«Адекватный христианин»

Не так давно одного священника спросили: «Как выйти из состояния неофита?» На что тот ответил неожиданно: «Не надо этого делать! Возомнивший себя уже не неофитом, а “профессиональным” православным – в гораздо большей опасности».

Действительно, прошли годы и годы после массового «обращения 1990-х», крещений и «хиротоний 1990-х», часть которых закончилась разочарованием, «откатом», публичными «исповедями бывших» и оставлениями сана. И за этот период уже достаточно много сказано о подводных камнях неофитства: ревности не по разуму, подмене самопознания невротическим «самокопанием», подмене молитвы – обрядовой привычкой, ответственности – послушанием из позиции инфантилизма, а не смирения. И потому неофитского пыла уже принято немного опасаться, повторяя афонское присловье про «лучше недомолиться, чем перемолиться» (в значении – перестараться до самомнения и впадения в прелесть).

Но миновав Сциллу, мы направляемся прямиком к Харибде – противоположной крайности, которую можно назвать «профессиональной верой» или «принадлежностью к партии православных христиан».

Это когда мы «умеренно молимся» и «адекватно реагируем», причем в половине случаев «умеренность» – это мысленное «Господи, помоги» раз в неделю, а «адекватность» – это полный отказ от миссии, дабы «не нарушать свободу воли ближнего».

В приступе «адекватности» мы перестаем читать Евангелие. Совсем. Потому как «и так наизусть помним». А помним ли?

Еще – и это, пожалуй, главное – в приступе «адекватности» мы перестаем читать Евангелие. Совсем. Нет, ну а зачем, если «и так наизусть помню». При этом скоро оказывается, что даже священник, если он по неосторожности стал «профессиональным православным», помнит только некоторые богослужебные зачала и давным-давно не погружался в контекст. Зато он бывает рад защищать «партийную идею» на просторах интернета, потрясая фразами вроде: «Христос никогда так не делал», «Христос бы так не сказал», – забыв примерно половину из того, что Он в действительности сказал и сделал.

Но ведь не зря есть выражение, что, молясь, человек предстоит Богу, а читая Евангелие – Бога слушает. Многолетний «член партии» христиан, избавившийся от «неофитских предрассудков», словно получил партбилет и убрал на полку: «Господи, я в свое время Тебе всё сказал, всё от Тебя услышал, этого довольно». Что, плохо помню? Да ладно, «что там забывать-то». Бог, мол, есть любовь, и возлюби ближнего, как самого себя.

Отложив Евангелие подальше, «профессиональный православный» сосредотачивается в первую очередь на проблеме, как «возлюбить себя», а во вторую – на чувстве глубокого стыда за всех «прочих», не таких адекватных, профессиональных, психологически образованных, нагло нарушающих чужие границы публичной проповедью (зачастую да, вполне «непрофессиональной») или – «еще хуже» – молитвой.

Но хуже всего то, что в жизни у нас, «профессиональных», постепенно начинают происходить странные вещи. Помня о том, что для «правильной» любви к ближнему нужно начать с себя, мы почему-то так никогда и не переходим ко второму пункту. Нет, мы очень правильно любим и жалеем неких несчастных, обиженных, например, «неадекватными проповедниками». Но при этом всё более раздражаемся и озлобляемся на вполне конкретных ближних, сопровождающих нас по жизни и мешающих своими примитивными потребностями вволю писать в интернетах про адекватное Православие.

Честно скажу, адекватность – мое любимое слово. Я всячески за нее, родную. Но, вероятно, проблема в том, что христианин, полностью переставший молиться и хотя бы «заглядывать» в Евангелие, перестает быть адекватен и вере, которой теперь принадлежит лишь формально, и призыву Христа: «Будьте совершенны, якоже Отец ваш совершен».

Христианин, переставший молиться, перестает быть адекватен и вере, и призыву Христа: «Будьте совершенны»

Такая мнимая «адекватность» в борьбе с обрядом «под корень» странным образом не согласуется со словами Христа о Законе: «Не нарушить пришел, а исполнить». Толкователи, разумеется, говорят не о формальном выполнении буквы Закона, а о том, что Христос его сделал полным – наполнил Собой, завершил всё то, что иудеям было обещано в ветхозаветных книгах.

