«Брачная любовь есть сильнейший тип любви. …И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг другом в великой радости».
«Нет ничего драгоценнее того, как быть любиму женой и любить ее. Когда муж и жена между собой согласны, это мудрый полагает в числе блаженств. Где есть это, там есть всякое богатство, всякое счастье».
«Красоту тела стирает время и поедает болезнь, но красота душевная выше всех перемен».
«Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем… образ воскресения».
«Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей. Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение».
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский |
Святитель Иоанн родился в 347 году в знатной антиохийской семье. Рано лишившись отца, он был воспитан матерью Анфусой, образцовой христианкой. Щедро одаренный от природы, Иоанн получил блестящее образование, учился он у знаменитого языческого оратора Ливания. Занятия его науками в школе Ливания были настолько успешны, что впоследствии, когда учителя спросили, кого он считает достойным себе преемником, тот ответил: «Конечно же, Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане».
В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию (современная Сирия), Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение. Крестил Иоанна епископ Антиохийский Мелетий, он же и поставил его церковным чтецом. В этой должности пробыл Иоанн три года, усиленно занимаясь изучением Священного Писания.
После кончины матери Иоанн раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и поселился в уединенной обители, довольствуясь лишь обществом монахов. А затем и вовсе два года жил совсем один в пещере. Но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию – в этом, несомненно, был Божий Промысл, чтобы «таковой светильник не был сокрыт в пустыне, как бы под спудом, но светил всем».
В 381 году, в 34 года, Иоанн принял сан диакона, а через пять лет стал священником. Последовавшие за тем 12 лет священства в Антиохии были самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.
В те годы им было написано немало богословских трудов, в частности, «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» и другие. Священник Иоанн неутомимо проповедовал – его блестящие проповеди (большей частью импровизированные) нередко прерывались рукоплесканиями и плачем слушающих. Благодаря скорописцам, многие из них дошли до нашего времени. В своих многочисленных беседах (числом свыше 800!) он оставил вдохновенные объяснения многих книг Священного Писания и почитается Церковью одним из авторитетнейших их толкователем.
Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.
Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна как Златоуста (так назвала его одна прихожанка в порыве восторга после его проповеди). Поэтому, когда после смерти святителя Нектария освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть больше 50 лет.
Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об искоренении остатков арианской ереси, о примирении враждовавших епископов, духовном совершенствовании священства. Он заботился о распространении веры Христовой: посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, разорил идольские храмы, стоявшие много веков в Финикии… Константинопольский архиерей «питал алчущих, одевал нагих», заботился о вдовах и сиротах, открывал больницы и другие благотворительные заведения, многие из них – на собственные средства.
Много трудов положил святитель Иоанн и на устроение благолепного богослужения: он составил последование (чин) литургии, ряд молитв, ввел в церковное употребление крестные ходы. Особое внимание Иоанн обращал на пение. «Ничто так не возбуждает и не возвышает душу, – писал он, – ничто с такою силою не отрывает ее от земли, ничто так не располагает к любви святой, как священная песнь… Духовная песнь – это источник освящения; слова ее очищают душу, и Святой Дух нисходит в души поющих, так как те, которые поют псалмы с сознанием, действительно призывают на себя благодать Его». Он ввел антифонное, то есть попеременное пение двух клиросов.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Эта позиция ревностного поборника святой христианской веры восстановила против него многих, в том числе и императрицу Евдоксию, женщину властолюбивую и златолюбивую. Святитель Иоанн не мог не чувствовать окружающую его злобу, но не обращал на это никакого внимания. Чем больше его хулили, тем сильнее гремела его слава: он стал известен во многих странах, люди приходили издалека, желая видеть святого и слушать его поучения.
Но враги его не унимались. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией был инициирован собор из личных недругов Златоуста, который осудил и его по самым мелочным и ложным обвинениям (в частности, за то, что он-де «не знает гостеприимства»). Святитель Иоанн был лишен своей кафедры и изгнан из Константинополя.
В ту же ночь в городе случилось страшное землетрясение. Устрашенная явным знамением гнева Божия, Евдоксия упросила Златоуста возвратиться. Уступив настоятельным просьбам, святой Иоанн возвратился в Константинополь.
Прошло два месяца… Евдоксия снова предалась пагубным страстям – и святитель Иоанн вновь не смолчал, выступил с обличениями. На этот раз он был осужден уже заочно и отправлен в ссылку. Это произошло в 404 году.
Около трех лет прожил старец сначала в армянском городе Кукузе, а затем его отправили еще дальше – в Питиунт, в Абхазию (в район нынешней Пицунды).
Три месяца – и в зной, и в проливной дождь – вели стражники изможденного до крайности святителя пешком через горы… Как-то остановились они на ночлег в городе Команы, недалеко от Сухуми. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал: «Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе».
Пророчество святого не замедлило исполниться – на следующий день, 14 сентября 407 года со словами «Слава Богу за все!» святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, скончался на шестидесятом году жизни.
В связи с тем, что на 14/27 сентября приходится Воздвижение, празднование преставления святителя Иоанна Златоуста издревле перенесено на 13 ноября (26 ноября по н. ст.).
Если принмать ту дату, которую современные историки называют датой смерти Златоуста, он умер в 60 лет (еще недавно считалось, что на два года раньше).