Сегодня христиане празднуют Обрезание Господне. Праздник этот не двунадесятый, но чтимый. Хотя для многих православных он проходит совсем незаметно. Так и для меня он ранее проходил, пока по милости Божией не довелось ознакомиться с размышлениями на тему этого Праздника митрополита Вениамина (Федченкова). И теперь многое открылось совершенно по-новому: и то, отчего этот день так незаметен для многих из нас, и отчего так неправильно и даже опасно не задумываться об этом дне, и к чему такое «небрежное» отношение к этому дню и непонимание смысла этого дня может привести и привело уже. И еще… речь пойдет не только о самом Празднике Обрезания Господня и его значении, но рассуждения будут касаться и нашей повседневной жизни, которая с днем этим неразлучно связана, хотя бы мы этого и не разумели.
Что же это за день?
В первую очередь, это Праздник Закона Божиего.
Личные обстоятельства жизни митрополита Вениамина подтолкнули его к такому пониманию:
«Вот только в 1927 году, под 1 января, я почувствовал одну сторону этого праздника. Это было в связи с решением вопроса об отношении моем к разделению митрополита Антония и митрополита Евлогия. Долго я мучился. Но наконец пришел к выводу: закон нужно исполнить. И это было как раз накануне праздника Обрезания. И тогда у меня и промелькнула мысль о связи этого вопроса с кануном праздника “закона”, когда и Господь, подчиняясь закону, исполнил чин обрезания. Это меня укрепило еще более. Сочетание же памяти святителя Василия Великого, этого законодавца церковного, управителя Церкви, еще лишний раз поддержало в принятом решении о законности. И с Афона пришло письмо с решением подчиниться законному главе Церкви митрополиту Сергию – и в тот же самый день. А ведь ничто у Бога не случайно.
И тогда я подумал следующее. Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно “законопослушный” человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое» (день Обрезания Господня).
Очень важная мысль: Законодавец первый подчиняется закону!
Что это означает для нас? Весьма многое.
Первое. Если мы хотим быть со Христом, то перво-наперво нам необходимо принять Святое Крещение – исполнить Закон.
Если мы хотим быть со Христом, то перво-наперво нам необходимо принять Святое Крещение – исполнить Закон
Да, сам факт принятия Святого Крещения не спасает человека автоматически, но это означает, что теперь человек вступил в Завет с Богом. До того человек был плотским, теперь он родился в жизнь духовную. Прежде еще он не был рожден Свыше, то есть от Духа, а теперь вот он – уже человек!
Говорят иногда: «Что же, Господь разве не может спасти тех, кто не принял Крещение?»
Отвечу: да, может. Может, но не рушит свободной воли человеческой, оставляя ему самому выбирать – рождаться ли Свыше или жить плотски. И если человек избирает жизнь плотскую, то не насилует.
А по-человечески просто понять: можно ли спасти того, кто и не родился вовсе? Разумеется, нет. Для того, чтобы положить начало спасения, надо прежде прийти в мир. Так и тут: не рожденный Свыше Вышним как может быть спасен? Прежде требуется родиться.
Господь Сам свидетельствует об этом, и не случайно, что именно в разговоре с законником-фарисеем Никодимом:
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3: 3).
И далее:
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: “должно вам родиться свыше”» (Ин. 3: 5–7).
Важно, что слова о необходимости прежде родиться свыше для возможности спасения, сказаны именно законнику. В этом можно выделить два смысла.
- Господь с каждым говорил так, чтобы последний мог вынести больше пользы (это потом мы всецело наблюдаем и у блаженного апостола Павла, который в зависимости от аудитории совершенно разными словами и примерами – наиудобнейшими для понимания слушающих – ведет дело своей миссии о Христе). И Никодиму, как фарисею, Он объясняет законную сторону предмета, обращаясь к его знаниям:
«ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3: 10). - Господь тем самым обращается и к нам, показывая, что сам закон не спасает (для чего тогда Он беседует с законником – по причине того, что и законник не может спастись сам исполнением закона), а спасает Благодать. Но вначале – закон (то есть вступить в Завет с Ним), а потом Благодать.
Второе. Господь показывает нам последовательность действий, необходимых для нашего спасения.
Вначале необходимо, чтобы наши действия стали благодатными, а потом уже совершать эти действия, чтобы преумножать благодать в себе.
Что это означает?
На практике часто задают вопрос: «Можно ли спастись, будучи просто хорошим человеком?»
На этот вопрос отвечали многие известные духовники. Один из них – протоиерей Димитрий Смирнов – так прямо и сказал: «В Царствие Небесное входят не хорошие люди, а кающиеся грешники… А хорошие люди идут… на Доску почета». И напрашивается общий вывод: добрые дела сами по себе не ведут ко спасению. Спасает Христос. А просто добрые дела, когда они безблагодатны, не умножают в человеке Духа мирного. Помните преподобного Серафима Саровского:
«Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся»?
Стяжание, то есть собирание в себе, от наших дел происходит. Но вначале надо, чтобы была сотворена обитель в нас для Духа Святого, чтобы стяжать, умножать, собирать Его в себе.
Борьба человека за свое спасение без благодати обречена на неудачу, она не приносит плода, не имеет смысла. Об этом говорит и апостол Павел (см.: Рим. 7: 14–35).
Вот и митрополит Вениамин (Федченков) пишет:
«Человек, застывший на этом [самостоятельной борьбе, исполнении закона], духовно омертвевает, как, например, иудеи, как наши староверы. Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасающего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти “школу” законничества» (день Обрезания Господня).
Отсюда нам очень важно с разумением подходить ко всему нашему деланию, чтобы и оного не оставить, как протестанты, полагающие, что уже спасены самим фактом веры во Христа, но и не посчитать, что мы можем спастись своими делами (пусть даже и положив вначале их благодатность), как это полагают староверы и иудеи. Надо, совершая благодатные дела, твердо понимать, что спасает благодать. Потому конец Ветхого Завета есть начало благодати:
«Вместо закона – благодать, вместо отлучения – всыновление; вместо проклятия – благословение» (богослужение Праздника).
Третье. Праздник Обрезания Господня учит нас соблюдать законы своей Родины, хороши они нам видятся или нет.
Праздник Обрезания Господня учит нас соблюдать законы своей Родины
И если мы или кто-либо желает законы менять, то и это не возбраняется, но путь указан весьма определенно: законодавец первый подчиняется закону!
То есть желаешь изменить закон – исполни тот, что есть прежде. Потом учреждай новый. Иначе ничего доброго не принесешь ни себе, ни согражданам своим. О том и примеры истории многочисленны: никакие революции не приносили доброго, лишь умножая слезы и горести людей.
Но в то же время есть и черта, за которой не следует закон исполнять:
«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21).
Когда исполнение закона «кесаря» влечет за собой отдание ему (кесарю) и Божиего – тут черта! А до того ничто не мешает нам соблюдать закон, Богу же отдавая Его.
Вот такие первые мысли получились от рассмотрения Праздника Обрезания Господня.