Москва, 27 мая 2005 г.
27 мая в Большом зале главного здания Российской Академии наук состоялась церковно-научная конференция «Роль Патриаршества в истории России», приуроченная к 15-летию интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия, сообщает Седмица.Ru.
Конференция открылась вступительным словом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который от лица участников конференции сердечно поздравил Святейшего Патриарха Алексия с 15-летием Патриаршего служения.
Затем Его Святейшество обратился к участникам конференции с приветственным словом.
На конференции было оглашено приветствие руководителя администрации президента Российской Федерации Д.А.Медведева. С приветствиями к участникам конференции обратились президент Российской Академии наук Ю.С.Осипов, мэр Москвы Ю.М.Лужков. С основным докладом «Русская Православная Церковь в эпоху Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия» выступил архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Московских Духовных академии и семинарии.
В президиум конференции вошли митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, президент Российской Академии наук Ю.С.Осипов, мэр Москвы Ю.М.Лужков.
Также в конференции приняли участие иерархи, священнослужители Русской Православной Церкви, представители научных кругов и общественности.
Программа конференции включает следующие доклады:
«Первосвятительское служение в первый патриарший период истории Русской Православной Церкви. Учреждение Патриаршества на Руси. Обзор деятельности десяти Патриархов досинодального периода» – архимандрит Макарий (Веретенников), профессор Московской Духовной академии;
«Восстановление Патриаршества в Русской Православной Церкви на Поместном Соборе 1917-1918 годов и второй патриарший период» – протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской Духовной академии;
«Патриотическое служение русских патриархов в новейший период отечественной истории» – О.Ю.Васильева, завкафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации;
«Святитель Тихон во главе Ярославской епархии» – Н.С.Борисов, профессор Московского государственного университета;
«Святитель Тихон и прославление благоверного князя Василько Ростовского» – А.В.Лаушкин, доцент Московского государственного университета.
Приветственное слово Святейшего Патриарха Алексия участникам конференции «Роль Патриаршества в истории России»:
«Уважаемый Юрий Михайлович, уважаемый Юрий Сергеевич, собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Христос Воскресе!
Нынешний форум посвящен осмыслению значения Патриаршества в истории Русской Православной Церкви и Российского государства. Задача настоящей конференции состоит в том, чтобы отметить предпосылки учреждения Патриаршества в Русской Церкви и рассмотреть обстоятельства установления этого важнейшего церковного и общественного института, обратиться к личностям Святейших Патриархов Всероссийских, совершавших свое служение в минувшие эпохи, определить значение Патриаршества в жизни современной России.
«Патриаршество, – писал выдающийся богослов и исповедник веры Христовой священномученик Иларион, архиепископ Верейский, – есть основной закон высшего церковного управления каждой Поместной Церкви. Его исторические формы менялись в зависимости от условий места и времени, но неизменными оставались принципы первосвятительского возглавления Церквей».
Изначально, со дня своего основания при святом равноапостольном князе Владимире, наша Русская Православная Церковь находилась под патриаршим возглавлением, входя в состав Константинопольского Патриархата на правах митрополии с широкой автономией. Но при этом наши благочестивые предки особо чтили первого епископа в своем народе, митрополита Всероссийского, фактически ведавшего делами церковного управления на Руси и духовно-нравственного просвещения своей паствы.
Трудами этих святителей, фактически возглавлявших нашу Церковь в период с X по XVI столетие, распространялась и утверждалась православная вера среди народов нашего Отечества, закладывались и укреплялись основы государственности. Велика их роль и в деле просвещения и культуры.
В конце XVI века, когда Отечество наше стало играть ведущую роль в православном мире, являясь единственной православной державой, в Русской Православной Церкви было учреждено патриаршее возглавление, признанное всеми Поместными Церквями.
В своих отношениях с государственной властью Православная Церковь всегда руководствовалась словами апостола Павла: нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13, 1). В нашей же российской истории (и это глубоко промыслительно) Церковь стояла у самых истоков государственности. Многие из ее предстоятелей-митрополитов, а затем и патриархов могут по праву быть названы выдающимися государственными и культурными деятелями.
