Сан-Франциско, 27 мая 2005 г.
7-го мая совершилось освящение памятника на известном Сербском кладбище в городе Сан Франциско, посвященный казакам, пострадавшим в годы гонения, сообщает "Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей".
Речь Архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Кирилла:
«Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Всечестные Отцы, братья и сестры! Христос Воскресе!
Все мы, здесь собравшиеся, многие даже издалека прибывшие, но при этом также и множество наших близких и родных, по всему белому свету раcсеянное, обязаны самим нашим существованием тем замечательным людям, чьи муки, страдания, ратные подвиги, доблесть и честь увековечены здесь памятником, на освящение которого мы все стеклись.
Все мы, здесь собравшиеся, отдаем себе отчет в общеизвестной истине, равно как и сами наши предки п герои отдавали себе в ней отчет: в Царствии Божием нет разделения между живыми и мертвыми, ибо у Христа все живы. Поэтому, мы все знаем, то с нами здесь на этом месте предстоят и их светлые души: души наших погибших, незабвенных казаков, замученных и убиенных безбожниками, за Веру, за Царя, за Русь проливших кровь свою.
Мы их не видим, но Бог видит всех — и не только каждого казака в лютом лихолетии погибших, но и всех достойных их родных, и предков, и потомство, в том числе и нас, грешных.
То, что непостижимо человеческому уму во всех тончайших подробностях известно Богу: и имена их всех, и судьбы, и участь, и число.
Освящая этот памятник, воздадим благодарение Господу Богу, вдохновившему потомство в лице Обще-Казачьего союза на подвиг возведения этого памятника. Остановимся мысленно на значении этого символа и на смысле подвига наших незабвенных казаков.
Казаки были украшением царского войска, гордостью императора, первой и последней надеждой всех величайших русских полководцев, Суворова, Кутузова, Скобелева, их соратников и преемников. Казаки до последней капли крови бились с поработителями и лиходеями, захватчиками и предателями, со всеми врагами посягающими на свободу России.
Суть казачества заключалась в дисциплине самоотверженного служения обществу и потомству, посредством непоколебимой преданности Православию, рачительному возделыванию земли Богом выделенной русскому люду и постоянной готовности к ратному подвигу. Казаки отличались именно тем, что с молниеносной скоростью могли сдать домашнее и сельское хозяйство своим женщинам-казачкам и смело броситься в жестокий бой за родную землю. Если обыкновенному войску требовалось время для подготовки, снаряжения, муштры, то казаку не требовалось ни одного дня. Казак всегда имел при себе все необходимое снаряжение, полностью владел воинским искусством, не нуждаясь при этом в специальных учениях, обходился самым скромным провиантом, славился выносливостью и решимостью, заражал других своим воинским духом, проявлял постоянно мужество и отвагу, подчинялся безоговорочно и сражался безропотно даже до смерти.
Казаки были крепкими семьянинами, поддерживали на своих хуторах, в домах и в станицах порядок, сдержанность нравов и суровое, доходящее до аскетизма послушание старшим. В те тяжкие периоды, когда казаки уходили в поход или на фронт, их матери, жены, сестры и дочери-казачки без малейшего содрогания взваливали на себя все обязанности отсутствующих своих мужчин, обеспечивая своими удивительными физическими подвигами дальнейшее спокойное процветание станиц. Таким образом, на протяжении многих поколений равномерно, в полной преданности Богу, Царю и Отечеству, порядку и расцвету родной земли, протекала жизнь значительной части самых отважных, находчивых, независимых, самодостаточных и трудолюбивых из всех русских общин—казачьих станиц.
Когда после смутного времени окрепла российская держава, казачество стало первой опорой законной власти. Враги Православия и России содрогались от одной мысли наступления воинственных казачьих войск, таким образом, что до сих пор царские казаки нередко подвергаются клевете потомками тех наших врагов, которым досадно видеть, что даже 80 с лишком лет безбожной власти и зверских гонений на православных не смогли истребить до конца ни Православия, ни казачества, ни, в конце концов, русского духа и русского национального достоинства.
Но если сегодня есть еще Россия, если Россия будет еще существовать и с Божией помощью процветать в будущем, то надо признаться, что наши казаки являются едва ли не первой этому причиной. Казачество дало всему русскому народу именно ту закваску благочестия в смысле благоговейной стойкости в вере, в сочетании с настоящим патриотизмом основанном на конкретных подвигах (а не на словах одних), на служении и на поступках. Казачество превозносила правду, откуда у нас и окрепло понятие служения верой и правдой — т.е. полное противостояние измене и предательству в любых проявлениях этих пороков. Казачество не боялось никаких мук. Трагические страницы нашей истории обагрены кровью множества невинных казачьих младенцев, зверски уничтоженных красными комиссарами в попытке истребить до самого конца те семьи, роды и кланы, которые до конца оставались преданными Богу, Церкви и Государю, от которых можно было ожидать неуклонное сопротивление идеологии безбожия, зла и тоталитаризма.
