«Здесь спасешься»

К 10-летию возрождения обители страстотерпцев Бориса и Глеба

Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь
10 лет назад, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, к престолу Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря впервые встал игумен. Так было положено начало возрождению молитвенной жизни, прерванной богоборцами в 1923 году. В этот праздничный день Божественную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, ему сослужило духовенство Ростовского и Борисоглебского благочиния.

После молебна владыка благословил всех молящихся Казанской иконой Божией Матери. По случаю 10-летия возрождения обители архиепископ Кирилл удостоил наместника монастыря игумена Иоанна (Титова) епархиальной награды - медали Ярославских чудотворцев благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина и Василия и Константина.

Борисо-Глебский монастырь, третий (после Лавры и Кержачского монастыря) из основанных преподобным Сергием Радонежским, возник в 1363 году на том месте, которое указал преподобный своим собеседникам и ученикам Феодору и Павлу, первостроителям обители. В истории Борисо-Глебского монастыря много замечательных страниц, но особенно памятна та из них, которая повествует о роли Борисо-Глебского монастыря в спасении Отечества от польско-литовского нашествия. Преподобный Иринарх-затворник, подвизавшийся в Борисо-Глебском монастыре, дал благословение на поход на Москву и медный поклонный крест вождям русского ополчения князю Димитрию Пожарскому и Козьме Минину. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство небесного заступничества и помощи в прекращении великой смуты в русском царстве.

За десять лет возрождения монастырь стал центром духовной жизни для многих и многих православных людей из разных мест России и зарубежья. Начиная с 1997 года, дважды в год, в зимнюю и летнюю пору сюда стекается православный народ на Иринарховский крестный ход и для участия в научно-практических и краеведческих чтениях, посвященных памяти преподобного Иринарха. Подчеркивая общественную и государственную значимость чтений, один из участников назвал их "школой Мининых и Пожарских, куда преподобный Иринарх собирает армию для преодоления смуты нашего времени".   Чтения неизменно собирают в своих рядах ученых от академика до аспиранта, учителей высшей и средней школы, военных, писателей, духовенство. Особенностью этих чтений является то, что наряду с маститыми учеными здесь выступают и студенты российских ВУЗов, и школьники местных школ. На последних, седьмых по счету, чтениях каждый пятый из выступавших был не старше 25 лет. В последние годы участники чтений обсудили темы:"Вера без дел мертва", "Подвиг духовный, подвиг ратный", "Культурно-духовные традиции и национальная безопасность", "Жизнь по совести - единственный путь в будущее". По своей направленности Иринарховские чтения вполне созвучны Международным Рождественским чтениям и вносят свою лепту в дело духовно-нравственного обновления Отечества. Здесь, в поселке Борисоглебский, на маленькой и малоизвестной территории идет поиск путей, обсуждается конкретный опыт работы, собирается воедино все лучшее.

Келья преподобного Иринарха. Келья преподобного Иринарха.
Уже семь лет подряд жарким июлем Борисо-Глебский монастырь становится местом всенародного паломничества - более тысячи православных собираются к келье преподобного Иринарха, чтобы принять участие в крестном ходу от Борисо-Глебского монастыря до святого источника на родине преподобного в селе Кондаково. Это паломники из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Волгограда, Краснодара, Ростова-на-Дону, Иркутска, Ярославля и области, из дальних и ближних стран - Франции, Греции, Латвии, Белоруссии, Украины, Германии, Польши. Большинство из них участвует в крестном ходу уже несколько раз. Глядя на возраст паломников (добрую половину составляют дети, школьники и студенты), можно смело говорить, что у Иринарховского крестного хода большое будущее.

Восстановление святого источника стало одной из главных забот игумена и братии с самого начала возрождения монастыря. На помощь им пришли ученики и учителя школ поселка и села Ивановского. За летние каникулы был расчищен колодчик (по преданию, он вырыт руками преподобного Иринарха) и построена купальня. Теперь здесь многолюдно в любое время года. Слава о целительной силе святого источника пошла далеко за пределы поселка Борисоглебский. Уже от скольких болезней спасли людей воды источника! Даже после самых безысходных диагнозов - рак позвоночника, рак крови, диабет, воспаление головного мозга, тяжелые формы кожных заболеваний - приходила помощь по молитвам Борисо-Глебского затворника. Медики разводят руками, снимая со своих пациентов диагнозы-приговоры. Келья затвора преподобного Иринарха была восстановлена в прежнем виде и сегодня она также является местом паломничества, дорожка к ней всегда протоптана - и зимой, и летом. "Мимо келии старца, прославившегося своими подвигами и трудами, ни пеший не прохаживал, ни конный не проезживал, все приходили к нему благословиться в путь, облегчить душу и сердце",- писал историк И.Е. Забелин. Так и ныне паломники замечают, какое отдохновение, умиротворение, живительную теплоту получает душа на этом месте.

