Об уставе
Источник | Феофан Затворник, святитель. Древние иноческие уставы. М., 1892 |
Наименование | Устав монастырей в Понте |
Авторы | Из писем святителя Василия Великого (пять книг трудов) |
Из Окружного письма святителя Василия Великого (366) | |
Монастыри | Все монастыри Понта на берегу реки Иры, напротив женской обители матери и сестры святителя |
Для монашества Каппадокии | |
Характер устава | Устав писал святитель Василий все время пребывания в Понте |
Устройство монастыря
Тема | Содержание | Поучение |
Послушания | ||
Настоятель | Во главе братства | Должен быть образцом всего доброго, «чтобы доброе в нем сделалось общим для всех ему подражающих» |
Избирается первенствующими в других обществах | ||
Не потворствовать по ласкательству каждому, чтобы ослабить строгие правила | ||
Обличать без негодования, чтобы было ради Бога, а не по славолюбию | ||
Во время утешения показывать доброту, во время строгости – ревность о воле Божией во всем | ||
Когда в настоятеле неисправность, преимуществующие по образу, возрасту братия обязуются делать напоминания ему, чтобы он оставался образцом. И если другие ошибались, не было бы несправедливого подозрения | ||
Другие должности | Второй по настоятеле | |
Благочинный | ||
Решатель недоумений (духовник?) | ||
Священство | ||
Эконом | ||
Рухольник | ||
Смотритель за работами | ||
Раздатчик милостыни | ||
Продавец-закупщик | ||
Второй по настоятеле | Избирается собором старейших, когда настоятель в отлучке | |
Должен сам отвечать на вопросы приходящих | Кто же дал ответ, хотя и полезный, но не по требованию своего долга, <когда не спрашивали>, тот подлежит наказанию за нарушение благочиния | |
Духовник | Все изучали Священное Писание, могли возникать вопросы. Чтобы самим праздно не решать, шли к решателю недоумений. Тот мог предложить вопрос настоятелю, либо решали на соборе братии | |
Священник | Существовало изначально (в отличие от монастырей преподобного Пахомия) | В какой мере будешь приближаться к высшим священным степеням, в такой мере смиряй себя |
Рухольник | То же: смотритель за запасами / раздатель милостыни / смотритель за кладовой / попечитель о пище – могли быть и разные люди, и (в небольших обителях) один брат. Чтобы другие братия не имели забот о пище и одежде | |
Подавать милостыню может только приставленный к тому и с испытанием | ||
Продавец-закупщик | Избранный старец. Продавать лучше дешевле, чем искать выгодное место | Во всяком деле особенная цель – простота и дешевизна, чтобы не услуживать человеческим похотям |
Невозможна торговля возле храмов, «где чествуются мученики» | ||
Больничник | Были и больницы, и странноприимницы | Искусство сие нимало способствует и воздержанию. Ибо отсекает сластолюбие и пресыщение, как нечто неполезное… и вообще недостаточность именуется материю здравия |
Врачебное искусство, как и всякое пособие искусств против немощей естества, даровано нам от Бога | ||
Странноприимник | В странноприимнице полагать ту же трапезу, что и для братии – без излишеств | Жизнь христианина однообразна и имеет одну цель – славу Божию |
Предел же в угощении да будет: удовлетворение потребности каждого из приходящих | ||
Чреда послушаний | Сменяемые | Бойся злоупотребления, допуская излишества и презрение, потому что за тобою надзирает Бог |
Если брат усердно трудится – не сменяемые. К такому приставлять ученика, чтобы мог сменит его | ||
Служение братиям важно; позволялось уволить себя от Церкви, если не успеваешь | ||
Виды послушаний | Ткатские, обувные, более земледельческие | Послушания приличны иноческому званию те, которые не нарушают безмолвия жизни, не требуют многих хлопот при добывании материалов и продаже изделий, и не ведут ко вредным встречам с мирскими |
На низких работах помнить, «что те, для кого приняли мы на себя попечение, суть братия Спасителю, и старания о них переносятся к Самому Господу |
Правила. Режим
Общие правила | ||
Отношения между братиями | Равна любовь ко всем, как человек имеет любовь к каждому из своих членов тела | У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе любимого |
Любовь | В общежитии закон любви не дозволяет содружеств и товариществ | Надобно, чтобы вы смотрел друг на друга с равным расположением… Ибо избыток любви к одному лицу весьма обличает недостаток <любви> к другим |
Сообщение братиев | Мужские обители не разделять, но взаимообщаться | |
Если же братия все же установились отдельно, то советуется взаимно совещаться настоятелям | ||
Брата из одной обители в другую сразу не принимать, но убеждать вернуться. Если не убедишь – отвращаться от общения | ||
