О смехе

Смеющийся Демокрит. Художник: Хендрик Тербрюгген, 1628 Смеющийся Демокрит. Художник: Хендрик Тербрюгген, 1628

Библейский взгляд мудреца на дела, «которые делаются под солнцем», – это книга Екклесиаста. Чрезвычайно грустная книга, меланхоличная, снимающая одну за одной все маски с перепуганного лица заблудившегося человека. Богатство суетно, мудрость относительна, смерть неизбежна, справедливость желаема, но незаметна. И все оттого, что свет Воскресения отсутствует в этой книге. Еще не открыто Небо, еще не омыты грехи и не искуплен человек. И если у других пророков есть надежда и все сердце их в будущем, в царстве Мессии, то у Екклесиаста есть только круговращение одного и того же и неизменная грусть от созерцания этого огромного крутящегося колеса. Таково же мировоззрение Омара Хайяма, такова же грусть мудрецов Востока. Книгу Екклесиаста нужно прописывать как лекарство людям суетным и взбалмошным, не умеющим сконцентрироваться ни на одном предмете надолго. Тем, кто, вопреки очевидностям и неизбежностям, хочет превратить жизнь в нескончаемый праздник. Тем, кто упорно не замечает или делает вид, что не замечает, глубокую трагичность человеческого бытия.

***

Бывает коллективный оптимизм, навязанный официальной идеологией. Это находим в истории. А бывает никем вроде не навязываемая, массовая придурошливость, когда кругом одно «хи-хи» и «ха-ха» как проявление общей игривости и якобы беззаботности. Может, это просто коллективный невроз, просто попытка скрыться в стихию смеха как в норку или разрядить накопленную нервную усталость. Жить ведь тяжело, а думать страшно. И вот уставший и перепуганный человек бежит туда, где хохочут. Бежит так, как бежит испуганное дитя, чтобы уткнуться в мамины колени.

При этом смех у нас вполне публичен, вписан в общественные нормы и привычки. Как говорил в сердцах герой – он же и автор – поэмы «Москва – Петушки» (текст даем без купюр):

«О, позорники! Превратили мою землю в самый дерьмовый ад – и слезы заставляют скрывать от людей, а смех выставлять напоказ! О, низкие сволочи! Не оставили людям ничего, кроме “скорби” и “страха”, и после этого – и после этого смех у них публичен, а слеза под запретом!..» (Ерофеев В. Москва – Петушки. Глава «113-й километр – Омутище»).

Действительно, смеяться можно не стыдясь, на людях, а чтоб поплакать, нужно хорошенько спрятаться от чужих глаз и фальшивого сострадания. Отчасти потому и святая Библия у нас отсутствует в общественном пространстве. Еще бы! Там в Ветхом Завете сказано: О смехе сказал я: глупость!, а о веселье: что оно делает (Еккл. 2: 2). И еще: Смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета! (Еккл. 7: 6).

А в Новом Завете тоже находим: Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6: 25). Или такое: Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль (Иак. 4: 9). Возьмешь Библию в руки – и не смешно сразу. А смеяться хочется. Значит – долой Библию! Вот так и живем.

***

Конечно, и смех не всегда один и тот же. Греки различали смех гомерический (это хохот бессмертных богов при взгляде на человеческую комедию и при участии в ней) и сардонический. Последний был смехом умирающего, по сути – горькой прощальной усмешкой или последним проявлением мужества. Гляньте ради интереса на 13-й минуте фильм «Богдан Хмельницкий» 1941 года выпуска. Там поднятые на дыбы, задыхающиеся в кострах, разведенных под их ногами, казаки говорят: «Смейтесь, братья, над ляхами! Смейтесь!» И начинают действительно хохотать страшным хохотом умирающих людей. Такой смех зритель не подхватывает. У него другое назначение. От такого смеха зрителю хочется плакать.

