Свято-Ольгинская община сестер просвещения и женская диакония в России рубежа XIX-XX веков. Часть 2

Объяснительная записка к утвержденным правилам общин сестер просвещения при церковно-учительских женских школах[1]

Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь
Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь
Применение женского труда в области народного образования с каждым годом все более и более увеличивается и, по имеющимся сведениям, постепенно вытесняет из этой области мужской труд. Основанное на данных Министерства народного просвещения и земств, это положение применимо и к церковным школам ведомства православного исповедания. И здесь число учительниц (в настоящее время, правда, несколько меньшее, чем число учителей: по последней переписи, в церковных школах учительствавало 23 268 мужчин и 22 804 женщины) в недалеком будущем, надо ожидать, не только сравняется, но и превысит количество лиц мужского пола, посвятивших себя педагогической деятельности в церковноприходской школе. В ряде других причин не малое значение в этом отношении будет иметь новый закон об отбывании воинской повинности, привлекающий к таковой, в числе прочих, и учителей народных училищ. Со времени введения в действие этого закона значительная часть учителей, находящих ныне в народной школе убежище от военной службы, едва ли пожелает, по отмене упомянутой льготы, нести нелегкий труд учительства и, вероятно, поспешит променять его на более соответствующие их потребностям занятия. А вместе с тем возрастет число лиц женского пола, ищущих в народном учительстве не только куска хлеба, но и высокой идеи служения народу.

Отмеченный рост женской народно-просветительной силы побуждает к особливому попечению о том, чтобы эта сила была обращена к действительным запросам народного духа, чтобы, отвечая этим запросам, она возможно долее сохранила свою творческую производительность и принесла таким образом наибольшую пользу народу. В ведомстве православного исповедания специальными учреждениями, направляющими указанную силу к определенной цели, являются церковно-учительские школы. Эти учреждения, учащийся контингент коих в подавляющем большинстве составляют дети народа, являются одновременно и показателями действительного воспитания и обучения подрастающих поколений в духе Православной Церкви и рассадниками будущих деятельниц на ниве церковного просвещения народа. На эти именно учреждения и должно быть обращено особое внимание, чтобы указанная выше двоякая по видимости, но единая по существу задача осуществлялась в полной мере.

Основное требование успешности всякого дела, в коем участвует совокупность лиц, есть согласованность действий. Эта согласованность более чем где-либо необходима в деле воспитания и обучения. В церковной школе, рассматривающей народное образование не как одно только научение грамоте, а как гармоническое в свете Христова учения и на его основе развитие младенчествующей души народа, учительство есть не столько наука или искусство, сколько религиозный подвиг, успешность коего измеряется степенью религиозного воодушевления тех, кто этот подвиг несет. Поэтому указанная выше согласованность педагогических действий учащих в церковных школах должна обусловливаться не столько требованиями внешней педагогической дисциплины, сколько глубоким внутренним единением духа, согласованностью настроений, единством идеалов, построенных на христианских началах в строго церковном направлении. Такое единение достижимо лишь тогда, когда объединяющее учащих учреждение будет построено на религиозной основе. Необходимо далее иметь в виду, что материалом объединения, о коем идет речь, являются русские сельские учительницы, вышедшие в большинстве из народа. Поэтому объединяющий орган должен быть сроден народному духу, понятен ему не по названию только, а по существу. Таким органом, издавна существующим на Руси и любезным русскому народу, является община: общины монастырские, общины сестер милосердия. Подобно этим общинам, при церковно-учительских женских школах, существующих как при женских монастырях, так и отдельно от оных, надлежит учреждать общины сестер просвещения. И как в общинах сестер милосердия самоотверженное служение людям является в глазах русского народа религиозным служением Богу во благо страждущего человечества, так и в общинах сестер просвещения такое самоотверженное служение просвещению народа должно принять характер религиозного служения Богу во благо пребывающих во тьме братий и сестер о Христе. Общинам сестер просвещения дать наименование в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги – первой русской женщины, просветившейся христианским учением и положившей начало христианскому просвещению русского народа.