Они своим архипастырским словом и данной от Бога властью останавливали братоубийственные междоусобицы, мирили враждовавших князей. Пестовали нежные и еще очень слабые ростки московской государственности, деятельно содействуя объединению раздробленных уделов в единое централизованное государство. В грозный час вражеских нашествий они благословляли русских людей на борьбу с захватчиками. А во времена мирные заботились о христианском просвещении наших предков, о развитии национальной культуры и искусства.
В исторической памяти нашего народа навсегда запечатлелись имена этих святителей: митрополитов Петра, благословившего возвышение Москвы и начало собирания русских земель, Алексия, двадцать лет державшего в своих руках бразды государственного управления и получившего наименование «отца Куликовской победы», Киприана – ученейшего иерарха и духовного писателя, Макария – агиографа и собирателя, благословившего начало книгопечатания на Руси, венчавшего на царство первого русского царя и силой своего нравственного авторитета удерживавшего страстные порывы его натуры.
В деле построения церковно-государственных отношений Древняя Русь унаследовала сложившийся в Византии принцип симфонии – гармоничного взаимодействия гражданской и церковной власти.
В глазах наших предков фигура царя – светского правителя – олицетворяла собой служение отечеству земному, а фигура Патриарха – устремленность к Отечеству Небесному. Государь ведал делами государственного, общественного и экономического устройства, Патриарх, говоря современным языком, заботился о духовно-нравственном климате в обществе, о духовном здоровье народа.
И если мы обратимся к нашему прошлому, то увидим неоспоримые свидетельства того, что наибольших успехов Россия достигла в те периоды, когда отношения между церковной и государственной властью строились именно на этих принципах соработничества или симфонии.
Государство российское переживало наибольший расцвет именно тогда, когда наш православный народ, вдохновляемый и назидаемый своими духовными наставниками – святителями и пастырями, переживал духовный подъем и становился способным на многие подвиги ради спасения и процветания земного Отечества. Духовная поддержка Православной Церкви и ее первосвятителей особенно сильно ощущалась русским народом в годы лихолетья, в периоды войн и смут, которые неоднократно переживала Россия в своей истории.
Каким же предстает перед нами исторический облик русского первосвятителя и какова роль института патриаршества в истории нашего Отечества?
Полагаю, что наиболее полная картина будет представлена в результате нашей совместной работы на конференции. И в связи с этим отмечу лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее существенные моменты.
Важнейшая историческая задача, которая всегда стояла перед нашими Патриархами: способствовать сохранению чистоты веры и оберегать вверенную Богом паству от лжеучений.
В древности, фактически до самого упразднения патриаршества при Петре I, патриархи Московские и всея Руси обладали правом «печалования» – ходатайства перед государственной властью за осужденных. Этот важный момент в служении патриархов всероссийских предохранял носителей государственной власти от поспешных решений, смягчал слишком суровые кары для действительно виновных и предотвращал наказание для невинных. Отмена этого древнего права привела к ужесточению сердец власть имущих и к ухудшению морального климата в обществе.
Особенно в годы смут и нестроений патриарх – фигура, консолидирующая все здоровые силы общества. Так было в XVII веке, когда совершал свое жертвенное служение святитель Гермоген, так было и в минувшем XX веке, во дни святителя Тихона.
Но и в годы правления безбожной власти наши святейшие патриархи Сергий и Алексий I оставались патриотами-государственниками, и в грозный час вражеского нашествия вдохновляли православных на защиту независимости и территориальной целостности страны.
Мне пришлось быть многолетним соработником двух Наших предшественников по Патриаршей кафедре, приснопоминаемых святейших патриархов Алексия и Пимена, совершавших свое служение в период государственного атеизма и стремившихся делать все возможное для сохранения веры в нашем народе.
Перемены, которые произошли в нашем обществе в конце 80-х – начале 90-х годов минувшего столетия, значительно изменили положение Церкви, ознаменовали собой начало нового этапа в ее истории, поставили задачи перед церковным народом и его предстоятелями: преодолеть последствия господства принудительного атеизма, помочь миллионам соотечественников утолить духовный голод и жажду познания Истины, восстановить нормальное течение церковной жизни, нарушенное системой государственного контроля и запретами партийных функционеров, поднять на новый уровень систему духовного образования, заложить основы миссионерства и социального служения.
