В качестве основания приводятся два канонических правила: 3 правило святителя Дионисия Александрийского и 13 правило Тимофея Александрийского. Между тем, в данных правилах нет ни слова о святой Четыредесятнице, и о том, как ее соблюдать в супружеской жизни. Правило святого Дионисия пересказывает слова апостола Павла о брачной жизни из его Первого послания к коринфянам, их мы рассмотрим ниже. А правило Тимофея Александрийского отвечает на конкретно заданный вопрос, в какие дни седмицы необходимо воздерживаться от совокупления друг с другом. Как известно, в Церкви есть три богослужебных круга: суточный, седмичный и годовой. Так вот именно в отношении седмицы, а не года (все продолжительные посты относятся к годовому кругу) и задан вопрос, потому в ответе упоминаются только суббота и воскресенье, хотя мы знаем, что предание Церкви, которое не ограничивается исключительно прописанными канонами, выделяет супружеским воздержанием среду, пятницу и воскресенье (субботу со второй половины дня). Кстати, в правиле Тимофея Александрийского проводится интересная мысль: воздерживайтесь по согласию, но в некоторые дни «необходимо должно воздерживаться» – есть дни, которые выше наших пожеланий.
А вот и слова апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5). Само внимательное чтение данных слов уже показывает, что апостол Павел отождествляет понятия супружеского воздержания и вообще поста. А именно: «не уклоняйтесь друг от друга», то есть имейте общее ложе, пока не придет время «для упражнения в посте». Здесь ясно видно, что в фразеологии апостола Павла упражнение в посте предполагает уклонение друг от друга в смысле раздельного ложа. Если это вообще пост, то это и супружеское воздержание, а если нет воздержания, то нет и поста. Конечно, раздельное ложе – дело добровольное, о чем и говорит апостол: «по согласию», можно и во время Четыредесятницы продолжать взаимное сожитие, только такая Четыредесятница постом уже не является. Поэтому в 69 правиле святых апостолов упоминается вообще пост, а не только пост пищевой, как это заявляют о. Даниил и о. Димитрий. Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен».
В этой связи можно сказать несколько слов вообще о посте.
Воздержание как от скоромных продуктов, так и от супружеского общения никогда не рассматривалось Церковью как самоцель. Воздержание всегда было средством к тому, чтобы научиться владеть своим естеством, побеждать в нем сокрытые душевные и телесные страсти для свободного общения с Богом. Мы призваны быть свободными, но свобода предполагает ответственность за тот выбор, который она осуществляет. И значит, свобода труднее, нежели рабство. Ведь легче сказать: «Я так привык жить», «Это мой принцип», «Это мое пристрастие», нежели свободно управлять своей жизнью. Смысл поста состоит не в самом по себе воздержании от чего-то (можно и не воздерживаться – это свободный выбор каждого), а в том, чтобы наш дух наконец-то научился управлять нашей душевной и телесной жизнью. И вот здесь-то оказывается, что одной пищевой диеты не достаточно, потому что телесная сторона человека представлена не только его желудком, но и его половой сферой, и далеко не только голод стремится командовать нами. Какой же смысл в воздержании от некоторых продуктов, если плотские страсти за время поста оказываются нисколько не умаленными, напротив, диктуют свои условия так же, как и в любое время года? Телесное соитие предполагает плотское наслаждение. И я еще могу понять отца Даниила Сысоева как человека женатого, но как иеромонах Димитрий (Першин) вообще представляет себе, извиняюсь за жесткость выражения, совместимость Великого поста и оргазма? Это уже и не пост, как мы говорили, а предпасхальная диета. Характеризуя подобное отношение к духовной жизни, хочется вспомнить меткое выражение современного богослова, сказанное в адрес протестантской идеи спасения: «Прямо в рай, прямо в рай, только ножки задирай».
