Похороны жертв чумы в Турне из Хроник Гилля Майзета, XIV век
Окончание. Часть 1: Без Причастия – но со Христом!
Известный богослов, исследовавший духовную суть и значение болезней и страдания как для отдельного человека, так и для общества в целом, Жан-Клод Ларше отвечает на острые вопросы, спровоцированные пандемией вируса COVID-19.
Каковы причины болезней и эпидемий? Посылаются ли они Богом, или в них повинен диавол? Какова тут роль греха – первородного, каждого человека и всего человечества в целом? И вообще болезни – это зло или благо для человека? Об этом – во второй части беседы с ним.
– Кто или что является источником сегодняшней эпидемии и болезней вообще?
– Эпидемии вызываются заразными заболеваниями, которые быстро и широко распространяются. Все, что можно сказать о болезни, можно сказать и об эпидемии, за исключением ее массового характера распространения на целые регионы, страны и даже весь мир (как, например, сейчас). Все это вызывает дополнительные вопросы. В свете этого не удивительно видеть в религиозной среде поднятие таких тем, как апокалипсис, конец света или идея Божиего наказания за грехи человечества с указаниями на Всемирный потоп (см.: Быт. 6: 7), судьбу Содома и Гоморры (см.: Быт. 19), губительную язву после предпринятой царем Давидом переписи (см.: 2 Цар. 24) или семь казней Египетских (см.: Исх. 7–11). Потому необходимы некоторые пояснения.
Согласно православному учению отцов, разработанному на основе Библии, первородный грех на физическом уровне имел три последствия: страстность (выражающаяся чаще всего в страдании), тленность (болезни) и смерть (результат последнего). Грех Адама и Евы, состоявший в отпадении от Бога, лишил их благодати, гарантировавшей их бесстрастность, нетленность и бессмертие. Адам и Ева, родоначальники человечества, передали потомкам свою человеческую природу, поврежденную вследствие греха. Повреждение человеческой природы коснулось и всей остальной природы, ибо отрезанный от Бога человек утратил статус царя тварного мира и, как следствие, лишил остальных живых существ благодати, которую до этого передавал им как посредник. Хотя первоначально весь созданный Богом тварный мир был «хорош весьма» (как говорится в главе 1 Книги бытия), зло вошло в тварный мир, как оно вошло в человека, – зло не только нравственное, но и физическое – отсюда нарушение первоначального порядка Божиего творения и процессы, разрушающие установленное Богом.
Как пишет Владимир Лосский, Божественный Промысл не допустил окончательного уничтожения тварного мира, но при этом природа стала полем битвы, где постоянно сталкиваются добро и зло. Живые организмы постоянно борются с микробами, бактериями, вирусами и генетическими изменениями (вследствие старения или факторов окружающей среды), желающими их уничтожить, пока, обессиленные от старости (когда ослаблен их иммунитет), они наконец не потерпят поражение и не умрут.
На протяжении тысячелетий бактерии и вирусы могут нападать только на животных или жить в них, не причиняя вреда, но вдруг в какой-то момент они начинают передаваться и людям. Именно это случилось с различными видами вирусов, вызвавших эпидемии в последние десятилетия.
– Вы указали на вину прародителей в этом процессе. А сказываются ли тут грехи их потомков – наши грехи? В Полном православном молитвослове содержится молитва во время эпидемии; в то же время мы слышим речи некоторых епископов, священников и монахов, обвиняющих в происходящем всех нас: они видят в данной эпидемии Божию кару и призывают всех к покаянию.
– Согласно православному учению (которое в этом отношении отличается от католического учения о первородном грехе), грех Адама и Евы – это их личный проступок, который не передается потомкам, – передаются только его последствия. Однако их потомки, от начала века и до наших дней, согрешили, подобно Адаму (см.: Рим. 5); люди, подражая Адаму, подтвердили его грех и его последствия своими собственными грехами. Соответственно, все несут общую ответственность за зло, воздействующее на падший мир, поэтому осуждение греха и призыв к покаянию вполне оправданны. Однако это – общий принцип, объясняющий происхождение и продолжающееся существование болезней и иных напастей. Его нельзя применять к отдельному человеку или группе людей для объяснения, почему та или иная беда случилась с ними. Хотя определенные личные проступки и страсти все же можно связать с некоторыми заболеваниями (например, болезни, связанные с перееданием, чрезмерным употреблением алкоголя и передающиеся половым путем), другие болезни никак не связаны с духовными качествами болящих. Больные дети всегда невинны; святые не застрахованы от болезней и часто страдают от большего числа недугов, чем безнравственные люди.
