Храм в Великих Лучках |
В 1903 году в Великие Лучки из Америки вернулись уезжавшие туда на заработки Георгий Рубиш и Иван Газий. Они привезли с собой книгу священника Алексия Товта «Где искать правду?», которая была направлена против унии[1]. Труд отца Алексия Товта имел большое значение для расширения православного движения. 10 июля 1903 года греко-католический епископ Юлий Фирцак направил папскому капеллану Василию Гаджеге письмо, в котором просил изучить книгу «Где искать правду?» и подготовить близкую к содержанию прокламацию, направленную против Православия[2]. Спустя некоторое время была издана небольшая брошюра, под названием «Бери–читай!», без данных об авторе, тираже и годе издания. Книжица была написана народным языком в виде вопросов и ответов и разделялась на 16 параграфов. В ней анализировались причины православного движения среди русинов, давались советы верующим-униатам, как бороться с «этой опасной болезнью и победить ее».
В письме от 19 декабря 1903 года к униатскому епископу мукачевский окружной начальник Ласло Горват писал, что в Великих Лучках сельский советник Андрей Попадинец обнаружил тайное собрание крестьян в доме Георгия Рубиша. Сельский советник сообщал, что разговаривал с Георгием Рубишем, и тот заявил, что хочет вырвать народ из нынешнего религиозного состояния и наставить его в «русской религии». У названного в письме крестьянина был проведен обыск и изъято следующее: портрет российской царской семьи, житие святого Василия Великого в московском издании, четыре книги, изданные в Сергиевском монастыре в России, периодические издания из Черновцов и России, книга Алексия Товта «Где искать правду?», 12 обрядовых книг киевского издательства, заявление о вступлении в Православную Церковь, подписанное 54 жителями Великих Лучек, образцы заявлений о выходе из унии, рукопись на русским языке[3]. 28 декабря 1903 года епископ Юлий Фирцак просил мукачевского окружного начальника Ласло Горвата подавить в зародыше православное движение в Великих Лучках[4].
19 января 1904 года 60 человек явились к сельскому священнику Михаилу Бачинскому и заявили о переходе в Православие. Бережский жупан об этом эпизоде так сообщал главе правительства Венгрии: «Это движение исключительно религиозное и основано на том, что греко-католическое священство берет высокую плату от верующих за требы, поэтому против них так сильно настроилось бедное население, которое легко поймалось на удочку православной пропаганды, которая обещала, что когда люди перейдут в Православие, их освободят от лишних обязанностей относительно содержания пароха»[5].
Через некоторое время жупан писал премьеру Венгрии: «Греко-католическим священникам от дома платится коблина и рабочие дни, а затем штола и разные оплаты. Они такие большие и такие неоднозначные, что являют собой для народа непосильное бремя. В русинских селах говорят, что одни похороны загонят в долги, а после двух остаешься без скота, а третьи заберут и землю. Высшие церковные круги в эти дела не хотят вникать. Священники богослужение отправляют несоответственно, парохию часто бросают на целые недели, обряды своевольно ради собственной выгоды сокращают»[6]. В том же источнике дана следующая характеристика лучанского священника Михаила Бачинского: «Это алчный человек, который выискивает только пользу; его презирают верующие, и он не имеет на них влияния… Он заботится только о собственной выгоде»[7].
Секретарь бережского жупана Орест Сабов в 1903 году назвал следующие причины православного движения в регионе: 1) конгруа[8], коблина, неустроенность штолы, 2) греко-католические священники выделились в отдельную касту, которая не знает, как подойти ни к народу, ни к обществу, живет и действует без цели и назначения; большинство учеников идет учиться на священника без призвания и без чувства долга; свою должность почти каждый священник часто считает средством для пропитания, с помощью которого можно хорошо и с выгодой для себя жить; религиозность народа и обряды использует только для того, чтобы иметь с этого материальную выгоду и обеспечить себе хорошие доходы, 3) пропаганда панславизма и прочее.
Чтобы исправить ситуацию и прекратить православное движение, Орест Сабов предлагал не только упорядочить конгруа, коблину и тому подобное, но и установить над священником и народом постоянный надзор и руководство[9].
18 марта 1904 года бережский жупан в письме епископу Юлию Фирцаку сообщает о переписке жителей Великих Лучек с Димитрием Пебе, прежним священником Мукачевской епархии. Димитрий Пебе, служивший преподавателем теологии в России, призывал крестьян к переходу в Православие, обещал прислать священника и помочь в материальном отношении[10].
Позицию венгерского Министерства культов и народного образования относительно православного движения в Северо-Восточной Венгрии, и в частности в Великих Лучках, четко характеризует письмо Мукачевскому епископу от 16 июня 1904 года: «Я верю, что вы имели возможность убедиться в том, что власть вообще относится к греко-католической Церкви доброжелательно, и особенно по тому, какой силой она борется против схизматического движения, которое за последнее время распространяется в Верхней Венгрии и которое подвергает в первую очередь опасности мир Католической Церкви»[11].