Одним из основных аргументов в пользу супружеских отношений в пост, как правило, бывает следующий, – приведем его фразой, которую часто можно услышать: «Хватит обманывать самих себя, уже давно никто не живет воздержно, надо честно признаться, что без интимных сношений долго прожить невозможно». Это позиция близорукого человека, который упав в грязь и запачкав свои очки, сквозь них видит и всех остальных в таком же серо-грязном цвете (под грязью мы понимаем вовсе не интимные отношения, как благословленные Богом, но невоздержность, доходящую до ненасытимости). Так, кстати, мыслил император Нерон, который, по свидетельству древнеримского историка Светония, «твердо был убежден, что нет на свете человека целомудренного и хоть в чем-нибудь чистого, и что люди лишь таят и ловко скрывают свои пороки: поэтому тем, кто признавался ему в разврате, он прощал и все остальные грехи».
Один мой знакомый, бывший бандит, придя к вере и Церкви, сказал: «Раньше я даже помыслить не мог, что без интимного общения с девушками можно прожить хотя бы несколько дней, тем более выдержать Великий пост. Ну, думал я, так поступают те, у кого уже никакой мужской способности не осталось. Теперь я все воспринимаю совершенно иначе». И не сказать, чтобы этот человек уже стал полностью церковным, однако он понял самое главное – для того, чтобы к Богу идти, нужно работать над самим собой. Поэтому воздержание не представляет для него непреодолимой проблемы.
Со своей стороны, как женатый человек, ожидающий рождения третьего ребенка, а также как человек, живущий в миру (а это значит, что соблазны мира не обходят стороной и меня), хочу сказать, что соблюдение постов не представляет собой чрезмерной трудности. Было бы желание.
Другое дело, что к воздержанию никогда и никого нельзя принуждать насильно. Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает. Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его. Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь».
Мысль эта, на наш взгляд, следует за давно витающей в воздухе идеей, которую можно выразить как некий девиз современного общества: без секса жизнь полноценной не будет. Тем не менее, брак ради секса рано или поздно увенчается разочарованием. Не надо обманываться, плоть ненасытна и малонадежна – либо мы научимся обуздывать ее, либо она будет требовать новых, изощренных наслаждений, пресытившись тем, что только что имела. Через несколько лет совместной жизни супруги привыкают к внешнему виду друг друга, и если они не обрели взаимного сердечного единства, плоть их неизбежно подведет, потому что вспыхнет разжжением к другому, более привлекательному человеку. Иудейские книжники легко выходили из такой ситуации, пользуясь правилом: если кто-либо увидит женщину красивее своей жены, то он может отпустить свою жену и жениться на этой женщине. Но увы, христианство оказывается куда более аскетично. В Нагорной проповеди Спаситель сказал: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 27 – 28). В Царстве Небесном, к достижению которого стремиться заповедал Господь, «ни женятся, ни выходят замуж» (Мф. 22: 30), поэтому с древнейших времен Церковь возводила христиан к идее, точно выраженной святым Игнатием Богоносцем, «чтобы брак был о Господе, а не по похоти».
Еще раз повторим, что есть особые ситуации, когда по духовной немощи один из супругов не в силах нести весь пост, заглядывается на противоположный пол, и может дойти до прямого греха. В таком случае, лучше уж нарушить пост, чем супружескую верность. Подобные слабости врачуются терпением, молитвой и участием в Таинствах Церкви. Но если слабость признать за норму, то значит, не надо идти вперед, ведь и так все в порядке, можно оставаться на месте.
На мой взгляд, возникающие в СМИ за последние десять-пятнадцать лет новаторские мысли связаны с одной современной церковной проблемой – проблемой миссии, а точнее проблемой поиска формы и способов подлинной миссии. Одной из миссионерских задач сегодняшнего дня является обращение к Церкви не только стариков или отроков, а прежде всего молодежи. Как известно, молодежь не воспринимает ни древних стереотипов, ни чтения морали, ни устоявшихся догм. И как же совместить молодое стремление к свободе, радости и наслаждению жизнью с тем малопонятным и труднодоступным, что Сам Христос охарактеризовал как узкий путь?