Порой эпидемии выкашивают целые монастыри; например, эпидемия чумы ударила по монастырям египетской Фиваиды после Пасхи 346 года, унеся жизни трети подвизавшихся там пустынников, в том числе и преподобного Пахомия Великого – основателя киновитного монашества, – назначенного преподобным Пахомием преемника и почти по сотне монахов в каждом большом монастыре региона.
Во время страшных эпидемий древности христиане видели своими глазами, что болезни забирают жизни людей произвольно, независимо от их моральных и духовных качеств. Вопрос о связи болезни с личным грехом человека или его родителей в свое время задали Христу, Который ответил ученикам о слепорожденном: «Не согрешил ни он, ни родители его» (Ин. 9: 3).
Вспомним, что Христос сказал о слепорожденном: «Не согрешил ни он, ни родители его» (Ин. 9: 3)
Болезнь, таким образом, имеет первоначальное, важнейшее и общее основание во грехе, но лишь в некоторых случаях связь эта проявляется в жизни определенного человека. Поэтому думаю, что вопрос греха и покаяния в молитвах или проповедях затрагивать можно, но сдержанно. Болящим людям не надо усугублять страдания обвинениями в их адрес; наоборот, они нуждаются в поддержке, утешении, сострадании, заботе, а также в помощи взять на себя духовную ответственность за болезнь и страдание, чтобы они могли духовно обратить ее себе во благо. Если покаяние имеет значение, то как поворотный момент, как изменение состояния души (в этом смысл греческого слова «метанойя»).
Болезнь порождает вопросы, от которых никто не может спастись: «Почему? Почему именно я? Почему сейчас? Как надолго? Что со мной станет?» Всякая болезнь представляет собой вопрошание, причем куда более жизненное и глубокое, ибо вопросы, которые она ставит, не абстрактны, не произвольны, но являются частью онтологического опыта. Очень часто это вопрошание – в некотором роде голгофа. Ибо болезнь всегда бросает вызов нашим основам, системам взглядов, равновесию, свободному распоряжению нашими физическими и душевными недостатками, отношениям с другими и самой нашей жизни; потому что смерть видится более отчетливо, чем обычно (это особенно актуально для нынешней эпидемии, начавшей непредсказуемо и быстро косить людей, особенно стариков, но и более молодых, причем не обязательно с серьезными сопутствующими патологиями).
Болезнь дает каждому возможность ощутить свою онтологическую хрупкость – и обратиться к Богу
Болезнь дает каждому возможность ощутить свою онтологическую хрупкость, зависимость, обратиться к Богу как к Тому, Кто может помочь ее преодолеть – если не физически, то хотя бы духовно – и придать болезни смысл, благодаря которому человек начинает чувствовать себя увереннее и без которого он позволяет себя уничтожить.
– В молитвах полного молитвослова, канонах и акафистах, а также в речах духовенства (которых недавно так много появилось в интернете) часто можно встретить мысль, что эпидемия послана нам Богом (или Его архангелами и ангелами) для вразумления людей, приведения их к покаянию, к обращению в мире, который стал полностью материалистическим и забыл Бога.
– Я согласен, что это испытание (как и любое испытание в жизни) является возможностью вопрошания, осознания чего-то и возвращения к Богу и более духовной жизни. Я говорил об этом применительно к отдельным людям. Но очевидно (и многие статьи в прессе отмечают это), что сегодняшняя эпидемия бросает вызов основам и организации материалистического и потребительского образа жизни современных обществ, ложному чувству безопасности, которое в них породили научный и технический прогресс. Она также изобличает иллюзии трансгуманизма, поскольку, как предсказывают специалисты, еще будут появляться новые вирусы, а эпидемии не только не ослабнут, а будут множиться в будущем, делая человека бессильным (только подумайте: до сих пор не изобретено ни вакцины, ни лекарства от обычной простуды, которой ежегодно заражается большая часть планеты и которую порождает вирус из семейства коронавирусов).
