Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

«Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим» (Пс. 115: 10)

Беседа с архимандритом Иоасафом (Мак-Лелланом) начальником Русской духовной миссии (РПЦЗ) в Иерусалиме

– Ваше высокопреподобие, в начале нынешнего года вы были назначены на должность главы миссии в Иерусалиме. А когда вы побывали на Святой Земле в первый раз?

– В первый раз я приехал на Святую Землю паломником вместе с приснопамятным Владыкой Лавром в 2000 году. Мы ехали через Иорданию, побывали в монастыре великомученицы Екатерины, глубокой ночью поднимались на Синай, там встретили рассвет и причастились. Две недели пробыли на Святой Земле. Тогда я и подумать не мог, что я вернусь на Святую Землю уже священником, да еще и начальником миссии.

– У вашей семьи есть русские корни?

– Нет, я американец. Наш отец после долгих поисков истины принял Православие. Мне было 12 лет, когда я крестился, а до этого мы с братом и сестрой были католиками. И с того времени я всегда хотел служить Церкви, если можно, то в священническом сане.

До поступления в семинарию в Джорданвилле я приезжал туда «летним мальчиком». В обители мы были заняты на послушаниях, общались с монахами из разных стран, знакомились с тракторами, коровником, пели на клиросе, прислуживали в алтаре. Поэтому монастырь уже в детстве стал для меня родным местом.

– Так хорошо говорить по-русски вы научились в семинарии?

– Еще в школе у меня была неплохая языковая подготовка: я изучал латынь и французский. Это стало основой для освоения русского языка. В семинарии на первом курсе все мы изучали русский, а со второго курса все занятия и экзамены были только на русском языке. С благодарностью вспоминаю Евгения Иосифовича Клара, прилагавшего много сил и энергии для обучения нас русскому языку. К тому же, в то время большинство насельников и студентов были русскоязычными, и я имел возможность чему-то научиться на уроке и тут же закрепить знания на практике. Со спокойным отцом Прокопием, монастырским поваром, можно было всегда поговорить о погоде. Он говорил медленно, просто и ясно. Другие монахи также не стеснялись говорить по-русски, даже если говорили на нем не так свободно. Так что мне помогала и обстановка, и подготовка.

Я окончил семинарию в 1985 году. Тогда ректором семинарии был архиепископ Лавр, впоследствии Митрополит и Первоиерарх РПЦЗ. После семинарии я поступил в светский университет и защитил докторскую диссертацию. Преподавал в трех университетах США, последние годы – русский язык в Принстоне.

И вот Владыка Лавр попросил меня оставить преподавательскую деятельность и послужить Церкви. А просил Владыка нечасто… Я более двадцати лет занимался преподаванием, и поэтому долго думал.

– Разве все эти годы вы не возвращались к мысли о служении Церкви?

– Конечно, возвращался. Я был регентом в Бостоне, в своем родном Богоявленском приходе при приснопамятном протоиерее Романе Лукьянове, трудился регентом-псаломщиком на приходах в городах Сент-Луис (штат Миссури) и Трентон (штат Нью-Джерси). Несколько лет был членом епархиального совета Чикагской и Средне-Американской епархии.

И вот, когда я уволился из университета, не стало Митрополита Лавра. Моей первой реакцией был шок. Но избранный первоиерархом Владыка Иларион благословил меня поступить послушником в Свято-Троицкий монастырь и накануне праздника Собора Киево-Печерских святых в Ближних пещерах постриг меня в монашество, а на следующий день рукоположил во иеродиакона. Сорокоуст я служил в родной обители. В декабре новохиротонисанный епископ Мэйфильдский Георгий в день своей хиротонии рукоположил меня во иеромонаха.

– Что в ваше первое паломничество на Святую Землю произвело самое большое впечатление?

– Прежде всего, возможность побывать и помолиться у Живоносного Гроба Господня, источника нашего воскресения, возможность постоять у Распятия Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе. Я заметил, что в нашей группе были паломники, которые не могли сдержать слез.

Во-вторых, жизнь монахинь. До той поездки в женских монастырях я бывал очень редко, и на меня потрясающее впечатление произвела та благоговейность, с которой монахини все делают: исполняют послушания, молятся. Как естественно они ведут себя! Умиляла вся их жизнь по монастырскому уставу. Они были очень внимательны к нам, как внимательны вообще ко всем паломникам: помогали, чем могли.

Сильное впечатление на меня произвело отцовское отношение Владыки Лавра к монашествующим. В Гефсимании мы принимали участие в престольном празднике святой Марии Магдалины: Владыка Лавр служил, а я ему иподиаконствовал. В конце службы Владыка давал крест. Я думал, что пойду в алтарь с другими иподиаконами, но одна из монахинь дала мне держать поднос с антидором.