Но Господь Бог не допустил окончательной гибели верных своих. По молитвам великих наших святителей, наших новомучеников и исповедников, Господь Бог укрыл от гонителей часть верных своих, чтобы в нужное время — сейчас, на наших глазах — возродились эти станицы и эти благословенные традиции.
Мы знаем и никогда не забудем, что были и казаки ушедшие в подполье в советский период, продолжавшие тайно свою борьбу с врагами России и одержавшие, в конце концов, победу над коммунизмом. Мы также помним и тех невинных жертв, которых коварная, безнравственная сделка ослепленных интригами душ обрекла на лютую смерть, когда наших родных и близких казаков, стариков, женщин, детишек, раненых, загоняли словно скот в глухие вагоны для насильственной репатриации, отправляя их на верную гибель... Память мучеников Лиенца, 60-летие которого отмечается в этом году и других позорных расправ над беззащитным православным русским людом не угаснет никогда в наших сердцах. Но не наша память их утешит: их Сам Господь Бог утешил и упокоил в селениях праведных, в тот самый день и час их трагических кончин!
Здесь, на этом небольшом, но столь заселенном кладбище, где нашли место своего упокоения столько наших близких и родных, взирая на сей памятник, наглядно нам напоминающий о многовековых подвигах самоотверженного служения православного русского казачества, а также о мученических жертвах, принесенных последними поколениями 20-го века, пусть каждый помянет тех своих родных, предков, друзей, близких, героев, спасителей и защитников, благодаря чьим подвигам Господь Бог вверил нам труд продолжения их самоотверженного служения Ему, Православию, России и даже общечеловеческому делу просвещения и совершенствования цивилизации, как таковой.
Все мы их знали, многие из нас знали их множество, причем знали близко, а сейчас, когда многие уже отошли в вечность ко Господу, мы все отчетливо заявляем этим памятником и его торжественным освящением, что любим и чтим их и по сей день, молимся о них и просим их о нас помолиться, чтобы Господь Бог действительно обновил и укрепил на нашей Родине и повсеместно святое дело самоотверженного служения, начатое нашими предками, образом которого является этот памятник. Аминь!
Христос Воскресе!»
Речь атамана Обще-Казачьего союза в Сан Франциско, Виктора Павловича Метленко:
«Ваше Преосвященство, Отцы духовные, собратья казаки и казачки, кадеты, скауты, имперцы и дорогие сердцу русские и православные люди, собравшиеся все вместе сегодня на этом святом месте!
Христос Воскресе!
Наконец наступил для всех нас долгожданный, радостный и светлый день освящения памятника, созданного в честь всех погибших от жестокого красного террора, который принес море слез и непоправимого горя казачьим семьям. Никого не щадили красные комиссары: невинная кровь казачьих детей и матерей, мужей и жен, братьев и сестер навсегда осталась несмываемым позором их звериной лютости и мрачного мракобесия.
Один только Лиенц, где погибли десятки тысяч казаков — бессмертная гордость и слава Русской Армии, вызывает в груди бесконечную боль и страдание за попранную и поруганную честь нашей светлой Отчизны! Сколько унижения и горя пришлось пережить России, связанной по рукам и ногам красным кумачом и позорно поставленной на колени?! До сих пор Россия не смогла до конца оправиться от нанесенных ей смертельных ран и увечий...
Наши сердца наполнены благоговейным трепетом и светлой радостью при виде этого памятника, воспевающего бессмертный подвиг российского православного казачества в то страшное лихолетье.
Наконец настал этот долгожданный час, когда наш памятник с Божией помощью закончен и освящен! Вечная слава и память героям — казакам — защитникам нашего родного Отечества!
Нам всем дорог этот торжественный и памятный день Светлой Пасхальной Недели — мы видим в этом промысел и перст Божий на богоугодное дело! Не случаен день и час этого важного события! Земля Российская орошена мученической кровью православных христиан, стоны и крики которой звучат в наших сердцах и по сей день. Казаки, верные защитники Родного Отечества, сложили свои буйны головы на поле брани, но ни один из них не покинул поле сражения! Полевые цветы да степной ковыль справили им панихиды в те страшные дни...
Да пусть ведают и знают потомки православной земли Русской минувшую историю Великой России! Да пусть ведают и знают и наши дети и потомки их детей истинную историю венценосной, а значит — непобедимой России!
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся он главою непокорной
Александрийского столба".
— завещал русским потомкам великий Александр Сергеевич Пушкин. Этот памятник, посвященный российскому казачеству — наша скромная лепта, внесенная в великое дело возрождения России! И пусть к нему так же не зарастет народная тропа... Это святое место — наша дань великому прошлому России, живая эстафета светлой памяти прошлого — настоящему и будущему ко всем последующим поколениям российкого православного народа!
Россия воспряла ото сна, она пробуждается и возрождается! Возрождается и русское непобедимое казачество!
Склонив молитвенно наши головы, будем непрестанно молиться о подлинном расцвете духовного и патриотического возрождения России! Наша сила — в единстве, в нашей русской всенародной православной соборности! Да здравствует великая, непобедимая и Святая Русь! Да здравствует всероссийское казачество!
Христос воскресе!»