Библия, изложенная для семейного чтения
Завоевание и раздел Обетованной земли

"И
И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан. Иис. 3:17
«По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.

Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.

Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав. 1, 1—9).

Земля обетованная, в которую должен был теперь Иисус Навин, по указанию Божию, ввести еврейский народ, была как бы приспособлена для поселения на ней народа, выделявшегося из народов того времени исповедуемой им верой в Единого Истинного Бога, народа, путеводимого и воспитываемого Самим Богом, с Которым сохранилось у него общение от начала веков.

Палестина была центром тех стран, народы которых имели до Рождества Христова наибольшее влияние на ход истории. Здесь проходили важные торговые пути, соединявшие восток с западом и север с югом. На западе берега ее омывались Средиземным морем, наиболее посещаемым древними народами. Это служило евреям средством общения с Грецией, Римом и прочими народами. Так как еврейскому народу предстояло передать миру познание Истинного Бога и Его Откровения, то для них были открыты все пути проповеди истин, возвещенных впоследствии Христом.

Но завоевание этой земли представляло большие трудности. Страной владели сильные, воинственные племена, заключившие взаимные союзы. Эти племена, порочные до последней крайности, должны были быть истреблены с лица земли, но в этой борьбе они были защищены силой оружия и рельефом страны, перерезанной горами, за которыми они могли укрываться от нападающих пришельцев.

Израильтяне надвигались на них по дороге вокруг Идумеи, самой длинной, но наименее опасной, избранной для них еще Моисеем. Здесь ободрены они были их победами над Сигоном, царем Аморрейским и над Огом, царем Васанским; притом же страны к востоку от Иордана представлялись удобными для военных действий. Но предстояло перейти через Иордан и сразиться с разными племенами сильными, а впоследствии еще и с филистимлянами на юге, с которыми пришлось вести самые упорные и продолжительные войны.

Но дело евреев было правое и священное: Сам Бог определил им возвратиться в землю, данную Им праотцам их, Он избрал их орудием для истребления племен, безнадежно закореневших в идолопоклонстве и во всяких самых низких пороках. И теперь, как только Иисус Навин выслушал волю Божию, он повелел народу перейти с вождями его через Иордан и приступить к дальнейшему завоеванию земли, составляющей наследие его. Все принесли клятву в полном послушании Иисусу Навину.

«И послал тогда Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. Два юноши пошли и пришли в Иерихон и вошли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там.

И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю.

Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в дом твой ночью, ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле.

Посланные гнались за ними по дороге к Иордану до самой переправы; ворота же тотчас затворили, после того как вышли погнавшиеся за ними.

Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь Бог иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу; итак поклянитесь мне Господом Богом вашим, что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак, что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти».

Эти люди обещали Рааве, что когда Господь предаст им землю, то окажут они ей милость и истину. «И спустила она их по веревке чрез окно, ибо дом ее был в городской стене, и она жила в стене. И сказали ей те люди: вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку к окну, чрез которое ты нас спустила, и веревка эта послужит нам знаком, чтоб не сделать никакого зла ни тебе, ни всему дому твоему. Она сказала: да будет по словам вашим! И отпустила их, и они пошли, а она привязала к окну червленую веревку».

Таким образом были спасены соглядатаи, и возвратились к Иисусу Навину, и, сообщив все случившееся с ними, сказали ему: «Господь Бог наш предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас».

(Нав. 2, 1—13, 15, 17—18, 21, 24)

«И встал Иисус рано поутру, и двинулись они от Ситтима и пришли к Иордану, и ночевали там, еще не переходя его. Через три дня пошли надзиратели по стану и дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего и священников наших и левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним. И сказал Иисус народу: освятитесь к утру, ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса.

Тогда Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; а ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане.

Иисус сказал сынам Израилевым: подойдите сюда и выслушайте слова Господа, Бога вашего. Из сего узнаете, что среди вас есть Бог живый, Который прогонит от вас Хананеев и Хеттеев, и Евеев, и Ферезеев, и Гергесеев, и Аморреев, и Иевусеев: вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан; и возьмите себе двенадцать человек из колен Израилевых, по одному человеку из колена; и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною.