Грехи ближнего | Не должно быть равнодушным к неисправным, но обличать | Если жало смерти – грех (см.: 1 Кор. 15: 56), то немилосерд, кто умалчивает, а не обличает |
Всякий грех должен быть открываем настоятелю или самим согрешившим, или узнавшем о грехе | Если кто вознерадит <о грехе брата> и именно по собственному своему терпению смолчит… делается сообщником согрешившего и оставляет погибать во зле человека | |
Если <же> что в нашей воле или, нередко, еще и неизвестно, за то не надобно осуждать брата | ||
Выход из кельи | Сколько от тебя зависит, уклоняйся от всякого выхода в общество | Если при помощи Божией и возможешь избежать сетей <мира>, то хотя возвратишься в келью, однако уже не таким, каким вышел, но расслабленным и болезненным… и только по истечении долгого времени способным возвратиться к свойственному тебе навыку |
Родственники | Однажды принятым в братство настоятель не должен дозволять… развлекаться под предлогом посещения своих <родных> и вести жизнь, никем не свидетельствуемую… Всего более тех, которые еще только навыкают добродетелям | От родственников, друзей и родителей надобно столько же отклоняться своим расположением, сколько видим далеко между собою мертвых и живых |
Должно стараться всеми мерами отнимать поводы ко греху, из которых важнейший есть памятование прежней жизни, чтобы не случилось сказанного, что возвратились сердцем своим во Египет | ||
Дети | Живут отдельно, но на молитве вместе | |
Женские обители | Устав тот же, что и в мужских | |
Попечение о них лежит на мужских монастырях | ||
Свидание с настоятельницей как можно реже | ||
Беседа с сестрами только в присутствии настоятельницы | ||
Для братии беседы только в крайнем случае и не менее двоих с каждой стороны | ||
Исповедь: у пресвитера, в присутствии старицы | ||
Прием в обитель | Показать трудности, но и утвердить в надежде, наставить в начальных правилах и определить наставника, которого сам изберет | Не должно высматривать обитель, где настоятель поблажливее к братиям |
Решившим оставить мир надо с ним и рассчитаться полностью. Раздавать же имение не презрительно, но тщательно, как посвященное Богу | Осуждается всякий не за то, что имел у себя, но за то, что худо подумал об имении или нехорошо употребил его | |
Испытывать каждого пришедшего в трудных послушаниях, особенно в смирении. Знатным в мире – самую низкую работу | Нововводным хорошо упражняться в молчании | |
Постриг | Обет отречения произносится перед всей братией. При этом: | На каждого принятого в братство и нарушающего обет смотреть, как на согрешившего Богу. Таким и не отворять двери братства даже для крова |
1) меняется имя | ||
2) даются иноческие одежды вместо мирских | ||
3) передается старцу «построже других» | ||
Суточный режим | С утра – на молитву, после восхода солнца – за дела с псалмопением | Душа, будучи свободна от земных забот, возвращивает добродетели, которые обязывают всякое дело в жизни исполнять должным образом |
Главный путь – изучение богодухновенных писаний | ||
Полночь подвижнику – лучшее время для безмолвия | ||
Пища | Для пищи – один час определенный; сон – легкий после легкой пищи | |
Принимать пищу со славословием и молитвой до и после приема | ||
Пища один раз в день | ||
Уставное чтение за трапезой | ||
Виды пищи | Хлеб, вода, елей, рыба соленая (мало, для приправы), зелень, варево из семян | Употреблять то, что без многих хлопот можно достать и удовлетвориться |
Общие правила | Общая трапеза | Общей целью (в принятии пищи) пусть будет удовлетворение потребности |
Подвижническая мера воздержания | Не иметь целью и наживать плоть, и поступать с нею жестко | |
Вкушать все предлагаемое в других местах, но с воздержанием | Обуздание чрева есть подавление страстей, а подавление страстей – безмятежность и тишина души | |
Пост | Вся жизнь в воздержании | Духовный отец твой… пусть отверзает уста твои для принятия хлеба, он путь и замыкает. Не бери в советники змия, который… хочет уловить тебя |
Два вида поста | Общий: среда, пятница, установленные посты | |
Частный: некоторые из братиев особо брали на себя. Но неодобрительно позволяется | Желать большего в сравнении с другими, даже и в самом хорошем, есть страсть состязания, происходящая от тщеславия… Поэтому отложи собственные изволения и желания казаться, будто бы делаешь что-нибудь лучше других. По апостолу: «Аще ли ясте, аще ли пиете, аще ли что иное творите, вся во славу Божию творите» (1 Кор. 10: 31) | |
