Детскую чистоту, целомудренность и кротость нрава Христос ставит в пример как благоприятные Богу: «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 14), и также: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3).
В библейском контексте обязанностью родителей по отношению к своим детям является их образование: пророк Моисей, говоря о заповедях, постановлениях и законах, велел сохранять эти слова в сердцах и «и внушать их детям», «говорить о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6: 7). Наряду с этим непременной составляющей правильного процесса развития личности Библия называет воспитание: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6), причем воспитание должно быть духовно ориентировано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4).
Важную роль в воспитательном процессе играет наказание за провинность: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13: 25). Более того, в ветхозаветной практике дети, злословящие родителей, должны были быть преданы смерти: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21: 17); этот же закон подтверждает и Христос: «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф. 15: 4; Мк. 7: 10).
Писание предлагает путь правильного развития личности – «хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118: 9), то есть по закону Божиему. Также детям предписывается «повиноваться своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость». Необходимо соблюдение заповеди почитания отца и матери, и, как говорит апостол Павел, «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 1, 3). При этом он дает руководство отцам: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4). В другом послании апостол Павел призывает детей быть послушными родителям во всем, «ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3: 20).
В целом библейская педагогическая традиция воспринимает дело развития личности как сложный многогранный процесс, сочетающий в себе строгость наказания и родительскую любовь. При этом основным элементом правильного гармоничного (духовного и физического) возрастания является его укорененность в вере в истинного Бога.
Святые отцы также много внимания уделяли этой теме.
Обязанность родителей – в учебе детей разуму и внушении им добрых правил. Если «родители не оказывают должного попечения», то «души детей будут взысканы от рук их»[1].
Святитель Иоанн Златоуст также напоминает о том, что «мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей»[2], так как «мы отвечаем за их спасение»[3]. Он же указывает главную цель развития личности: «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитать их в законе и учении Господнем. Кто прежде всего научится быть благочестивым, тот через это приобретет богатство и величайшую славу»[4]. Так же указывал и преподобный Симеон Новый Богослов.
Важность юного возраста отмечал святитель Василий Великий, говоря, что именно тогда «душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы», и именно тогда «надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру». Именно в это время, «когда раскроется разум и придет в действие рассудок», тогда «будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех»[5].
Святитель Тихон Задонский сравнивал ребенка с молодым деревцем: «в любую сторону легко склоняется и куда склонится, в ту сторону и растет». «Так и ребенок, – говорит он, – чему научится, к тому и привыкает, чему научится, то и будет творить. Научится ли в юности добру – добрым будет всю жизнь. Научится ли злу – злым будет на всю жизнь. Ребенок может стать и ангелом, и диаволом. Какое воспитание и наставление получит, таким и будет: от воспитания, как от семени, все прочее время жизни зависит. Поэтому увещевает Божие слово родителей: “Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем” (Еф. 6: 4)»[6].
Святые отцы основное внимание, разумеется, уделяли духовному развитию личности. «Основные возбудители греха, – учит святитель Феофан Затворник, – своеумие – в уме, своеволие – в воле, самоугождение – в чувстве». Поэтому, говорил он, нужно «силы души и тела приучать преобладать над ними, сколько можно обессиливать их и доводить до безвредности. На это нужно ориентировать и все воспитание»[7].
Нередко можно встретить замечания святых отцов относительно светской образованности и ее идеалов. Вот что говорит по этому поводу святитель. Иоанн Златоуст: «Не так полезно дать образование сыну или дочери, преподавая им внешние знания и искусства, посредством которых они станут приобретать деньги, как научить их искусству презирать деньги!.. Не заботься о том, чтобы сделать сына известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее… Этому научаются не от учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний… Говорю это не с тем, чтобы запретить образование, но чтобы не привязывались к нему исключительно»[8]. Таким образом, святитель утверждает духовный приоритет в деле образования.
Интересно, что христианская традиция всегда уважительно относилась к светскому образованию, и многие отцы Церкви учились в светских школах и академиях и считали преподаваемые там науки необходимыми для верующего человека. Святитель Василий Великий писал, что «внешние науки не бесполезны» для христианина, который должен заимствовать из них все служащее нравственному совершенствованию и интеллектуальному росту[9].
В школе Церковь видит посредника, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. Это создает основания для сотрудничества Церкви со школой. Ведь образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только механически передавать информацию. Церковь видит необходимость воспитания в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре. Это должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний[10].
В целом, Православная Церковь провозглашает содействие школе в ее воспитательной миссии, «так как от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода»[11].
Подводя итог можно сказать, что христианская традиция видит в деле воспитания, образования и развития личности комплексный процесс, центральной частью которого выступает духовная составляющая. В ней Церковь полагает главный предмет всей педагогики, однако при этом уделяя должное внимание другим элементам гармоничного развития человека.
Также, не менее важным в деле ВОСПИТАНИЯ детей и молодежи является СВОЙ пример, пример РОДИТЕЛЕЙ, БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ. Ведь ИХ ценности, стремления и поступки ребенок перенимает прежде всего! ХРАНИ ВАС БОГ!