Вериги преподобного Иринарха во время крестного хода может одеть любой желающий... Вериги преподобного Иринарха во время крестного хода может одеть любой желающий...
О чудодейственной силе вериг преподобного Иринарха было известно из жития святого, но вериги, "труды" преподобного были утрачены в годы воинствующего атеизма. По молитвам братии они вернулись в обитель в 1998 году. И с тех пор первые километры крестного хода в них идет игумен Иоанн, а дальше, чередуясь, все паломники. Как и прежде, особую помощь от них получают люди одержимые.

Но отнюдь не в благостных и безмятежных условиях возрождается святая обитель. Не один раз пришлось игумену с немногочисленной братией испытать действие сил адовых, в безсильной злобе пытающихся запугать и монахов, и прихожан. После второго пешего крестного хода в 1998 году на южных вратах монастыря братия дважды обнаруживала распятых кошек. А после крестного хода в 1999 году на северных вратах появился плакат, демонстрирующий нескрываемую ненависть к святой обители и ее обитателям. Как свидетельство других угроз стоят до сих пор в поселке Борисоглебский и пожарища двух домов - это в ночь перед началом пятого крестного хода в 2002 году был совершен поджог дома, где жили православные люди, и остались на ночлег паломники из Москвы, Киева, Ярославля. Людям всем удалось спастись, но два дома сгорели дотла. Сила разбушевавшегося огня была так велика, что возникла угроза и над монастырем - горящие головешки перелетали через десятиметровые стены и усыпали собой не только землю, но и крышу собора Бориса и Глеба. Монастырская братия до утра трудилась, спасая обитель от пожара, а утром - Божественная литургия, молебен у кельи преподобного и - в сорокакилометровый путь с крестом до Иринархова колодчика . Ничего не изменил ночной пожар, никого не запугал, только подвиг всех усилить молитву. Было и другое испытание для братии монастыря и прихожан: в августе 2002 года Борисоглебские власти затеяли строительство водонапорной башни да не где-нибудь, а на месте древнейшего кладбища у церкви бывшего Троице-Борского монастыря, на краю поселка. Письменные обращения наместника монастыря игумена Иоанна в разные инстанции с просьбой остановить кощунство ( строители варварски выгребали из могил человеческие кости, выбрасывая их в отвал) остались без ответов. Тогда братия монастыря вместе с прихожанами и паломниками выразили свое отношение к беззаконию в деле - собрали все косточки в приобретенные монастырем гробы, взяли лопаты и вновь предали земле прах покойных. Над новым захоронением установили крест, игумен Иоанн с братией отслужили панихиду. Так было остановлено кощунство. Немало скорбей и искушений идет и от того, что на территории монастыря до сих пор остается музей, не возвращается имущество, два монастырских храма и постройки..

Борисо-Глебская земля - благодатное, намоленное место. Это ощущает каждый ступивший на нее хоть раз. Предание о начале монастыря говорит, что здесь дважды являлись святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб и обещали впредь не оставлять место сие. О их помощи обители предсказал преподобный Сергий Радонежский:"…великие страстотерпцы Христовы Борис и Глеб в помощь будут и здесь будет построен большой монастырь, который в последующие времена прославится наравне с большими лаврами…". На этом месте сам преподобный Сергий три дня возносил свои молитвы Богу и Пречистой Его Матери, прося благословить строительство монастыря. В этой обители жил на покое святитель Ростовский архиепископ Тихон (Малышкин, +1512), соратник Иосифа Волоцкого и архиепископа Новгородского Геннадия в борьбе Русской Церкви с ересью жидовствующих. К его могиле, чудесным образом обретенной в первые годы возрождения монастыря, верующие люди приходят помолиться, попросить помощи в своих нуждах, и помощь эта приходит. Блаженный Алексий Стефанович (+1781), Христа ради юродивый, подвижник Борисо-Глебский, похоронен рядом со святителем Тихоном. Помощь этого святого также ощущают прибегающие к нему с молитвой. Первостроители Борисо-Глебской обители преподобные Феодор и Павел своими мощами пребывают в Борисоглебском соборе под спудом. Над их мощами сохранились богато украшенные резьбой рака и сень. Мощи преподобного Иринарха, тридцать лет проведшего в затворе, находятся под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора. На этом месте устроена новая дубовая резная рака и положена вышитая золотом пелена.

"И прославил Бог дом великих страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба досточудными мужами и страдальцами, и учениками, и наставниками!",- восклицает автор жития преподобного Иринарха инок Александр. Добавим: прославляет и сейчас - в декабре 2002 года Определением Священного Синода прославлен в лике преподобномучеников Борисо-Глебский иеродиакон Феофан (Графов), (+1938). В сонме святых Борисо-Глебских засияло еще одно имя.

Святые и святыни Борисоглебские духовно, невидимо укрепляют обитель и ее братию, благочестивых паломников, защищают от козней диавольских, подают свою помощь во всякой нужде - как духовной, так и житейской.

И Откровение свыше, данное когда-то преподобному Иринарху: "Здесь спасешься", - слышит сегодня каждый из братии и прихожане, и паломники, "Здесь спасешься".

Видеоролик о крестном ходе к колодчику преподобного Иринарха затворника (8,5 мГб) >>

Людмила Данилова

12 ноября 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×