Неумеренное пощение осуждается | Воздержание состоит не в одном удалении от яств, ничего по себе не значащих, но в совершенном отречении от собственных своих произволений | |
Сон | Безвременный сон | Бывает, когда душа делается ленивою к помышлению о Боге и когда пренебрегает судами Божиими |
Тело держать в строгой дисциплине – как молодого коня в узде | ||
Ибо порок есть не что иное, как оскудение добродетели | ||
Одежда | Хитон, собранный поясом не выше чресл. Толщиной – чтобы согреться одним | Смиренному образу мыслей приличен и взор печальный, и небрежение о наружности |
Обувь дешевая, но прочная | ||
Пояс у многих в Священном Писании | ||
Должна быть отлична от мирской – выделять, чтобы не согрешали | ||
Не изысканная, но потребная и в холод и в жару, и днем и ночью | ||
Причащение | Четыре раза в неделю (воскресение, среда, пятница, суббота) | Хорошо и полезно каждый день приобщаться и принимать святое тело и кровь Христову… Впрочем, и мы приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, и пяток, и субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого |
Практика самопричащения: «монахов в пустынях» и «во время гонений» | Причастие собственною своею рукою, без иерея, нимало не опасно | |
Причащение преждеосвященными дарами | В Александрии и Египте каждый крещеный мирянин по большей части имеет причастие у себя дома и сам собою причащается, когда хочет. Ибо когда иерей единожды совершил и преподал жертву, принявший ее как всецелую… справедливо должен веровать, что причащается как от самого преподавшего | |
Епитимии | ||
Меры | Ни одного поступка не считать маловажным | |
Отлучение – от общения с братией в столе, труде, молитве и причащении | ||
Вне общения – отлучение от причастия или без обеда | ||
Без благословения – без утешения, получаемого или в Церкви, или за обедом | ||
Без пищи | ||
Действия | ||
Нерадивых на молитве – отлучать или на неделю поститься | ||
Поклявшихся – отлучение на две недели | ||
Ропотливых – отлучение на неделю | ||
Празднословящих – отлучение на неделю | А также клятвопреступников, укоряющих, ругающихся напрасно, обижающихся, осуждающих | |
Вышедшим из монастыря без благословения – без общения | А также стяжателей собственности, соглашающимися с другими на грех | |
Если кто лишен благословения, но возьмет его – отлучение | ||
Кто заговорит с пришедшим без приказания настоятеля – без благословения | ||
Кто ест без благословения – отлучение | ||
Дарить что-либо или меняться без ведома настоятеля – без благословения | ||
Кто заводит шутки за трапезой – поставить на молитву и без пищи | ||
Кто не прейдет на трапезу без причины – без пищи | ||
Кто без ведома настоятеля напишет или получит письмо – отлучение |
Богослужение
Молитвенное правило | Два вида: | |
внутренняя сердечная молитва (непрестанная) | ||
общая (псалмопение в собрании) | ||
Молитва общая | ||
Состав | Семь раз в день: «седмерицею днем хвалих Тя» (Пс. 118: 164) | |
1. | Полунощная (см.: Пс. 118: 62) | |
2. | 3-й час | |
3. | 6-й час | |
4. | 9-й час | |
5. | Перед трапезой | |
6. | После трапезы | |
7. | Перед сном | |
Псалмы, молитвы, чтения | На молитве должно быть нерассеянное внимание: «несомненно убедитесь, что Бог перед очами» | |
Правила | Молчание на домашних псалмопениях | |
Послушание будильника на ночную молитву | ||
На молитве в собрании можно присутствовать и мирянам | ||
Молитва частная | ||
Внутренняя молитва | Два вида: | |
славословие со смиренномудрием | Начиная молитву, оставь самого себя | |
прошение (низший вид) | Господь знает, что полезно каждому… и негодует, если кто просит у Него недостойно… Проси себе того, что достойно Царя Бога (Царствия Небесного) | |
Укрепление памяти о Боге: | Хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою и непрестанно делай добро | |
благодарение за благодать и слава Неизреченному | Потому и не получил, что просил худо, или с неверием, или рассеянно, или неполезного тебе | |
воспоминание великих Божиих благодеяний в творении, промышлении и искуплении всего рода человеческого. И к каждому отдельному лицу | Рассеянно (когда способен) не дерзай стоять перед Богом, чтобы не было во грех | |
Если же, изнемогши от греха, не в состоянии молится без развлечения, принуждай себя, сколько хватит сил, и продолжай стоять пред Богом, к Нему обращая свой ум, собирая Его в себя самого, и Бог простит тебя, потому что не из пренебрежения, но по немощи не имел ты сил стоять пред Богом как должно | ||
Творить все по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, перед лицом всевидящего Бога | Может быть, имея целью сделать тебя усердным перед Ним, для того медлит даровать, чтобы ты узнал, что такое дар Божий и со страхом хранил данное |
