Курган, 19 октября
Решение Курганской областной думы, утвердившей дополнения в областной закон о едином налоге на вмененный доход (ЕНВД), внеся в список облагаемых операций религиозные обряды, является неправомерным. Об этом заявил доктор юридических наук, директор института государственно-конфессиональных отношений и права И.В. Понкин в интервью корреспонденту сайта «Православие.ru» О.Кирьяновой. По мнению юриста, религиозные обряды и церемонии не подпадают под понятие «услуга», так, как это трактуется в п.1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации. «Гражданско-правовое регулирование не распространяется на отношения между физическими или юридическими лицами и между объединениями физических лиц, к которым относятся и религиозные объединения, в сфере, выходящей за пределы эмпирически подтвержденных научных знаний», заявил он.
Общероссийский классификатор услуг населению, последняя редакция которого была утверждена Госстандартом РФ в июне 2003 года, не содержит в перечне видов услуг населению религиозных обрядов и церемоний, отметил И.В.Понкин, добавив: «в Классификаторе присутствует понятие «крещение», но оно не может пониматься в качестве оказания бытовых услуг в смысле статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации и п.1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отождествление курганскими депутатами свадеб, крещений, панихид, поминаний, проходящих в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях с указанными в Классификаторе ритуальными и бытовыми услугами – следствие неправомерно расширительного толкования понятий «ритуальная услуга» и «бытовая услуга». Это аналогично отождествлению проповеди священнослужителя в здании религиозного назначения образовательным услугам и требованию на основании этого получения религиозными организациями лицензий на право ведения образовательной деятельности».
Как напомнил директор института государственно-конфессиональных отношений и права: «вмененный налог – это один из источников доходов местных и региональных бюджетов, и законодательство предоставляет законодателям субъекта Российской Федерации право определять, на что начислять этот налог. Однако такая «законотворческая свобода» региональных законодателей в данном случае ограничена статьями 71, 14 и 28 Конституции Российской Федерации, а также Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», поскольку данное решение реально ограничивает коллективную свободу вероисповедания граждан. Это недопустимо применительно к одной из базовых конституционных свобод человека».
«Религиозные обряды и церемонии присущи в основном традиционным для России религиям, – отметил юрист, – у «Свидетелей Иеговы», «Церкви Объединения Муна» и тому подобных религиозных обрядов и церемоний, подобных тем, что имеются в христианстве, исламе и иудаизме, не существует. Поэтому своим решением Курганская областная дума ставит в заведомо дискриминируемое положение именно религиозные организации традиционных религий и создает, тем самым, условия благоприятствования для нетрадиционных религиозных новообразований».