Москва, 19 октября
Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл считает, что сегодняшние псевдоцерковные организации, называющие себя "катакомбными", играют роль маргиналов церковной жизни, и для Русской Церкви исключено стремление к воссоединению с подобными радикально оппозиционными по отношению к ней структурами, передает "Интерфакс-Религия".
"Сегодня возникают маргинальные группы, которые принимают на себя этот бренд (катакомбной церкви - "ИФ"), чтобы придать некую значимость своей "миссии", - заявил владыка Кирилл, отвечая на вопросы студентов в среду вечером в ходе лекции в МГУ.
По его мнению, "эта маргинализация является абсолютно естественным процессом в любом обществе", и "в Церкви также допустимо разномыслие, без него не может быть движения вперед".
"Но радикальная церковная оппозиция - это уже не оппозиция, а воинственная враждебность по отношению к Церкви", - заявил представитель Московского Патриархата.
Он отметил, что понятие катакомбной церкви является сегодня в России "очень условным" и что подобные организации действительно существовали в Советском Союзе в 1920-1930-е годы, однако уже к началу Великой Отечественной войны никаких структур катакомбных церквей не действовало.
Современные же организации, называющие себя "катакомбными церквами", по словам владыки Кирилла, "сегодня играют роль канализационной трубы, которая локализует нечистоту", существующую в сегодняшней церковной жизни.
Основной задачей для Московского Патриархата, по словам председателя Отдела внешних церковных связей, является сегодня "восстановление единства с Русской Зарубежной Церковью", преодоление исторически возникших разногласий, которые никак нельзя назвать расколом.
Но при этом, отметил митрополит Кирилл, Русская Православная Церковь "никогда не будет стремиться к воссоединению с так называемыми "катакомбными церквами".
"Они ("катакомбные церкви" - "ИФ") будут и дальше заниматься своим фольклором - Бог с ними, пусть этот клуб по интересам присутствует", - добавил он в заключение.