Сидя в Москве, удивительно бывает слышать, когда кто-то называет Северный Кавказ раннехристианским центром. Еще меньше вериться в возможность православным совершить паломническую поездку по святым местам, ну скажем Карачаево-Черкесии. Экскурсию по ущельям с водопадами - вероятно. А поклониться лику Христа на скале, затерянной среди горных перевалов? Это уже на грани фантастики.
Сезон отпусков закончился, и убедиться в правоте ученых, утверждающих, что Архыз – древний центр христианства, теперь можно, только придя на выставку в музей Храма Христа Спасителя.
Придется оговориться, чтобы не вводить в заблуждение будущих посетителей экспозиции. Это скорее выставка фотографий, нежели археологических находок и памятников письменности, хотя и они имеют место быть. Но без сомнения, многие будут до глубины души потрясены красотами Карачаево-Черкесии и поражены гармоничностью, с которой христианские храмы вписываются в величественную панораму горных вершин.
В IX-XIII вв. от Р.Х. на территории современных Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, а также некоторых районов Чечни и Ингушетии располагалось государство Алания. По горным перевалам и хребтам Алании тянулись караваны Великого Шелкового пути. На его маршрутах возникали небольшие поселения и крупные города. Одно из таких городищ сложилось на территории Карачаево-Черкесии предположительно в IX-XIII вв. в долине реки Большой Зеленчук - Архызе. Историки убеждены, что именно здесь находился культурный и религиозный центр Алании. По одной из версий, Архыз являлся тем самым Магасом (Ма-асом) – столицей Алании, о которой пишет арабский автор Масуди.
Именно этими шелковыми маршрутами в Аланию из Византии пришло христианство, причем значительно раньше, чем в Киевскую Русь. Cвидетелями тому являются христианские храмы византийской постройки, сохранившиеся в Архызе и его окрестностях. Впрочем, доступными их осталось не так много, всего около десятка. И множество развалин и руин от некогда бывших здесь соборов, храмов и церквушек. Но достаточно взглянуть на выставочные экспонаты, чтобы убедиться, Архыз – христианский центр.
Самыми известными аланскими храмами, их еще называют зеленьчукскими, являются северный, средний и южный.
Северный храм, или Георгиевский кафедральный собор, учеными назван старейшим христианским храмом на территории России. Он был построен задолго до разделения Церквей, старше Софии Киевской (датируется X в.). Храм был богато украшен фресками, написанными византийскими мастерами. Впрочем, сейчас судить об этом можно лишь по архивным зарисовкам фресок. Они были сделаны художником-археологом Д. М. Струковым еще в 80-е годы XIX века, когда он принял участие в одной из аланских экспедиций. С большой степенью вероятности можно утверждать, что храм являлся кафедральным собором Аланской епархии, подведомственной Константинополю, которая уже в XX веке получила статус митрополии.
Аналогичным по типу своей постройки, а именно крестовокупольным, является средний храм, расположенный на северной окраине города. В отличие от кафедрального собора, он, скорее всего, был городским храмом и посещался простым населением Архыза. Храм был восстановлен в 90 гг. XIX века монахами Александро-Афонского монастыря, образованного здесь тогда же (существовал с 1889-го по 1924 г.).
Наконец, южный храм (Ильинский) является самым маленьким и древнейшим действующим христианским храмом на территории России. Определить, в честь какого святого был освящен храм, удалось астрономам. Они взяли направление оси храма и нашли точку пересечения этой воображаемой линии с горизонтом. С определенной поправкой (на тысячелетние нутации планеты) точка пересечения с горизонтом совпала с восходом солнца 2 августа по новому стилю, что соответствует в церковном календаре дню Ильи Пророка. Напрашивается вывод, что храм, некогда бывший домовой церковью аланских царей, освящен в честь этого святого. Вместе со св. Георгием Победоносцем, Илья Пророк являлся здесь особо чтимым святым. Переименовывать церковь не стали, и при последнем освящении в 1991 году его имя – Ильинский - было сохранено.