Пятнадцать последних лет уже вошли в историю нашего Отечества как время заметного возрождения и расцвета церковной жизни. По всей стране возводятся новые храмы, восстанавливаются поруганные святыни, открываются новые епархии, неизменно растет число приходов и монастырей, духовных училищ и семинарий. Преодолевая инерцию атеистической эпохи, все большее число наших соотечественников возвращается к Богу, избирает православный образ жизни, традиционные нравственные ценности. Все большее число представителей государственной власти, на которых лежит ответственность за будущее страны, начинает прислушиваться к голосу Церкви.
И наша задача в том, чтобы этого доверия не обмануть. Сегодня перед Церковью и ее предстоятелем стоят большие задачи. Многое уже сделано, но предстоит осуществить гораздо больше. Очень важно, чтобы Церковь, совершая свою спасительную миссию, смогла дать ответ на нравственные проблемы, стоящие перед современным обществом, чтобы она в сотрудничестве с государственной властью в новых обстоятельствах исторического бытия России в наступившем XXI столетии смогла способствовать оздоровлению духовно-нравственной атмосферы в обществе.
Желая успеха настоящей конференции, сердечно призываю Божие благословение на Вас и Ваши труды».
Выступление Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на открытии конференции «Роль Патриаршества в истории России»:
«Ваше Святейшество, уважаемый Юрий Сергеевич, глубокоуважаемый Юрий Михайлович, возлюбленные архипастыри, дорогие гости, братья и сестры
Христос Воскресе!
Через несколько дней в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя торжественным богослужением праздничные торжества по случаю 15-летия интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
А сегодня мы собрались на конференцию, посвященную роли патриаршества в истории России. Эта тема привлекала и привлекает внимание многих исследователей, и понятно почему. Подвиг патриаршего служения поражает величием и той необыкновенной ответственностью за Церковь и народ Божий, которую самоотверженно принимает на себя первосвятитель.
Святейший Патриарх управляет Церковью на основе принципа соборности, в духе единомыслия и любви, укрепляемый благодатью Святого Духа. Первосвятитель имеет молитвенное попечение о всем православном народе, своим авторитетом направляя развитие духовной жизни общества. Патриарх не оставляет своим вниманием жизнь всего мира, высказываясь по важнейшим проблемам современности, призывая к укреплению веры и благочестия, созиданию мира, согласия и любви.
Промыслительно, что Патриаршество было установлено на Руси накануне величайших испытаний Смутного времени. Именно главе Церкви, священномученику Патриарху Ермогену судил Господь поднимать народ на подвиги в защиту Отечества, призывать к верности Православию.
Когда в 1721 году было упразднено патриаршество и церковное управление перешло к Святейшему Правительствующему Синоду, мысль о патриаршем возглавлении Церкви сохранялась в народном сознании как золотая мечта. Один из участников Поместного Собора 1917-1918 годов так передавал полученный от крестьян наказ: «Дайте нам отца, дайте нам пастыря, который собрал бы расточенное, который, как архистратиг Божий, стал бы во всеоружии своей силы за стадо Божие».
Принятое Собором решение о восстановлении патриаршества стало судьбоносным для России, стоявшей на грани гибели.
Когда святитель Тихон получил сообщение о своем избрании, сознавая тяжесть патриаршего креста в условиях современной ему России, он, в частности, сказал: «Подобно древнему вождю еврейского народа – пророку Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего?» (Числ. 11:11)... Но да будет воля Божия!» Первый патриарх всероссийский XX века объединил вокруг себя архипастырей, духовенство и верующих для защиты Православия, ради сохранения церковных святынь, собственным примером помогая избежать малодушия и отчаяния, перенести тяжкие страдания и скорби, устоять под гнетом выпавшего на их долю жизненного креста.