Но мы, поборов «букву» церковной традиции, не стремимся наполнять ее собой – своей истинной принадлежностью Богу, своим стремлением к Нему через молитвенный разговор и евангельское слышание; через действенную, а не в теории, любовь к конкретному, самому невыносимому ближнему вроде супруга, ребенка или «чудящих» родственников; через исполнение призыва: «Сыне, даждь Ми сердце». Мы лучше пообличаем «партию Церкви» за… За всё, что Христос вроде бы «не говорил», но, как сегодня пишут, «этонеточно».

Вот сейчас снова он – Великий пост: «День сурка», «православная диета», «ритуальный невроз», как много лет писали в блогах иные авторы, спеша показать, что да, им «тоже надоело» «вот это вот всё обрядоверие», они-то – «нормальные», адекватные люди и не планируют прошибать пол в земных поклонах. К слову, я тоже обычно не прочь показать нечто подобное.

Однако, думается, «День сурка» нам дан не зря. Потому что настоящий День сурка – это наше хождение по кругу восхищения и умиления собственными «зрелостью», «адекватностью» и «свободомыслием», которые слишком часто ведут вполне конкретной дорогой: к серьезным духовным падениям. И Господь весной говорит нам: «А ты открой Евангелие» (читать с интонацией «а ты купи слона»). Есть сто причин против? А ты открой. Нет, ты открой Евангелие. И три поклона с молитвой Ефрема Сирина – сделай. И еще три. «Голова у тебя не отвалится», уж простите за не вполне уместную цитату.

А совсем печально, знаете, что? То, что иногда «профессионализм» – это красиво поставить точку в тексте про поклоны. И не сделать ни одного.