Из того, что общины сестер просвещения учреждаются при школах, состоящих в ведении епархиального начальства, и сами они суть учреждения церковного характера, необходимо следует, что означенные общины должны состоять в ведении местного епархиального преосвященного. Ближайшее управление делами общины надлежит предоставить либо начальнице общины единолично, либо коллегиальному учреждению – совету общины. Сосредоточение власти управления в одном лице имеет преимущество быстроты решения и распоряжения, но такое сосредоточение имеет и неудобные стороны, так как при возможной смене начальниц не обеспечивает постоянной осведомленности о характере, настроении и материальном положении сестер просвещения, вышедших в разное время из данной церковно-учительской школы, открывает возможность пристрастного суждения о достоинствах и недостатках сестер просвещения и, наконец, при расширении деятельности общины может стать непосильным бременем для одного лица. По сим соображениям представляется более предпочтительным управление делами общины сестер просвещения вверить коллегиальному учреждению – совету, с начальницею во главе. В состав совета входят сестры просвещения – учительницы данной церковно-учительской школы, для коих принятие звания сестры просвещения, не принудительное само по себе, является внутренне необходимым, ибо служит показателем той духовной настроенности, какая требуется от учительниц церковных школ вообще, а от наставниц церковных учительниц в особенности. Кроме учительниц, непременным членом совета общины сестер просвещения должен состоять заведующий церковно-учительской школой священник или законоучитель оной, так как ему, участвовавшему в подготовке учительниц церковных школ, не может быть безразличною их дальнейшая судьба и деятельность. Ведению совета общины сестер просвещения как главного управления общиною в административном и хозяйственном отношениях подлежат все дела по принятию в состав общины новых членов, по наблюдению и оценке деятельности сестер просвещения, по награждению их и по исключению из общины оказавшихся недостойными звания сестер просвещения. Наблюдая за деятельностью сестер просвещения и направляя ее к вящему совершенству, совет составляет для них инструкции и правила. Имея, кроме того, попечение об оказании материальной помощи сестрам, впавшим в несчастье, совет заботится о надлежащем оборудовании хозяйственной части общины, об изыскании необходимых средств и о надлежащем их расходовании.

Начальница общины есть непосредственная руководительница сестер просвещения, принадлежащих к общине. Являя в своем лице пример религиозной настроенности и одушевленного служения идее церковной школы, начальница общины должна иметь неусыпный надзор за точным исполнением сестрами просвещения принятых ими обязательств. Дабы деятельность начальницы общины имела в этом отношении положительные результаты, необходимо предоставить ей не только воздействовать на сестер путем устного или письменного наставления и вразумления, но, если представится надобность, лично или при посредстве испытанных сестер проверять на месте деятельность более слабых сестер просвещения и принимать меры к тому, чтобы возможные у последних недостатки и упущения не имели длительного характера, а получали скорейшее исправление. В том случае, если церковно-учительская школа существует при монастыре, естественной начальницей общины сестер просвещения является настоятельница обители не только по своему служебному положению, но и по тому духовному опыту, каким, предполагается, обладает лицо, коему вверено руководство духовною жизнью целого сонма монашествующих. Если же существование школы, при коей учреждается община сестер просвещения, не связано с монастырем, то начальницею может быть назначена епархиальным преосвященным та из учительниц школы, которая в своей жизни и деятельности наиболее проявила религиозное проникновение идеалами церковной школы.

Совет общины сестер просвещения при церковно-учительской школе является ядром, вокруг которого группируются рядовые, так сказать, сестры просвещения. Такие сестры поступают в состав общины, прежде всего, из воспитанниц школы, окончивших полный курс учения и уже подвизающихся на ниве народного просвещения. Необходимо, однако, оговорить, что вступление в общину должно быть чуждо всякой принудительности: в состав общины поступают только те, кто уразумел внутреннюю красоту этого института и ту пользу, какую может принести пребывание в общине вступившей в оную сестре и предлежащему ей делу. Невступление в общину не должно сопровождаться никакими служебными ограничениями или нравственными огорчениями. Свободное вступление в общину обеспечивает ей большую сплоченность членов между собою и ту идейность служения, каковая является главной целью учреждения общин сестер просвещения. Такая же свобода выбора должна быть предоставлена и оканчивающим курс учения в школе воспитанницам. При этом нет никаких оснований опасаться, что свобода выбора поведет к сплошному уклонению воспитанниц от вступления в общину. Наоборот, следует ожидать, что вступление в ряды сестер просвещения воспитанниц, окончивших курс учения в церковно-учительской школе, сделается обычным явлением.

Существенное влияние окажет в этом отношении естественное тяготение выпускаемых к воспитавшей их школе и желание сохранить с нею духовное общение в будущем, а также и то, что пребывание в общине связано с возможностью получать от нее не только духовную поддержку, но и материальное вспомоществование в случае болезни, лишения по независящим обстоятельствам места, старости, утраты трудоспособности и т.д. В состав общины сестер просвещения могут быть принимаемы только такие выпускные воспитанницы, которые за время пребывания в школе при хороших успехах в науках и добром поведении обнаружили религиозную направленность и влечение к учительству в церковно-народной школе соответственно духу этой школы. Воспитанницы, принятые в состав общины сестер просвещения непосредственно по окончании курса учения в школе, могли бы рассчитывать на преимущественное внимание при замещении свободных учительских вакансий. Но и здесь необходимо оговорить, что уклонение по тем или иным соображениям способной в науках и благонравной воспитанницы от вступления в общину сестер просвещения не должно создавать для нее ограничений в особом внимании при предоставлении учительского места, дабы такими ограничениями не придать поступлению в общину принудительного характера. Но при конкуренции аттестатов предпочтение безусловно должно быть отдано той, которая при окончании курса учения была признана достойною зачисления в общину и по изъявлению согласия принята в таковую. Что касается воспитанниц, не проявивших в течение школьного обучения соответствующего сестре просвещения настроения, то таковые могут быть принимаемы в состав общины по предварительном испытании в деле учительства.