При всем должном уважении к упомянутым вами молитвам и клирикам меня поражает их восприятие Бога и Его действия по отношению к человечеству. Такое видение Бога было характерным для Ветхого Завета, но Новый Завет изменил это восприятие. В ветхозаветные времена считалось, что праведные процветают, потому что Бог наградил их, в то время как грешники наказываются всеми видами зол. Новый Завет положил конец такой логике – новое видение предвещал еще Многострадальный Иов. Речи процитированных вами священников напоминают слова друзей Иова, которые звучали примерно как данный силлогизм: «На тебя свалились все виды бедствий. Следовательно, Бог наказывает тебя. А поскольку ты получил такое наказание, значит, ты грешник». Иов отверг идею, что Всевышний его наказал.
Новый Завет открывает нам Бога любви, сострадательного и милостивого Бога, Чья цель – спасти человеческий род через любовь, а не через наказание. Мысль, что Бог стал бы распространять вирус по всему миру или повелел это сделать своим ангелам и архангелам, (как пишут сейчас некоторые), кажется мне почти богохульной; даже в педагогических целях Господь всегда обращает зло во благо, а не (странным образом) благо во зло. Бог нам Отец, а мы Его дети. Какой отец пожелает «привить» своих чад опасным вирусом в качестве педагогической меры? Какой отец не будет сам страдать, видя, как заболевают, страдают и рискуют умереть его дети?
Бог нам Отец, а мы Его дети. Какой отец пожелает «привить» своих чад опасным вирусом в качестве педагогической меры?!
Некоторые богословы считают Бога источником болезни, страданий и смерти, боясь (как манихеи), что если мы этого не признаем, то придем к тому, что помимо Бога (принципа блага) есть и соперничающий с ним принцип зла, который якобы ограничивает всемогущество Божие – одно из Его существенных свойств. Но если всё от Бога, то мы должны также признать, что Он не только источник эпидемий, но и войн, геноцидов, концлагерей и что Он поставил Гитлера, Сталина и Пол Пота[1] в качестве «инструментов», через которые «вершил правосудие» и «воспитывал» народы…
На самом деле, согласно отцам Церкви, зло имеет лишь один источник – грех, появившийся из-за злоупотребления человеком своей свободной волей. Зло также является результатом действия диавола и демонов (падших ангелов, ставших таковыми тоже из-за злоупотребления своей свободой воли), чья власть смогла установиться в мире после грехопадения человека: человек перестал быть «царем тварного мира», а сатана смог стать «князем мира сего».
В происходящем сейчас важно отметить действие диавола, а не Бога!
В происходящем сейчас важно отметить действие диавола (а не Бога!) и, во вторую очередь, вину китайца, который, съев или дотронувшись до инфицированного животного (как было и со всеми предыдущими эпидемиями), передал последствия своего неосторожного действия всему человечеству; подобным образом некогда Адам передал грех всем своим потомкам.
– Сказанное вами вызывает несколько вопросов. Во-первых, некоторые утверждают, что Бог создал все микробы, все вирусы и что смерть входила в планы мироздания с самого начала, и при этом, как гласит Книга бытия, все созданное Богом хорошо весьма.
– Действительно, эту мысль можно найти у некоторых современных католических теологов, например у Пьера Тейяра де Шардена (1881–1955) и его ученика Гюстава Мартеле; ее переняли и такие православные богословы, как митрополит Иоанн (Зизюлас) и архимандрит Кирилл (Говорун). Их концепция – натуралистическая, частично взятая из современной науки. Наша православная вера – другая; святые отцы единодушно заявляли, что Бог не является создателем смерти, что смерть (равно как болезнь и страдание) есть последствие греха – ничего из этого не было в первозданном райском состоянии; а в будущем, в Царстве Небесном, болезнь, страдание и смерть будут упразднены.
Вопрос о том, являются ли болезнь, страдание и смерть злом, напрашивается на двоякий ответ.
Во-первых, на физическом уровне они, несомненно, являются злом, поскольку, как я уже говорил, они есть нарушение порядка правильного функционирования созданных Богом живых организмов. Даже с натуралистической точки зрения здоровье и жизнь являются нормальным состоянием любого живого существа, в то время как болезнь, немощь и смерть – ненормальные состояния. Как мы уже отметили, болезнь есть разновидность тления; это процесс изнашивания, уничтожения, истребления; страдание – это элемент, сопровождающий этот процесс и свидетельствующий, что что-то в нашем организме «не так». Диавольская природа болезней особенно очевидна в некоторых из них; возьмем для примера аутоиммунные заболевания, где органы используют ресурсы организма для самоуничтожения (это разновидность суицида); рак, который ввиду генетических изменений создает абсурдные опухоли (не играющие никакой разумной роли в организме), единственной целью которых является их собственный рост в ущерб остальным органам, выпивая из них все соки и постепенно уничтожая, используя (вопреки терапии против рака) все ресурсы, которые живые существа накапливали миллионами лет для саморазвития и самозащиты; нынешний вирус, который, как и другие вирусы этого семейства, проникает в клетки легких и (во вторую очередь) других жизненно важных органов, поражает их (как враг захватывает страны), колонизирует и серьезно нарушает их функционирование, что может привести к летальному исходу.