Монахини подходили ко кресту, и я с удивлением заметил, что Владыка Лавр всех знает по имени, для каждой насельницы обители у него было доброе слово. Кого-то он поздравлял с престольным праздником, некоторых спрашивал о здоровье, о личных делах. Он не говорил много, но каждой дал знать, что он им отец и архипастырь, что любит их и заботится о них.

– С какими проблемами вам пришлось столкнуться в первые месяцы служения начальником миссии?

– Как бы нам ни хотелось совершенствовать духовную жизнь в монастырях, приходится думать о вещах и более приземленных, в частности об имуществе. В свое время стараниями начальника Русской духовной миссии архимандрита Антонина (Капустина; † 1891) было приобретено большое количество святых мест, так что русское присутствие на Святой земле было когда-то весьма значительным. Сейчас все, что было на территории Израиля в 1948 году, находится в ведении Московского Патриархата, другие участки – в собственности РПЦЗ. И были попытки отнять у нас эти участки, попытки как со стороны представителей израильского государства, так и… наших сторожей, которые отказывались покидать ряд помещений. Так что мне приходится общаться с адвокатами и заниматься судебными делами, о чем меня в свое время предупреждал Митрополит Лавр. Это неприятная, но неотъемлемая сторона моего служения на Святой Земле.

Волнует меня и вопрос о наших кадрах. У нас в каждом монастыре служат по два священника, так что всего священников четыре, я – пятый. Хотелось бы восстановить иноческую жизнь в арабском монастыре преподобного Харитона Исповедника в Эйн- Фаре, где до недавнего времени подвизался всего один монах – отец Харитон.

Некоторые считают проблемой многонациональность наших монашествующих. Лично я так не считаю. Есть в обителях арабки, румынки, представители других национальностей, но языком общения везде является русский. И все, кто там живет, в той или иной степени им владеют.

В ведении нашей духовной миссии на Святой Земле сейчас находятся два полноценных монастыря, и оба женские: Спасо-Вознесенский на Елеоне и Свято-Мариинский в Гефсимании.

На Елеоне подвизаются более сорока сестер, в Гефсимании – более тридцати. В обеих обителях сестры занимаются шитьем, иконописью, несут различные монастырские послушания. Сестры в Гефсимании много заботятся о паломниках. С отменой визового режима между Израилем и Россией паломников и туристов, которых и всегда было очень много, стало еще больше. Очень многие стремятся побывать в известной по всем путеводителям Гефсимании. Воцерковленных паломников привлекает желание приложиться к мощам преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Многие хотят остановиться в монастыре, потрудиться.

– Паломники имеют право останавливаться в обителях?

– Закон этого не запрещает, но все зависит от наличия свободных мест. Монастырские гостиницы не так велики, чтобы принимать всех желающих. Поэтому большинству паломников приходится останавливаться в гостиницах на территории города и на автобусах приезжать на службы. Для них по предварительной договоренности сестры организовывают трапезу.

Если оказываются свободные места в школе-интернате в Вифании, так как не все девочки живут при школе, то паломниц благословляют остановиться там.

– Так что, если у кого-то есть желание потрудиться в монастырях, им следует заранее попросить на это благословения игумений?

– Конечно. Приезжать без предупреждения рискованно. Обязательно нужно созвониться с игуменией Елисаветой в Гефсимании или игуменией Моисеей на Елеоне или написать им по электронной почте. И они сообщат вам, будут ли в монастырских гостиницах свободные места, когда и сколько.

– Отец Иоасаф, какие духовные радости вам уже довелось испытать на Святой Земле?

– Одно из радостных событий произошло в день моего приезда на Елеон, когда архиепископ Марк благословил поднять на высокую монастырскую колокольню, которую называют «Русская свеча», новый крест. Владыка осветил крест, мы все поднялись по лесам и молились прямо на крыше. Вид на Иерусалим, скажу вам, оттуда просто потрясающий.

На Страстной седмице я служил в храме в Гефсимании. После службы в Великую пятницу духовенство, сестры, паломники вышли из храма и под пение тропаря «Егда славнии ученицы…» пошли крестным ходом по тому самому пути, которым шел Спаситель. Сначала мы остановились в пещере на территории Гефсиманского монастыря, где останавливался Спаситель с апостолами, потом остановились в Претории: прочитали Евангелие и приложились к тюрьме Спасителя, далее проследовали в Александровское подворье, приложились к Судным вратам и вернулись в обитель.

– А доводилось ли уже служить в храме Гроба Господня?

– Сам я пока не служил, но в пасхальные дни там служил викарий архиепископа Марка епископ Штутгартский Агапит. Он сослужил секретарю Священного Синода Иерусалимского Патриархата митрополиту Аристарху.

– А как складываются отношения с Русской духовной миссией Московского Патриархата и сестрами Горненского монастыря?