Мне кажется, что здесь перед миссионером открывается два возможных пути. Первый – это путь бесконечных приспособлений и подыгрываний. Для того чтобы расположить человека к себе, миссионер оправдывает все, к чему тот привык и прилепился сердцем. Приходится посещать рок-концерты, подпевать и подплясывать в надежде, что кто-нибудь обратится. В определенных случаях это оправдано, но только до одного предела, когда церковная жизнь нежданно-негаданно начинает изменяться в угоду околоцерковным людям. Плохо, когда миссионерская икономия постепенно становится церковной акривией (т.е. когда снисхождение к немощи нецерковных людей со временем становится правилом церковной жизни). Иной миссионер старается разбить, как ему кажется, сложившийся стереотип, чтобы предложить новый, облегченный образ спасения. Таким-то образом и появляется пост без супружеского воздержания, предпасхальная диета, которую куда как легче принять.
Есть и второй путь для современного миссионера. Нет, это вовсе не путь критики и порицаний того, чем живет еще не пришедшая в Церковь молодежь. Обычно миссионеры, избравшие первый, широкий путь, сводят путь второй к примитивной, огульной критике малообразованными верующими правил жизни нецерковных людей: зашел человек в храм, его тут же пихают, впервые приступил к исповеди, ему уже запрещают художественные книги читать. Такое отождествление глубоко неверно и несправедливо, потому что огульная критика миссионерством не является, и стало быть она не есть путь вообще. Подлинный, хотя и более узкий путь миссионерства – это изображение красоты церковной жизни, изображение радости, которая свойственна духовной жизни, это вдохновение к тому труду над собой, который в конечном итоге приводит к подлинной свободе. А для этого миссионеру нужно самому жить тем, о чем он собирается говорить, и его личное воодушевление, искренность и открытость вне всяких сомнений найдут отклик у молодых людей.
Представим себе тренера, спортсмена, который, желая набрать учеников, приходит к подросткам и говорит: «Живите, как хотите, пейте, курите, но только иногда заглядывайте ко мне в спортзал». Не исключаю, что кто-то из подростков заинтересуется и станет заниматься. Плохо, если уже тем, кто давно посещает секцию, он начнет говорить: «Вы знаете, в древних спортивных правилах я прочел, что так напрягаться не надо, тренировки можно вчетверо сократить, многие упражнения давайте вообще отменим» – ясно одно, что уровень этой секции резко упадет. Второй подход заключается в том, что тренер еще не заинтересовавшимся подросткам покажет, насколько оказывается здорово и интересно проводить тренировки, работать над собой, участвовать в соревнованиях, и хотя иногда терпеть поражения, но снова и снова идти вперед, а тем, кто уже занимается, скажет: «Вы молодцы в том, что уже достигли, но и этого пока недостаточно, последуем же вместе вперед».
Настоящий миссионер – не тот, кто скрывает трудности христианской жизни, тем более не тот, кто христианскую жизнь пытается подвести под уровень окружающей жизни, но тот, кто умело показывает, насколько оказывается это интересно и радостно – вырабатывать в себе силу воли, учиться побеждать свои страсти, раскрывать в себе образ Божий. Не пасование перед трудностями, а мужественное преодоление их и есть путь к независимости и свободе. Есть притча о том, как при постройке Шартрского собора (а длилось строительство несколько десятилетий) трое работяг с утра до вечера возили одинаковые тачки с камнями. И как-то им задали один и тот же вопрос: чем они заняты? Первый, вздохнув, сказал: «Несу этот проклятый труд». Второй печально произнес: «Зарабатываю себе на жизнь». А третий вдруг радостно ответил: «Воздвигаю прекрасный собор». Они трое исполняли одну и ту же тяжелую работу, но счастлив был только один. В этом и состоит задача миссионера – показать радость духовного делания, посредством которого в нашем сердце воздвигается величественный храм для Бога.
Мой нынешний брак - второй. Первый был не простым. У моего мужа тоже был непростой брак до меня. Начали мы жить с ним с опасениями. И официально отношения не регистрировали. Бог сподобил нас обоих воцерковляться. Было непривычно признать, что живем мы в блуде. Однажды священник сказал нам: ну что вы каждый раз в блуде исповедываетесь? Если страшно вступать в брак, живите как брат и сестра.
И стали мы жить как брат с сестрой. Это был бесценный опыт , продолжавшийся чуть больше года.
