Часть 1: О святых мощах, старом обряде и Православии в Сан-Франциско
Во время нашей встречи с отцом Эдуардом Хендерсоном, настоятелем прихода во имя святого Иоанна Крестителя в Беркли, штат Калифорния (Православная Церковь в Америке), мы не могли не коснуться ситуации на Украине. О том, как видится «украинский кризис» по ту сторону Атлантики, о проблемах церковного устройства, которые обострила «украинская автокефалия», о необходимости Всеправославного Собора и принципах его работы, – в продолжении беседы с отцом Эдуардом.
Американский батюшка также говорил и о том, какой должна быть проповедь там, где безнравственность выдается за добродетель, об особенностях и проблемах пастырского служения в Америке.
Священник Эдуард Хендерсон. Фото: Facebook
Об украинском кризисе
– Вы знаете владыку Никиту – нового архиепископа Фиатирского (Константинопольский Патриархат), который будет окормлять паству в Великобритании.
– Да, через Институт имени патриарха Афинагора в Беркли. Он был там. Архиепископ Вениамин хотел, чтобы я сотрудничал с «Православным христианским содружеством»[1] при институте. Много лет я мечтал встретиться с владыкой Никитой после того, как посмотрел документальный фильм о его трудах в юго-восточной Азии, который меня впечатлил. Затем я узнал, что мы оба родом из Флориды, чему владыка Никита был очень рад.
Там я служил Литургию, посещал занятия и мероприятия «Православного христианского содружества». У нас сложились хорошие отношения, и владыка часто приглашал меня в разные места (Афон, Стамбул, Буэнос-Айрес), но я так ни разу и не смог поехать. Еще я там недолго работал его временным секретарем, так что видел владыку постоянно.
– Как вы мне сказали ранее, вы обсуждали с ним Украину. Участвовал ли он в заседаниях Синода Константинопольской Церкви в то время?
– Думаю, да. Он постоянно ездил в Стамбул, и у него турецкое гражданство. Я знал, что у них серьезные планы насчет Украины. Но даже если я с ним в чем-то не согласен, он все равно хороший человек.
Да, мы обсуждали Украину. Он ездил на Украину и встречался с митрополитом Онуфрием, с Филаретом Денисенко и его людьми. И, когда прошлым летом пошли слухи, я стал настоящим лоббистом: «Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, не имейте ничего общего с Денисенко! Не вмешивайтесь в эту ситуацию. Если свяжитесь с Филаретом, то потом будете об этом жалеть. Это не благочестивые люди, которые хотят независимую Церковь, – это чокнутые», – сказал я владыке. Рассказал ему, что дважды был на Украине и посетил ее исторические церкви. Когда находитесь в Киево-Печерской Лавре и храмах канонической Церкви, посмотрите, что они продают: молитвословы, жития святых, наставления отцов Церкви, духовную литературу. И посмотрите, что лежит на прилавках в приходах «Киевского патриархата»: Библии и молитвословы на украинском, а все остальное – антироссийская литература и книги в защиту их «каноничности».
Киево-Печерская Лавра. Фото: travel-guia.com
– То же самое сейчас в новостях. Все, что приходит из их церквей, посвящено лишь «агрессии со стороны северного соседа».
– Не могу комментировать. В Америке мы получаем другую информацию об этой войне. Но факт тот, что случившееся с украинской идентичностью можно сравнить с психологией подростка: пока ты малыш, ты хочешь все время быть с мамой и папой; но когда ты уже подросток, просишь родителей подбросить тебя на вечеринку пораньше, чтобы никто не увидел, что они тебя подвезли.
То же самое сейчас с украинской идентичностью: «Мы не Россия!» Да, но вы в первую очередь люди.
На Украине твердят: «Мы не Россия!» Но у вас же общее наследие, общая история! И вы в первую очередь люди
Вы индоевропейцы; вы европейцы; вы из Восточной Европы; вы славяне; вы восточные славяне. У вас общее наследие. У вас одинаковая кухня. У вас общая история Древней Руси, Российской империи и Советского Союза. Да, голодомор – ужасное явление, но ведь Сталин уморил голодом многих людей.
– Не только украинцев.
– Да, надо признать, что голодомор ужасен. Но идея, что «мы такие разные и не имеем ничего общего», просто нелепа; акцент ставится на том, что «мы не Россия». Хорошо, если вы не Россия, значит, вы не Россия – но зачем впадать в такое сумасшествие по этому поводу?
Церковь реально нуждается в Соборе: не ради красивых заявлений и угождения прессе; но мы действительно подошли к моменту, когда нужно решить вопросы касательно имеющегося у нас церковного устройства – вопросы о канонической территории и первенстве.
У нас, по многим причинам, нет четкого прецедента. Каноническое церковное устройство зиждется на геополитических реалиях времен Римской империи – и это работало, пока существовала империя. Однако сегодня мы живем в национальных государствах, а это более позднее явление. Вспомните Византийскую империю: внутри нее существовало пять или шесть автокефальных Церквей. Основой церковного устройства была не территория в пределах границ государства, а люди, жившие в определенной местности и в столице этой местности.
Однако ныне наши Церкви устроены в пределах государственных границ. Стоит ли определять каноническую территорию Церквей в соответствии с современными государственными границами? Ведь это противоречит римскому типу церковного устройства.
– Сейчас мы имеем смешение типов устройства. Пример – Молдавия.
– