Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»

Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»

17 февраля филолог, профессор Александр Ужанков, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», прочитал лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма “Борис Годунов”». Действия драмы происходят в России в конце XVI – начале XVII столетия и описывают период царствования Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I.

    

В начале лекции Александр Ужанков отметил важную роль русской литературы в духовном пути к Богу. Он сравнил ее с житиями святых:

«Равно как житие праведника является образцом пути к Богу, точно так же и жизнь публичных людей, как настоящего времени, так и прошлого, может способствовать выбору нами пути и являться в какой – то степени образцом».

    

Профессор описал путь духовных перемен Пушкина. Он был нелюбимым ребенком – это сказалось на его формировании. В юности окружением Пушкина были в основном масоны, он даже поступил в масонскую ложу и во многом разделял их взгляды. Когда Пушкин попал в ссылку в село Михайловское, его самыми лучшими друзьями стали книги. В октябре 1824 года он оказался в местном Святогорском монастыре, где познакомился с Киево – Печерским патериком и «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. Он начал совершенно по – другому смотреть на историю России – через призму Священного Писания и святоотеческого наследия.

«В чем заключается гений? Для гения нет границ, для гения нет форм, гению всегда тесно в тех или иных формах»,

– отметил Александр Ужанков и продолжил. Пушкин, как сторонник классицизма, прекрасно знал закон трех единств – так писались все пьесы того времени. Закон трех единств – закон единства места, времени и действия. Всё это в произведении «Борис Годунов» Пушкин нарушил:

  • Единство места – все события произведения должны разворачиваться на одном месте, а у Пушкина действия начинаются с Кремлевских палат, потом переходят в Новодевичий монастырь, затем Русско – Литовская граница, замок Мнишек, поле «перед Новгород – Северском», Кремлевские ворота и т.д.
  • Единство времени – действие должно разворачиваться в течение суток, здесь же начинаются события в 1598 году, а заканчиваются в 1664 году.
  • Единство действия – должна быть одна сюжетная линия. А здесь две сюжетные линии: первая – Борис Годунов, вторая линия – самозванец Лжедмитрий. Эти две линии направлены одна навстречу другой.

У каждого произведения должно быть хорошее начало, которое заинтересует читателя. И здесь Александр Ужанков отметил «гений» Пушкина. Он обратил внимание на первую строфу пьесы:

«Первая фраза должна интриговать. Пушкин это знал, поэтому прямо в начале произведения мы видим интригу: “Москва пуста; вослед за патриархом К монастырю пошел и весь народ. Как думаешь, чем кончится тревога?”. Здесь есть интрига, которую ставит перед читателем Александр Пушкин: почему Москва пуста? Зачем крестный ход? Какая тревога?».

Пушкин в своем произведении показал все темные стороны власти. Годунов взошел на трон кровавым путем. Появилась цепочка причинно – следственных связей: за грехи государя наказан народ, за грехи народа наказано государство; грех Бориса Годунова искупил его сын, так же как и сын Лжедмитрия, который погиб.

    

«Эта цепная реакция не прерывается, если нет покаяния, потому что без покаяния нет прощения. Без покаяния не наступит перемена мысли, сознания, ума и поступков. В этом гениальность Пушкина»,

– подвел итог в конце встречи Александр Ужанков.

Следующая лекция курса «Духовные основы русской литературы» пройдет 24 февраля в Актовом зале Сретенской семинарии. Она будет посвящена теме «О чем роман в стихах “Евгений Онегин” А.С. Пушкина?».

Лекция
(продолжительность: 1:50:41)

