Из моего дневника», напечатанная в газете «Московские ведомости» от 10 апреля 1905 года (№ 98) и две заметки в номерах от 15 и 16 апреля (№№ 103 и 104) о сокращении в школе молитв и преподавания Закона Божия, а также отмене говения.

Исидор (Колоколов П., 1866–1918), епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии.

[2] Имеется в виду заметка «Куда же, куда мы идем?..», напечатанная в газете «Московские ведомости» от 25 марта 1905 года (№ 83) как ответ на статью М.М. Тареева «Дух и плоть» в «Богословском вестнике» за январь 1905 года.

Тареев М.М. (1867–1934), русский религиозный философ и богослов. Профессор МДА (1902–1918).

[3] Кареев Н.И. (1850–1931), историк и социолог, профессор Санкт-Петербургского университета, председатель Исторического общества. В основанном в 1905 году Союзе деятелей высшей школы состоял председателем «Академической комиссии», разрабатывавшей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений.

[4] Ключевский В.О.

[5] Именной императорский указ Священному Синоду «Об укреплении начал веротерпимости» от 14 апреля 1905 года.

[6] Возможно, имеются в виду взгляды «Группы 32-х» – представителей приходского духовенства Петербурга. Значительную роль в этой группе играл прот. А.И. Введенский, будущий основатель «Живой Церкви».

[7] 24 апреля 1905 года исполнилось 25 лет пребывания К.П. Победоносцева на посту обер-прокурора Священного Синода. Подал в отставку 19 октября того же года.

[8] Ин. 5, 43.

[9] В Даниловском монастыре.

[10] Хомяков А.С. (1804–1860), русский публицист, религиозный философ, основоположник славянофильства; Самарин Ю.Ф. (1819–1876), писатель и общественный деятель, один из ярких представителей славянофильства. Языков Н.М. (1803–1846), поэт, близкий к славянофилам. В 1931 году останки Гоголя, Хомякова и Языкова были перенесены на Новодевичье кладбище, а остальной некрополь уничтожен.

[11] Московский учительский институт открыт в 1872 году. Демков М.И. (1859–1939), теоретик, историк и популяризатор педагогики. Возглавлял Московский учительский институт (1905–1911), высоко ценил возможности Церкви в развитии просвещения.

[12] См.: Деян. 28, 1.

[13] Петров Г.С.

 

Купить эту книгу можно будет
 
Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×