– Весной этого года начальником миссии Московского Патриархата был назначен архимандрит Исидор. С ним мы и познакомились в алтаре храма Воскресения Христова в день Святой Пасхи. Он служил и пригласил нас вместе с игумениями на ужин в миссию, а на следующий день – служить в Горненскую обитель. Получилось, что я стал первым начальником духовной миссии Русской Зарубежной Церкви, который служил в новом соборе Всех святых, в земле Российской просиявших, с 1948 года.

– Появились уже места в Иерусалиме, куда вы любите приходить молиться, где сердце отдыхает?

– Знаю, что не все Елеонские сестры довольны тем, что мы в связи с ремонтом собора служим сейчас в храме праведного Филарета Милостивого, но я очень полюбил алтарь этой церкви. Он достаточно большой, и там действительно чувствуется царская Россия: старинные иконы, запрестольный крест… Само здание тоже напоминает о том времени, когда государи российские заботились о Святой Земле, посылали туда лучших своих архитекторов, когда и обычные русские люди своими пожертвованиями поддерживали обители. И это чувствуется именно в алтаре храма.

– Отец Иоасаф, что для своей души вы хотели бы обрести на Святой Земле? И чем хотели бы поделиться с сестрами?

– Святая Земля – это земля, по которой ходил Господь наш Иисус Христос. Он освятил ее Своим пребыванием, исцелениями, проповедью. И нам, христианам вообще и православным в особенности, надо всегда иметь в виду, что всей своей жизнью мы должны служить Господу Иисусу Христу, что без Него мы ничто. И я желаю себе и всем, посещающим Святую Землю, постоянно иметь в сердце, душе и уме эту память о Спасителе, жить с Ним и для Него.

А что я могу дать сестрам? Владыка Лавр и по годам служения, и возрасту был им отцом, а я только могу мечтать им стать. Мне повезло, что я увидел, как делал это Митрополит Лавр. В полной мере я подражать ему не могу, но образ его отцовской любви останется в моей душе и, надеюсь, скажется на моем пастырском служении.

Может быть, с годами мне удастся стать сестрам если не полноправным отцом, то хотя бы любящим старшим братом. И будем верить, что с Божией помощью все мы сподобимся благодати и милости Господней и спасения души.

Беседовала Татьяна Веселкина
(Нью-Йорк)

19 июня 2009 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
СТОМА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА20 декабря 2012, 19:42
ВОЗМИТЕ МЕНЯ СЛУЖИТЬ К СЕБЕ В ИЕРУСАЛИМ В ОДИН ИЗ МОНОСТЫРЕЙ МЕНЯ ЗОВУТ СТОМА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА (МОНАХИНЯ фЕОДОСИЯ Я ПОЙДУ САМОЙ ПРОСТОЙ ТРУДНИЦЕЙ МОЙ elena.stoma.72@ MAIL.RU
Мария 2 мая 2011, 15:00
Как радостно на душе,что православие неисчерпаемое Богодухновенная кладезь для всего человечества.Не будь этой кладези,чем бы мы питали свои души,укрепляли сердце и обогащали ум.Только соприкасаясь с Богом,мы уверенно идем под Его дланью и покровом к вечной жизни.Как радостно,когда чувствуешь,ощущаешь внутренним своим спокойствие,уверенностью,бесстрашием,что ты с Богом, и Он везде с тобой ;ведет таким путем,что тебе и не в домек.Он через
такие проводит тебя катакомбы,отстраняет от таких путей и дорог,что только можно в последствии удивляться;как устроил все чудесным образом и без всякой гибели.ОН не дает никогда погибнуть никому:ни- врагу,ни праведнику.Свернул тебя с дороги /я могла погибнуть в катастрофе/: и не узнала бы никогда/,что есть другая жизнь-жизнь с Богом.Благодарю Тебя Господи, за все,что сделал для меня,моего спасения.Слава Тебе Боже,Слава Тебе Боже,Слава Тебе Боже.
Юрий30 августа 2009, 01:50
Ув. Анастасия, о мусульманах в БИБЛИИ не упоминается потому, что ислам появился через несколько столетий после написания последней библейской книги
р.Б. Георгий 8 июля 2009, 00:26
Ув. Анастасия, "у нас" в Православии -- Святая Троица, в которой Бог-Отец и есть тот самый "иудейский" Бог. Что Вы имели ввиду когда говорили о мусульманах, вообще непонятно.
анастасия24 июня 2009, 20:43
простите ХРИСТА РАДИ - вот у меня вопрос-у иудеев БОГ-который вывел их из Египетского рабства и они читают свои молитвы на эту тему.у нас ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС СЫН БОЖИЙ.А причем тут мусульмане-не где не написано про них в БИБЛИИ и зачем говорить что для трех конфессий -ПРОСТИ ГОПОДИ-ОДИН -ересь.вавилонская башня.простите ХРИСТА РАДИ глупую. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ
р.Б.Сергий19 июня 2009, 23:21
Интересное интервью!Я в пролом году был на Елеонской горе и в Гефсимании, как бы снова там побывал.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Татьяна Веселкина

Новые материалы

Выбор читателей

×