Ессеи — религиозное течение среди иудеев в последние века эпохи Второго Храма — не более чем литературный вымысел. С таким сенсационным заявлением выступила недавно профессор Еврейского университета в Иерусалиме, специалист в области еврейской мистики Рахель Элиор.
Вопреки господствующей в науке точке зрения, согласно которой именно ессеями, жившими в окрестностях Мертвого моря, была создана знаменитая Кумранская библиотека, Элиор, вслед за профессором Чикагского университета Норманом Голбом (известен русскому читателю по монографии Норман Голб, Омельян Прицак «Хазарско-еврейские документы Х века». М., 2003), настаивает на том, что кумранские свитки не имеют отношения к ессеям, а были написаны в Иерусалиме и лишь позднее перенесены на хранение в район Мертвого моря. Однако профессор Элиор идет дальше Голба, отрицая не только авторство ессеев, но и само их существование как особой группы, описанной Филоном Александрийским и Иосифом Флавием.
«В течение шестидесяти лет исследователи тщетно искали упоминания ессеев в (кумранских) свитках. Но ессеи не существовали, их придумал Иосиф Флавий», — утверждает профессор Элиор, называющая традиционные взгляды на ессеев «просто бессмыслицей».
В начале марта споры о происхождении кумранских свитков неожиданно оказались в центре внимания СМИ, после того как в Нью-Йорке был арестован сын профессора Голба Рафаэль. Он подозревается в осуществлении клеветнической интернет-кампании, целью которой была дискредитация научного оппонента Голба, видного ученого профессора Лоуренса Шиффмана (автора переведенной на русский язык монографии «От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда». М, 2000).
Сам профессор Голб весьма жестко отзывается о сторонниках общепринятой «ессейской» теории происхождения рукописей Мертвого моря, характеризуя их как сплоченную секту, не менее фанатичную, чем Кумранская община, которой они приписывают написание свитков. Профессор Элиор называет подход Голба «радикальным», но отчасти соглашается с его критикой в адрес ведущих кумрановедов.
В своем труде «Иудейская война» — основном источнике сведений о ессеях — Иосиф Флавий описывает их как религиозных аскетов и мистиков, живших в строгом воздержании от мирских удовольствий. Многие ученые прослеживают связь ессеев, находившихся в оппозиции к храмовому священству, с первыми христианами. Так, профессор Джеймс Чарлзуорт, руководитель проекта Свитков Мертвого моря в Принстонской богословской семинарии, полагает, что ессеи оказали большое влияние на Иоанна Предтечу, который провел в их общине не менее года.
Однако Элиор считает, что рассказ Иосифа о ессеях — литературный вымысел, который затем подхватили греческие и римские историки. Они пишут о тысячах ессеев, живущих общинами («первые кибуцы», иронизирует Элиор) и воздерживающихся от половой жизни — вопреки заповеди Торы «плодитесь и размножайтесь». «Однако нет никаких свидетельств о ессеях на еврейском или арамейском языках. Немыслимо, чтобы тысячи людей жили в воздержании вопреки законам Торы, и при этом их бы не упоминал ни один еврейский текст или источник того периода», — говорит она. О ессеях писали лишь за пределами Израиля (Иосиф, Филон, Плиний), но о них ничего не говорят израильские мудрецы, Новый Завет и апокрифы.
Иосиф, живший в Риме после разрушения Второго Храма, «хотел объяснить римлянам, что евреи вовсе не были поголовно неудачниками и предателями, показать, что многие из них отличались исключительным благочестием и героизмом. Можно сказать, это было первое опровержение антисемитской литературы», утверждает Элиор. «Источником вдохновения» для Флавия служили, по-видимому, греческие рассказы о спартанцах, образ жизни которых служил идеалом для римлян. Как считает Элиор, в своем рассказе о ессеях Флавий стремился изобразить евреев, которые бы напоминали спартанцев своими высокими добродетелями.
Что же касается обнаруженных в Кумране манускриптов, то они, по мнению Элиор, были написаны священниками Иерусалимского храма, принадлежавшими к потомкам Садока — первосвященника эпохи царя Соломона. «На совершенно понятном иврите свитки говорят о священниках, сынах Садока. Так зачем называть их ессеями?» — недоумевает она.
Зафиксированное в свитках апокалиптическое пророчество о войне сынов света с сынами тьмы отражает, по мнению профессора Элиор, противостояние потомков Садока, которые были первосвященниками до 175 до Р.Х., с вытеснившими их Хасмонеями, сыновьями Маттафии.
Ханан Эшель, профессор университета Бар-Илан, считает отрицание существования ессеев безосновательным. Так, в одном из свитков, говорит он, описана небольшая группа, живущая замкнутой общиной, что никак не соответствует теории о написании свитков жителями Иерусалима.
В свою очередь профессор Чарлзуорт не считает чем-то странным отсутствие в свитках слова «ессеи». «Так их называли посторонние, — сказал он в интервью журналу Time. — Сами они говорили о себе как о "святых людях" или "сынах света"». О ессеях, напоминает ученый, писали не менее восьми древних авторов. И еще одним доказательством того, что именно ессеи написали Свитки Мертвого моря, он считает большое количество чернильниц, обнаруженных в Кумране.
Впрочем, Элиор считает, что древние авторы либо заимствовали рассказы о ессеях друг у друга, либо опирались на недостоверные сведения. «Мы знаем, что Плиний был великим читателем, но он, вероятно, никогда не бывал в Израиле», — говорит она.
По словам израильского ученого, ее оппоненты, как правило, читали лишь Иосифа и другие классические источники. «Они должны прочитать Свитки Мертвого моря — все 39 томов. Доказательство там».
По материалам зарубежной прессы