«…Что делать? Помогите ради Бога!..»
- Мимо таких просьб проходить нельзя, но как помочь?
Никто, кроме матери не знает лучше своего ребенка, чем сама - родная мать. Никто и не наставит его лучше, чем сама - родная мать.
Вот, что писал в свое время Оптинский старец преп. Амвросий одной женщине:
«…Пишете, что вы глубоко уверены, что нет для человека иного источника благополучия на земле и вечного блаженства на небе, кроме Церкви Христовой, и что все вне оной - ничто, и желали бы передать это убеждение детям своим, чтобы оно было как бы сокровенной их жизнью, но вам кажется, что не имеете призвания учить и не можете говорить с должной силой убеждения об этом великом предмете. Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может, потому что другим вы должны бы еще сперва растолковать ваши понятия и желания, и при том другие не знают ваших детей и их душевное расположение и потребности, и притом слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери на СЕРДЦЕ. Если же вам кажется, что сын ваш многое знает, многое понимает, но мало чувствует, то повторяю, не огорчайтесь и этим. А молитесь Богу, да устроит полезное о сыне вашем, якоже весть. (Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч 1-3. 1 изд. Сергиев Посад, 1908.)
Понимаете, Светлана, если многое упущено в воспитании ребенка, то, что-то уже можно и не вернуть. Но за душу родного дитя родитель должен бороться всю свою жизнь и не отчаиваться в любой ситуации. Конечно, родитель, прежде всего, сам должен осознать необходимость такой борьбы.
Против чего борьба? - Против всего сатанинского и душепагубного, что явлено в этом мире и что пытается поглотить наших детей.
Схема простая - если не мы, родители, наставим своих детей к благочестивому житию и любви к Господу (а если любим Его, то и исполняем заповеди Его), то мир может «наставить» наших детей, уже порой совсем к другому, - что может и погубить дитя…сразу или с временной отсрочкой.
Вы знаете, Светлана, я мог бы привести кучу примеров и вообще долго расписывать тут, но нет ни времени, ни целесообразности в этом. - Никто, практически, не учится на ошибках других. Многим и многим надо самим убедиться лично в своей жизни в том, что за ГРЕХИ - придется ПЛАТИТЬ СКОРБЯМИ, СЛЕЗАМИ и, не дай БОГ, - ВЕЧНОЙ ПОГИБЕЛЬЮ.
Если «молодое деревце» (выражаясь таким определением из этой публикации автора) изрядно накренилось к земле (грехи ведь тянут), то нужно ставить подпорку родителю (если дитя само не способно на это и еще не осознало этой необходимости) и постепенно выправлять (оттягивать) - в другую сторону, - к Свету, - к Богу. Что за подпорка - должно быть понятно. - Материнская (отцовская) любовь, наставление в вере, выправление души ребенка от греха и греховного,..
Родитель и сам должен посмотреть и на свой «ствол» - не кривой ли он остался до сих пор от безбожной юности-молодости или прошлого теплохладного жития, - без «церковных напрягов», без фактической веры. - «Горбатый» - «горбатого» не поправит.
Но скажете Вы: И сама я недостаточно «распрямилась» и вижу, что сына клонит только в одну сторону,..что же делать, все-таки?..
- Не унывать. «Распрямляться» далее самой, - а сын, наблюдая за этим, быть может, скорее осознает и то, что нет ничего страшнее в этом мире, чем не ПРИДТИ СВОИМИ ДЕЛАМИ, ВЕРОЙ, СЕРДЦЕМ к БОГУ и нет ничего ценнее в этом мире, чем ПРИДТИ к БОГУ и более НИКОГДА НЕ УДАЛЯТЬСЯ ОТ НЕГО.
«…Приидите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко»… (Мф. 11:28-30).
- Сказано Господом на все века и для всех людей. - Это Спасительная Заповедь для каждой минуты жизни человеческой и для любой жизненной ситуации и для всякого возраста, в т.ч. для возраста…16-летнего юнца.
Если всеми «фибрами» души вдуматься в Эту Заповедь, поверить Ей и взять Ее в свою жизнь и в свое сердце, - то освятятся и душа и сердце и сама жизнь, а Главное будет ждать впереди - ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ со ХРИСТОМ, в ВЕЧНОМ СВЕТЕ и ВЕЧНОЙ РАДОСТИ. - Только святое может войти во СВЯТОЕ.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вам надо поговорить с духовником. От них главный совет и помощь. Ибо они, священники, призваны для этого Господом. И конечно надо молиться неотступно за сына, в любой ситуации, даже тогда, когда может показаться, что надежды уже никакой нет.
Прошу простить меня - если что-то написал не так. Написано было не в качестве совета и поучения, а качестве, быть может, маленькой помощи от брата во Христе, - помощи, о которой Вы сами и запросили.
Как объяснить ребенку почему родные для него люди не ходят в храм и т.д. Вот и приходится молиться: Господи вразуми, просвети как воспитать детей истинными христианами
Ув. р.Б. Александру: >
Думаю, что это правильно. В письмах арх. Иоанна (Крестьянкина) неоднократно встречаются слова о том, что воспитание детей и внуков в Боге - прямая обязанность каждого семейного православного мирянина.