Еще греки имели в своем багаже двух философов, которых сильно любили и поминали вместе в Средневековье. Это Демокрит и Гераклит. Демокрит учил об атомах, из комбинаций которых состоит мир. Гераклит за 500 лет до Иоанна Богослова учил о Логосе, Который управляет Вселенной. Оба были выдающимися людьми не только своей современности, но и всей мировой истории. При этом Демокрит часто смеялся, а Гераклит столь же часто плакал. Так они и вошли в историю – как «смеющийся Демокрит» и «плачущий Гераклит». В данном случае смех и слезы были из одного источника. Просто Демокрит, когда отрывался от своих размышлений и переводил взгляд на людей и их повседневные дела, не мог сдержать смеха от зрелища очевидной ничтожности наших занятий и глупости большинства из них. За это его считали безумцем, и легендарный Гиппократ должен был осмотреть философа и засвидетельствовать, что тот не только нормален, но и более умен чем кто бы то ни было. Гераклит же, глядя на ту же самую суету и бытовое безумие, не мог сдержать слез.

И Лазарь громко захохотал: «Глядите: глина ворует глину!»

Святые смеются редко и чаще всего там, где грешнику совсем не смешно. Известно предание о Лазаре, которого Господь Иисус воскресил из мертвых. Лазарь никому ничего не рассказывал о своем смертном опыте и никогда не смеялся. Даже не улыбался. Причина ясна, но что именно он пережил, мы можем только догадываться. Но все же однажды Лазарь громко и весело захохотал. Смех был вызван зрелищем того, как некий вор крал со двора горшечника глиняные горшки. Ну и что здесь смешного? Лазарь же сказал: «Как же! Глядите: глина ворует глину!»

Мы на этом месте точно бы не смеялись. Потому что видели бы только вора и уносимое чужое имущество. А Лазарь видел из глины сотворенного человека (все мы – одушевленная глина), который крадет другую глину! Это было глазам святого уморительно! Другие глаза и другой опыт нужно иметь, чтобы засмеяться в этих обстоятельствах. Вот почему святые смеются там, где грешнику не смешно. Там же, где грешнику смешно, святые чаще плачут.

***

В каноне Великой пятницы аду приложен эпитет «всесмешливый». Ему мало проглотить свою добычу. Он проглатывает ее с хохотом, и хохот этот жуток. Ад не знает ни сытости, ни милосердия.

31 мая 1223 года объединенное войско русских и половцев было наголову разбито татарами на реке Калке. Всех пленных казнили. Князей особо. Их связали и бросили на землю. Сверху положили настил из досок, на котором победители устроили пир. Тяжестью пирующих князья были удушены и раздавлены. Их стоны, видимо, заглушал хохот и крики пирующих победителей. Примерно так смеется и ад.

Поставить ногу на горло поверженного врага и злобно захохотать может человек? Еще как может! Вот это и есть человеческий вариант адского смеха: радость, рожденная чужим несчастьем. В Библии находим много примеров такого злого смеха. Вот что говорит плененный и обреченный на смерть царь хананеев Адони-Везек:

«Семьдесят царей с отсеченными на руках и ногах их большими пальцами собирали крохи под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог» (Суд. 1: 7).

Можно живо представить себе, какую злую потеху доставляли этому историческому персонажу ползающие под его столом и изувеченные бывшие цари. Только представьте себе, что значит собирать крошки, не имея больших пальцев на руках, и вы оцените цинизм и злую насмешку победителей.

Еще есть Хам, который посмеялся над обнажившимся отцом и позвал братьев разделить веселье. Еще есть филистимляне, которые, обманув Самсона, ослепили его. А потом на праздник вывели из темницы, чтобы позабавиться: «И призвали Самсона из темницы, и он забавлял их» (Суд. 16: 25). Еще есть жители неприступного Иерихона, которые шесть дней подряд наблюдали за тем, как евреи ходят вокруг стен их города, неся ковчег и трубя в трубы. Надо думать, они надрывали животики, наблюдая за этой бесполезной (как казалось) церемонией. Смех окончился на седьмой день, когда стены рухнули и начались резня и истребление (см.: Нав. Гл. 6). Собственно, и филистимлянский смех закончился, когда Самсон обрушил на головы их и свою дом, в котором проходило пиршество. Проклятием закончился смех Хама. Неслыханным потопом закончился смех людей, 120 лет наблюдавших за работой Ноя. Тот строил огромных размеров судно вдали от морского берега или большой реки. Без парусов, окон, руля, более похожее на огромный сундук, это судно и работа по его изготовлению были бесплатным «Камеди клабом» для тогдашних любителей посмеяться. Ной строил и говорил: «Будет потоп, будет потоп». Никто не верил, и все веселились. Потом небо почернело, и смех прекратился…

