Волгоград, 20 мая 2005 г.
20 мая 2005 года в Царицынском православном университете Преподобного Сергия Радонежского, состоится вечер памяти философа и богослова монаха Андроника (Алексея Федоровича Лосева), а 6 июня будет прочитана лекция Григорием Константиновичем Мусохрановым на тему: «Алексей Федорович Лосев – философ и богослов», сообщает пресс-служба Волгоградской епархии.
22 мая 2005 года исполняется 15 лет со дня его кончины. А. Ф. Лосев (1893-1988 гг.) известен многим как специалист по античной философии, но мало кто знает об имяславских корнях его философии. После революции он почти в одиночку взял на себя труд философской систематизации православного имяславия, и это ему во многом удалось. В 1929 г. он принимает тайный постриг с именем Андроник. Примерно через год советские власти отправляют его в ссылку за контрреволюционную пропаганду. Спустя три года он возвращается с серьезно подорванным здоровьем, и всю последующую жизнь преподает философию, эстетику, древние языки.
В нем одновременно сочетались гениальный, утонченный философ-диалектик и глубоко религиозный человек, аскет и молитвенник, ревностный хранитель византийско-московского Православия. Ведь только настоящий делатель Иисусовой молитвы мог написать: «Кто молится, тот знает, что молитва зависит от тысячи внешних причин, от того стоит ли или сидит человек, сидит ли на высоком или на низком стуле, от положения тела и головы, от управления дыханием, от времени года и т. д., не говоря уже о внутреннем внимании и покаянии, и независимо от того, что настоящая молитва приходит сама собой, неизвестно откуда и как, иногда вопреки всему, насильственно отрывая от обстоятельств текущей жизни» (Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994. С. 97). И лишь глубокая любовь к православному богослужению могла подвигнуть такого тонкого эстета, как Алексей Федорович, к заявлению о том, что «не только изящная литература, но и все искусство, с Бетховенами и Вагнерами, есть ничто перед старознаменным догматиком « Всемирную славу… » или тропарем и кондаком праздника Преображения Господня; и никакая симфония не сравнится с красотой и значением колокольного звона… Христианин, если он не умеет звонить на колокольне, или не знает восьми церковных гласов, или, по крайней мере, не умеет вовремя развести и подать кадило, еще не овладел всеми тонкостями диалектического метода.» (Там же. С. 104).