Итак, когда народ двинулся от своих шатров, и лишь только несущие ковчег завета Господня вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана — Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, — вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла.

И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан».

(Нав. 3, 1—3, 5, 7—17)

Переход через Иордан был подобен другому чудесному переходу евреев через Чермное море, о чем и напомнил Иисус Навин народу, объясняя эту дивную помощь от Господа тем, что все народы земные должны были познать, «что рука Господня сильна, и дабы вы (Израильтяне) боялись Господа Бога вашего во все дни».

В память этого события по повелению Иисуса Навина двенадцать человек, из каждого колена Израилева по одному, взяли двенадцать камней из Иордана и перенесли их с собой на ночлег и положили их там. «И другие двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета Господня».

«Когда весь народ перешел Иордан, тогда перешел и ковчег завета Господня, и священники пред народом, и лишь только стопы их ступили на сушу, вода Иордана устремилась по своему месту и пошла, как вчера и третьего дня, выше всех берегов своих. И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца сорок первого года по исходе Евреев из Египта, и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона. И двенадцать камней, которые взяли они из Иордана, Иисус поставил в Галгале» — памятником навек для сынов Израилевых.

(Нав. 4, 8—9, 11, 18—20, 24)

Чудный переход израильтян через Иордан во время разлива и появление их многочисленных отрядов в боевом порядке навели еще больший страх на окрестные народы: ужаснулись цари Аморрейские и Ханаанские, «ослабело сердце их, и не стало уже в них духа против сынов Израилевых».

Между тем «стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей. Манна же перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли сей». Находясь близ Иерихона, Иисус внезапно увидел перед собой человека с обнаженным мечом в руке.

«Наш ли ты, или из неприятелей наших?» — спросил, подойдя к нему, Иисус.

«Нет, — сказал явившийся. — Я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.

Тогда сказал Господь Иисусу: вот, я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных; пойдите вокруг города все, способные к войне и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый с своей стороны».

В точности исполнил Иисус Навин и народ Израилев повеление явившегося Иисусу вождя воинства Господня, и «когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал нам город!»

«Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ весь вместе громким и сильным голосом, и обрушилась вся стена города до своего основания, и весь народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город, и все, что в нем, сожгли огнем: только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали в сокровищницу дома Господня».

Раав же, по повелению Иисуса Навина, была изведена из города вместе со всеми родными, бывшими в ее доме, и оставлена в живых, потому что она укрыла двух юношей, которых посылал Иисус высматривать Иерихон. Эта хананеянка была впоследствии женой вождя из Иудина колена, от которой произошел Вооз, один из предков царя Давида, из рода которого был Иосиф, муж Марии, «от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф. 1, 16).

Разрушив Иерихон, Иисус Навин поклялся и сказал: «Проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его». Так и осуществилось впоследствии предсказание его.

(Нав. 5, 1, 10—15; 6, 1—4, 15, 19, 23, 25)

Жестокими были меры, принятые к враждебным народам, но евреи являлись лишь орудием Бога, истреблявшего нечестие с лица земли, как воды всемирного потопа, и поглощение землей городов Содома и Гоморры ради возрождения очищенного человечества.

После разрушения Иерихона Иисус Навин, поразив город заклятием и запретив народу присваивать что-нибудь из заклятого, предпринял осаду другого города — Гая, с восточной стороны Вефиля. Посланные осмотреть город возвратились с сообщением, что жителей в нем мало и не стоит посылать против них большое войско. Поэтому Иисус послал туда не более трех тысяч воинов. Но жители Гая обратили их в бегство, убив из них тридцать шесть человек, «преследовали их от ворот до Севарим и разбили их на спуске с горы; отчего сердце народа растаяло и стало, как вода».

«Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом главы свои. И сказал Иисус: о, Господи Владыка! для чего Ты перевел народ сей чрез Иордан, дабы предать нас в руки Аморреев и погубить нас? о, если бы мы остались и жили за Иорданом!

