Сегодня у ее роликов с песочной анимацией – миллионные просмотры на ютубе, ее таланту рукоплещут в разных странах. Художественный мир Ксении Симоновой – такой живой и ускользающий – завораживает и не отпускает. Она умеет без слов рассказать о любви, вере и человеческом тепле. И это находит отклик в сердце. Как удивительно может сложиться судьба! Ведь путь к успеху начался с того, что Ксения Симонова сидела без работы, с маленьким ребенком на руках, и не знала, чем заниматься. И тогда муж принес ей с пляжа Евпатории горсть песка.
Досье
Ксения Симонова родилась 22 апреля 1985 года в Евпатории (Крым).
По профессии – художник, график, аниматор.
В 2009-м году победила в конкурсе «У Украины есть талант» с песочной анимацией, посвященной Великой Отечественной войне.
Выступала как приглашенный гость на конкурсе «Евровидение» в 2011-м и 2019-м годах.
Обладательница наград Golden Buzzer в чемпионских сериях «America’s Got Talent: Champions» и «Britain’s Got Talent: Champions».
Автор книг: «Другая история», «Всюду Бог».
Семья: муж – режиссер Игорь Паскарь, сыновья – Дмитрий и Серафим.
– Ксения, как вы решили заняться песочной анимацией?
– Эта идея принадлежит моему мужу, театральному режиссеру. Так получилось, что мы вместе делали журнал, который из-за экономического кризиса 2008 года закрылся. У меня началась депрессия, мне было очень грустно без моей любимой работы иллюстратора. И муж предложил попробовать что-то новое и однажды просто принес горсть песка с пляжа. Мы тогда жили в крошечной съемной квартире. В ней все комнаты были сквозные, кроме одной – самой маленькой. Там я поставила стол для песочной анимации. Моему старшему сыну тогда был всего годик. Когда я вечером укладывала его спать, у меня появлялось свободное время. Я приходила в комнату, в четыре квадратных метра, включала музыку и начинала рисовать песком. Я относилась к этому как к хобби. А потом, неожиданно для себя, в 2009-м году победила в конкурсе «У Украины есть талант», где заняла первое место. Оказалось, то, что я делаю с песком, нравится людям. Спустя десять дет, в этом году, я стала лауреатом конкурса талантов в Британии и Америке, выступала как приглашенный гость на Евровидении.
Темы выбираю я сама
– Вы делаете анимации о православных праздниках, русских святых, о Великой Отечественной войне и многом другом. Для вас важна исходная тема?
– Я работаю именно от темы. Просто картинки никому не будут интересны. Темы выбираю я сама. К счастью, я совершенно свободный художник. Я не работаю ни с какими продюсерами или продюсерскими центрами. И не представляю ничьих интересов.
– А как рождаются образы? Песок – такая ускользающая субстанция…
– Это трудно объяснить: ты подходишь к столу – и все начинается. Заранее ничего не рисуешь: это бесполезно. Эскизы в песке не годятся. Я работаю в полной темноте. В песочной анимации действует принцип немого театра. Нужно абсолютное затемнение и яркая лампа под столом. Когда процесс начинается, ты просто вытаскиваешь из головы то, что у тебя там есть. И из души. И еще для меня важна музыка. Я не играю, не пою, но я с детства танцую. Я как немой музыкант. И моим выходом стала музыка в песке. Порой необходимо чувствовать музыку всем телом, а не только руками. Я очень часто слышу какое-то музыкальное произведение, которое меня заставляет идти и рисовать. На моих выступлениях звучат песни и симфонические произведения. Лучшие работы рождаются, когда ты понятия не имеешь, что ты хочешь сказать. А начинаешь с прикосновения к песку. Это такая алхимия. Это трудно объяснить.
Я часто слышу какое-то музыкальное произведение, которое меня заставляет рисовать
– У вас очень много и благотворительных анимаций…
– Да, порой я работаю над чем-то очень грустным, но очень важным. Это моя волонтерская работа: я создаю истории про больных детей. И эти мотивирующие работы я им дарю. Когда ты знаешь историю болезни маленького или не очень маленького ребенка, знаешь все этапы пройденного им пути – у тебя все внутри разрывается от желания помочь, чтобы он жил, победил болезнь. В этих ситуациях я могу только помолиться: «Господи, я хочу быть карандашом в Твоей руке. Сделай так, чтобы я не испортила то, что Ты хочешь сказать…».
– Как появилась работа памяти Доктора Лизы?
