III. Крестные ходы в Сретенский монастырь из Кремля
Икона Сретения Владимирской Божией Матери. XVII в. |
В 1395 году, в дни великого князя московского Василия, сына Димитрия Донского, страшный завоеватель Востока ордынский царь Темир-Аксак, или Тамерлан, с несметным своим полчищем вступил в пределы России и привел ее в ужас. Он уже приближался к пределам рязанским, взял город Елец, пленил князя елецкого, избил многих христиан и, хвалясь опустошить всю землю Русскую и искоренить веру Христову, устремился к сердцу России – к Москве. Тогда великий князь Василий Димитриевич со своим войском вышел к Коломне навстречу врагу и на берегах Оки ждал неприятеля. Сознавая превосходство силы врага, благочестивый князь Василий Димитриевич искал вышней помощи. Он молился с христолюбивым воинством своим и всеми верноподданными своими Богу и Пречистой Богоматери о избавлении своего отечества от нашествия варваров, призывал на помощь себе великих угодников Божиих Петра, Алексия и Сергия и письменно просил из Коломны митрополита Киприана посвятить предстоящий пост перед праздником Успения Богоматери во всем Московском княжестве покаянию и самым усердным молитвам о даровании ему победы над вероломным врагом и, не медля, послать духовенство в г. Владимир принести оттуда чудотворную Владимирскую икону Божией Матери.
Святитель Божий Киприан, возблагодарив Бога, вложившего такую мысль в сердце великого князя, немедленно послал во Владимир почетное духовенство г. Москвы, сам же со своим духовенством и народом день и ночь, не выходя из храма, со слезами молился о даровании любимому князю победы над врагом. Отправленное во Владимир духовенство, после литургии и молебна в день Успения, приняло на свои руки чудотворную Владимирскую икону Богоматери, написанную по преданию евангелистом Лукой, и торжественно понесло ее к Москве. 26 августа, когда честная икона подходила к Москве, митрополит с многочисленным духовенством, с хоругвями из всех церквей, князь Владимир Андреевич Храбрый – дядя великого князя, герой Куликовской битвы – с великокняжеской семьей и весь народ московский поспешили на Кучково поле.
Едва только показалась святая икона, митрополит, князь, духовенство и весь народ пали перед ней ниц, молясь со слезами, чтобы усердная Заступница рода христианского, Царица Небесная оградила Своим пришествием первопрестольную Москву и всю Россию от страшных агарян. На обширном Кучковом поле, у церкви преподобной Марии Египетской, с умилением и мольбой приняли духовенство и народ святую икону, в сопровождении крестного хода понесли ее в Кремль и поставили в Успенском соборе. В умилении народ восклицал: «Мати Божия, спаси землю Русскую!»
И Господь внял молитве верного народа. Совершилось великое чудо: страшный завоеватель Темир-Аксак, устрашенный необыкновенным видением, в тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, поспешно повернул назад, к югу, и совсем оставил пределы Русской земли.
Видение его было следующее. Во сне он увидел перед собой высокую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами в руках и грозили ему. А над ними, на воздухе, в лучезарном сиянии явилась Жена благолепия и величия неописанного, окруженная тьмами молниеобразных воинов, которые грозно устремились на Тамерлана. Эта Жена повелевала Тамерлану оставить пределы России. От страшного видения нечестивый царь вздрогнул и, вскочив в ужасе, закричал: «Беда моя! Что значит это страшное видение?» Он трепетал, трясся и как бы обезумел от этого чудного явления и, созвав вельмож, спрашивал о значение этого видения. Сия величественная Жена, ответствовали мудрейшие из них, есть Богоматерь, Заступница христиан. «Итак, мы не одолеем их», – сказал царь Тамерлан и приказал своим полчищам двинуться обратно, к изумлению русских и татар.
Нельзя описать радость москвичей, когда дошло до них известие, что враг земли Русской повернул обратно. Народ славил Заступницу усердную за совершенное чудо. Великий князь, возвратясь в Москву, на том месте, где встретили чудотворную икону, заложил деревянный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Когда церковь была готова, в ней поставлена была копия с чудотворной иконы, а подлинник ее остался в московском Большом Успенском соборе. В 1397 году здесь учреждена была мужская обитель и установлен на все времена крестный ход в эту обитель из Кремля 26 августа.