Господь сказал Иисусу: встань, для чего ты пал на лице твое? Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили, и положили между своими вещами; за то сыны Израилевы не могли устоять пред врагами своими и обратили тыл врагам своим, ибо они подпали заклятию; не буду более с вами, если не истребите из среды вашей заклятого».

По расследовании дела оказалось, что похитителем заклятого был Ахан из колена Иудина, он сознался, что «между добычею увидел он прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей и что все это полюбилось ему и он взял это, и вот, оно спрятано в земле среди шатра его».

Все это было найдено и представлено Иисусу Навину. «Иисус и все Израильтяне с ним взяли Ахана», и все похищенное им, и сыновей и дочерей его, и скот и «шатер его, и все, что у него было, и вывели их на долину Ахор. И сказал Иисус: за то, что ты навел на нас беду, Господь наводит на тебя беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наметали на них камни. И набросали на него большую груду камней. После сего утихла ярость гнева Господня».

(Нав. 7, 5—7, 10—12, 21, 24—26)

После того, ободренный обещанием Божиим предать в руки его царя Гайского, Иисус Навин возобновил нападение на город Гай. Царь Гайский выступил против Израиля, но, преследуя его, попал в засаду, устроенную Иисусом, был взят живым и приведен к Иисусу.

«Когда Израильтяне перебили всех жителей Гая на поле, в пустыне, куда они преследовали их, и когда все они до последнего пали от острия меча, тогда все Израильтяне обратились к Гаю и поразили его острием меча. Иисус (по слову Божию) не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не предал заклятию всех жителей Гая.

И сожег Иисус Гай и обратил его в вечные развалины, в пустыню; а царя Гайского повесил на дереве». Труп же его был брошен у городских ворот и завален большой грудой камней.

«Тогда Иисус устроил жертвенник Господу Богу Израилеву на горе Гевал», и совершены были жертвы мирные на этом жертвеннике из цельных камней, на которых написал тогда Иисус список с закона Моисеева, и прочитал народу, стоявшему с одной стороны у горы Геваль, а с другой — у горы Гаризим, «все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона».

(Нав. 8, 23—24, 26, 28—30, 32, 34)

Все более и более овладевал страх окрестными царями и народами; иные из них входили в союзы между собой против победоносных пришельцев; другие искали союза с ними самими, запрещаемые, однако же, Богом народу Израильскому. Так, жители Гаваона, надеясь избежать нападения на них, хитростью достигли союза с израильтянами: под видом путников, в обветшалых одеждах, голодные и изнуренные, явились посланные от них к Иисусу Навину и сказали ему: «Из весьма дальней земли пришли мы рабы твои во имя Господа Бога твоего; ибо мы слышали славу Его и все, что сделал Он в Египте, и все, что сделал Он двум царям Аморрейским. Слыша сие, старейшины наши сказали нам: пойдите навстречу им и скажите им: мы рабы ваши; итак заключите с нами союз».

Иисус поверил им и обещал им мир и неприкосновенность владений их. Когда же, двинувшись в дальнейший путь, израильтяне на третий день дошли до Гаваона и прочих городов, где жили обманувшие их, оказавшиеся близкими соседями, то все же Иисус не нарушил обещанного мира, но, призвав их, сказал: «Для чего вы обманули нас, сказав: мы весьма далеко от вас, тогда как вы живете близ нас? за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для меня и для дома Бога моего».

И сделались жители Гаваона дровосеками и водоносами для всего общества и для жертвенника Господня, по определению Иисуса, «на месте, какое ни избрал бы Господь». Но избавлены были они Иисусом Навином «от руки сынов Израилевых», не были умерщвлены ими.

(Нав. 9, 9, 11, 22—23, 26—27)

Порабощение жителей Гаваона, одного из главных городов страны той, после разрушения Иерихона и Гая, устрашило и возмутило соседние народы, и тогда царь Иерусалимский Адониседек вступил в союз с четырьмя царями Аморрейскими, призвав их помочь ему «поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми», и расположились станом союзники подле Гаваона.