Желающие поступить в общину сестер просвещения учительницы и воспитанницы церковно-учительских школ должны утвердиться в мысли, что церковно-народное учительство, к коему они призываются, есть, как сказано выше, всестороннее во свете Христова учения и на его основе развитие народной души. Посему сестры просвещения дают обет и подписку непрестанно возгревать в себе и учащихся огонь любви и преданности Православной Христовой Церкви, ее учению и обрядам, насаждать и укреплять верноподданнические чувства к верховному покровителю и защитнику Церкви, первому сыну ее – государю императору, утверждать и возращать в себе и учащихся любовь к русскому народу не в одном только свете земных его потребностей, а и в свете высших идеалов евангельского совершенства. Сестры просвещения должны иметь особое попечение о том, чтобы их учительное слово не расходилось с делом; они должны примером своей доброй подвижнической жизни воспитывать детей. Поэтому все, что церковным уставом предписывается православному христианину, как-то: непопустительное посещение богослужений, неуклонное исполнение долга исповеди и святого причащения, строгое соблюдение постов и прочее – все это сугубым долгом лежит на сестрах просвещения.

Принятие звания сестры просвещения возлагает на вступающих в общину обязательства, выходящие из рамок повседневной жизни и обычного настроения. Поэтому необходимо, чтобы вновь вступающие в состав общины подготовляли себя к предстоящему подвигу постом и исповедью, а в самый день вступления в ряды сестер просвещения причащались святых таин. Вступлению в состав общины надлежит придать вид некоего церковного молитвословия. Это молитвословие совершает епископ, буде церковно-учительская школа находится в епархиальном городе, или, с благословения епископа, заведующий школой священник или законоучитель. Видимым знаком призвания на сестру просвещения благословения Божия вместе с непрестанным напоминанием ей о предлежащем подвиге должно быть возложение на нее особо установленного для сестер просвещения креста на цветной ленте. Ношение креста не только выделит сестру просвещения из ряда других учительниц, но – что особенно важно – осенит ее покровом церковности, привлечет внимание, расположение и доверие народа и оградит от многих встречающихся в жизни сельских учительниц испытаний на почве грубости нравов и невежества. Особо потрудившимся сестрам просвещения надлежало бы выдавать в поощрение серебряный крест на установленного цвета ленте. Начальницы же общины носят сребропозлащенный крест. Такой же крест возлагается на сестер просвещения, потрудившихся с пользою для дела не менее 25 лет. Присвоение сестрам просвещения креста и награждение их не должно, конечно, исключать возможности получения ими и других наград, установленных для преподающих в церковных школах, ибо поскольку Церковь заинтересована в успешной деятельности сестер просвещения как религиозных воспитательниц и церковных учительниц подрастающего поколения, постольку и государство не может быть равнодушным к трудам их на ниве народного просвещения. Надлежит только установить, что представление к награде сестер просвещения производится не иначе как по получении согласительного отзыва совета той общины, к какой принадлежит награждаемая сестра, так как со времени вступления в общину сестра просвещения принадлежит сугубому наблюдению учебного начальства, как учительница, и совета общины, как сестра просвещения.

