Трудные будут дни

Глава из книги «Дневник неофита»

Прощеное воскресенье. Глава из книги Дарьи Верясовой «Дневник неофита»

Продолжаем публикацию глав из книги Дарьи Верясовой «Великий пост. Дневник неофита» (М.: Вольный странник, 2020). «Монастырская проза» – так определяет ее автор: это повествование о ее жизни в монастыре в дни Великого поста, о своих чувствах и переживаниях, ошибках и открытии нового, доселе незнакомого ей мира. И о преображении душ – и своей, и тех, с кем Господь свел ее в обители.

День первый

– Во сколько завтра служба начинается? – спросила меня насельница Наташа поздним воскресным вечером. Я пожала плечами, и тогда она обратилась к соседке слева – мать Феоклите, нашему келарю – похожей на специальную круглую деревенскую бабушку в очках, переднике и с ласковыми шаркающими интонациями рекламы «Домика в деревне». Походка у нее тоже ласковая и шаркающая. Однажды осознав, что отказать я ни в чем не могу (не затем же я приехала, чтобы лентяйничать), мать Феоклита волевым решением взяла меня в помощники и использует при всяком удобном случае. Разгадав ее хитрость, я научилась удирать до того, как мы встретимся глазами и она попросит о ерунде, отнимающей время от вечерней службы или законного дневного отдыха. Если не считать этого, у нас с ней душевные отношения, и она всегда пытается меня подкормить или напоить чаем.

Так вот, Наташа обратилась к мать Феоклите… Я не знаю, склоняется ли слово «мать» в данном сочетании в литературной речи, но в разговорной мы его не склоняем.

– В семь, – ответила Феоклита, – а заканчивается в час. Или раньше – смотря как читать будут.

– В час ночи? – уточнила я, всерьез готовясь к духовному подвигу.

– Дня! – фыркнула Наташа. Перед службой я стандартно успеваю почистить зубы, погладить котенка Сервелата, что коротает век в туалете на нашем этаже – тут кошачья зона карантина, – и пробежать стометровку до входа в храм. Иногда успеваю прийти до начала службы и приложиться ко всем иконам. Мне сразу понравилось это зимнее вставание затемно, как в детстве: нырнуть из теплого корпуса в мороз и чувствовать, как захватывает дух от ощущения света в темноте, храма в глуши, радостного просонья на душе. А сейчас светло и прилетели грачи и начали оглушительно картавую возню на деревьях.

– Они до июня тут будут, до чудотворной, – объяснила Феоклита, в первое же утро сцапавшая меня печь блины. – Скоро привыкнешь, замечать их не будешь.

В храме грачей почти не слышно, особенно в монашеской части – где алтарь и самая главная чудотворная икона Божией Матери. А во второй части храма – это называется придел – надтреснутое птичье грохотанье прорывается сквозь стены ли, сквозь окна…

Пока не было земных поклонов, я могла сидеть вместе с монахинями в маленьком уголке напротив чудотворной, под иконой Кирилла и Мефодия. А где бы еще отыскался уголок оскорбленному сердцу литератора? Но прямо перед иконой стоит большой подсвечник, и земные поклоны грозили обернуться трагедией. Пришлось уйти в заднюю часть храма, где есть лавки для прихожан – пять часов службы на ногах я бы не осилила. Я и земные-то поклоны – десять подходов по три раза, или как это говорится среди атлетов – с трудом выдержала. Сначала припадала на одно колено, опускала второе, кланялась и вставала в обратном порядке, но это было долго и вызывало старушечье кряканье. Потом заметила, что насельница Наташа впереди меня быстро складывается горбиком, ныряя к полу, и так же ловко встает, опираясь на руки. Опытным путем отбитых коленей стало ясно, что падать все же лучше на ладони, максимально близко поставленные к коленям, но и тут не без проблем: при вставании под пятки неминуемо попадает подол юбки, и что делать с этим – неясно. Рано или поздно навернусь с шумом или юбку порву.

– Смотри, лампадки постные! – шепнула мне Наташа.

Я пригляделась: вместо привычных расписных нарядных лампад стояли простые цветные. Архимандрит был тоже постовой: в темно-фиолетовом одеянии с золотистыми крестами. Служба была долгой. Очень долгой. Время от времени меня опрокидывало в сон, и если бы не силовые нагрузки в виде поклонов, я уснула бы сидя или стоя. Но к счастью моему, сегодня не было привычных послушаний, и уснула я благопристойно после обеда, игнорируя чудную погоду и договоренность с Леной-трапезницей прогуляться до реки, где вовсю идет ледоход. Может быть, завтра сходим.