Второй крестный ход из Кремля в Сретенский монастырь – 23 июня ежегодно – установлен был при великом князе Иоанне III в 1480 году. Поводом к установлению его послужило чудесное избавление в том году Русской земли от нашествия хана Большой, или Золотой, орды Ахмета. Удалениe хана Ахмета знаменовало собой полное свержение монгольского ига. Обсудив последствия этого радостного события в жизни русского народа, князь Иоанн III совместно с митрополитом Геронтием решил увековечить память об этом событии установлением нового праздника Владимирской иконы Божией Матери 23 июня и крестного хода к месту ее встречи – в Сретенский монастырь.
В 1521 году великий князь московский Василий Иоаннович, отец Грозного, с митрополитом Варлаамом установили третий ежегодный праздник чудотворной Владимирской иконы Богоматери и третий крестный ход 21 мая. Установление этого праздника и крестного хода в Сретенский монастырь сделано в память и благодарение за избавление Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея, наступавшего с нагайцами, с атаманом литовским казаком Дашкевичем и Саип-Гиреем казанским, передовые отряды которого уже опустошали московские окрестности. Но этот крестный ход существовал недолго. В 1692 году царица Наталья Кирилловна построила у Никольских ворот Китай-города, по обещанию, храм в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери. Храм этот был освящен 28 октября того же года, и с 1695 года один из трех ежегодных крестных ходов в Сретенский монастырь, а именно 21 мая, стал совершаться вместо монастыря в этот храм, что продолжается и до сей поры.
Русский православный народ с самого начала своего исторического существования привык публично исповедовать свое признание являемой ему милости Божией торжественными крестными ходами. И чем важнее событие, знаменующее собой проявление милости Божией, тем торжественнее устраиваются и крестные ходы. К числу таких крестных ходов относятся и ходы в Сретенский монастырь. Шествия эти связаны с воспоминанием заступления Русской земли Царицей Небесной в наиболее критические моменты ее существования. И Тамерлан, и Махмет-Гирей со своими грозными полчищами могли бы совершенно разорить Русскую землю и изгладить даже самую память о ее существовании, но благодеющая десница Всевышнего и неустанное заступничество Царицы Небесной всегда были над Русью святой. Сознание этого-то высшего попечения о русском народе и побуждало православных москвичей в течение четырех с лишком веков неизменно каждый год совершать крестные ходы в Сретенский монастырь, несмотря ни на какую погоду и ни на какие новые течения в своей религиозной жизни. В крестных ходах 23 июня и 26 августа стараются принимать участие сами первосвятители Московские совместно со своими викарными епископами, архимандритами, городским духовенством и множеством народа, благодарно вспоминая явленное русскому народу чудо милости Царицы Небесной, молясь за современную Русь, нуждающуюся и теперь в Божественном заступлении, и соединяя свои молитвы с молитвами прежде отшедших святителей, сумевших благоугодить Господу Богу.
IV. Археологические достопримечательности монастыря
Сретенский монастырь за время своего исторического существования не раз подвергался бедствиям от пожаров, неприятельских нашествий и междоусобных смут. Вследствие этого в нем мало сохранилось предметов археологической древности, представлявших собой богатые вклады и подарки со стороны русских князей и боярских фамилий. Особенно много памятников древности погибло во время большого пожара Москвы 29 мая 1737 года, когда в Сретенском монастыре погорели кровли на церквях, теплая церковь во имя святителя Николая, иконы и утварь, кровли на настоятельских и братских покоях… Немало пострадал монастырь и в 1812 году, когда сокровища монастыря частью были вывезены, а частью сокрыты в самом монастыре.
Из памятников старины в настоящее время обращают на себя внимание следующие.
1. Частицы святых мощей преподобной Марии Египетской и благоверного князя Михаила Тверского.