Педагогическая деятельность сестер просвещения не нуждается в особой регламентации, так как в этом отношении сестры просвещения руководствуются общими по духовному ведомству законоположениями, распоряжениями и разъяснениями подлежащих начальств, а в преподавании порученных предметов – установленными программами. Особенность педагогической деятельности сестер просвещения заключается в их религиозном воодушевлении, во всемерном проведении в жизни через школу начал церковной настроенности и, конечно, в чистоте личной жизни. С этих именно точек зрения рассматривается педагогическая деятельность сестер советом общины. Но дабы совет общины имел надлежащие материалы для суждения о деятельности сестер просвещения, по окончании учебного года, по возможности, собираются в общие, к коей принадлежат, предоставляют начальнице общины отчет о своей деятельности за истекший год и получают от нее руководственные указания на будущее время. На основании этих отчетов начальница общины составляет общий обзор деятельности сестер просвещения, каковой обзор, по заслушании его советом общины, представляется, при заключении совета, епархиальному преосвященному, от коего зависит принятие тех или иных мер к улучшению и расширению деятельности сестер просвещения, намеченных советом общины на основании данных обзора. Отчеты сестер и копии обзоров начальницы общины должны храниться в общине как живая летопись деятельности общины и школы, при коей она существует. Общее собрание сестер просвещения в общине, хотя один раз в год – на большее рассчитывать трудно по материальным соображениям, достигает и другой цели. Связанные между собою принадлежностью к одной общине, но рассеянные условиями службы в различных местностях, сестры просвещения, естественно, будут чувствовать потребность в живом непосредственном общении друг с другом, дабы иметь возможность поделиться приобретенными данными педагогического и житейского опыта, проверить на опыте других правильность применяемых методов обучения и воспитания и таким образом – путем обмена мнений – расширить свой кругозор. Понятно, что лучшим местом такого обмена мыслями и наблюдениями является община, или – что то же – школа, из которой вышли сестры просвещения. Было бы желательно, чтобы сестры, если бы пожелали, могли все каникулярное время проводить в общине, но это зависит не столько от желания, сколько от материальных средств, коими будут располагать общины. Думается, что на первых порах, по крайней мере, многие общины не в состоянии будут приютить у себя сестер просвещения на такой продолжительный срок, как летние каникулы. Будет хорошо, если они бесплатно или, при ограниченности средств общины, за наименьшую плату дадут кров и пищу сестрам просвещения на короткое время представления ежегодного отчета и взаимного обмена мыслей.

Подобно тому как поступление в ряды сестер просвещения должно быть чуждо всякой принудительности, так и выход из состава общины должен быть беспрепятственным; насильственное удержание ничего не породит, кроме недовольства и озлобления, вредных для дела. Доколе в душе живы побуждения к несению сестричного креста, до тех пор сестра просвещения остается в общине. Но как только под давлением тех или иных обстоятельств порвалась духовная связь с общиной, простое письменное заявление начальнице, с возвращением установленного для сестер просвещения креста, должно знаменовать собою выход из общины. Добровольное оставление общины не должно сопровождаться для сестры ограничениями по службе, если она остается на таковой. Выбывшая по своему желанию сестра лишается только права на крестоношение и на получение нравственной и материальной поддержки от общины. Но чтобы оставление общины не делалось под влиянием случайных, необдуманных побуждений, возврат в общину надлежит обусловить строгим обсуждением в совете общины предшествующей жизни и деятельности выбывшей сестры и уважительности обстоятельств, побудивших ее покинуть общину; причем если возвращающаяся сестра будет признана заслуживающею обратного принятия в состав общины, то начальница назначает ей испытание на определенный срок. В течение этого срока испытуемая не пользуется правом крестоношения и получения пособий от общины. В особо исключительных случаях это испытание может быть, впрочем, и не назначаемо, но не иначе как с разрешения местного епископа. Иное отношение должно быть к сестре, по своей жизни и деятельности оказавшейся недостойной носимого звания. Такая сестра по представлению совета общины, утверждаемому епархиальным преосвященным, навсегда исключается из общины и не допускается более к учительству в церковных школах. Никаких послаблений в смысле обратного приема в общину сестер, опорочивших своей жизнью и учением носимое ими звание, допускать не должно, ибо, с одной стороны, сознательное проведение в жизнь начал, прямо противоположных тем, кои поставляются долгом совести для сестер просвещения, свидетельствует о глубоком внутреннем разрыве с общиною, доходящем до полного отрицания ее, а с другой – суровая дисциплина в отношении отпадших необходима как средство подбора в общину чистого и крепкого зерна.

