Письма к клирикам. Феодоту, диакону

Из книги преподобного Нила Синайского "Путь к добродетели", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

""Феодоту, диакону

Не надобно приходить в удивление от того, что бывает в жизни, потому что и с людьми трезвенными повсюду неразлучны искушения и от своих и от чужих. Поэтому и апостол, видя воздвигающиеся бури опасностей и боясь, чтобы некоторые из учеников не пришли от сего в смущение, сказал в своем послании: послал я к вам Тимофея, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено (1 Сол. 3, 3). Сказанное же им значит: такова жизнь наша, таков чин апостольского постановления — терпеть тысячи зол; так нам суждено, говорит апостол. Как товары выкладываются для того, чтобы продавались и покупались, так и апостольской жизни суждено, чтобы подвергаться злословию, злострадать, не иметь никакого отдыха; и те, которые трезвятся, не только не терпят от сего вреда, но еще приобретают большую выгоду.

Ему же

Сказано: благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Пс. 33, 2). Ибо стыдно для нас благословлять Бога при добром и молчать при горестном положении дел. Напротив того, тогда более должно благодарить, когда злостраждем, зная, что Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6).

Ему же

Аз же яко маслина плодовита в дому Божии (Пс. 51, 10), никогда не теряю блаженного упования. Сделаемся поэтому маслиною плодовитою, не в другом где-либо месте, не в язычестве, не в иудействе, не в зловредной ереси, но в дому Божии, то есть в вере и благочестии, потому что злочестивые, вне Церкви, напрасно приносят плод.

Ему же

Как для Иосифа начало было затруднительно, долгое время дела шли, казалось, вопреки обетованию, но впоследствии произошло большее ожидаемого, так и в деле крестном не вдруг, не пред началом и не в начале оказался полный успех, но сперва соблазн растет, и хотя совершилось нечто немногое ради чуда и для вразумления отваживавшихся на распятие Господа, однако же все это вскоре миновалось; потому что, если раздралась тогда завеса церковная, и камни распались, и солнце померкло, то все это было делом одного дня и многими предано забвению. После же того апостолы вскоре в бегстве, в гонении, подвергаясь нападениям, козням, таятся, скрываются, боятся и так проповедуют слово; а народ иудейский полновластно влечет, позорит, терзает верующих, и Распятый видит это и терпит. Но смотри, как после этого более солнца воссияло дело Церкви и объяло целую вселенную.

Ему же

Вещающий сперва Богу: воззову во дни, и не услышиши (Пс. 21, 3) — впоследствии говорит: яко не уничижи, ниже негодова молитвы, и егда воззвах к Нему, услыша мя (25). Поэтому бывает время замедления у Бога, Который предусматривает о нас нечто лучшее и премудро домостроительствует судьбу нашу, а потому, с пользою для нас, не вдруг дарует просимое. Бывает время неслышания и время услышания: яко время ущедрити его (Пс. 101, 14), говорит Писание, то есть ущедрити душу, возводящую взор к Богу, яко прииде время чудотворению Всесовершенного.

Продолжение следует...

 

Купить эту книгу можно
 

 

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×