Во-вторых, на духовном уровне болезнь, страдание и смерть остаются злом по своей первопричине (греху). Однако их можно воспринять и испытать духовно со знаком «плюс» – в таком случае они становятся благом, но только духовным благом. В случае болезни или страдания, когда человек приближается к смерти, он может обратиться к Богу, стать ближе к Нему и стяжать различные добродетели (т.е. постоянные душевные расположения или состояния, которые уподобляют его Богу или соединяют его с Ним). Святитель Григорий Назианзин говорил, что через болезнь многие стали святыми.
Святитель Григорий Назианзин: «Через болезнь многие стали святыми»
Христос умер за нас, чтобы преодолеть смерть и дать нам возможность в конце времен воскреснуть, как и Он воскрес. Но Его страдания на Кресте имеют и еще одно значение, на которое мы не обращаем достаточно внимания: Своими страданиями и смертью Христос упразднил силу того и другого. Он даровал нам, если мы соединимся с Ним и обретем благодать, которую Он обрел для нас, больше не бояться страдания и исправляться духовно через него; и не бояться смерти, уповая на вечную жизнь, чтобы можно было сказать вместе с апостолом Павлом: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор. 15: 55).
– Ваши более ранние замечания вызывают другой вопрос. Если Бог благ и всесилен, то почему Он не упразднит болезнь и страдание в этом мире? Почему они продолжаются после того, как Христос победил их для всего человечества в Своем лице?
– Этот аргумент постоянно приводят атеисты, и он даже заставляет сомневаться некоторых верующих.
Ответ святых отцов таков: Бог создал человека свободным и уважает его свободу воли, даже несмотря на ее последствия. Поскольку грех навсегда укоренился в мире, его последствия продолжают действовать на человеческую природу и весь космос.
Христос избавил нас от необходимости греха, положил конец тирании диавола и сделал смерть безвредной для нас; но Он не упразднил грех, действие демонов, физическую смерть и последствия греха в целом, чтобы не лишать нас свободы воли и не принуждать нас действовать насильно.
Христос положил конец тирании диавола – но Он не упразднил грех, чтобы не лишать нас свободы воли
На физическом уровне падший мир продолжает оставаться в рамках своей логики. По этой же причине болезнь поражает людей по-разному, и это особенно удивительно во время эпидемии: в зависимости от индивидуальных физических особенностей эпидемия бьет по одним, но щадит других; поражает одних слабо, а других – очень сильно; убивает одних, но оставляет в живых других; порой уносит жизни подростков, но щадит глубоких старцев.
Всеобщее восстановление произойдет лишь в конце времен. Будут явлены «новое небо и новая земля» (см.: Откр. 21: 1); правильное устроение и гармония природы, разрушенные грехом, будут возрождены, ибо природа будет поднята на более высокий уровень бытия. Тогда обретенные Христом блага – искупление и обожение нашей природы – будут в полноте переданы всем соединившимся с Ним.
Кто живет во Христе в Церкви, в которой полнота благодати, тот получает «залог Духа» и духовно знает первые плоды будущих благ. На этом духовном «самолете» грех, диавол, смерть и тление более не властны над ним и не могут воздействовать на него; он духовно свободен от них. Но обещанные нетление и бессмертие станут для его тела реальными только после всеобщего воскресения и суда, ровно как и обожение всего его существа окончательно исполнится не раньше этого момента. «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28).
– Несмотря на это ожидание, христиане всегда были обеспокоены облегчением человеческих страданий и исцелением болезней.
