Библия, изложенная для семейного чтения.
О заботах человеческих и попечении Божием

О заботах человеческих и попечении Божием

"Господь
Господь Вседержитель. Фреска в храме святой Софии в Константинополе.
«Некто из народа сказал (Иисусу): Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?» И при этом пояснил притчей о любостяжательном богаче, что ни жизнь, ни счастье не зависят от богатства человека, не имеющего никакого значения перед путями провидения.

«Смотрите, — предупреждает Христос, — берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. У одного богатого человека был хороший урожай в поле. И сказал он: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

«Посему говорю вам, — продолжал Свои поучения Спаситель, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам».

В это время начинает уже Иисус подготавливать учеников Своих к предстоящей им борьбе: «Не бойся, малое стадо! — ободряет Он их, — ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими».

«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12, 13–24, 26–28, 31–33, 35–37, 49–50)

Не о водах Иордана упоминает теперь Спаситель, но о крещении кровью Своей, которое Ему предстоит. Его совершения желает Он, так как оно должно увенчать дело и послужить условием Его победы.

Беседа Господа о Своем Богосыновстве

«Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.

Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Я и Отец — одно.

Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги (см. Пс. 81, 6)? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их» и вышел из Иерусалима. (Ин. 10, 22–26, 30–39)

Господь в Вифании у Марфы и Марии

По пути зашел Иисус в селение Вифанию. «Здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».  (Лк. 10, 38–42)

И ныне Христос, действующий в Церкви, продолжает вести ту же беседу, которую Он вел в доме Марфы и Марии. И теперь существуют относящиеся к беседе Его, подобно Марфе, с суетностью мирской, отвлекающей от безрассеянного внимания восприятия слова Его. А рядом другие, поглощенные всецело, подобно Марии, общением с Ним, которое продолжается через посредство Церкви, основанной Им, и которое есть та благая часть, что не отнимется от них, то благо, которого ничто в жизни, ни самая смерть, не лишит их.

Исцеление больного водянкой и притча о званых на вечерю

О значении субботы Иисус Христос пояснил иудеям еще и в следующем случае.

«Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это». (Лк. 14, 1–6)

Так как Господь пришел на землю ради исцеления наших немощей душевных еще более, чем телесных, то и восхотел Он научить людей главным образом смирению, так как смирение служит основанием самой веры, которую Он пришел открыть миру. Между прочим воспользовался Он посещением Своим дома фарисея и, «замечая, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь призван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». (Лк. 14, 7–11)

Эти слова выражают всю земную жизнь Иисуса Христа среди гордых и мудрых мира сего. Вся Его жизнь есть пример того смирения, которое одно только открывает доступ в Царство Небесное. И только тот, кто смирится, подобно Ему, кто пойдет по пути страданий и унижений, через которые Он прошел Сам, примет участие в несказанной славе Его. И, как бы желая возбудить в этом направлении мысли хозяина дома — фарисея, Иисус «сказал же позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных».

«Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием». (Лк. 14, 12–15)

Не приходила в голову мысль гостям хозяина-фарисея, что Тот, Кто воплощает Собой Царствие Божие, находится среди них. Он и есть Хозяин пира, открытого для приглашенных, которых служители Его спешат собрать, — подобно тому как пророки созывали иудеев, всецело занятых своими мирскими делами и мудрованиями и уклонявшихся от приглашения, созывающего их на пир. И вот Христос предупреждает их новой притчей.

«Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». (Лк. 14, 16–24)

По пути в Иерусалим, где надлежало пострадать на Кресте Иисусу Христу, Он беседовал с народом, следовавшим за Ним, о том, что не может никто быть учеником Его, если, идя за Ним, не несет креста своего. «Какой царь, — говорил Он им, предупреждая их о трудности следования за Ним по крестному пути Его, — какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Прежде чем вступить в борьбу, следует, в подражание этому царю, взвесить свои силы и соразмерить их с силами неприятеля.

Не всегда в притчах Иисуса заключались грозные предупреждения. В некоторых из них Он раскрывал перед народом обетования великих радостей в милосердии Отца Своего, лелеющего, как добрый Пастырь, овец Своих и отзывающегося на все нужды, и печали, и воззвания к Нему «труждающихся и обремененных». Он, представляя в одной из притч радость человека, созывающего друзей и соседей, чтобы порадоваться вместе с ним, потому что он нашел свою пропавшую овцу, сказывает народу, что «так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Также описывает в другой притче радость женщины, нашедшей потерянную драхму: «Так, — говорит Он, — бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».

28 марта 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×