Каждый из нас, приходя в храм и обращаясь к особо близким нам святым, ведет с ними личный диалог: делится самым сокровенным, рассказывает о своих переживаниях, просит помощи, совета и молитв.
Сегодня, в день памяти нашего любимого батюшки – преподобного Серафима Саровского, – давайте представим, что мы с ним ведем такой личный разговор. Сразу предупредим, что все ответы святого взяты из его жития.
Центральная тема нашей беседы – скука и уныние. Дух печали, уныния, скуки действовал на преподобного особенно сильно, до изнеможения его души. С помощью Божией, он его преодолел и наполнил свою душу особой радостью, которой делился со всеми приходящими к нему, которой делится и со всеми нами.
Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Художник: Светлана Ивлева
«Скучают только те, у кого дела не в порядке»
– Здравствуй, радость моя, я тебя ожидал.
– Здравствуй, дорогой батюшка. Прости, что редко заглядываю к тебе на поклон. Много дел, сплошная беготня и суета. На храм и молитву почти не остается времени. Но в последние дни стало особенно тяжело, поэтому и пришел к тебе. На меня напали печаль и скука…
– Да, это так, с духом печали всегда неразлучно действует и скука.
– Батюшка Серафим, помоги мне в этой напасти, подскажи, что со мной происходит?
– Царица Небесная да утешит тебя. Скука, радость моя, по замечанию отцов, производит такое страшное беспокойство в нас, что несносны нам становятся и место жительства, и живущие с нами люди. Возбуждается отвращение к занятиям, появляется сильная жажда чего-то, чего мы и сами понять не можем.
– Батюшка, я часто брожу без дела, не могу найти себе покоя. Потом созваниваюсь со знакомыми, ищу ненужных с ними встреч и разговоров. Становится вроде как легче…
– Человек, одолеваемый скукой, подобен пустынному хворосту, который то немного остановится, то опять несется по ветру. Демон скуки внушает нам помыслы о праздных прогулках и разговорах, представляя, что не иначе можно избавиться от скуки, как непрестанно беседуя с другими.
– Мне не хочется молиться и ходить в храм, потому что никак не могу сосредоточиться и просто спокойно постоять.
– Сей демон особенно мешает нам во время молитвы и чтения. Это, говорит ему помысел, лежит не так, а это не тут; надобно привести в порядок; и это все делает для того, чтобы ум сделать праздным и бесплодным.
Должно предупреждать скуку посредством строгого исполнения обязанностей
– А как бороться со скукой и печалью? Как вновь приобрести силы что-то делать?
– Болезнь сия врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением. Должно предупреждать скуку посредством строгого и беспрекословного исполнения всех возлагаемых на нас обязанностей. Когда занятия твои придут в настоящий порядок, тогда скука не найдет места в сердце твоем. Скучают только те, у кого дела не в порядке.
– Батюшка, признаюсь честно, что когда стараюсь все ответственно исполнять, содержать дела в порядке, то часто делаю это на автомате. Это, к сожалению, не вызывает радости, а часто, наоборот, ропот, что вот, мол, я стараюсь, а другие не замечают, принимают все как само собой разумеющееся. А от этого скука порой только усиливается. Как с собой справиться?
– Все правильно, радость моя! Ведь скука рождается от малодушия и празднословия. Какой же ты у меня неверующий. Не смущайся. Когда одолевает тебя скука, то говори себе, по наставлению преподобного Исаака Сирина: ты опять желаешь нечистоты и постыдной жизни. И если помысел скажет тебе: великий грех убивать себя, – ты скажи ему: убиваю себя потому, что не могу жить нечисто. Умру здесь, чтобы не увидеть истинной смерти души моей в отношении к Богу. Лучше мне здесь умереть за чистоту, нежели жить в мире жизнью злою. Я предпочел смерть сию грехам моим. Озлобления сии стерплю, чтобы не лишиться небесной надежды.
– Батюшка, прошу твоих молитв, предстательства пред Богом, чтобы Он послал мне сил положить начало такой жизни.
– Бог да поможет тебе, чадо!
«Блюдись от духа уныния, ибо от него рождается всякое зло»
– Батюшка, помоги мне разобраться и с унынием. Знаю, что ты был сильно подвержен этому недугу, но смог, с помощью Божией, преодолеть его. Расскажи, пожалуйста, об этом подробнее, чтобы и мне не угодить в сети этой страсти.
– Ну, что ж, радость моя! Уныние бывает от двух родов: естественное и от злых духов. Иное скука, иное томление духа, называемое унынием. Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно мучительном состоянии. Надобно спешить выйти из него.
– От чего происходит естественное уныние?
– Уныние естественное, – учит святой Варсонофий, – происходит от бессилия, когда человек устал и ему нужно просто отдохнуть. Поспит немного и снова станет весел.
– А как происходит уныние от злых духов?
Уныние естественное происходит от бессилия, когда человек устал и ему нужно отдохнуть. Поспит и снова станет весел
– Когда Богу угодно, – говорит Исаак Сирин, – повергнуть человека в большие скорби, попускает ему впасть в руки малодушия. Оно рождает в нем крепкую силу уныния, в котором он испытывает душевную тесноту, и это есть предвкушение геенны; вследствие же сего находит дух исступления, от которого происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселение из места в место и тому подобное.