Главную задачу общин сестер просвещения составляет объединение в православно-церковном направлении педагогических идеалов и деятельности народных учительниц, выпускаемых из церковно-учительских школ. Попечение о надлежащем осуществлении этой задачи, направляя к этой цели деятельность сестер просвещения и оказывая им в потребных случаях нравственную поддержку, советы общин не должны оставлять без внимания и материальных условий деятельности учительниц народных школ. Материальная необеспеченность таковых учительниц общеизвестна, и потому, доколь не найдено исчерпывающих способов обеспечения учащих в народных школах, совету общины сестер просвещения не должно быть чуждо и попечение о вспомогательно-благотворительной деятельности в отношении к сестрам, трудящимся на ниве народного образования. Размеры такой деятельности, разумеется, будут зависеть от того, какими средствами будут располагать советы общины. Обращаясь к источникам, из которых советы общин могли бы почерпать средства для развития своей вспомогательно-благотворительной деятельности, необходимо прежде всего иметь в виду, что каждая община сестер просвещения по идее представляет дружную семью, члены коей нравственно обязаны помогать друг другу в приключившейся нужде. Отсюда естественно возникает мысль о самообложении сестер просвещения <для помощи> в каждом отдельном случае постигшего ту или иную сестру испытания. Эта мысль представляется приемлемой уже по одному тому, что самообложение теснее связало бы сестер просвещения между собой. Но в интересах обеспечения своевременного получения помощи сестрою просвещения, впавшей в несчастье, необходимо поставит самообложение вне зависимости от случайного оскудения средств у участниц обложения. Поэтому представляется более целесообразным заменить периодическое самообложение единовременными взносами. Само собою разумеется, что эти взносы должны быть наименьшими, дабы вносящие таковые не могли сетовать на обременение их скромного бюджета. Думается, что рублевый взнос в год не составит обременения для сестер просвещения, как бы ни был скуден их заработок. Собранные таким образом деньги не составят значительной суммы для широкого вспомоществования, но они дадут возможность советам общин положить начало делу, какое может развиваться на счет других источников. Как бы ни было велико число сестер просвещения в данной общине, тем не менее, нельзя рассчитывать на то, что община соберет достаточные для вспомогательно-благотворительной деятельности средства одним только путем обязательных взносов сестер: ограниченность содержания, получаемого учительницами народных школ, каковыми являются сестры просвещения, разрушает в этом отношении всякие иллюзии. Поэтому представляется необходимым привлечь к вспомогательно-благотворительной деятельности советом общин сестер просвещения лиц, кои, ревнуя о воспитании и просвещении русского народа в духе Православной Церкви, но не имея возможности делать это непосредственно, могли бы помогать общинам в достижении указанной цели своими материальными средствами в форме членских взносов или добровольных пожертвований. Таким лицам, непременно православного исповедания, надлежало бы присвоить наименование членов-благотворителей, и размер ежегодных взносов установить не менее 3 рублей в год.

Ежегодные взносы сестер просвещения и членов-благотворителей, а равно добровольные пожертвования – не единственные источники вспомогательно-благотворительной деятельности советов общин. Время, энергичная деятельность советов и сочувствие общества откроют, с помощью Божией, и иные пути в изыскании средств для поддержания материального благополучия сестер просвещения и, надо надеяться, это дело в будущем настолько окрепнет и расширится, что уже не будет надобности в обложении сестер ежегодными взносами. Что касается, наконец, расходования сумм, принадлежащих общинам, то в этом отношении не встречается надобности в особливых указаниях. Советы общин, совпадающие при намеченной организации с советами церковно-учительских школ, в расходовании и отчетности денег, принадлежащих общине, могут руководствоваться правилами советов названных школ по заведыванию денежной и хозяйственной частями сих школ, утвержденными по определению Святейшего Синода от 10–22 января 1907 года за № 43. Надлежит только упомянуть, что средствам общины ведется особый счет, и расходование их на нужды школы, равно как и школьных средств на нужды общины, отнюдь не допускается.

Торжество открытия первой Ольгинской общины сестер просвещения[2]

В 30 верстах от города Гродно на высоком открытом месте стоит видимый издалека Красностокский женский монастырь. Величественный храм окружен трехэтажными зданиями Алексеевской церковно-учительской школы, сельскохозяйственного училища и вновь сооружаемым домом для монастырской трапезы и келий сестер. К храму примыкает большой старый монастырский корпус. Близ недавно сооруженной базилики помещаются большая больница, электрическая станция, ткацкая мастерская, образцовая прачечная, сараи для изготовления бетонных пустотелых камней и разные монастырские службы. Весь этот школьный городок, за исключением старых храма и корпуса, возник в последние десять лет. В обители ныне проживают до 300 сестер, а в школах разных наименований и приюте свыше 550 воспитанниц и детей. Все население Красностока с больными, находящимися в больнице, и рабочими доходит до 1000 человек.

16 сентября 1912 года останется памятным днем для обители. Из дальних и ближних мест собрались в обитель богомольцы, желавшие присутствовать при торжестве открытия Ольгинской общины сестер просвещения. Из Гродно приехали командир корпуса генерал-лейтенант Шейдеман с супругою, начальник дивизии генерал-лейтенант Кайгородов, прокурор окружного суда Кадыгробов, председатель братства Кошелев, секретарь консистории Шелутинский и многие другие лица. Божественную литургию совершали архиепископ Михаил Гродненский и епископ Владимир Белостокский. На солее стояли 17 учительниц, окончивших курс в Алексеевской церковно-учительской школе. Они пожелали получить звание сестер просвещения и накануне исповедовались у духовника училища. Архиепископ Михаил приобщил их святых таин. По прочтении одною из них молитв по причащении, владыка сказал им трогательное по глубине чувств слово о значении обязанностей сестры просвещения по отношению к Церкви, к школе и к детям, вверенным их руководству. Преподав им благословение на предстоящие труды, архиепископ Михаил прочел текст обещания, даваемого учительницами перед вступлением в число сестер. Учительницы с поднятою правою рукою повторяли слова обещания. Особенно сильное впечатление произвело на присутствующих обещание «послужить, доколе Богу угодно будет, просвещению на христианских началах, согласно учению Православной Церкви, отроков и отроковиц, ищущих обучения книжного, непринужденно <…> да в день он услышу о себе глас Праведного Судии, свидетельствующий, что тщилась я исполнить заповедь: “Иже научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем”. Памятуя же слова апостола, яко “не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, (сии) оправдятся”, потщуся не словом токмо, но и самым житием неленостно возгревать в себе и учащихся ревность к дому Божию, верность царю православному и любовь к народу русскому, в чем да поможет мне Бог».