На утренней службе практически не было прихожан, а на вечерней еле-еле всем хватало места для поклонов. Архимандрит был уже весь в черном, электрический свет не горел, и темнота в храме сгущалась вместе с темнотой за окнами. И волшебное пение доносилось с клироса, и волновались огоньки лампад и свеч в темноте, и хотелось мира всем и добра. И чтобы юбка была шерстяной, а то от шелковой коленкам на плиточном полу ледяно и твердо. И молиться: о всех кораблях, ушедших в море, о всех забывших радость свою. И никогда не умирать.

А на ужин, как и на обед, были куски вареной свеклы, печеная картошка и соленые огурцы.

– Трудные будут дни, – вздохнул кто-то, глядя на это богатство.

А мне нравится: если мелко порубить, то почти винегрет.

Дарья Верясова

6 марта 2020 г.

Смотри также
Свв. отцы о Великом посте и правильном его понимании Свв. отцы о Великом посте и правильном его понимании Свв. отцы о Великом посте и правильном его понимании Святые отцы о Великом посте и правильном его понимании
Святитель Василий Великий: «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить».
Прощеное воскресенье Прощеное воскресенье
Глава из книги Дарьи Верясовой «Дневник неофита»
Прощеное воскресенье Прощеное воскресенье
Глава из книги Дарьи Верясовой «Дневник неофита»
Дарья Верясова
Говорить надо было простое: «Прости» – «Бог простит»… И я вспомнила про девочку в платочке и поняла: перед ней я первой бы встала на колени, ибо что же делать, если ты перед кем-то настолько не виноват, что любуешься на него до слез?
Интерактивный календарь на Великий пост для детей Интерактивный календарь на Великий пост для детей
Анна Сапрыкина
Интерактивный календарь на Великий пост для детей Интерактивный календарь на Великий пост для детей
Анна Сапрыкина
Издательство «Вольный странник» выпустило набор для изготовления великопостного календаря: чтобы готовить детей к посту стало проще. Календарь очень понятно показывает: пост – это путь к небу. Трудный путь – и радостный.
Комментарии
Alevtina13 марта 2020, 11:34
Спасибо понравилось..Бог вам в помощь!!!
Надежда12 марта 2020, 16:32
Спасибо!!!Очень понравилось.
Андрей11 марта 2020, 19:55
Михаил Чернушенко 10 марта 2020 22:37, http://www.pravoslavie.ru/104080.html Особо могу порекомендовать житие святителя Василия Великого и Синопсис святители Димитрия Ростовского. Кратко сказать: вменяемые родители крепко подумают какие сказки читать своим детям, а иной подход точнее всего определяется термином безумие. Полагаю, что разумному достаточно.
Михаил Чернушенко - Андрею10 марта 2020, 22:37
А волшебные сказки читать можно? Слово "волшебный" - того же корня, что и "волхв". Был Симон волхв (бяка), но были и волхвы, принесшие дары младенцу Христу. Об этом можно найти, например, в Евангелии от Матфея. А еще там про фарисеев можно прочесть. И еще насчет глоссариев: Вы не замечали, что словарь Евангелия от Матфея совсем не тот, что у евангелиста Иоанна? И вот показали без обработки такие документы "специалистам в других областях", и получили двадцать тысяч сект... ИМЕЮЩИЙ уши, да слышит. Библейские и вообще церковные тексты написаны на образно-символическом и поэтическом языке, глоссарий бесполезен, если читать их как технологическую инструкцию.
Андрей 9 марта 2020, 10:13
Мария 8 марта 2020 15:42, ой как не просто уметь слушать и слышать, тем более читать и понимать, но ещё во много раз труднее писать. Например, если учёные собираются на конференцию то первым делом создают глоссарий (согласовывают термины), а ведь все они являются экспертами. Предположим, что глоссарий получился удачным и участники поняли постановку задачи да предложили вариант решения. Однако можно ли без обработки показывать такой документ специалистам в других областях? Ведь не поймут же ничего и загубят дело, а цена провала это как правило большая кровь на полях земных сражений. Здесь же рассматриваются куда более важные моменты, а посему работает старая пословица: не можешь - не берись.
Елена 8 марта 2020, 22:51
самолюбование
Мария 8 марта 2020, 15:42
Андрей! Не судите так строго. На то они и неофиты, чтоб этого пока не понимать! Это ведь "Дневник неофита"! Да и слово "волшебное" здесь наверно употреблено в значении "прекрасное, чудесное".
Надежда 7 марта 2020, 10:58
Спаси Вас Господи, Дарья! Спасибо! Пишите нам на радость.
Андрей 7 марта 2020, 06:21
Полагаю, что по отношению к церковному пению слово "волшебное" как минимум неуместно. Ответ на встречный вопрос "Почему?" можно найти например в житии свщенномученика Киприана и мученицы Иустины.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×