В течение первой половины XX века Русская Православная Церковь восходила на свою Голгофу и просияла подвигом тысяч новомучеников и исповедников. Казалось бы, почти полностью уничтоженная богоборцами, она сохранила обетованную Господом непреоборимую внутреннюю благодатную силу. И свидетельство тому мы находим в служении блаженной памяти Святейших Патриархов Московских Сергия, Алексия I и Пимена, которые вели церковный корабль через испытания таких периодов в истории нашей Родины, как Великая Отечественная война и изнурительные гонения на Церковь в течение нескольких последующих десятилетий.
Пятнадцать лет возглавляет Русскую Православную Церковь Святейший Патриарх Алексий II. Эти годы стали эпохой всестороннего возрождения духовной жизни нашего общества в непростых исторических условиях. В достигнутом мы видим особую роль Святейшего Патриарха, молитвенного предстателя за Отечество наше и народ его, неутомимого деятеля нивы церковной.
Накануне восстановления патриаршества священномученик Иларион (Троицкий) спрашивал: «Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве бьется русское сердце?» И отвечал: «На законном месте московского патриарха в Успенском соборе Кремля». В этих словах святого угодника Божия содержится великая правда. Сердце Патриарха, по слову апостола, расширено для молитвы за Отечество и народ, и всей России в нем не тесно (См.: 2 Кор., 6:11-12).
Поэтому наше будущее мы видим в единении вокруг нашего отца - Святейшего Патриарха Алексия, чьим мудрым попечением и благословенными трудами процветает Русская Православная Церковь, устроительница мира и духовного благополучия нашего Отечества.
Мы горячо поздравляем Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Алексия с великим юбилеем и просим обратиться к нам с Первосвятительским словом».
Владислав Цыпин. Избрание Святейшего Патриарха Алексия (История Русский Церкви 1917-1997. Глава X: Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II):
В день кончины святейшего патриарха Пимена, 3 мая 1990 г., состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. 7 мая Священный Синод вынес постановление о созыве с 6 по 10 июня Поместного Собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образовал комиссию по подготовке Собора во главе с Местоблюстителем. Синод также постановил провести до 26 мая епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, по уставу об управлении Русской Православной Церковью являются членами Поместного Собора.
6 июня в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор, которому предстояло обсудить программу Поместного Собора. Архиерейский Собор избрал трех кандидатов на Патриарший престол и постановил, что Поместный Собор может дополнить число кандидатов. Из 92 архиереев Русской Православной Церкви Патриархом могли быть выбраны 75: устав не допускал избрания епископа в возрасте моложе 40 лет, а также лица, не являющегося гражданином СССР. Каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием в первом туре были избраны митрополит Ленинградский Алексий (37 голосов) и митрополит Ростовский Владимир (34 голоса). Второй тур состоялся потому, что митрополит Киевский Филарет и митрополит Крутицкий Ювеналий получили равное число голосов – по 25. По результатам второго тура перевес в 1 голос (34 против 33) получил митрополит Филарет.
7 июня Божественной литургией в Троицком соборе Лавры Преподобного Сергия открылся Поместный Собор. Заседания Собора проходили в Трапезном храме Преподобного Сергия, и в них участвовало 317 делегатов: 90 архиереев (по болезни не смогли прибыть митрополит Рижский Леонид (Поляков) и архиепископ Цюрихский Серафим (Родионов), 92 клирика, 88 мирян, в том числе 38 женщин, 39 представителей от монастырей и 8 делегатов от духовных школ. 40 членов Собора представляли зарубежные епархии Русской Церкви.
В докладе Патриаршего Местоблюстителя была представлена деятельность почившего патриарха Пимена, но особое внимание он уделил ситуации, сложившейся в Церкви в западных областях Украины, где мир был нарушен действиями украинских раскольников – автокефалистов. Эти действия церковных сепаратистов, справедливо осужденные Священным Синодом и архиерейским Собором в январе 1990 г., «являются, по словам докладчика, откровенным глумлением над канонами, грубым попранием самих основ церковного строя. По существу, так называемые автокефалисты – это новый вариант "самосвятов" на Украине. Схизматические акции, учиненные самочинными автокефалистами, подпадают под осуждение 15 и 31 апостольских правил, 14 и 15 правил Двукратного Собора, 12 и 13 правил IV Вселенского Собора».