Участие астрономов в археологических исследованиях не только не случайно, скорее даже закономерно. Во-первых, согласно данным специалистов, издревле храмы возводились в строгом соответствии с астрономическими показателями, если быть точнее, при закладке ориентировались на восход солнца. А кто как не астрономы скорее и правильнее сумеют вычислить подобные показатели. Во-вторых, Архыз – городок астрономов. Здесь находиться крупнейшая в стране Астрофизическая обсерватория Академии Наук России. Вот почему посетителям выставки не стоит удивляться фотоснимкам обсерватории. Наконец, именно благодаря творческому тандему астрономов и археологов, удалось приблизиться к ответу на вопрос, что за храмы были построены в архызском городище на рубеже I-II тысячелетий.
На представленных на выставке фотографиях - потрясающей красоты природа и дело человеческих рук: зеленчукские храмы, запечатленные в разную пору – зимой, весной, летом; не менее известные Сентинский и Шоанинский храмы. Кстати, виды последних сохранились на фотографиях более чем столетней давности. Георгиевский (Шоанский) храм X века стоит на горе Шоан у села Коста-Хетагуров и выглядит ласточкиным гнездом, недосягаемым, неприступным для посторонних. Отчасти именно поэтому в конце XIX века здесь появился георгиевский скит. Но сегодня, как следует из фотографий, в шоанинском храме возобновляются богослужения.
Зругский храм и нузальская часовная, стоящие в горной долине реки Ардон, прославились уцелевшими фресками. Фрагменты настенной росписи удалось привести в Москву, хотя в основном зрителю приходиться довольствоваться фотографиями последней в натуральную величину. Впрочем, идея масштабного воспроизведения памятников вполне себя оправдала. Именно благодаря фотомакетам и детальной фотосессии москвичи имеют возможность познакомиться с легендарной наскальной живописью Архыза.
Наскальный образ Господа нашего Иисуса Христа |
Написан образ возможно одновременно с постройкой среднего храма, на который икона буквально направлена. Есть вероятность, что написание совпадает с появлением аланской епархии. Согласно другой версии, образ был создан в XIV в., с целью защитить город от эпидемии чумы. Окончательно ученые не сошлись еще во мнении об авторстве и времени создания лика, но в Архызе за эти шесть лет икона стала местночтимой святыней, поклониться которой стекаются многие и многие православные.
Нательные, нагрудные кресты-энколпионы, каменные надгробные, резные на колоннах, на могильниках и дольнообразных склепах, храмовые железные, сирийские, византийские, грузинские и древнерусские – им несть числа. Многие из них привезены в Москву, часть представлена на выставке фотографиями. Для историков-археологов это лучшее доказательство широких торговых и культурных связей. Для верующих - неоспоримое свидетельство принадлежности к христианскому миру. Кресты-энколпионы, обнаруженные при раскопках, ни что иное, как предметы личного благочестия, нательные кресты, подтверждающие причастность верующих христианской церкви. Стоит добавить, что бронзовые энколпионы древнерусского происхождения свидетельствует для ученых об участии Русской Церкви в распространении христианства на северном Кавказе.
На выставке представлены уникальные материалы по культуре древней Алании, которые удалось собрать, сохранить и представить зрителю. Проект исключительно интересен своей проблематикой: повторюсь, немногие знают о христианизации северокавказского региона. Наконец, нынешняя выставка - своего рода призыв обществу, которое забывает о памятниках национальной культуры, отдавая предпочтение заграничным диковинкам. На открытии выставки в своем выступлении епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков), сказал: «Мы едем в Египет или в Грецию, знакомимся с наследием христианства и восхищаемся от одного только сознания, что видим храм IX или Х века. Но мы совсем забыли, что такое богатство есть у нас на Кавказе». Стоит только добавить, что судя по выставочным экспонатам ситуация с архызскими памятниками плачевная, если не сказать катастрофическая. Вот почему у зрителя чувство восхищения сменяется чувством стыда за национальные памятники культуры, которые мы утрачиваем.
Выставка подготовлена Музеем истории Москвы совместно со Ставропольским государственным краеведческим музеем, проходит в музее Храма Христа спасителя и продлиться до октября. Вход свободный.