Подписанное учительницами обещание вручалось ими владыке, который затем возложил установленные Святейшим Синодом деревянные кипарисные кресты на игуменью Елену, как на начальницу общины, и на всех принятых в общину сестер.

По отпусте литургии был соборне отслужен молебен Богоматери и небесной покровительнице общины – святой равноапостольной великой княгине Ольге. По возглашении обычного многолетия из собора двинулся крестный ход в Алексеевскую церковно-учительскую школу. В столовой одна их сестер приветствовала архиепископа сердечным словом. От имени всех сестер она благодарила владыку, игуменью Елену и всех способствовавших учреждению общины и заявила, что она и все сестры с радостью принимают на себя трудное и ответственное послушание, возлагаемое на них новым званием сестры просвещения.

Обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер произнес затем следующую речь:

«Искренно приветствую вас, дорогие сестры просвещения. Благодаря вам Красностокская обитель, под сенью коей вы обучались, переживает ныне светлый и радостный день. В ней состоялось открытие первой в России Ольгинской общины сестер просвещения. Определением Святейшего Синода от 19 октября 1911 года были утверждены правила названных общин, открываемых при церковно-учительских школах. Потребность в учреждении этих общин давно чувствовалась. Открываются они, как видно из §1 правил, в целях упрочения воспитательного влияния учительниц церковно-приходских школ, объединения их педагогической деятельности и обеспечения их благополучия в нравственном и материальном отношениях, при женских монастырях, где имеются церковно-учительские школы, или при таковых школах, существующих отдельно от монастырей. На основании §7, общины сестер просвещения состоят из лиц женского пола, желающих посвятить себя обучению и воспитанию детей на христианских началах, согласно учению Православной Церкви. В состав общины сестер просвещения входят а) учительницы церковных школ, признанные советом общины достойными сего звания, б) выпускные воспитанницы церковно-учительских школ, удостоенные советом общины, по окончании выпускных испытаний, звания сестры просвещения по вниманию к отличным успехам и поведению во время обучения в школе.

Необходимость учреждения общин сестер просвещения вызвана заботою об упрочении воспитательного влияния учащих в церковных школах. Люди, желающие способствовать росту здоровых сил народа, сокрушаются, видя падение нравственного уровня подрастающего поколения. Почти повсеместно увеличивается разнузданность молодежи, хулиганство принимает тревожные размеры; повседневные случаи всевозможных насилий, чинимых и в больших городах, и в глухих деревнях, естественно приводят к изысканию средств для прекращения этого положения дел, нетерпимого в благоустроенном государстве. Не нашествие варваров нам страшно, а эти варвары, умножающиеся среди нас. Жизнь при таких условиях становится невозможною, и государство должно изыскивать меры к устранению одичания и озверения молодого поколения. Школьное воспитание является одним из наиболее пригодных для сего средств, и хотя, несомненно, существующие школы приносят в сем отношении посильную пользу, но размеры ныне существующего зла столь велики, что является неотложная необходимость изыскивать новые средства для его уврачевания. Следует подготовлять особые силы, особых борцов, способных на вполне самоотверженный труд, посвященный воспитанию детей, обучающихся в школе. Необходимо, чтобы лица эти всецело и безраздельно принадлежали школе, чтобы, служа высоким целям воспитания, они отрекались от собственных личных интересов. Понятно, что призыв к такому служению есть призыв к подвигу, а так как при обычном течении занятий нельзя рассчитывать на исключительный подвиг трудящихся, то для удовлетворения такой потребности представляется необходимость в создании особой организации, состоящей из лиц, добровольно принимающих на себя тяготу самоотверженного подвижнического служения для борьбы со всякою тьмою, грубыми инстинктами невежественной толпы. Сестры просвещения призываются к этой трудной и ответственной деятельности. Для ее плодотворности и успешности безусловно необходимы строгая согласованность действий и единообразие педагогических приемов. Община тем и хороша, что она способна придать этим действиям стройность и последовательность, и засим она является надежным способом для улучшения нравственного и материального благосостояния сестер. Учительница по окончании курса нередко находится в крайне тяжелых условиях. Часто одинокая, почти всегда бедная, она нередко испытывает всю горечь беспомощного положения. Существуя на гроши, проживая впроголодь в сырых, холодных помещениях, она подчас изнемогает, не имея к кому обратиться за помощью или советом. Входя в состав общины сестер просвещения, она входит как бы в родную семью. Ей будет легче жить и трудиться при сознании, что она не одинока, что у нее есть своя семья – родная община, всегда готовая приютить и успокоить ее. С подобным сознанием ей будет легче нести добровольно взятый на себя подвиг.