Вспоминаю годы своего молодого отцовства и думаю о том, что многих ошибок лично своих, да и супруги, можно было избежать, если бы в то время были доступны и духовные поучения и наставления св. отцов Церкви, доступно Св. Писание и многое другое из того, что теперь – в открытою и к чему мы попривыкли теперь.
Цитата из текста автора (слова св. Иоанна Златоуста): «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитать их в законе и учении Господнем…» - Знать бы об этом тогда твердо и уверовать и принять эти (и им подобные) слова не только разумом, но и сердцем, - и акцент воспитания собственных детей был бы совсем другой, да и личных грехов, наверное, многих бы не совершил. Знаете, ведь действительно, многое определяет для человека – в какое время он живет. С юных лет я слышал в школе и вне ее…Человек это звучит гордо!!!…Человек рожден для счастья, как птица для полета!!!..и т.д. и т.п. - А когда вошел в пору своего зрелого возраста, то узнал и услышал…Слава Тебе Господи!.., и «…в мире скорбны будете…». – От того, что возьмешь из этого (и другого подобного) на вооружение в свою жизнь, и итог различный будет.
Цитата из работы: «Святитель Тихон Задонский сравнивал ребенка с молодым деревцем: «в любую сторону легко склоняется и куда склонится, в ту сторону и растет»». – Многие родители в возрасте, бабушки и дедушки с этим утверждением согласятся. Добавлю к этому свою грусть и печаль из сегодняшних своих наблюдений и представлений о молодом поколении.
…Да, юную душу, благочестивые верующие родители теперь дополнительно могут наставлять, уберегать от козней мира, и собственным опытом и опытом Церкви…Но как дополнительно окреп и погибельный ветер современной действительности, который, теперь уже, как шквал, налетает и гнет «молодое деревце» и даже ломает его, теперь все чаще и чаще. – Телевидение, пресса, семейно-школьно-дворовые современные кодексы поведения и чести, личные недалекие интересы, - заземленные на…землю, а не на пути спасения своей души. Многое здесь можно было конкретизировать примерами, но у большинства читателей есть свои примеры…Для справедливости нужно отметить и следующее: - Не воспитывали, не назидали, как положено, а вышел хороший и добрый человек…И, наоборот. – Примеры, наверное, и для этих случаев у читателей найдутся.…Но все это единично, да и о полном…невоспитании (или воспитании, если случай «наоборот»), скорее всего, нельзя утверждать. А вот о прямой пропорции…Чем больше истинного добра и памятования о Господе заложишь в ребенка, - тем больше будет добр и свят душой этот человек в своей жизни, - утверждать можно на примере многих и многих судеб, которые описаны в святоотеческом наследии, которым есть примеры и в недалеком прошлом.
Цитата из работы: «Церковь видит необходимость воспитания в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре. Это должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний»
…И школа видит – «необходимость воспитания в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре» - Об этом, кстати, нам школярам 60-70гг. прошлого века, также говорили на уроках от 1 до 10-го класса (11-го тогда еще не было).
Год или два назад я прочел мнение одного нашего священника о том, что надо говорить прямо и вводить этот предмет прямо –«Закон Божий», а не «Основы Православной Культуры» в школьное изучение. Мнение этого батюшки мне более импонирует и понятно. И я за прямоту здесь. – Но эта тема наисложнейшая (по имеющимся трудностям и препятствиям, обстоятельствам) и… terra incognita, т.к. прецедента введения православного учебного предмета в массовую светскую школу российского светского государства, еще не было. Обстановка с царских времен сильно изменилась и многое теперь привнесено и безбожным периодом и современным греховным влиянием (многого и многого) на…молодые ростки душ наших детей.
Ясно, что ситуацию надо выправлять и учить также детей…заземляться не на землю, а прибегать в своей жизни во всем и всегда к Господу. – Задача воспитания, в нашем православном представлении, братья и сестры, и школы и семьи.
Что и как будет в школе и как там получится, учитывая и завуалированные фразы, термины, названия и подходы порой в этом деле, - сказать очень трудно каждому из нас. А вот воспитание и наставление в Страхе Божием ребенка в семье – на это и святые отцы прямо указывают нам и мы сами многие это теперь твердо понимаем. От этих трудов польза будет не только сыну и дочери, но и родителям, в т.ч. когда отец и мать прейдут черту жизни и дети, по воспитанной и познанной любви к Господу и к родителям, - будут вновь и вновь (до конца уже своей жизни) воздыхать к Богу и следующими словами из «Молитвы детей за родителей»…. - Яко научившему(ей) мя первее всего ведети Тя своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единого уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя…»
Благодарю автора за включение в текст и очень важных слов: «Святитель Иоанн Златоуст также напоминает о том, что «мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей», так как «мы отвечаем за их спасение»».
- На мой взгляд, это изречение ценно не только для отцов и матерей, но и - для дедушек и бабушек. Во всяком случае, пишущий эти строки дед (два внука и внучка) эти слова воспринял серьезно и также и на свой счет.