В августе 1700 года чрезвычайный посланник императора Петра I, думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев, ездивший в Константинополь для договора при заключении мира между Россией и Турцией, был при возвращении из Константинополя благословен от самого Иерусалимского патриарха Досифея частью мощей (плюсна правой ноги) преподобной Марии Египетской. Патриарх выдал ему свидетельствованную грамоту о достоверности этих мощей на греческом языке с переводом на славянский. 13 февраля 1703 года блюститель патриаршего престола Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, выдал Украинцеву и от себя свидетельствованную грамоту о том же. 18 февраля 1707 года из дома Украинцева принесена часть мощей преподобной Марии Египетской в серебряном ковчеге с вложенными в него грамотами в Сретенский монастырь для хранения в соборном храме, с тем чтобы в праздник преподобной Марии Египетской, 1 апреля, эти мощи приносились в храм ее и оставались в нем всю неделю для поклонения народного. В 1844 году устроена новая рака – ковчег для святых мощей преподобной Марии Египетской, которые и были переложены туда 15 ноября того же года. В новой раке положена еще часть мощей благоверного князя Михаила Тверского. О построении раки свидетельствует следующая на ней надпись: «Сия рака устроена тщанием московской купеческой дочери – девицы Марии Дмитриевны Лухмановой в вечное поминовение. Ноября 15-го дня 1844 года». Весу в этой раке 10 фунт.
2. С 1761 года в Сретенском соборном храме находится замечательный деревянный резной рельефный крест в громадном киоте за стеклом вышиной около 11 аршин, шириной 6 аршин, бок киота 1 аршин 9 вершков с предстоящими при распятом Спасителе Пречистой Его Матерью и Иоанном Богословом. Кругом креста изображены страдания Господа Иисуса Христа и события из земной Его жизни. Кроме того, здесь же изображены мытарства, несколько видений из Апокалипсиса, внизу креста – ад, а вверху – Царство небесное. Крест со всеми его украшениями вырезан плавильщиком Монетного двора Григорием Семеновичем Шумаевым, потрудившимся над этой работой в течение 30 лет. Поставлен крест в Сретенском монастыре с разрешения Святейшего Правительствующего Синода.
3. Древняя чтимая икона Божией Матери «Владимирская» – местная, в иконостасе соборного храма.
4. Древняя чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» помещается у левой колонны соборного храма.
5. Напрестольный крест с мощами из червонного золота, осыпанный алмазами, сапфирами, рубинами и другими камнями и сплошь унизанный жемчугом. Как видно из надписи на рукоятке, крест этот сооружен «в лето 7172-е (1664) индикта 2-го при державе великого государя царя и великого князя Алексия Михаиловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца и при его государевых благородных чадах: при благоверном царевиче и великом князе Алексие Алексиевиче и при благоверном царевиче и великом князе Феодоре Алексиевиче. Строил сей пречестный и животворящий Господень златый напрестольный крест в церковь к Пресвятой Богородицы в Сретенский монастырь, что на Москве, в Белом городе, а строил сей крест игумен Дионисий того же Сретенского монастыря на церковные, прикладные, синодальные и свечные деньги в похвалу и славу и честь Богу, в Троице славимому, и Пресвятой Богородицы и всем святым». На задней стороне креста имеется следующая надпись: «Спасенное и животворящее древо Креста Господня, камень Господня гроба, камень Святой Богородицы гроба; древо святыя Неопалимыя купины, перст гроба Иоанна Богослова, мощи первомученика Стефана, Даниила пророка, апостола Нассона, Иоанна Златоустого, Петра митрополита, Ионы и Филиппа митрополитов Московских, Иоанна Новгородского, Гурия Казанского, Арсения Тверского, Спиридона чудотворца, Ефрема Сирина, Арсения Великого, великомученика Димитрия Солунского, Феодора Стратилата, Косьмы безсребренника, князя Михаила Черниговского, князя Михаила Тверского, Анастасии Римляныни, царицы Феодоры, мученицы Татианы, Саввы Звенигородского».
6. Крест напрестольный, серебряный, золоченый, на задней стороне которого имеется следующая надпись: «Млеко Пресвятой Богородицы, мощи апостола Петра, Иоанна Богослова, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Димитрия Солунскаго, мученицы Варвары, частицы клобука и шубы Кирилла Белозерского чудотворца, мощи Зосимы Соловецкого, часть майтенцы да посоха чудотворца Александра Свирского». Ниже этой надписи изображение преподобной Марии Египетской и надпись: «Лета 7146-го (1638) при государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче всея Руси и при Святейшем Патриархе Иосифе Московском и всея Руси, сделав сий крест поп Иоаким Марии Египетской во храм по своим родителем». Весом 77 золотников.