***

В Библии такого много. Гордый, циничный, жестокий, презрительный смех то и дело встречается на ее страницах. Но все эти виды смеха, как правило, внезапно обрываются. И совсем худо для только что смеявшегося, если наступит время над ним посмеяться Господу. А ведь написано об отступниках, и не простых, а о целом собрании князей и царей, собравшихся против Бога:

Живущий на небесах осмеет их, и Господь опозорит их (Пс. 2: 4).

Мы так любим похохотать! Вот почему Библия у нас отодвинута от центра общественной жизни

Вот почему Библия отодвинута от центра общественной жизни. Ведь мы так любим по делу и без дела похохотать, а жизнь весьма серьезна. Мы бы не прочь все дни жизни превратить в карнавал, но она серьезна настолько, что и простой взгляд на нее смывает с лица неуместное веселье. И пусть смывает. Потому что при внимательном взгляде на жизнь кто не поймет боль Иеремии:

О, кто даст голове моей воду и глазам моим источник слез! Я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего (Иер. 9: 1).

А уже потом, после благословенных и уместных слез, и только после них, приходит благословенное веселье. Об этом тоже написано:

Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь (Лк. 6: 21).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Никогда и ни над кем нельзя смеяться в храме! Никогда и ни над кем нельзя смеяться в храме!
Владимир Шеменев
Никогда и ни над кем нельзя смеяться в храме! Никогда и ни над кем нельзя смеяться в храме!
Владимир Шеменев
Женщина вытащила тетрадку и шагнула к аналою. Один лист тетрадки, второй, третий… Листы не кончались. И тут одна дама ехидно сказала: «Это сколько же надо нагрешить, чтобы всю тетрадь исписать!..»
Христос говорит: «Радуйтесь!», а мы ржем Христос говорит: «Радуйтесь!», а мы ржем
Размышления бывшего КВН-щика о настоящем смехе и радости
Христос говорит: «Радуйтесь!», а мы ржем Христос говорит: «Радуйтесь!», а мы ржем
Размышления бывшего КВН-щика о настоящем смехе и радости
Евгений Краснов
С одной стороны, в покаянной молитве человек просит прощения у Бога за то, «аще без ума смеяхся». С другой, мы слышим настойчивый призыв Христа: «Радуйтесь».
Радость важнее смеха Радость важнее смеха
Диак. Павел Сержантов
Радость важнее смеха Радость важнее смеха
Диакон Павел Сержантов
Однажды в Иерусалиме разговорились местный житель и приезжий паломник. Беседа была непринужденной и дружелюбной. Араб и паломник из Европы коснулись вопроса, чем отличаются друг от друга люди Востока и Запада. Араб высказал любопытное наблюдение: «Западные люди любят посмеяться, но не умеют радоваться».
Комментарии
Руслан, Украина20 марта 2020, 20:22
Для того, чтобы почти не смеяться, и все принимать с трезвостью ума, смирением, отсутствием переживаний и благодарностью нужно быть очень сильным человеком. И в первую очередь духовно. Таких людей встречал, вера их сильна и люди эти со стержнем. Но таких меньшинство. Меня бывало в моменты сильного уныния и отчаяния спасала молитва, мысли о том, что всё по Воле Божьей. Порой с друзьями встречался, зная, что с ними будет весело и смешно, настроение сразу поднимется. Да и пусть лучше люди смехом отвлекаются от проблем, а не алкоголем например.
Руслан, Украина20 марта 2020, 20:00
А мне кажется, что смех это хорошо. Чёрный юмор плохо, согласен, но люди юмором пытаются отвлечься от кучи проблем. У нас на улицах вижу унылых, депрессивных и несчастных людей. И как хорошо было когда было больше веселья и смеха на улицах. Если трезвым умом принимать всё, что происходит у нас в стране, то извиняюсь может поехать крыша. Один выпуск наших новостей уже загоняют в депрессию. То очередной мажор кого-то убил/сбил и откупился. То на фронте опять погиб кто-то из молодых ребят. То рост цен на ком.услуги/продукты/лекарства и т.д. Вера в Бога помогает, но и смех тоже нужен. Люди живут у нас в постоянном стрессе, нужно разрядка.