Мысль о желательности учреждения просветительских общин была в свое время встречена полным сочувствием со стороны Сергея Александровича Рачинского. Он находил, что общины просвещения принесут церковной школе особую пользу тем, что создадут более прочные условия для плодотворной деятельности школьных учительниц.

Весьма знаменательным является присвоение общинам просвещения наименования Ольгинскими. Святейший Синод, вверяя их небесному покровительству святой равноапостольной великой княгини Ольги, призывает их к подражанию этой великой русской женщине, первой принявшей святое крещение и явившей образец удивительной настойчивости и энергии в осуществлении намеченной ею цели. Пример вашей небесной покровительницы да вдохновит вас неуклонно и неизменно осуществлять добровольно принятый на себя обет, всеми силами ума и сердца служить великому делу просвещения.

В видах облегчения вам исполнения возложенных на вас обязанностей, вам дается §11 правил особая одежда – темно-серое платье с черным фартуком и белою косынкой на голове. В праздничные дни предоставляется серое платье заменять белым. Усвоение особой формы имеет глубокий смысл. Имея платье определенного цвета и простой головной убор, вы не будете непроизводительно расходовать время на праздные и суетные заботы, не будете думать, как и во что одеваться. Ваши мысли должны принадлежать великому просветительному делу, а не служению моде. Форма оградит вас от посещения сборищ и увеселений, на которых ваше появление могло бы вызвать соблазн. Форма всегда будет напоминать вам и другим, что, пока вы ее носите, вы принадлежите не себе, а идее самоотверженного служения народу. На служение сестры милосердия страждущим наш народ смотрит как на служение Богу. Такое же значение он придаст и служению вашему на поприще просвещения светом Христова учения детей православного народа.

В силу §10, на вас при принятии в общину возлагается особый кипарисный крест на синей ленте. Крест этот должен иметь для вас особое значение. Вы должны им дорожить и с честью носить его. Взирая на распятого за грехи наши Страдальца, вы должны проникаться добрыми христианскими чувствами. Много вам придется переносить тяжелых и незаслуженных огорчений. Терпя от злобы людской, вспоминайте о крестном страдании Христа, милосердно простившего Своих истязателей. Помните, что крест – божественное сокровище, дорожите им и ради Распятого прощайте обидящим вас. Ношение креста оградит вас от поступков, несовместимых с положением лица, коему присвоено столь дорогое для христиан отличие. Кресты, ныне на вас возложенные, присланы наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандритом Товиею по постановлению лаврского Собора в благословение вам от обители. Смотрите на них как на благословение самого преподобного отца нашего Сергия Радонежского чудотворца, великого молитвенника за русскую землю. В трудных жизненных обстояниях молитвенно обращайтесь к его заступничеству и помощи.

Обращаясь к педагогической стороне вашей деятельности, советую вам постоянно заботиться о правильном ведении преподавания всех вверенных вам предметов. Будьте неустанны в совершенствовании, читайте лучшие педагогические книги и журналы, улучшайте способы преподавания, облегчайте детям усвоение изучаемых ими предметов. Дайте противникам церковной школы возможность убедиться в том, что школа наша охотно воспринимает всякие улучшения в деле преподавания. Напрасно на нее смотрят как на мертвое и мертвящее учреждение. Храня и соблюдая все доброе, унаследованное от прежнего времени, будем брать все лучшее и совершенное, ведомое нам в настоящем. Все хорошее новое, не идущее вразрез с религиозными основами школы, следует признавать желательным для нее.

