Библия, изложенная для семейного чтения.
Руфь и Ноеминь

"Святые
Святые Руфь и Ноеминь
В те дни, когда управляли судьи, в те патриархальные времена, отрадное зрелище представляют примеры из семейной жизни, из которых приводится, например, рассказ о Руфи и Ноемини.

В то время случился голод в Вифлееме Иудейском. Тогда решил один из жителей этого города, Елимелех ефрафянин, удалиться со своею семьей на чужую сторону и поселился с женой своей Ноеминью и двумя сыновьями на полях моавитских, к востоку от Мертвого моря.

Елимелех вскоре умер, а сыновья его, оставшиеся с матерью жить на чужой стороне, оба женились на моавитянках, «имя одной было Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет». Но потом оба сына Ноемини умерли, и она пожелала возвратиться на родину, услышав, что «Бог посетил народ Свой и дал им хлеб».

«И вышла Ноеминь из того места, в котором жила, и обе снохи ее с нею. Когда они шли по дороге в землю Иудейскую, Ноеминь сказала снохам своим: пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей; да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною! да даст вам Господь, чтобы вы нашли пристанище каждая в доме своего мужа! И поцеловала их. Но они подняли вопль и плакали и сказали: нет, мы с тобою возвратимся к народу твоему».

«Зачем вам идти со мною? — продолжала Ноеминь отговаривать их, — возвратитесь домой, дочери мои, я весьма сокрушаюсь о вас, ибо рука Господня постигла меня». Но они только слезами отзывались на слова ее. Наконец Орфа решилась проститься со своей свекровью и возвратилась к народу своему, «а Руфь осталась с нею». И напрасно продолжала Ноеминь уговаривать ее возвратиться «к народу своему и к богам своим»; Руфь сказала ей: «Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты будешь жить, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою». И сопровождала Руфь свекровь свою до самого Вифлеема.

Живое впечатление произвело на жителей Вифлеема возвращение Ноемини на родину. «Это Ноеминь?» — говорили они.

«Не называйте меня Ноеминью (приятною), — отозвалась она им, — а называйте Марою (горькою), потому что Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье?»

И стали жить в Вифлееме и делить общее горе Ноеминь и Руфь, придя туда в начале жатвы ячменя. А в такое время, по закону Моисееву, бедные имели право подбирать в поле колосья, остававшиеся после жатвы. К такому способу пропитания себя и свекрови решилась прибегнуть и Руфь моавитянка.

«Пойду я на поле, — сказала она Ноемини, — и буду подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение».

Ноеминь сказала ей: «Пойди, дочь моя».

«Она пошла, и пришла, и подбирала в поле колосья позади жнецов. И случилось, что та часть поля принадлежала Воозу», родственнику Ноемини по мужу, человеку богатому и знатному, из племени Елимелехова. И вот, когда Руфь собирала колосья, пришел в поле сам Вооз, радушно приветствовал жнецов, и, обратив внимание на чужеземку, спросил у слуги, приставленного к жнецам: кто она? Тот отвечал ему: «Эта молодая женщина — Моавитянка, пришедшая с Ноеминью с полей Моавитских. Она сказала: буду я подбирать и собирать между снопами позади жнецов; и пришла, и находится здесь с самого утра доселе; мало бывает она дома».

«И сказал Вооз Руфи: послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда, но будь здесь с моими служанками; пусть в глазах твоих будет то поле, где они жнут, и ходи за ними; вот, я приказал слугам моим не трогать тебя; когда захочешь пить, иди к сосудам и пей, откуда черпают слуги мои. Она пала на лице свое и поклонилась до земли и сказала ему: чем снискала я в глазах твоих милость, что ты принимаешь меня, хотя я и чужеземка? Вооз отвечал и сказал ей: мне сказано все, что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего, что ты оставила твоего отца и твою мать и твою родину и пришла к народу, которого ты не знала вчера и третьего дня; да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!

Она сказала: да буду я в милости пред очами твоими, господин мой! Ты утешил меня и говорил по сердцу рабы твоей.

И сказал ей Вооз: время обеда; приди сюда и ешь хлеб. Он подал ей хлеба; она ела, и еще осталось. И встала, чтобы подбирать. Вооз дал приказ слугам своим, сказав: пусть подбирает она и между снопами, и не обижайте ее; да и от снопов откидывайте ей и оставляйте, пусть она подбирает. Так подбирала она на поле до вечера и вымолотила собранное, и вышло около ефы ячменя».

Когда свекровь увидела, что она набрала, то спросила ее, где она собирала сегодня, где работала? И произнесла благословение на принявшего ее. Узнав же от Руфи, что имя человеку тому Вооз, «сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых! Человек этот близок к нам; он из наших родственников».

— Он даже позволил мне быть с его служанками, пока не докончат они жатвы его, — прибавила Руфь.

— Это хорошо, дочь моя, — одобрила Ноеминь, — так не будут оскорблять тебя на другом поле.

«Так и была Руфь со служанками Воозовыми и подбирала колосья, доколе не кончилась жатва ячменя и жатва пшеницы, и жила у свекрови своей».

Между тем Вооз, узнав Руфь, оценил преданность ее свекрови, ради которой покинула она даже родину свою. Он посылал через нее помощь и Ноемини и решился жениться на Руфи, так как, по закону Моисееву, на вдове умершего должен был жениться ближайший родственник его, а он-то и оказался этим ближайшим родственником после другого, отказавшегося по домашним своим обстоятельствам, «чтобы не расстроить своего удела», купить у Ноемини и у Руфи поле, принадлежащее Елимелеху и сыновьям его — с чем сопряжена была обязанность взять в супружество вдову умершего, «чтобы восстановить имя умершего в уделе его».

Утвердившись таким образом в правах своих по случаю отказа от них того родственника, Вооз сказал тогда старейшинам и всему народу: «Вы теперь свидетели тому, что я покупаю у Ноемини все Елимелехово и (сыновей его) Хилеоново и Махлоново. Также и Руфь Моавитянку, жену Махлонову, беру себе в жену, чтоб оставить имя умершего в уделе его, и чтобы не исчезло имя умершего между братьями его и у ворот местопребывания его: вы сегодня свидетели тому».

«И сказал весь народ, который при воротах, и старейшины: мы свидетели; да соделает Господь жену, входящую в дом твой, как Рахиль и как Лию, которые обе устроили дом Израилев; приобретай богатство в Ефрафе, и да славится имя твое в Вифлееме.

И взял Вооз Руфь, и она сделалась его женою. И родила ему сына. И говорили женщины Ноемини: благословен Господь, что Он не оставил тебя ныне без наследника! И да будет славно имя его в Израиле!

И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою. Соседки нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова».

(Руфь. 1, 4, 6—11, 13—14, 16—19, 21; 2, 2—3, 6—23; 4, 5, 6, 9—11, 13—14, 16—17)

25 января 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×