– Любовь к ближнему, как и любовь к Богу, является главной добродетелью в христианстве. Любовь к ближнему означает сострадание, желание помочь ему во всем, утешить и поддержать его, облегчить его страдание, излечить болезни и сохранить здоровье. Совершенные Христом и апостолами чудеса подали нам пример. Вот почему христианство с самого начала признавало достоинства медицины, не колеблясь соединяя «грубую» медицину, практиковавшуюся тогда в обществе, с развитой. Недаром больницы, по сути, были созданы в христианской среде. На протяжении веков и до относительно недавнего времени как на Востоке, так и на Западе медсестры были монахинями, а в немецком языке медсестер до сих пор называют «сестрами больных» – Krankenschwestern. В нынешней эпидемии все исследователи, врачи, медсестры, водители машин «Скорой помощи», да и весь технический и обслуживающий персонал проявляют преданность и жертвенность даже вплоть до риска своими здоровьем и жизнью, что полностью в духе христианских ценностей. Все Церкви их благословляют, и мы должны оказать им посильную молитвенную поддержку.
– Вы сказали, что падшая природа следует своей логике. Могут ли наши молитвы подействовать на ход нынешней эпидемии, замедлить или остановить ее?
– Наш долг – молиться Богу о прекращении эпидемии. Но чтобы это произошло, абсолютно каждый должен к Нему обратиться и попросить об этом. Иначе, уважая наш свободный выбор, Он не будет навязывать Свое всемогущество тем, кто не хочет Его признавать и просить о помощи. По этой же причине Божия сила не проявила себя, чтобы остановить предыдущие глобальные эпидемии. Однако Господь внял мольбам маленьких объединенных в молитве групп людей и чудесным образом остановил локальные эпидемии. Подобным образом логика падшего мира всегда «нарушалась» в пользу отдельных людей посредством вмешательства Бога, Пресвятой Богородицы и святых.
Но, по определению, чудо – это отступление от обычного порядка вещей. Христос не совершал массовых исцелений, но исцелял конкретного человека. И всегда – на это следует обратить особое внимание – имея целью духовную пользу для исцеляемого, действовал (отпуская грехи) в соответствии с обстоятельствами жизни и предназначением человека.
Воспользуюсь моментом и напомню, что как болезнь может принести духовную пользу, так и сохраненное или восстановленное здоровье может оказаться бесполезным, если мы распорядимся им не ради большого духовного блага. Таким образом, одним из вопросов, поставленных нам нынешней эпидемией, следующий: что мы пока сделали со своим здоровьем, и что мы сделаем с ним, если выживем?
Касательно совершенных Христом чудес исцеления, мы видим, что иногда Он это делал по просьбе самих больных, а иногда – по просьбе их родственников. Это напоминает нам о важности молиться за себя, чтобы получить покровительство и исцеление, но также и за наших родных и вообще за всех людей, как делают святые, молящиеся за весь мир, потому что чувствуют единство со всеми.
Важно молиться за себя, и за наших родных, но также и вообще за всех людей, как это делают святые
– За последние недели на православных сайтах появились всевозможные молитвы. Какую или какие из них вы бы посоветовали особенно?
– Любая молитва хороша, так как она сближает нас с Богом и нашими ближними. Можно обращаться ко Христу, Божией Матери и всем святым, потому что, как сказал мне преподобный Паисий Святогорец во время одной из личных встреч с ним: любой святой может исцелить от всех болезней – святые не ревнуют друг к другу!
Тем не менее я немного скептически отношусь к формам благочестия, граничащим с суеверием, хотя это и неизбежно при таких обстоятельствах. Например, недавно из почти полного забытья была воскрешена святая Корона[2], к которой, несомненно, вскоре присоединится святой Вир (Virus), бывший епископом Вьенским в Галлии († 411)[3].
Лично я предпочитаю и сам читаю несколько раз в день молитву, составленную Святейшим Патриархом Румынским Даниилом. Она короткая, простая и исчерпывающая одновременно. Я слегка отредактировал ее текст:
«Господь, Бог наш, богатый Своей милостью и мудрым провидением управляющий нашей жизнью, услышь нашу молитву, прими наше покаяние в грехах, положи конец этой эпидемии.
Ты, Врач душ и телес наших, даруй здравие больным, поспешно подними их с ложа страданий, чтобы они прославляли Тебя, нашего Милостивого Спасителя.
Защити здоровых от всякой болезни.
Сохрани нас, Твоих недостойных рабов, наших родителей и сродников.
Благослови, Господи, укрепи и защити Своей благодатью всех тех, кто с человеколюбием и жертвенностью заботится о больных у себя дома или в больницах.
Избавь Твоих людей от всех болезней и страданий и научи нас ценить жизнь и здоровье как Твои дары.
Дай нам, о Боже, Твой мир и наполни наши сердца непоколебимой верой в Твою защиту, надеждой на Твою помощь и любовью к Тебе и нашим ближним.
Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и мы Тебе воздаем славу: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».