Венеция, 22 мая 2006 г.
22 мая, в день памяти святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, в церкви San Niccolo в венеции на острове Лидо на мощах святителя Николая совершена Божественная литургия, сообщается на сайте прихода во имя святых жен-мироносиц в Венеции.
Рака с мощами Cвятителя Николая Мирликийского и свв.Феодора и Николая, Венеция, о-в Лидо |
В 1096 году папой Урбаном II был объявлен I Крестовый поход против сарацинов, в котором приняли участие западные правители, собравшие войска и назвавшие себя крестоносцами.
Венеция не осталась в стороне от Первого Крестового Похода, однако приняла в нем участие в своем особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Венеции Энрико, сын дожа Доменико Контарини, напутствовали венецианские войска и флот в церкви Сан Никколо на острове Лидо (chiesa San Niccolo a Lido). Пьетро Бадоаро обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог венецианскому оружию в битвах против неверных и сподобил получить мощи святого покровителя Венеции. Дело в том, что у Венеции, кроме святого апостола и евангелиста Марка, есть еще два покровителя – святой великомученик Феодор Стратилат и святитель Николай. Епископ Энрико Контарини отправился в поход вместе с войском.
Венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, которых они победили и многих из которых взяли в плен. Когда поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины» .
С кораблей в город были посланы соглядатаи, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения верных службы совершались всего лишь однажды в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.
Когда крестоносцы вошли в базилику святителя Николая, они нашли ее пустой. Там были только четыре стража, приставленных ее охранять. Стражи показали разбитую раку мощей святителя и сказали, что приезжали барийцы и забрали часть мощей святого (в 1088 году, десятилетием ранее). Они сказали: «это гробница, из которой барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Была также часть мощей, которую, по их словам, еще раньше забрал император Василий, чтобы перевезти в Константинополь; куда они были помещены впоследствии, неизвестно.
Венецианцы не поверили грекам и разобрали гробницу, где нашли только воду и «масло» (возможно, так именует автор хроники миро), а затем обыскали всю церковь, по словам хрониста, перевернув все вверх дном. Параллельно с поисками мучили стражей, один из которых не выдержал пытки и попросил позволить ему поговорить с епископом. Епископ призвал его рассказать о том, где лежат мощи, но страж только начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова мучить его. Тогда тот снова возопил к епископу, который, наконец, приказал прекратить мучения, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых – предшественников святителя Николая: священномученика Феодора и св. Николая-дяди – оба были епископами Мир.
Они погрузили мощи на корабль и уже хотели было отплыть, когда некоторые из их замедливших в церкви товарищей сказали, что почувствовали чудесное благоухание в одном из церковных приделов.
Тогда некоторые жители вспомнили, что епископ в большие праздники не совершал службу в приделе святителя Николая, но уходил в помещение, находившееся поблизости. Там устанавливали переносной престол, на котором он и служил. На потолке комнаты, кроме того, помещалась фреска, изображавшая святителя Николая. Таким образом, благовоние, источаемое на том месте, и икона подсказали крестоносцам, где им искать мощи святителя.
Тогда венецианцы вернулись в церковь, разбили пол алтаря, начали копать и обнаружили другой пол, под слоем земли. Они разбили и его и, убрав большие камни, которые его поддерживали, нашли некий толстый слой стекловидного вещества, в середине которого находилась масса из окаменевшего как бы асфальта. Когда ее вскрыли, внутри увидели там еще, как говорит хронист, другую спекшуюся смесь металла и асфальта и внутри нее находились святые мощи чудотворца Николая. По всей церкви распространилось чудесное благоухание.
Энрико Контарини завернул мощи святителя в свою епископскую мантию. Здесь же произошло первое чудо при мощах святого Николая – пальмовая ветвь, привезенная святителем из Иерусалима и положенная с ним во гробе, дала побеги. Ветвь венецианцы взяли с собой как свидетельство силы Божией.
На том месте, где были положены мощи, нашли надпись по-гречески, гласившую: «Здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».
Они погрузили мощи на корабль и уже хотели было отплыть, когда некоторые из их замедливших в церкви товарищей сказали, что почувствовали чудесное благоухание в одном из церковных приделов.
Тогда некоторые жители вспомнили, что епископ в большие праздники не совершал службу в приделе святителя Николая, но уходил в помещение, находившееся поблизости. Там устанавливали переносной престол, на котором он и служил. На потолке комнаты, кроме того, помещалась фреска, изображавшая святителя Николая. Таким образом, благовоние, источаемое на том месте, и икона подсказали крестоносцам, где им искать мощи святителя.
Тогда венецианцы вернулись в церковь, разбили пол алтаря, начали копать и обнаружили другой пол, под слоем земли. Они разбили и его и, убрав большие камни, которые его поддерживали, нашли некий толстый слой стекловидного вещества, в середине которого находилась масса из окаменевшего как бы асфальта. Когда ее вскрыли, внутри увидели там еще, как говорит хронист, другую спекшуюся смесь металла и асфальта и внутри нее находились святые мощи чудотворца Николая. По всей церкви распространилось чудесное благоухание.
Энрико Контарини завернул мощи святителя в свою епископскую мантию. Здесь же произошло первое чудо при мощах святого Николая – пальмовая ветвь, привезенная святителем из Иерусалима и положенная с ним во гробе, дала побеги. Ветвь венецианцы взяли с собой как свидетельство силы Божией.
На том месте, где были положены мощи, нашли надпись по-гречески, гласившую: «Здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».
Хронист ссылается на неназванные греческие источники (по его словам, «анналы») для объяснения причины, почему мощи были так глубоко закопаны и так тщательно скрыты. Император Василий I Македонянин (867-886) хотел перевезти эти мощи в Константинополь, но неким чудесным образом удержанный от этого, захотел сделать так, чтобы никто другой не мог бы взять то, что не смог взять он, и потому повелел запечатать и закопать их в одном из помещений церкви.
Камень с греческой надписью: «мироточивые мощи святого смиренного Николая» |
Были при взятии мощей пизанцы и барийцы, которые могли подтвердить достоверность священной находки.
Обрадованные венецианцы отпустили некоторых пленных пизанцев и передали местному архиепископу сто монет на восстановление повреждений, сделанных ими в церкви.
Крестоносцы собрали все осколки сплава, в котором содержались мощи и отнесли на корабль, где устроили особую церковь в честь святителя Николая, и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять святого архиепископа Мир.
Затем они двинулись к Святой Земле и прибыли в Иерусалим к празднику Рождества Иоанна Предтечи. Пробыли во Святой Земле несколько времени и отплыли в Венецию. Из хроники можно понять, что венецианцы не принимали непосредственного участия в войне, которая на тот момент уже была практически завершена, а занимались по большей части договорами и контрактами на корабли, матросов и продовольствие.
По возвращении домой участники похода были встречены с великим торжеством дожем, народом и клиром Венеции. Мощи были временно положены для поклонения в одной из церквей. У святыни совершались множественные чудеса и исцеления больных. Затем они были положены в церкви святителя Николая бенедиктинского монастыря на острове Лидо, откуда войско отправилось в поход и куда по обету должны были положить мощи святого, хотя относительно места их положения существовали разные мнения.
Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая, а привезены в Венецию 6 декабря в день памяти святителя Николая.