И теперь я точно знаю, что разговоры о том, что половое воздержание вредно для здоровья - миф. Наблюдая, с какой легкостью мой муж соблюдал это решение я так же убедилась, что с Богом и ради Бога возможно все.
А еще мы оба ясно узнали, что такое когда двое одна плоть, но не через половые отношения, а через длительное воздержание.
То, как мы живем с мужем можно охарактеризовать так: непрекращающееся чувство новизны отношений при том, что мы давно вместе. Это чудо даровано нам Богом.
2 марта 2009 года информационное агентство «Интерфакс» разместило журналистский материал под названием «Каноны Церкви не запрещают супружеские отношения во время постов – священник», в основу которого было положено интервью со мной.
Я глубоко сожалею, что затронул в этом интервью тему, которой в принципе не должен был касаться. Я прошу прощения у всех, кого ввел в смущение.
Иеромонах Димитрий (Першин).
время безбожного нашего прошлого,очень важно понимать важность постов,как бы ни тяжелы они были.Когда же нам удаётся всё-таки хоть какое-то усилие во имя Христа,тотчас мы чувствуем Божью благосклонность,милость,помощь;словно "Кто-то" вытаскивает нас из болота,открывает бесконечность
благодати своей.Через нас же и ближним идёт поддержка.Не- верующий и невоздержанный муж,к примеру,перестаёт раздражаться на слово "пост",сын-юноша вдруг отлучается от
блудных похождений в жизни и в интеренете и обещает быть
послушным...В нас же самих,в тех,кто понимает,ради чего всё это,происходят со временем такие перемены,что просто диву
даёшься.Пребудем же с Господом,братие и сестри,возвысим свою душу и поможем ближним своим Господа узреть!
Можно не придерживаться поста и находить себе оправдания - у человека всегда есть свобода выбора. Но это чревато отдалением от Бога. А у человека, который не принимат Божью любовь, помощь и поддержку, зато радует своими действиями лукаваго, неизбежно возникнут обстоятельства - или проблемы со здоровьем или отношения с близким человеком, при которых воздержаться от половой жизни придется. Посмотрите, как обстоят дела с интимной жизнью у людей далеких от Бога. То у него проблемы с эрекцией, то она себя плохо чувствует, то поссорились, в лучшем случае - близость пару раз в месяц. Это намного меньше, чем близость во все дни, кроме запрещенных постом. Тем же бандитам, выше упоминавшимся, зачастую приходится недобровольно воздерживаться по нескольку лет в местах не столь отдаленных.
Когда-то неслыханным модернизмом объявляли и желание прославить в лике святых преподобного Серафима Саровского.
Я ничуть не поддерживаю мнение о. Дмитрия (Першина) в данном случае, да и вообще мнения своего тут не имею и слушаюсь приходского священника и голоса собственной совести (ну и книги читаю того же прот. Игоря Гагарина, допустим, и о. Максима Козлова, который часто противоречит такому же мной уважаемому игумену Петру (Мещеринову)). Но не могу не заметить, что о. Дмитрий уважаем многими священниками женатыми и многими монахами, прихожанами и священноначалием. Равно как и многие его оппоненты. Уважаем за конкретные поступки и действия, за многолетние труды на благо Церкви. И в таком тоне не стоит упрекать человека огульно и пугая пресловутым "модернизмом".
Практически единственный из них (и, неудивительно, что от не менее выдержанного и известного иерея, чем иеромонах Дмитрий (Першин), посвятившего несколько своих книг именно супружеской жизни - прот. Игоря Гагарина) начался словами: "прот. Игорь Гагарин:
Очень люблю уважаю иеромонаха Дмитрия Першина."
И несогласие выражено было ровно, вежливо и дружелюбно:
"Разделяю многие его взгляды, но в данном вопросе соглашусь скорее с его оппонентами." Именно протоиерей Игорь Гагарин, насколько я помню, в своей книге проводил мысль, что супруги не должны делиться проблемами в супружеской жизни ни с кем вовне, даже с родителями или близкими друзьями. А духовник должен быть весьма осторожен, когда ему "по роду занятий" приходится выслушивать неурядицы и беды супругов.