«Жители Гаваона послали к Иисусу в стан Израильский, в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские. Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые». Он шел всю ночь и пришел внезапно для врагов и «поразил их в Гаваоне сильным поражением». Во время битвы, видя, что закат солнца уже приближается, и желая до ночи окончить битву, Иисус Навин «воззвал к Господу и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь так слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля. Потом возвратился Иисус и весь Израиль с ним в стан, в Галгал». Здесь узнал он, что «пять царей убежали и скрылись в пещере в Македе», и приказал привалить «большие камни к отверстию пещеры» и приставить «людей стеречь их».

После поражения восставших оставшиеся из них убежали в города укрепленные, а «весь народ возвратился в стан к Иисусу в Макед с миром. Тогда Иисус сказал: откройте отверстие пещеры и выведите ко мне из пещеры пятерых царей тех». Когда же вывели их к Иисусу, он «призвал всех Израильтян и сказал вождям воинов, ходившим с ним: подойдите, наступите ногами вашими на выи царей сих».

«Они подошли и наступили на выи их. Иисус сказал им: не бойтесь и не ужасайтесь, будьте тверды и мужественны; ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать. Потом поразил их Иисус и убил их и повесил их на пяти деревах. При захождении солнца сняли их с дерев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили большие камни к отверстию пещеры».

После того, продолжая наступление, «поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев».

Слухи об этих победах израильтян дошли и до царей более отдаленных стран и, собравшись общими силами, «расположились они станом вместе при водах Меромских (на севере Ханаанской земли), чтобы сразиться с Израилем».

Это была решительная битва. Но Иисус Навин, ободряемый свыше, выступил против них, «и все города царей сих и всех царей их взял Иисус и побил мечом, предав их заклятию, как повелел Моисей, раб Господень».

Долгое время вел Иисус войну со всеми сими царями, и, «таким образом, взял он всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал ее в удел Израильтянам, по разделению между коленами их. И успокоилась земля от войны».

(Нав. 10, 4, 6—7, 10, 12—16, 18, 20—27, 40; 11, 5, 12, 18, 23)

Остались непокоренными только некоторые гористые местности да приморские финикийские и филистимские племена.

Теперь приступил Иисус Навин к разделению земли по жребию на двенадцать частей. Десять частей достались потомкам сыновей Иакова, каждому колену по одной части, а две части потомкам Ефрема и Манассии, сыновей Иосифа.

«Только колену Левиину не дал удела: жертвы Господа Бога Израилева суть удел его, как сказал ему Господь.

Все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там скинию собрания, ибо земля была покорена ими.

Когда окончили разделение земли, по пределам ее, тогда сыны Израилевы дали среди себя удел Иисусу, сыну Навину: по повелению Господню дали ему город Фамнаф-Сараи, которого он просил, на горе Ефремовой; и построил он город и жил в нем.

Таким образом отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие и поселились на ней. И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их, и никто из всех врагов их не устоял против них; всех врагов их предал Господь в руки их. Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось».

(Нав. 13, 14; 18, 1; 19, 49—50; 21, 43—45)

«Спустя много времени после того, как Господь Бог успокоил Израиля от всех врагов его со всех сторон, Иисус состарился, вошел в преклонные лета» и, незадолго до смерти своей, сознав, что отходит «в путь всей земли», призвал всех евреев, напомнил им о всех благодеяниях, полученных им от Бога, убеждал их служить истинному Богу, как они делали «до сего дня».

«Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того как благотворил вам», — пророчески изрек он народу.

«И заключил Иисус с народом завет в тот день и дал ему постановления и закон в Сихеме пред скиниею Господа Бога Израилева. И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня». Выслушав же обещание народа, что будет служить Богу и слушать Его, сказал Иисус всему народу: «Вот, камень сей будет нам свидетелем; будет свидетелем против вас, чтобы вы не солгали пред Господом Богом вашим».

«И отпустил Иисус народ каждого в свой удел.

После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет. И похоронили его в пределе его удела, на горе Ефремовой, на север от горы Гааша.

Умер и Елеазар, сын Аарона (первосвященник), и похоронили его на холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой. И сыны Израилевы пошли каждый в свое место и в свой город».

(Нав. 23, 1, 8; 24, 20, 25—30, 33, 35)

22 января 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×