С особым вниманием вы должны отнестись к правильной постановке школьной дисциплины. Дети с первого дня поступления в школу должны быть утверждаемы в сознании, что для успеха их обучения существенно необходимо исполнение ими всех требований школьного порядка. Их нужно приучать к послушанию, в них нужно развивать уважение к долгу. Собственный пример учащих должен располагать учащихся к тщательному и добросовестному исполнению их обязанностей. И горе учащим, говорящим одно и делающим другое! При таком отношении их к учащимся они, кроме вреда и порчи, ничего им не принесут. Эта безусловная необходимость подчинения школьным распорядкам должна прививаться детям не путем одних лишь внешних воздействий, а неустанною внутреннею работою, сознательно приводящею детей к усвоению мысли, что порядок есть единственное обеспечение школою возможности подготовлять, путем обучения и воспитания, детей к производительной трудовой жизни. С нежною и чистою рукою подходите к душе ребенка, окружайте его заботливою лаской. Никогда не потворствуйте его слабостям, помогайте ему избавиться от дурных наклонностей, приучайте его к чистоте. Решительно воспрещайте ему всякую ложь, обман, лесть. С любовью призывайте его к молитве, раскрывайте ее благотворное влияние. Знакомьте детей с умилительною красотой песнопений святой Церкви. Водите детей в храмы Божии, а в школах под руководством священника устрояйте молитвы с общим пением. Прививайте детям молитвенные навыки. Тщательно устраняйте всякое лицемерие и искусственную показную сторону. В молитве и вы, и дети должны видеть основание успеха религиозного воспитания.

Из сказанного вы видите, как трудны и многоразличны обязанности, возлагаемые на вас званием сестры просвещения. Если бы по немощи труды эти показались вам непосильными, если бы вам предстояли изменения в образе вашей жизни, несовместимые с служением вашим, то на основании §15 правил вы можете подать начальнице общины письменное заявление о желании сложить с себя звание сестры с возвращением ей присвоенного вам креста. Надеюсь, что Господь оградит многих из вас от необходимости прибегать к столь крайнему средству, и искренно желаю вам пребывать в бодром и светлом настроении духа. Не смущайтесь, если вам, быть может, нередко придется слышать речи, вам не сочувственные, если из зависти или иных побуждений будут высказывать сомнения в пользе вашего служения. Знайте: когда в 1854 году, по мысли покойной великой княгини Елены Павловны и великого Пирогова были впервые посланы в Севастополь на войну сестры Крестовоздвиженской общины, то многие с недоверием относились к поручению сестрам ухода за больными и ранеными воинами. История нам свидетельствует, насколько эти сомнения оказались неосновательными. Русская сестра милосердия проявила силу самоотвержения, удивившую весь просвещенный мир.

Дорогие сестры, будучи строги к себе, верьте, однако, в успех ваших благих начинаний. Не вдохновляясь подобною верою, трудно приступать к идейной работе, требующей особого напряжения умственных и душевных сил. Чтобы плодотворно трудиться, нужно верить в успех дела. Осмотритесь на окружающую обстановку. Двенадцать лет тому назад на этом месте стояли лишь обреченные на разрушение храм и большой старый дом. Матушка игуменья Елена с верою в успех приступила к обновлению обители, и посмотрите, как преобразилась эта пустыня. Она украсилась новыми храмами, прекрасными зданиями, образцовыми огородами и многоразличными сельскохозяйственными предприятиями по птицеводству, размножению рыбы, улучшению пород скота, изготовлению цементного камня и черепицы. Все это матушка Елена разве могла бы делать, не имея веры в успех своих начинаний?! Вдохновляются тою же верою и трудящиеся в монастырских церковных школах, посещенных мною на этих днях: в многолюдной церковно-учительской школе Дерманского монастыря на Волыни, в большой, прекрасно поставленной церковно-приходской школе Почаевской лавры, в школе Кременецкого Богоявленского монастыря, в образцовых школах – второклассной, сельскохозяйственной и ремесленной – Яблочинского монастыря, в многолюдных школах церковно-учительской, второклассной и сельскохозяйственной Леснинского монастыря. Во всех этих обителях живым и мощным ключом бьет школьная жизнь. Идейные люди, руководящие этими сотнями учащихся, верят в успех своих начинаний. И вы, дорогие сестры, верьте в успех святого дела, которому себя посвятили. Надейтесь на помощь свыше и на содействие архипастыря Гродненского и матушки игуменьи Елены и пребывайте в союзе любви между собою и со всеми вас окружающими. Утверждая детей в любви не только к присным, но и к врагам, вы будете воспитывать их как добрых христиан. И в наши дни, когда партийное озлобление и человеконенавистничество делают такие тревожные успехи, вы будете противопоставлять этим разрушительным началам идею христианского всепрощения и братской солидарности. Этим вы покажете, что грядущее поколение нужно путем христианского воспитания подготовлять к мирной работе – единственному основанию прочного благополучия народов и государств».


Татьяна Суздальцева

24 июля 2009 г.

[1] Публикуется по: Церковные ведомости. 1911. № 47 (19 ноября).
[2] Публикуется по отдельному оттиску из «Церковных ведомостей» за 1912 год (СПб.: Синодальная типография, 1912).
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×