А мы, православные, в своей полемике так часто не просто сор из избы выносим, но и попросту невежливы и некорректны в своих высказываниях. Тут же вспоминаем католиков-протестантов-еретиков-безбожников и иже с ними.
Вообще, полезно помнить, что свв. Василий и Афанасий,к примеру, даже не были в евхаристическом общении. Так сильно были не согласны друг с другом. И св. Мелетий "поучаствовал" в том раздоре. И свв. Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник часто говорят противоположное.
А полезно это помнить не для того, чтобы опровергать Предание нашей Матери-Церкви, а для того, чтобы помнить, что ошибки совершают все люди, даже те, кого Церковь прославила как святых и Учителей.
Мы не поможем никому столь не-мирным общением. И, прежде всего, самим себе.
А людей со стороны оттолкнем только.
Для меня нет ничего более болезненного по ощущениям, чем злое общение православных.
Наталия, прихожанка храма Тихвинской иконы Божией Матери в г. Троицке, МО
Спасибо большое за данную статью, извините что это не комментарий, просто мне действительно она на многие мои вопросы ответила, и так сказать пролила свет...хочу многое поменять в своей жизни, только не знаю с чего начать, но благодаря таким людям которые это все пишут, я дай Бог встану на путь истинный..
Простите,что написала не комментарий,а пожелание. А статьяочень хорошая.Спасибо
Реальный каламбур времен до 1917 г. из истории народного православного благочестия. «Мужики толпой собрались у дома сельского приходского батюшки, жена которого недавно родила очередного ребеночка. Мотивом этого собора было то, что сельские бабы, просчитав известным способом срок зачатия младенца попадьей, вычислили, что зачатие-то произошло в самый Великий пост! Выходит священник к пастве: ему, конечно, стыдно. Мужики обращаются к нему со словами: эх, батюшка! Вот ты нам со амвона всё: абие, абие… а у тебя-то самого: всё бабие, да бабие!».
Таково народное благочестие и отношение к воздержанию в посты, в частности, к супружескому.
К сожалению, позицию о.Дмитрия с его апелляцией к Св.Писанию можно назвать протестантской. Писание у нас, православных, с ними одно, да вот понимание разное. Одним словом: «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6, 17), «острый с обеих сторон» (Откр. 2, 12). Вот и не смог о.Дмитрий правильный смысл апостольской заповеди, изложенной в 1 Кор. 7, 5 понять, или не захотел, или, что вероятнее всего: использовал в своих субъективных целях, как это и делают протестанты, раня сим мечом самих себя. Слово Божие, также как и каноны Святой Церкви, будь то правила Соборов или Святых отцов, писаны Духом Святым. И по объяснению св. Игнатия Ставропольского и Кавказского изъяснять их должно только Духом Святым, и могут делать это имеющие Сего Духа – в особой мере, т.е. СВЯТЫЕ ОТЦЫ (о чем см. 19 прав. Шестого Вселенского Собора). Нам же приличнее будет воспользоваться мнением и толкованием Св.отцов, а не придумывать своих, от плотского ума, объяснений.