Наставления
Из писем святителю Григорию Богослову из Понта | ||
Безмолвие | Стараться иметь ум в безмолвии. Как глаз, который постоянно вертится, не может ясно видеть того, что перед ним, так и ум – если развлечен тысячами мирских забот, не может ясно усматривать истину | |
Так уединенное безмолвие служит началом очищения: когда язык не произносит ничего человеческого, ни глаза не заняты рассмотрением, ни слух не расслаблен песнями, разговорами, шутками, тогда ум, не рассеиваясь по внешним, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге | ||
Душа, будучи свободна от земных забот, возвращивает добродетели, которые обязывают всякое дело в жизни исполнять должным образом | ||
Из Окружного письма (366) | ||
Христианин должен жить достойно Евангелия Христова | ||
Нравственные правила | Говорить об отсутствующем, чтобы очернить, – клевета. Отвращаться от наговаривающего | |
Не быть сластолюбивым, небрежным, но внимательным к брошенным вещам | ||
Не господствовать даже самому себе, но предпочитать себе всех | ||
В одной рабочей не должно быть никому из другой рабочей, чтобы избежать соперничества | ||
Обличать согрешающего со всяким сердоболием. Когда кого обвиняют, никто другой не должен возражать, но повести слово с обвинителем наедине | ||
Из 40-го письма к отшельникам | ||
Подвергаемый взысканию, прибавь ради Господа | ||
О пути спасения | Дело жизни – войти опять в союз с Богом | |
Путь | Подвижничество, так как этот мир – время брани с грехом (противоборником) | |
Метод | Изучать ратоборство по Писанию, исполняя все заповеди, очищаясь от греха | |
Два пути | 1) Супружество – для тех, кто не может понести девство. Это тоже требует постоянной работы, здесь множество препятствий мирских | Страсти – раны души. Как ни залечивай их, мир всегда будет разверзать их снова |
2) Отречение от мира – отвержение всех мирских обычаев, людей, родных, раздаяние имущества, оставаясь с одной надеждой на Промышление Божие | Кто произнес уже обет свой, тому надобно соблюдать себя для Бога как одно из священных приношений, чтобы, посвященное Богу обетом тело осквернив опять служением обыкновенной жизни, не подпасть суду за святотатство | |
Мироотречение | 1) Отшельничество – по преподобному Антонию Великому, а не каппадокийским инокам | |
2) Общежительное – более удобно: не зависишь от мира | Закон духовный требует, чтобы «вкушающих пасху было не менее десяти» (по Иосифу Флавию), так и здесь надобно, чтобы лучше увеличивалось, нежели уменьшалось число подвизающихся | |
Духовная жизнь | ||
Покаяние | Не отчаиваться, но постоянно во всем каяться | Если грехи… неисчислены быть могут, а милосердия Божия измерить невозможно, то не отчаянию время, а осуждению грехов, отпущение которых предлагается в крови Христовой |
Покаявшийся, подобно Закхею, должен совершить в большей мере доброе дело, которое противоположно греху | Плачь должно наложить на себя… потому что человек преступлением закона Бога бесчествует | |
Исповедовать грехи только духовному отцу, а не кому случилось | ||
Ревностное богоугождение | К неправильным направлениям ревности относится и ретивость – усилие не только показать, что мы не хуже других, но и паче опережать их во всем… когда делается что-нибудь напоказ и из тщеславия | |
Трезвение | Рассеянность мыслей происходит от праздности ума… от неверия в присутствие Бога, испытующего сердца и утробы. Ибо если кто поверит сему… тот никогда не осмелится и не будет иметь досуга помыслить что-либо не клонящееся к созиданию веры | Никто при уверенности, что он в присутствии высшего не обращается к низшему… А если бы и сделанное было приятно знаменитому и неприятно по мнению низшего, всякий пренебрегает низшего… то какая душа, истинно трезвая, оставит дела богоугодные и поработится человеческому обычаю? |
Трезвение когда в силе, то никакая страсть против него не только устоять, но и даже появиться не может | ||
Безмолвие | Не должно шутить и говорить без пользы слушающего | |
Работать в безмолвии. Никто из пришлых не может самовольно подходить к братии (без указания смотрящего) | ||
Не должно развлекаться непомерною работою, потому что обилие без потребности выказывает любостяжательность | ||
Исповедь | Кто сподобился отпущения грехов и грешит так же опять, тот уготовляет себе суд гнева, строжайший прежнего | |
Если грешник не исправляется – отсечь, как соблазн | ||
Добродетели свойственны природе человека |
(Продолжение следует.)