Из Министерства культов и народного образования сообщали также о результатах расследования по делу православного движения в Великих Лучках: «Что касается книг, конфискованных у Георгия Рубиша, то они по содержанию не являются антигосударственными, но как такие, которые выступают против католицизма, запрещены на территории епархии. В ходе следствия из допросов выяснилось, что они из завещания и их заказал из Киева греко-католический учитель для лучанской церкви. Выяснилось и то, что эти книги, запрещенные в епархии, находятся не только в Великих Лучках, но и в мукачевской, биксадской и Мария-Повчанской церквях, которые принадлежат греко-католическим монахам»[12]. Работник министерства рекомендовал епископу ликвидировать эти книги и наказать греко-католического учителя.
Православные крестьяне молятся возле униатской церкви Великих Лучек. 1925 г. |
Расследованием причин православного движения в Горонде занимался и бережский жупан. 17 мая 1904 года в письме к Мукачевскому униатскому епископу он называл главные причины перехода в Православие: недовольство крестьян вызвало участие священника в невыгодный сделке с покупкой земельного владения для сельской общины, небрежное отношение к работе в школе, пренебрежительное отношение к народу[16]. Дело в том, что на границе сел Великая Бигань и Косино при содействии священника у землевладельца Дерчени был куплен участок размером в 900 гольдов за 280 000 крон. В жалобах крестьяне убеждали епископа, что Дерчени во время приезда в Горонду постоянно останавливался у священника, и это доказывает личную заинтересованность священника в данной сделке[17].
Невзирая на давление со стороны священника, окружного и жупанатского управлений, православные верующие Великих Лучек подали заявление Министру культов и народного образования, в котором просили принять к сведению, что они из греко-католической Церкви перешли в Сербскую Православную Церковь и создали в селе отдельную парафию. Вместе с этим они просили дать разрешение на объявление конкурса с тем, чтобы можно было выбрать священника[18].
Документ, в котором говорится о книге о. Алексия Товта Где искать правду |
Далее Михаил Бачинский утверждал, что показания заявителей о том, что в Великих Лучках в 1903 году перешло в Православие на законных основаниях 111 человек, являются безосновательными. Он убеждал, что 11 февраля 1904 года к нему приходили только шестеро человек: Иван Шостак, Степан Волошин, Петр Фенчак, Андрей Балог, Петр Панльо, Георгий Балко. Повторно эти верующие к нему не приходили. Относительно заявления, посланного в Министерство, он писал, что оно было подписано десятью крестьянами, из которых только лишь трое окончательно покинули унию. Священник предлагал привлечь к ответственности других семерых крестьян, которые исполняли требы по греко-католическому обряду[20].
Из письма видно, что священник давал православному движению политическую окраску: «Предполагаю, что они не будут удовлетворены сербским священником, а со временем будут желать иметь православного русского священника. А в этой возможности лежит зародыш великой опасности. В этом можно не сомневаться: если руководство новой церкви придаст большое значение ранее посеянному семени, отмене церковных налогов, то обеспечит симпатию и будущее антигосударственным национальным тенденциям»[21].
Выполняя просьбу священника Михаила Бачинского, вице-губернатор Иштван Гулачи 9 сентября 1905 года отослал министру культов и народного образования письмо под грифом «конфиденциально». В письме вице-губернатор сообщал, что мукачевский греко-католический епископ и священник из Великих Лучек просили не обнародовать заявителям все содержание заявления об образовании православной парафии, мотивируя свою просьбу тем, что оно будет способствовать антигосударственным выступлениям[22]. Иштван Гулачи утверждал, что православное движение является порождением иностранной агитации и финансируется из неизвестного источника: «Народом руководит не религиозное убеждение, а неудовлетворение государственными и общественными порядками, и исправление своей обиды он ожидает от царя. Я осуждаю это движение не со стороны свободы совести и вероисповедания, которые я беспрекословно и без ограничений уважаю, а осуждаю как антигосударственное движение и так хочу с ним справиться. Несомненно, что открытая православная церковь явится рассадником великорусской идеи и великорусских стремлений»[23].
Следствием данного письма стало то, что Министерство культов и народного образования отказало крестьянам Великих Лучек в признании православного прихода. Православные были вынуждены в случае необходимости в церковных требах обращаться к священникам в Будапеште, Мишкольце, Сегеде[24]. Премьер-министр Венгрии нашел выход из ситуации в том, что принудил графа Шенборна продать крестьянам часть неурожайных земель[25]. Этот шаг несколько замедлил развитие православного движения в Великих Лучках.
Однако в 1906 году жители Великих Лучек официально вышли из греко-католической Церкви, создав общину и присоединившись к Сербской Православной Церкви. Это изменение вероисповедания и церковной юрисдикции было проведено согласно действующему законодательству, о чем свидетельствует документ, выданный государственным королевским публичным нотарем в Мукачеве Юлием Надем от 2 мая 1906 года за № 155/1906[26]. Согласно этому документу, православные жители Великих Лучек были присоединены к православному приходу в г. Егер (Венгрия; юрисдикция СПЦ)[27].
К сожалению я не встречал информацию о Вашем родственнике
Mozet cto znaite o djade moego deda-Zazerskij Benedikt (general v Krimu,pravoslavnij). Pogib 1918.godu.
Budu ocenj blagodarna.