Александр Ужанков

23 марта 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лекция 14. Духовный смысл русских народных сказок (+ВИДЕО) Лекция 14. Духовный смысл русских народных сказок (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 14. Духовный смысл русских народных сказок (+ВИДЕО) Лекция 14. Духовный смысл русских народных сказок («Курочка ряба», «Колобок», «Теремок» и «Гуси-лебеди») (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
В каждой сказке живет еще одна сказка, которую может понять только взрослый.
Лекция 13. «Так просиял ли луч света в темном царстве?» О драме А.Н. Островского «Гроза» (+ВИДЕО) Лекция 13. «Так просиял ли луч света в темном царстве?» О драме А.Н. Островского «Гроза» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 13. «Так просиял ли луч света в темном царстве?» О драме А.Н. Островского «Гроза» (+ВИДЕО) Лекция 13. «Так просиял ли луч света в темном царстве?» О драме А.Н. Островского «Гроза» (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
Лекция Александра Николаевича Ужанкова на тему «Духовные основы романа А.Н. Островского “Гроза”».
Лекция 9. Духовная лестница Н.В. Гоголя (+ВИДЕО) Лекция 9. Духовная лестница Н.В. Гоголя (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 9. Духовная лестница Н.В. Гоголя (+ВИДЕО) Лекция 9. Духовная лестница Н.В. Гоголя (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
23 ноября 2020 года прошла 9-я лекция курса «Духовные основы русской литературы» на тему «Духовная лестница Н.В. Гоголя: “Ревизор”, “Мертвые души”, “Выбранные места из переписки с друзьями”».
Лекция 12. Духовные основы романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы» Лекция 12. Духовные основы романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы»
Александр Ужанков
Лекция 12. Духовные основы романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы» Лекция 12. Духовные основы романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы» (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
14 декабря прошла 12-я лекция курса «Духовные основы русской литературы» на тему «Духовные основы романов Ф.М. Достоевского “Идиот” и “Братья Карамазовы”».
Лекция 11. Духовные основы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (+ВИДЕО) Лекция 11. Духовные основы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 11. Духовные основы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (+ВИДЕО) Лекция 11. Духовные основы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
7 декабря прошла 11-я лекция курса «Духовные основы русской литературы» о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Лекция 10. Пророк в своем отечестве. М.Ю. Лермонтов в поисках своего дома (+ВИДЕО) Лекция 10. Пророк в своем отечестве. М.Ю. Лермонтов в поисках своего дома (+ВИДЕО)
Лекция 10. Пророк в своем отечестве. М.Ю. Лермонтов в поисках своего дома
Лекция 10. Пророк в своем отечестве. М.Ю. Лермонтов в поисках своего дома (+ВИДЕО) Лекция 10. Пророк в своем отечестве. М.Ю. Лермонтов в поисках своего дома (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
30 ноября прошла 10-я лекция курса «Духовные основы русской литературы» об одном из самых мистических русских писателей – М.Ю. Лермонтове.
Лекция 18. Великий Пост Лекция 18. Великий Пост
Сергей Комаров
Лекция 18. Великий Пост Лекция 18. Великий Пост
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Для чего нужен пост? В чем он состоит? Что можно, что нужно и чего нельзя во время поста? История возникновения Великого Поста. В чем главное содержание и смысл Великого Поста?
Лекция 12. «Господь – просвещение мое» на тему «Притчи Христовы» Лекция 12. «Господь – просвещение мое» на тему «Притчи Христовы»
Сергей Комаров
Лекция 12. «Господь – просвещение мое» на тему «Притчи Христовы» Лекция 12. «Господь – просвещение мое» на тему «Притчи Христовы»
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Зачем Христос говорил притчами? Иносказательность в речи Спасителя. Варианты толкования притч. Главные темы притч. Образы Царствия Божия в евангельских притчах.
Лекция 11. Апостолы. Заповеди блаженств Лекция 11. Апостолы. Заповеди блаженств
Сергей Комаров
Лекция 11. Апостолы. Заповеди блаженств Лекция 11. Апостолы. Заповеди блаженств
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Кем были ученики Иисуса Христа. Где и когда были произнесены заповеди блаженств, каково их значение. Заповеди блаженств в контексте Нагорной проповеди. Исполняемы ли заповеди блаженств, как их исполнить в современной мирской жизни.
Комментарии
Ольга23 марта 2020, 01:32
«…за грехи государя наказан народ, за грехи народа наказано государство; грех Бориса Годунова искупил его сын, так же как и сын Лжедмитрия, который погиб». «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор.24:16). Подробнее здесь:https://pravoslavie.ru/6955.html Новый Завет знает лишь одну заместительную жертву: смерть Иисуса Христа. Ни сын Бориса Годунова, ни сын Лжедмитрия, ни кто-либо другой своей смертью не ИСКУПАЛ грехи родителей. Разве кто-то станет утверждать, что смерть царственных страстотерпцев, детей императора Николая II, искупительная?! В остальном согласна.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×