7. Крест напрестольный, серебряный, вызолоченный, осыпанный жемчугом, с надписью на нем с другой стороны: «7160-го (1652) году, индикта 6-го состроен сей честный крест при державе государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси и по благословению великого господина нашего Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси, в Сретенский монастырь, что на Москве, на Сретенской улице, при игумене Дионисии». Вес 1 фунт 4 золотника.
8. Евангелие в малый лист, печатанное в Москве в 7190-м (1681) году, при Святейшем Патриархе Иоакиме. На загибе верхней сребро-позлащенной доски Евангелия имеется следующая надпись: «Дана сия книга Евангелие в вечное поминовение в Сретенский монастырь, в церковь Пресвятой Богородицы, по боярину князю Василию Петровичу Прозоровскому и по сродникам его. Лета 7197-го, августа в 26-й день».
9. Евангелие в лист, печатанное в Москве в 1698 году.
10. Евангелие в большой лист на александрийской бумаге, печатанное крупными буквами в Москве в 1759 году и скрепленное по листам следующей надписью: «Сия книга священное Евангелие устроено в обитель Сретения в 1786 году тщанием той обители игуменом Арсением, а выходу из теснения типографского 1759 года, месяца февраля».
11. Потир серебряный, вызолоченный, с следующей резной надписью на поддоне: «Чаша Сретенского монастыря Пречистыя Богородицы, что на Москве, на Сретенской улице». На том же поддоне внизу вырезаны следующие надписи: «Пречистой Богородицы, что на Москве, на Сретенской улице, при игумене Дионисии». И под чашей: «При державе государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Pyси, по благословению великого господина Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Pyси, состроены сии сосуды в Сретенский монастырь. Лета 7162-го индикта 7-го». На дискосе надпись следующая: «Блюдо Сретенского монастыря Пречистыя Богородицы, что на Москве, на Сретенской улице». Такая же надпись имеется и на одном блюдечке. Сосуды весом 1 фунт 501/2 золотников.
12. Две священнических ризы из серебряной позолоченной парчи, затканной шелковыми цветами, с бархатными оплечьями, богато украшенными жемчугом, яхонтами, сапфирами, изумрудами и бирюзой. Время поступления этих риз в монастырскую ризницу неизвестно.
13. Блюдо серебряное, местами вызолоченное, в середине которого имеется гравированный крест, а кругом его следующая надпись: «Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному царю нашему даруй на сопротивныя и Своя сохраняй крестом люди». На полях же вокруг всего блюда с лицевой стороны находится следующая резная надпись: «В лета 7173-е (1665) индикта в 5-е сотворено cие блюдо в Сретенский монастырь, в церковь Пречистой Богородицы Владимирской, что на Москве Белом городе, на Сретенской улице, а строил сие блюдо той же обители игумен Дионисий на церковные прикладные, и на синодичные, и на свечные огарочные деньги в похвалу и славу и честь Богу, в Троице славимому, и Пресвятой Богородице и всем святым». Вес 3 фунтов 36 золотников.
14. Лицевой синодик 1691 года на 377 листах.
До 1812 года при Сретенском монастыре было кладбище. Никаких памятников от этого кладбища на монастырском погосте до настоящего времени не сохранилось. Уцелело только несколько надмогильных досок с надписями, вделанных в стену на южной и западной стороне собора. Самая древняя надпись – думного дворянина Василия Яковлевича Голохвастова, умершего в 1678 году, а самая поздняя – генерал-майора князя Александра Александровича Прозоровского, умершего в 1769 году. Из других надписей видно, что здесь были погребены князья Вадбольские и Прозоровские, дворяне Лихаревы, Балк-Палевые, Черновы, Павловы, Бахметьевы, Мещериновы, Голохвастовы, Корины, Марковы, Милютины и др. Надписи эти мало-помалу изнашиваются, утрачиваются, и скоро по ним трудно будет судить о погребенных здесь лицах.
Материал подготовлен студентами Сретенской духовной семинарии. Печатается по кн.: Московский Сретенский монастырь / Сост. иеромонах Иосиф. М., 1911.