– А по какой причине это происходит?
– По причине нерадения! Потому что человек не позаботился поискать уврачевания его. Ибо врачевание этого одно, при помощи которого человек скоро находит утешение в душе своей.
– И что это за врачевство?
– Смиренномудрие сердца. Ничем, кроме него, человек не может разрушить оплот сего порока, а, напротив того, находит, что он превозмогает над ним.
– А как достигнуть смиренномудрия сердца?
– Долговременным самоотвержением себя и непрестанным принуждением себя. О всем мы должны благодарить Господа и предавать себя Его воле; должны также представлять Ему все свои мысли, слова и деяния и стараться, чтобы все служило только к Его благоугождению.
– Но ведь это великий подвиг – так жить!
– Правильно, радость моя! Подвижничество требует терпения и великодушия, ибо миролюбие искореняется только долговременным трудолюбием.
– С чего же начать?
– Молитва, чтение и труд телесный. Уединение, молитва, любовь и воздержание суть четырехсоставная колесница, возносящая дух на небо.
– А что нужно читать?
– Святое Евангелие, Послания апостольские, Псалтирь, творения святых отцов, жития святых. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостью, но исполнит его дара разумения.
– Да, жития святых что-то мы совсем запустили… Если Евангелие хоть изредка да открываем или слышим отрывки на богослужениях, то житийную литературу почти совсем оставили. Видимо, от этого многие наши беды и происходят, ведь не имеем примеров перед собой, не подражаем подвигу христиан. Оттого и не знаем, как себя вести, как бороться с напастями, как преодолевать трудности на жизненном пути, как отстаивать свою веру православную…
– Все святые, которых прославляет Церковь Христова, оставили нам, по своем успении, жизнь свою как пример для подражания, все они были нам подобострастны, но исполнением в точности, от всей души, заповедей Христовых достигли совершенства и спасения, обрели благодать, сподобились разнообразных даров Духа Святого и наследовали Царство Небесное, а пред ним вся слава мира сего как ничто, все наслаждения мирские и тени не имеют того, что уготовано любящим Бога в небесных обителях; там вечная радость и торжество.
– А вот мы привязываемся ко всему земному, к людям, делам, богатству, славе, а в жизнь будущего века почти не верим. Оттого-то и впадаем в уныние.
– Радость моя! Блюдись от духа уныния, ибо от него рождается всякое зло. Молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя.
– Да, батюшка, я часто слышал эту твою заповедь. Но как это сделать, опять же – с чего начать?
– Паче всего должно украшать себя молчанием, ибо, говорит святой Амвросий Медиоланский, молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же – ни единого. И паки некто из отцов говорит: молчание есть таинство будущего века, словеса же орудия суть мира сего.
Кто нас оскорбит словом или делом, и если мы переносим обиды по-евангельски – вот и вериги наши, вот и власяница! Эти духовные вериги и власяница – выше железных, которые надевают на себя люди. Это приносит в нашу душу мир.
Если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидают душу праведного на небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением. Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Там сладость и радость неизглаголанные.
– Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?
– Потому что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием, потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде, ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера и днесь Той же, и во веки (ср. Евр. 13, 8).
«Нет нам дороги унывать, потому что Христос все победил, Адама воскресил, Еву свободил, смерть умертвил»
– Батюшка Серафим, прошу тебя, дай, пожалуйста, нам несколько твоих советов, чтобы, руководствуясь ими, идти нам по жизни и не унывать.
– Вот что делай: укоряют – не укоряй; гонят – терпи; хулят – хвали; осуждай сам себя, так Бог не осудит, покоряй волю свою воле Господней; никогда не льсти; познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего.
Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь; а если по Божиему, то обоих спасешь.
Кто поистине хочет быть учеником Христовым, тот никакой не имеет власти над собой, чтобы делать что-нибудь самому по себе. Ибо что делается по своему помыслу, то не угодно Богу, хотя бы казалось и хорошо.
Призовем имя Господа и спасемся. Когда у нас имя Божие будет на устах, – мы спасены. Открой ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит (ср. Пс. 26, 5).
Смирение и послушание суть искоренитель всех страстей и насадитель всех добродетелей.
Терпя уничижения, оскорбления, поношения, мы очищаемся и делаемся как серебро чистое, блестящее, огнем разжженное.
Добродетель не груша, ее вдруг не съешь
Помните слова апостольские: всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (ср. 1 Фес. 5, 16–18).
Нет нам дороги унывать, потому что Христос все победил, Адама воскресил, Еву свободил, смерть умертвил.
У нас вера православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и в броню правды: сих врата адова не одолеют (ср. Мф. 16, 18).
Досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу.
Каждодневно выметай свою избу, да имей хороший веник.
Все делай потихонечку, полегоньку и не вдруг; добродетель не груша, ее вдруг не съешь.
Надобно любить всех, а больше всего Бога.
Не воструби, а где нужно, не промолчи.
Не забывай дары посылать обидевшим тебя.
Господь терпит, и ты так делай.
Бог прощает, и ты прощай.
– Спасибо, дорогой батюшка! Прошу благословения.
– Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и Причастие Святого Духа буди с вами во всю жизнь вашу, во время кончины и после успения вашего. Христос воскресе!
– Воистину воскресе!
– Грядите с миром. Ваш убогий Серафим.