Важнейшим деянием первого дня заседаний явилось избрание Патриарха. Поместный Собор утвердил процедуру избрания, предложенную архиерейским Собором:
1) Поместный Собор тайным или открытым голосованием утверждает список трех кандидатов, предлагаемых Архиерейским Собором для избрания из их числа Патриарха Московского и всея Руси.
2) Поместный Собор вправе в этот список внести дополнительные имена, руководствуясь гл. 4, § 17, п. а-е Устава об управлении Русской Православной Церковью.
3) Для включения дополнительных лиц в список кандидатов проводится тайное голосование: в бюллетень вносятся лица, получившие поддержку не менее 12 членов Поместного Собора. Избранными являются кандидаты, набравшие более 50% голосов.
4) Поместный Собор тайным голосованием избирает из числа утвержденных им кандидатов одного.
5) Избранным Патриархом считается архиерей, набравший более 50% голосов.
6) Если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов, то в таком случае проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.
Дополнительно к 3 кандидатам от Архиерейского Собора на Поместном Соборе были предложены в качестве кандидатур имена митрополитов Крутицкого Ювеналия, Минского Филарета, Волоколамского Питирима, Ставропольского Гедеона (Докукина) и Сурожского Антония. Кандидатуру митрополита Антония председательствовавший на Соборе митрополит Филарет (Денисенко) отвел, напомнив, что устав не допускает избрания Патриархом лица, не имеющего советского гражданства. При открытом голосовании за четырех дополнительно предложенных кандидатов выяснилось, что митрополита Гедеона поддержало менее 12 человек, поэтому в списки для тайного голосования внесены были имена только трех митрополитов. Из 316 голосовавших митрополита Питирима поддержало 128 соборян, митрополита Филарета – 117 и митрополита Ювеналия – 106. Председатель Собора объявил, что ни один из дополнительно выдвинутых кандидатов не получил поддержки половины членов Собора. Таким образом, в списке для голосования остались три кандидата, выдвинутых архиерейским Собором. Архиепископ Могилевский Максим (Кроха) предложил не голосовать за кандидатов, а по примеру Поместного Собора 1917 г. избрать Патриарха жребием. Председатель поддержал это предложение, но оно, не встретив сочувствия у соборян, не было принято. Проведено было тайное голосование. Вечером председатель счетной комиссии митрополит Сурожский Антоний объявил результаты тайного голосования: 139 голосов было подано за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 107 – за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и 66 – за митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Во втором туре за митрополита Алексия проголосовало 166, а за митрополита Владимира – 143 члена Собора. После оглашения окончательных результатов голосования новоизбранный Патриарх ответил на обращенный к нему вопрос председателя Собора положенными по чину словами: «Избрание меня освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю». Затем составили Соборный акт об избрании Святейшего Патриарха и соборную грамоту, адресованную ему. Под тем и другим документом поставили подписи все архиереи – члены Поместного Собора. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви, архиепископ Оренбургский Леонтий (Бондарь), обратился к новоизбранному Патриарху Алексию с поздравлением. В ответном слове Патриарх Алексий II поблагодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравление и сказал:
«Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении. Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их и на Архиерейских Соборах, и на Поместных Соборах, согласно принятому нашей Церковью в 1988 г. Уставу. Соборный принцип должен распространяться и на епархиальную, и на приходскую жизнь, только тогда мы решим те вопросы, которые стоят перед Церковью и перед обществом. Деятельность церковная сегодня расширяется. От Церкви, от каждого ее служителя, от деятеля церковного ожидаются и дела милосердия, и благотворительности, и воспитания самых разных возрастных групп наших верующих. Мы должны служить примиряющей силой, объединяющей силой и тогда, когда нашей жизни часто сопутствуют разделения. Мы должны сделать все, чтобы способствовать укреплению единства святой Православной Церкви. Я сознаю свою немощь и уповаю на ваши святые молитвы и помощь в предстоящем моем служении».