В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы.
Пока есть возможность, спешу заблаговременно приветствовать Вас с приближающимися святыми днями. Да сподобит Господь Вас, как и меня, иметь их в истинной радости духовной, особенно среди того мрака, который облегает нашу Святую Церковь, когда на месте свято все больше хочет утвердиться мерзость запустения.
К Мариину стоянию только что встал с постели после сильной инфлуэнци, которая с перерывами терзает меня обе зимы. Еще удивляюсь, как у меня силы, однако, остаются, а не все испарились от нее. Жду с большим вниманием лета, чтобы ныне отдохнуть на даче и заправиться силами на дело.
Исполняю Ваше желание. Хор у меня поет в соборе на два лика, от 40 до 50 душ. Собор платит 3.000 рублей, да Архиерейский дом содержит у себя мальчиков 15 душ. Поем уставно и стильно церковно. Застал регентом одного, который ушел в Саратов, нашел другого, но не совсем удачно; однако без выгона сам сознал свою слабость и ушел, а у меня уже был наготове диакон Бронников, который теперь великолепно и правит делом. Затруднение теперь с голосами, забираемыми в солдаты. Приходится соборных клириков ставить на пение. Это пока хорошо наладилось. Бдение под воскресенье служу уставно с литией в Крестовой, поют пастырцы и псаломщическая школа, которая ныне в половинном составе ради мобилизации. Тоже всё уставно и церковно. В соборе служба прекрасно проходит. По воскресеньям поста в Крестовой устраивали пассии, заполнявшие до духоты. На Крестопоклонной устраивали Палестинский вечер:концерт с чтениями.Чистый доход до 700 рублей. Вдвое расширенном ныне Братском зале ежепразднично: с часу дня собрания детские школьные: дети поют, читают, рассказывают, истинно детский праздник, воодушевленный до трех часов. С трех часов дня для простого народа молебен с беседами. С пяти часов проветриваем и с семи часов религиозно-нравственные чтения с пением даже до десяти часов. Полнешенько. Поднимаю дело о новом расширении.
В Синоде без удержу идет реформа, только навыворот. Восстанавливают соборное начало без соборного совета. Кричат о приближении и викариев к пастве, а решают привязать их к правящим. Взывают об оживлении церковной жизни в так называемых приходах «юридических», а приказывают устраивать революционные митинги в виде приходских собраний. Хлопочут о поднятии пастырского авторитета, а пастырей отдают на суд сходки крикунов и кулаков вместо архиереев. Так и всё. Если бы не знать, что тут зуд карьеристов, то можно бы подозревать, что идет в самом Синоде масонский заговор на Церковь. А защитников ее нет. Владыко. Поднимайте хоть в Г[осударственном] Совете верующих на защиту Церкви. Дошло до того, что Церковь реформирует полужидовская полуинородческая и маловерующая Г[осударственная] Дума. Без ее санкции ничего не бывает в Церкви. Да разве мусульмане, например, дозволили бы это? Продали Отечество без переторжки, продают и Церковь жидам на разграбление. До какой глупости могут дойти зарвавшиеся реформаторы: требуют представить на весь год маршруты поездок по епархии. Вот до чего доходит реформаторство. Они думают, что архиерейская поездка это так себе вояж, который в любом направлении может быть. А сами и прогонов не дают. А ныне за тройку и 30 копеек не берут, ибо и лошадей нет, и людей нет. Вот и катайся на палочке. А Пермский архиерей получает всего две с половиной тысячи рублей, да от Крестовой 500 и повыше иногда рублей. А Осецкий доселе не уплатил мне прогонов и от Омска до Перми. Горе-реформаторы. С одним восковым делом посадили в лужу все епархии. И за это Чичагов[1] всякие благодарности и громадные вознаграждения принес им от Съезда свечного. Шантаж кругом. Кто же будет верить в таких реформаторов, которые перемигиваются с жидами…Впрочем, простите для праздника сию болтовню от ревности.
Простите и благословите меня грешного епископа Андроника.
[1]Серафим (Чичагов; † 1937, священномученик, память
|