Проблемы сохранения памятников церковного искусства обсудили в Институте реставрации

Москва, 18 декабря 2007 г.

Доклады, посвященные проблемам сохранения фрески в современных условиях, реставрации стенописей в действующих храмах, использования высоких технологий при исследовании и реставрации древнерусских памятников монументальной живописи прозвучали, в числе прочих, на конференции, прошедшей 11-13 декабря в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР). Международная научно-методическая конференция «Исследования в консервации культурного наследия», приуроченная к 50-летию основания ГосНИИР, прошла при финансовой поддержке Федерального агентства  по культуре и кинематографии. На форуме обсуждались также проблемы атрибуции золотых панагий из собрания Ярославского музея-заповедника и Музеев Московского Кремля, отличия современных и дореволюционных иконных подделок и другие, сообщает Благовест-инфо.

Главный художник-реставратор корпорации «Укрреставрация» Инна Дорофиенко (Киев) в своем докладе «Проблема сохранения фрески в современных условиях» отметила, что в настоящее время «стала реальной угроза повреждения фресковой росписи от жирной копоти не только восковых, но и стеариновых свечей». Проблема стала актуальной не только для памятников с фресковой росписью, но и масляной, так как количество людей в храмах-памятниках за последние 15 лет значительно возросло. «К сожалению, этого не осознают ни органы охраны памятников, ни заказчики, на даже реставраторы», - отметил докладчица. В качестве примера она привела состояние едва не пострадавшей от копоти фресковой композиции «Страшный суд» в храме Выдубецкого монастыря XI века в Киеве. «Как стало известно, попытки решать эту проблему с помощью специальных улавливателей копоти наметились у румынских коллег и их опыт был бы весьма полезен в сохранении древних фресок и вообще росписей и напоминал реставраторам об ответственности по обеспечению сохранности раскрываемого памятника в перспективе», - подытожила докладчица. В то же время, считает она, «учитывая незначительное количество подлинной живописи домонгольской поры, хотелось бы защитить ее от передачи Церкви специальным решением правительства».

Реставратор высшей категории Отдела реставрации темперной живописи ГосНИИР Николай Брегман и главный специалист по высоким технологиям ГосНИИР Владимир Чистяков представили доклад, посвященный бюджетным методам документирования процессов реставрации, ставшими доступными широкому кругу реставраторов и исследователей благодаря применению высоких технологий. Докладчики привели результаты фиксации состояния реставрируемых экспонатов и их фрагментов цифровыми камерами в видимом и инфракрасном диапазонах, а также представили перспективы развития методов документирования на примере съемки фрески праотца Ноя кисти Дионисия со свода собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Татьяна Ромашкевич в своем докладе предложила методику восстановления фрагментированной монументальной живописи с использованием компьютерной технологии и продемонстрировала ее на примере композиций церкви Спаса Преображения на Нередице. Автор доклада проанализировала также другие перспективные направления использования компьютерных технологий в реставрации древнерусских памятников, в частности, цветовую реконструкцию утраченной живописи, виртуальное трехмерное воссоздание архитектуры со стенописью.

Директор Института реставрации Александр Трезвов отметил, что ГосНИИР всегда занимался и занимается реставрацией памятников как светского, так и религиозного характера, но главным заказчиком этих работ в основном выступают музеи. Институт реставрирует иконы, монументальную живопись в виде фрагментов или в храме, а также предметы прикладного искусства в виде церковной утвари. Одной из работ, выполненных в последнее время непосредственно по заказу Русской Православной Церкви, была реставрация скульптурного завершения храма Гребневской иконы  Божией Матери в селе Гребнево Московской области – ангела, держащего крест. «Для ангела высотой 3,5 метра, держащего крест величиной 4,5 метра, мы вынуждены были освобождать целую комнату. Вызывает удивление, что в XVIII веке мастер, зная, что этот памятник будет стоять на большой высоте, что величина его не будет видна с земли, тем не менее выполнил эту работу настолько тонко, что когда мы его сняли, увидели такое чудо, что было жалко с ним расставаться ...» 10 августа этого года ангел был освящен и поднят на купол храма.

Также, по словам директора ГосНИИР, весь иконостас Спасо-Преображенского собора Ново-Спасского монастыря был восстановлен специалистами отдела темперной живописи института, - по их собственной инициативе, бесплатно. В настоящее время один из сотрудников ГосНИИР реставрирует икону XI века Петра и Павла из Софийского собора Великого Новгорода.

В последние годы, сказал далее Александр Трезвов, количество реставрируемых институтом объектов уменьшилось, и причиной тому – «недостаточное финансирование, юридическая ситуация в стране, принятие недодуманных законов, экономика, в которую мы вписаться никак не можем». «Невозможно переводить научную реставрацию на рыночные отношения», - отметил он. По его словам, осуществить реставрацию иконы Петра и Павла из Софийского собора – «домонгольской, довизантийской, размером 2,5 м на 1,5 м» - способны всего один –два человека в стране. «О каких тендерах, о каких конкурсах может идти речь?» - задает вопрос директор ГосНИИР. Расцвет музейной реставрации был в 80-е годы, считает Александр Трезвов, хотя сейчас, по его словам, что-то начинает «меняться в лучшую сторону».

18 декабря 2007 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×