Правило 3 св.Дионисия Александрийского, где святитель комментирует заповедь св.ап.Павла о воздержании в посты от супружеского ложа для совместного упражнения в молитве(1 Кор. 7, 5) имеет в толкованиях Зонары следующее объяснение: «… Апостол здесь… говоря о посте, разумеет тот, который бывает в определенные времена, или когда кто из супругов намерен причаститься Тайн. И иудеям, когда они имели услышать Божественный глас на горе, предписано было воздерживаться от жен (Исх. 19, 15). И пророк Иоиль, сказав: освятите пост, присовокупил: да изыдет жених от ложа своего, и невеста от чертога своего (Иоиль. 2, 16); ибо те, кто постятся, должны воздерживаться от всякого чувственного удовольствия, потому что от наслаждения такими удовольствиями происходит помрачение души и смущение помыслов» (см. Книгу Правил с толкованиями). Очевидно, что св.Дионисий здесь указывает, в том числе на: посты в среду, пяток и Святую Четыредесятницу, называя их «постами в определенные времена». Сии «определенные времена» определены как раз известным 69-и правилом св. Апостол. Это правило повелевает отлучать тех, кто пренебрегает пощением в установленные Церковью дни. Святые отцы, говоря о древности установлений постов в среду и пяток и Четыредесятницу, ссылаются на Евангелие, где Спаситель, отвечая ученикам Иоанна Крестителя на вопрос, почему его ученики не постятся, говорит: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется от них Жених, и тогда будут поститься (в те дни)» (Мф. 9,15; Лк. 5, 33). Преподобный Амвросий Оптинский прямо указывал на это место Св.Евангелия в защиту православной традиции постов и их установления против протестантов. По Евангелию видно, что дни поста – «те дни, когда отнят Жених» от нас, Жених Церковный, - это дни печали и плача о грехах, а не плотских утех, пускай и дозволенных в контексте брака, но только в дни, свободные от постов и церковных праздников. Не приличествует христианам, живущим в браке, в эти дни иметь супружеское общение, когда надо думать вовсе о другом и не «смущаться помыслами», по слову св. Дионисия. Итак, правило 3 св.Дионисия вполне резонно рассматривать в параллели с 69 прав. Св.Апостол. Пусть в 69 правиле акцентируется воздержание от особых видов пищи в пост, но (!) правило святого Дионисия разрешает эту кажущуюся неполноту и восполняет её. Сугубым доказательством данного объяснения может послужить Номоканон св.Иоанна Постника, Патриарха Константинопольского при «Большом требнике». О.Дмитрию надо бы знать о существовании Номоканона и следующего правила, в нем содержащегося: «… миряном от жен воздержатися весь святый великий пост. Аще ли падется с женою своею (т.е.совокупится – авт.) во святый пост, то на Пасху не причаститься, занеже весь пост обезчествова: бельцем бо от жен своих законных соблюдатися, якоже речеся, на весь пост». Здесь видно, что св.Иоанн, отразивший в этом правиле предание Церкви и заповедь св. Апостолов, законное совокупление христианских супругов (каким оно является вне поста), именует безчестием и «падением». А этим словом (падением)в традиции Церкви всегда назывались грехи плотского невоздержания: блуд, прелюбодеяние и содомское бешенство, а также отпадение от Церкви во время гонений на нее через отречение от Христа. Вот такая мера супружеской близости во время Великого поста по правилу св. Отца - падение!
Поэтому позиция о.Дмитрия, основанная будто бы на каноническом праве Церкви, является не более чем его личным мнением и, что к сожалению можно видеть и констатировать, передергиванием церковных канонов и перетолковыванием Священного Писания. Святой Апостол Павел прямо говорит в послании, что «уклонение друг от друга» необходимо для совместного совершения поста, и сопутствует посту и молитве. Неужели Апостол отрицал посты и память Страстей Господних? Также удивительно, что священник не знаком с традицией Православной Церкви, как Русской, так и Вселенской. То, что на Руси всегда было обыденным и общим порядком, вдруг объявляется несуществующим, и грех – «падение» - объявляется нормой, да еще и любовью.
В большинстве требников досинодального времени, в том числе отпечатанных при Патриархе Никоне, в Последовании исповеди, в приложении, в вопросах на исповеди, совокупление с женами в среду, пяток и Великий пост порицается и объявляется как грех. Что было в Синодальный период, всем известно, и эти вопросы исчезли из требников. Кому-то они показались неприемлемыми. Но, несмотря на это, православнее христиане на Руси все-таки сохранили благочестие и церковную традицию, Предание Церкви.