р.Б. Евгений19 марта 2020, 21:52
Восхищаюсь умением о. Андрея вскрывать, подобно хирургу, пласты Истории! Вот бы обобщить Историю Мировой Революции с момента зарождения и до наших дней, где намертво переплелись Радость и Горе, Смех и Слёзы!!! Пока последнее слово за "Историей КПСС"....
Алексей19 марта 2020, 17:56
Архимандрит Павел (Груздев) говорил так: "Добрый смех - не грех".
Александр О. 18 марта 2020, 00:12
Статья меня заставила задуматься о месте смеха в духовной жизни. И вот получается,что для смеха, который был бы душеполезным,как то в такой жизни и места нет. Конечно,как сказал классик Н.М.Карамзин,:"Смеяться,право,не грешно, Над всем,что кажется смешно",но ведь и правда - высмеивают недостатки,но не высмеивать грехи. Потому,что грехи оплакивают. Нет благодатного смеха,а есть лишь благодатные слезы.И радость духовная,как плод Благодати,приводит не к смеху,а к сладким слезам умиления от благодарности Богу. Конечно,можно от души посмеяться какой нибудь хорошей юморной шутке,но,видимо в нашей земной жизни именно для спасения смех неуместен,рано,нужно"держать ум во аде"-впереди мытарства...
Галина И.17 марта 2020, 14:26
Р.Б. Наталья "а сейчас все заткнулись как мыши все спрятались и сидят по домам!"// Сколько же довольства и злорадства в ваших словах! Молите Бога, чтобы и вы вскоре так же не поступали. Италия - это благословенная Господом земля раннего христианства, здесь проповедовали святые Апостолы Петр и Павел и др. христианские проповедники. Римская земля пропитана кровью мучеников. Правосл. святыни Италии известны всему миру.Каждый из нас по- своему смеется над Богом и распинает Его своими грехами. "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.Что посеет человек, то и пожнет" (Гал 6,7). "Человек, который смеется" последним, над чужой бедой, это далеко не Гуинплен. Скорее, наоборот. А земля-то круглая!
Дмитрий17 марта 2020, 13:47
Спасибо, отец Андрей, за напоминание!
Читательница (Подмосковье)17 марта 2020, 09:42
По моим наблюдениям, смеются только молодые, а люди пожившие утрачивают способность смеяться. «Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась» (свт. Иоанн Златоуст).
Игорь М.17 марта 2020, 08:06
16 марта 2020, 15:13 Смех Жванецкого и Аркадия Райкина (а многие тексты Райкину писал Жванецкий) очень отличается от смеха прочих. Райкин и Жванецкий смеются, а на самом деле плачут, как ГРАЖДАНЕ страны плачут. >>>>> А чего ж они так рыдают-то?И плачут ли вообще? Напр.в фильме "Волшебная сила" Райкин ни слезинки не уронил.Да и Жванецкий,хоть поминутно рот платком вытирал,глаза ни разу не промокнул.И никакого особенного гражданского пафоса у Жванецкого нет.Вышучивать недостатки может каждый-Ютуб забит критиканами.Толку от этого - ноль.
Анна17 марта 2020, 07:42
Безусловно, смех бывает очень разный. Случалось заметить своим подрастающим племянникам: Тебе голова для чего дана: думать или смеяться? А бывало, что сейчас или упаду, расквасив нос, впаду в уныние, или пора начинать хохотать. И мы с соседками по палате хохотали, и нет у нас ситуации, про которую можно сказать: все позади. Рак не бывает позади даже в ремиссии. Потому то мы раз в неделею устраиваем конференцию в скайпе и рассказываем друг другу забавное. И смеемся. Такой смех надежды, иногда отчаянный, часто - веры. И дядю своего сейчас заставляю смеяться над всем: над своими бинтами, над недомоганием, над диагнозом. Чтобы плохому неповадно было!
Наталья16 марта 2020, 23:08