– Меня поразила история Елизаветы Петровны, когда она еще была жива. Я следила за ее деятельностью. Когда ее не стало, когда она разбилась, на меня это очень сильно подействовало. И я подумала: а что я могу сделать? И мы сняли ролик ее памяти. Это не просто песочная анимация. Там в конце детки говорят. Это воспитанники нашей воскресной школы, куда ходят мои дети. Я им напомнила про доктора Лизу. И предложила: «Давайте что-нибудь скажем». Получился ролик с песочной анимацией и детскими посланиями. Это все свободно рождается. Никто заранее не придумывает сценарий. И вообще эта история родилась с песни Бориса Гребенщикова «Не было такой и не будет». У меня часто работы начинаются с песен.
– В вашей жизни большое место занимают гастроли и путешествия. А какие страны произвели самое большое впечатление?
– Одна из самых удивительных стран – это Бутан, королевство на Тибете. Страна, словно затерянная на высотах гор, в Гималаях. И лететь туда нужно три дня от моего дома. Меня поразило, что страна очень закрытая, но при этом очень счастливая. Это страна гармоничных людей, где есть понятие «индекс счастья», который ежегодно измеряют у жителей. Во главе страны – один из самых молодых правителей в мире. Когда я говорила с королем, он сказал: «Я буду делать все, чтобы моя страна не превратилась в просто туристический комплекс. Чтобы те, кто приезжает, уважали нашу культуру, а наши жители гордились своей историей, своим языком, традициями. Чтобы мы не становились глобалистами, как все остальные, но при этом хорошо жили». Еще мне очень нравится в Дании. Дания – это тоже страна счастливых людей. И счастливых туристов. Туда каждый год приезжаю. В Дании в людях нет никакого выпендрежа. Там вообще не принято ничего иметь «сверх». Хотя это одна из богатейших стран мира, это страна настоящего аскетизма. Там приучили людей к минимализму: не иметь больше затрат, чем это тебе нужно. Не пользоваться энергией больше, чем тебе нужно. Не тратить и не выбрасывать. Это очень хорошие правила жизни.
– А живете вы по-прежнему в Крыму?
– Хотя я очень много езжу по миру, Евпатория – мой родной город. И я здесь живу. Я в детстве рисовала эти улочки. Ощущала сочетание многих культур. Нашему городу 2,5 тысячи лет. Наш город – ровесник римских городов, здесь жили и скифы, и греки, и татары, и турки, и русские, и украинцы. И до сих пор живут и русские, и украинцы, и татары. У нас по соседству стоят мечеть, православные храмы, синагога. Всегда жили разные народы, все веротерпимо и по-доброму друг к другу относились. И это была визитная карточка нашего города.
– Что значит для вас семья?
– Я наслаждаюсь своей семьей. У нас с мужем двое мальчиков – Дима и Серафим. Они – верующие. Мы уже много лет ходим в наш Ильинский храм в Евпатории. Живем как обычная христианская семья, следуем православным традициям. Я с удовольствием провожу время в кругу своей семьи. И если меня куда-то приглашают, то я прихожу с «хвостами» – с моими детьми. Даже если формат «без детей». Все у нас внутри семьи. Мы друг друга очень любим. Мы вместе смотрим кино. Старший сын играет на скрипке, а еще очень любит фильмы Тарковского, ну и Голливуд, конечно. У нас не принято играть на компьютере. У нас нет приставки. Мы с мужем бережем психику детей. Стараемся не зависать в гаджетах. Это не семья – когда ребенок сидит в коляске и тычет пальцем в телефон.
Я наслаждаюсь своей семьей
– А ваши дети смотрят песочные анимации мамы? Сами пробуют?
– Для них это обыденное явление, которое у них всегда было и всегда есть. Сима, маленький, чаще приходит в студию, которая недалеко от дома. Студия видеозаписывающая. Я создаю фильмы: там большая комната, вся в черном, окна зашторены. Песочной анимации нельзя научить. Это не академическая живопись, не академический рисунок. Сыновья, если хотят, могут себя выразить в моей студии. Я иногда включаю камеру и смотрю, что моим детям интересно нарисовать песком.
– Вы работаете и со снегом?
– Да, это правда. Я выступала на Евровидении со снежным шоу. Я использую искусственный снег. Я поняла, что мне в песке уже тесно. И хочется чего-то другого, в дополнение к песку. Когда я выступала в Британии на шоу талантов, я соединила снег и песок в композиции, посвященной принцессе Диане. И было очень красиво. Когда работаешь со снегом, там принцип другой – не нужна темнота, а нужно много света. Важно, чтобы тень от рук не падала на изображение.