Москва, 19 февраля 2009 г.
Выставка «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний» открылась 17 февраля в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, сообщает Благовест-инфо. Она посвящена 100-летию художественного открытия русской иконы, а также собирателям иконописи. Место проведения – Отдел личных коллекций.
На нынешней выставке, подчеркивают ее организаторы, впервые иконы от частных владельцев демонстрируются «в таком масштабе и в таком высоком качестве». Инициатива проведения выставки принадлежит открывшемуся три года назад Частному музею русской иконы, который возглавляет бизнесмен и коллекционер Михаил Абрамов.
На выставке можно увидеть более ста произведений XIV-XVI веков из 23 частных коллекций – М. Абрамова, Н. Воробьева, М. Елизаветина, В. Момота и других собирателей. География памятников охватывает Москву, Ярославль, Псков, Тверь, Вологду, Новгород, Онежье, Ростово-Суздальские и Архангельские земли.
Большая часть икон ранее нигде не выставлялись, зато ряд других участвовали в знаменитой выставке икон из частных собраний 1974 года, проходившей в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева по инициативе С. Ямщикова. О ней и о роли коллекционеров рассказал журналистам искусствовед и реставратор Савва Ямщиков: «Я очень трепетно отношусь к коллекционерам, с которыми всю жизнь общаюсь.
Среди них много замечательных людей, без которых я не мыслю ни реставрацию, ни изучение древнерусской иконописи. Мне повезло: через учителей – Николая Сычева и других – узнал о Н.П. Лихачеве. Алексей Свирин и Надежда Мнева рассказали мне все об И.С. Остроухове, с которым они общались очень близко. Много лет провел я в мастерской П. Корина, изучая его уникальное собрание – это был кусочек дореволюционной жизни, это была очень большая школа».
По словам С. Ямщикова, и в советское время коллекционеры продолжали любить то, чем они занимались. Вместе с тем он до сих пор не перестает удивляться, «как нам дали сделать выставку личных собраний в 1974 году, ведь тогда коллекционер для советской власти и прессы был синонимом грабителя». Выставка 1974 г. помогла выявить лучших собирателей, представив высокохудожественные памятники. Нынешнюю выставку «можно назвать правопреемницей той нашей выставки». Качество коллекции зависит от личности собирателя, отметил известный реставратор. «Большинство коллекционеров не то чтобы сейчас принесут и отдадут, но все же понимают, что конечная цель – это музей», – уверен Савва Ямщиков.
Выставка готовилась в течение года. Сотрудники музея объехали многие коллекции в разных городах России, чтобы отобрать самые лучшие памятники. Как говорят устроители, «каждая икона заслуживает отдельной повести». Своеобразным символом выставки стала икона «Рождество Богородицы» (XVI в., Тверь) из собрания А.С. Вронского (Москва). Образ, вывезенный из Вологодской области в 1960-х и раскрытый в 1970-м году, участвовал в выставке 1974 года. Тогда он принадлежал отцу нынешнего владельца – кинооператору Сергею Вронскому, снявшему фильмы «Метель» и «Братья Карамазовы».
Из приобретений последних лет, попавших в экспозицию, искусствоведы выделяют монументальное «Богоявление» из собрания Воробьевых, «Апостол Иоанн Богослов» из собрания А.В. Гулько (обе иконы – XV века). Памятники XIV века – бесспорная гордость собирателей – представлены двумя иконами «Чудо Георгия о змие», и двумя же – «Воскресение Христово. Сошествие во ад».
Увидеть выставку можно до 19 апреля (ул. Волхонка, 10).