"Веселость – не грех, матушка: она отгоняет усталость: а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет. Оно все приводит с собою. Вот и я как поступил в монастырь-то, матушка, на клиросе тоже бывал; и такой веселый-то был, радость моя! Бывало, как ни приду на клирос-то, братия устанут; ну и уныние нападет на них, и поют-то уж не так, а иные и вовсе не поют. Все соберутся, а я и веселю их; они и усталости не чувствуют! Ведь дурное что говорить ли, делать ли – нехорошо, и в Храме Божием не подобает. А сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был – вовсе не грешно, матушка”.(преп. Серафим Саровский).
Игорь М.16 марта 2020, 21:28
Тамара 16 марта 2020, 14:52 Да, смеётся тот, кто смеётся последним.>>>>> Тамара, смеются все, даже первый. Пословица гласит "ХОРОШО смеётся тот, кто смеётся последним".
16 марта 2020, 15:13
Чехов писал из Италии Ольге Книпер, репетирующей роль Маши в "Трех сестрах":"Не делай печального лица ни в одном акте. Сердитое - да, но не печальное. Люди, которые давно носят в себе горе и привыкли к нему, только посвистывают и задумываются часто". // Кто посвистывает, а кто и смеется. Не надо упрекать в легкомысленности смеющихся. И коллеги по цеху смеются по-разному. Смех Жванецкого и Аркадия Райкина (а многие тексты Райкину писал Жванецкий) очень отличается от смеха прочих. Райкин и Жванецкий смеются, а на самом деле плачут, как ГРАЖДАНЕ страны плачут. А прочие настолько ни при чем и ни с кем, что даже узами брака себя не связывают и детей не рожают. Чтобы просто смеяться!
Тамара 16 марта 2020, 14:52
Да, смеётся тот, кто смеётся последним.. Помоги, Господи, понять эту истину всем нам..
Игорь М.16 марта 2020, 12:38
Бедные мы, бедные. То иностранцы нам пеняют, что мало улыбаемся, а то учат уравнению смех=грех. Но на свадьбе в Кане Галилейской гости наверняка громко смеялись, а Христос их не только не вразумлял, но и чудесным вином напоил, от которого, надо полагать, веселья не убавилось. Как же так? Мне кажется, Христос не упоминал бы в своих притчах брачный пир, если бы не одобрял обычное на таких мероприятиях веселье и смех. И в посланиях Апостолы не приветствовали бы словом "радуйтесь". И ещё, рядом со словами "Горе вам, смеющиеся ныне!" есть и "горе вам, богатые!" Следует ли из этого, что богатство-такой же порок, как и смех? Богатые прихожане не попадут в Рай?Говорят ли им об этом священники?
Р.Б. Наталья16 марта 2020, 12:35
Очень люблю слушать и читать проторией Андрея Ткачева! И на ум приходит ситуация которая происходит в Европе, а особенно в Италии! Что творили , как смеялись над Богом, а сейчас все заткнулись как мыши все спрятались и сидят по домам! Так и хочется кричать. Всех Бог терпит и учит... смеётся тот кто смеётся последним!
Наталия Ростова16 марта 2020, 08:44
Об одном виде смеха, батюшка не упомянул..." Будьте, как дети.." Вы видели, как смеются младенцы? Они ещё не знают, что такое грех, и их смех, как лекарство для нас грешников. Вот у тебя плохое настроение, всё валится из рук и вроде нет таблетки от этого...А стОит только взять на руки младенца, поднять его над головой и его счастливый, заливистый смех, моментально заставляет забыть все твои проблемы...Племянница у меня ходить недавно начала. Я с интересом за ней наблюдаю..Идет, смешно растопырив руки, падает - смеётся, пытается самостоятельно подняться - опять смеётся, делает следующий шаг - смех. Невинный такой смех, то, что мы к сожалению утратили...
Наталия16 марта 2020, 07:49
Спасибо за простую истину: радоваться и смеяться это не одно и то же
Ольга 16 марта 2020, 06:50
Спасибо. Как всегда- лучше и не скажешь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×