Елена Фетисова

10 марта 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Важно быть солью для этого мира» «Важно быть солью для этого мира»
Архимандрит Маркелл (Павук)
«Важно быть солью для этого мира» «Важно быть солью для этого мира»
Беседа с духовником КДАиС архимандритом Маркеллом (Павуком)
Наши общественные праздники, приуроченные к религиозным событиям, сводятся преимущественно к кулинарным потребностям и развлекательным шоу.
Кого можно считать воцерковленным человеком? Кого можно считать воцерковленным человеком?
Ответы пастырей
Кого можно считать воцерковленным человеком? Кого можно считать воцерковленным человеком?
Ответы пастырей
Если сердце твое тоскует без Литургии, тогда ты живой член Церкви. Но невозможно жить настоящей церковной жизнью обособленно, в отрыве от общины. Христианство осуществляется через двойную жертву – Богу и ближнему.
Сколько в России воцерковленных христиан и почему Сколько в России воцерковленных христиан и почему
Свящ. Николай Емельянов
Сколько в России воцерковленных христиан и почему Сколько в России воцерковленных христиан и почему
Священник Николай Емельянов
Мы не имеем распространенных социальных форм, через которые человек может войти в Церковь.
Комментарии
15 мая 2020, 20:32
Хорошая статья-правильная и нужная дпя нас
Александр Кафа27 апреля 2020, 07:46
Мне статья понравилась , хорошее обличение , рассмотрел себя в этом обличении . спасибо .
Светлана Ладина 20 марта 2020, 12:48
СпасиБо, Елена! Во многом совпали.
И.В.15 марта 2020, 17:09
Елена Киев11 марта 2020, 11:17 "Не поняла о чем речь. Автор о себе пишет?" Может и о себе, а может и о нас/вас? Раз так захотелось написать что мы то не такие, это не о нас!
Екатерина Сибирёва14 марта 2020, 19:53
Мне, как и некоторым другим, комментирующим статью, не совсем понятно - говоря "мы", кого имеет ввиду Елена и на какой "статистике", так сказать, это "мы" основывает? Я, например, никогда и ни с кем не обсуждаю, сколько раз в день молюсь, сколько кладу поклонов, читаю ли каждый день Евангелие. Также не знаю и о духовной жизни других, даже знакомых мне православных христиан. С такими определениями Великого поста, как "день сурка", "православная диета", "ритуальный невроз" вообще первый раз сталкиваюсь. Зачем "много лет" читать таких блогеров, которые позволяют себе так отзываться о святом Великом посте?
Андрей Юрьевич12 марта 2020, 23:26
А по-моему, христианин становится "адекватным", по терминологии автора статьи, когда ему уже безразлично, какие прихожане его окружают... Спасайся (духовно) прежде сам!
Alevtina12 марта 2020, 19:28
Андрей, простите в статье Слава Богу говорится,как мне видится не о разных людях...А о людях в идеале которые живут с ЕВАНГЕЛЬСКОЙ адекватностью т.е.Не только читающих Евангелие но и живущих по нему. Как бы все свои поступки сверяют с Евангелием...Научи нас Боже вразуми
Андрей11 марта 2020, 22:18
Люди все разные и понятия об адекватности разные у всех . для одного и три поклона "подвиг" а для другого день без прочитанных пары канонов и акафистов чуть ли не грех . Можно и каждый день Евангелие читать и поклоны класть и оставаться при этом грешником одержимым страстями . Так что это большой вопрос вообще про адекватность.
Инна11 марта 2020, 21:50
Спасибо большое за статью. Написано просто и доходчиво.
Alevtina11 марта 2020, 19:03
Спасибо Елена очень актуально..А тем кто не понял-...БУДЕТЕ СЛЫШАТЬ ДА НЕ УСЛЫШИТЕ...Слава Богу за все
Ирина11 марта 2020, 13:33
Елена, большое спасибо за статью! Темы Ваших статей для меня очень актуальны и написано всегда так, что сердце отзывается на каждое слово! Спасибо!
Елена Киев11 марта 2020, 11:17
Не поняла о чем речь. Автор о себе пишет?
Геннадий 11 марта 2020, 06:26
Может ли один человек адекватно охарактеризовать внутреннее состояние, тем более образ жизни многих незнакомых людей, тем более женщина мужчину, тем более женщина, даже жена священника, священника, тем более молодая(-ой) старого(-ой), тем более...? Нет, не может, потому что это адекватно реальному положению вещей, а вот обратное неадекватно. Или мы читаем мысли пророчицы?
Дмитрий10 марта 2020, 21:49
Отлично!
Дария10 марта 2020, 19:07
Спасибо автору за обращение внимания на действительно актуальную и опасную ситуацию. Очень узнаваемо.
Игорь М.10 марта 2020, 17:44
Честно скажу, адекватность – мое любимое слово. Я всячески за нее, родную.>>>>> Да какая ж она "родная"? Иностранная "адекватность" - это русское "соответствие".
Валентин10 марта 2020, 15:36
Все, что есть у человека, дает ему Бог. По смирению и покаянию. Мы все - блудные, грешные, окоянные (и адекватные и неадекватные). И, если мы это понимаем и являемся чадами Церкви Православной, Господь избавит нас от лукавого.
Евгений10 марта 2020, 13:44
Жаль Наталью-прекрасная, очень содержательная, живая,"отрезвляющая" статья! Мысли глубокие и "адекватные"))! Казалось,что пишет священник с богатым духовным опытом. Автор не пишет менторским тоном, рассуждая с высоты своей "правильности" о состоянии духовности окружающих,но и себя не щадит, осознавая свою "неисключительность". Эта позиция её и тон делают статью очень легкой к восприятию и даже самому "профессиональному православному" будет сложно на нее обидеться. Автор ненавязчиво заставляет задуматься и трезво оценить свое духовное состояние,сделать выводы и при необходимости(зачастую) постараться исправиться. Благодарю,Елена. С уважением, Евгений )))
Олег10 марта 2020, 12:28
Спаси, Господи! Увидел себя. Все правильно, так и есть.
Дарья10 марта 2020, 10:08
Спасибо автору! Очень своевременно и живо перекликается с собственными мыслями. Заметила по себе,как только увлеклась такой вот вольной "адекватностью", произошло падение и сильное охлаждение в вере.
Анна10 марта 2020, 08:08
Забавно, что такая низкая оценка у такого адекватного текста! Наверное, профессиональные православные негодуют. Уверена, им стыдно за автора!
Наталья10 марта 2020, 00:43
Прошу прощения, не поняла о чем речь в статье. О том, что надо держать посты, молиться и читать Евангелие, в том числе, когда не хочется? Это адекватно? А не делать этого - неадекватно?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×