Архиерейский Собор, собравшийся в доме святителя Тихона Задонского под покровительством Одигитрии Русского Зарубежья Курско-Коренной иконы Божией Матери в г. Сан-Франциско, приветствует свою богохранимую паству, рассеянную по всему лицу земли, светлым пасхальным приветствием: Христос Воскресе!
Опираясь на поддержку IV Всезарубежного Собора и выражая его единодушное желание, мы предприняли определенные положительные шаги к достижению вожделенного церковного мира в нашей Поместной Русской Православной Церкви.
С Божией помощью, достигнуто общее согласие поэтапного развития канонического и евхаристического общения между разрозненными частями единой Русской Церкви.
Комиссии по переговорам со встречной комиссией Русской Православной Церкви Московского Патриархата поставлены определенные задачи для неотложного обсуждения на следующем совместном заседании по разрешению остающихся вопросов.
Надежда на богоугодное уврачевание вынужденного разделения открывает нам вдохновляющую возможность единодушного созидательного труда на ниве Христовой. Трудно измерить и оценить сколько времени и сил было потрачено на противоборство с обеих сторон—в те десятилетия разделения, когда существовала безбожная власть, пытавшаяся разрушить, но невозмогшая одолеть Христову Церковь на многострадальной земле Российской.
Освобождающиеся силы церковных деятелей и всего православного сообщества должны быть направлены на мужественную борьбу с грехом, который небывало глубоко поразил все человеческое общество, не щадя и христианские семьи.
Противостояние друг другу русских единоверных людей после падения советско-атеистического тоталитаризма уже причинило много вреда, и особенно в деле воспитания детей и юношества. Невозможно далее мириться с тем, чтобы мы, православные русские люди, были не то, что участниками, но хотя бы только равнодушными безучастными наблюдателями раздирания нешвенного Христова хитона в междоусобной распре единоверных и единокровных братьев во Христе.
Особенно ясно нам стало это, когда мы все были свидетелями видимого влияния Святого Духа на участников IV Всезарубежного Собора, открывающего нам, что единство в истине и любви есть воля Божия и все человеческие стремления должны преклоняться перед ней.
Мы не намерены идеализировать ситуацию; несомненно у обеих частей Русской Церкви есть еще проблемы, требующие исправления.
Так услышим же Христа, говорящего нам: "Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" (Мф. 7, 3), и поступим по апостольскому указанию: "носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6, 2).
Мы, архиереи Русской Зарубежной Церкви, не просто стараемся уловить и учесть настроение нашей паствы, чтобы лавировать на гребне переменчивого мнения большинства, но более всего должны искать в молитвенной сосредоточенности, и в духе, а не в букве, Евангелия, Святых Отцов и канонов церковных – волю Божию. Ее то мы и стремимся передать вам, дорогие наши пастыри и миряне, чтобы шествовать нам вместе путем земной жизни, неся крест послушания Христу (Лк. 9, 23, Мф. 10, 38).
Пастырский подход диктует нам с осмотрительностью делать шаги на пути примирения с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, чтобы "не сломить тростинки надломленной" (Мф. 12, 20), но осмотрительность совсем не означает поворота вспять или отложения богоугодного дела примирения. Нам диктуют не сроки кем-либо установленные и предписанные. Дело единения Церкви Русской мы намерены совершать неотлагательно, по мере удовлетворительного взаимоприемлемого решения остающихся проблем. Они известны и четко сформулированы. Новых претензий выставлять мы не имеем намерения.
Каноническое и, открываемое им, евхаристическое единение Русской Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви Московского Патриархата совершенно необходимо, как единственная возможность осуществить созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви с участием всех ее частей, о котором говорили наши предшественники, духовные вожди Русского Зарубежья. Путь к этому Собору – путь единения, а не полемических споров. "Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете" (1 Кор. 3, 3)?
Итак, обращаемся мы к нашей дорогой пастве с молитвенным призывом—отложить споры и разногласия, и влиться в спасительное делание восстановления единства Русской Церкви.
Как говорит Царь Соломон: "Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи" (Притч. 10, 12).
Слово Божие поучает нас и о том, что времена меняются: "Всему свое время, и время всякой вещи под небом " (Еккл. 3,1).
Было время противостояния, наступило время примирения.
Лежащий во зле мир нуждается в свидетельстве о нашем единстве, о том, что у нас зарубежом, с нашими братьями и сестрами на возрождающейся нашей Родине, действительно, "Одно тело и один дух. . . один Господь, одна вера, одно Крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех и во всех нас" (Еф. 4, 4-6).
И мы, архипастыри, обращаемся к вам, нашей боголюбивой пастве, умоляя вас, по слову Апостола, "поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира" (Еф. 4, 1-3).
Христос Воскресе!
+ Марк, Архиепископ Берлинский и Германский
+ Иларион, Архиепископ н Сиднейский и Австралийско-Новозеландский
+ Кирилл, Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский
+ Евтихий, Епископ Ишимский и Сибирский
+ Агафангел, Епископ Таврический и Одесский
+ Михаил, Епископ Женевский и Западно-Европейский
+ Даниил, Епископ Ирийский
+ Гавриил, Епископ Манхеттенский
+ Агапит, Епископ Штуттгардтский
+ Петр, Епископ Кливлендский
+ Епископ Амвросий
г. Сан-Франциско