Практика Русской Церкви по этому вопросу тождественна и практике Греческой Церкви. Старец Паисий Святогорец в одном из своих писем пишет: «…приведу примеры из жизни женатых иереев и мирян, которые и сейчас живы и которых я знаю. Среди них есть такие, кто заключив брачный союз, родили одного, двоих, троих детей, а затем живут в чистоте. Другие вступают в супружескую близость лишь на время деторождения, а остальное время живут как брат и сестра. Иные воздерживаются лишь в период постов, а затем имеют близкие отношения. Некоторым и того не удается исполнять. Есть имеющие общение в середине недели, чтобы быть в чистоте три дня перед Божественным Причастием и три дня после Божественного Причастия. Некоторые и тут спотыкаются…. Вначале, конечно, молодость мешает, но с течением времени плоть слабеет, дух укрепляется, и даже женатые начинают немного вкушать от Божественного наслаждения. Тогда люди уже естественным путем отвлекаются от телесных удовольствий, которые в их глазах становятся ничтожными. Вот так подвизаются женатые и приходят в рай по спокойной дороге с поворотами, в то время как монахи восходят туда, карабкаясь по скалам и взбираясь на вершины». Отставив прочий контекст, обратим внимание на то, что, по свидетельству Старца, и в Греции известно супружеское воздержание в период постов, и даже более сильные формы аскезы в супружестве! Значит, данное правило является нормой и в среде благочестивых семейств в Греции. И как этого не может знать православный батюшка о.Дмитрий?! Грустно это.
А в отношении приведенных о.Дмитрием как аргумент слов св.Иоанна Златоуста против «принудительного воздержания» со стороны одного из супругов, можно заметить следующее. В данном вопросе ссылка на Св.Златоуста не к месту. Правила и церковная традиция дана для верных, а в данном случае Св.Златоуст приводит тот случай, когда одна из сторон в браке живет в язычестве или, в другом случае, слаба верой и не может воздерживаться. Здесь, конечно, уместно снисхождение, и святой Иоанн советует уступить язычнику или язычнице ради сохранения целостности семьи. Это также заповедь Апостола – «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее… Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь…» (1 Кор. 7, 12…15). Поэтому аргументация о.Дмитрия в данном случае, что называется, не в цель и не по теме.
Пускай собрат во Христе воспримет сказанное с пониманием, по-мужски. Дай Бог отцу Дмитрию здравия, спасения и во всем благого поспешения! И крепости в Великом посту.
Игумен Митрофан.
Похоже, произошло небольшое недоразумение и недопонимание. При прочитывании статьи, обсуждаемая Вами фраза была понята мною в том плане, что женатый священник гораздо лучше иеромонаха понимает от чего приходится отказываться женатым людям во время поста, и насколько это сложно. Поэтому, женатому священнику, возможно, легче понять и быть снисходительным к супругам, согрешающих невоздержанностью, ибо и сам женатый священник претерпевает те же искушения. А иеромонаху гораздо сложнее это понять, на основании чего автор и задал свой вопрос.
Полностью согласен с автором статьи. Жизненно важно не понижать Евангелие, а возвышать людей. Католики уже доигрались в либерализм. Мы же не хотим той же участи для Православия?
Полностью согласен с автором.Воздержание в супружеской жизни
такое же усмирение плоти, плотских возжделений и их разжения, как и обуздание ненасытного чрева, лукавых помыслов и языка.
Из-за статьи священика Д.Сысоева у нас из общины ушла семья прихожан, которые были с нами в течении 3-х лет. Они стали доказывать батюшке точку зрения священика Даниила, она их устраивала. В конце обвинили нашего батюшку в ошибчном понимании поста для женатых людей.
Как лукаво перевернуто всё в статье этого священика Даниила. Зачем же тогда пост?
Я очень благодарю Вас, Валерий, за эту статью.
После заявление иеромонаха Димитрия Першина было как-то не по себе. Слава Богу, что появилась ЭТА статья!!!
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/29586.htm
http://www.pravoslavie.ru/press/29582.htm
:)
Это грех и грех невоздержания, который подлежит исповеди.
Вот автор сравнивает нарушение поста и соитие как равное, но нарушение поста влечет явные запреты, именно по части еды, вплоть до извержения из сана клириков, прп. Серафим говорил что не соблюдение постов тяжкий грех (то есть все касается именно еды, и насколько это важно), а не как некоторые пытаются передернуть, мол, главное это всех прощать, не иметь злобы ни на кого и т.д., а еда это по-возможности. Такие заявления похожи на голос змея в раю "почто сказал вам Бог не есть того-то и того-то, ешьте, главное не сделайте того-то". :)
А вот по интимной части ничего не сказано точно и определенно. Нет явного правила или я не нашел? :(
Значит нет и этой параллели между пищей и интимом? Или есть? Я ответа так и не понял....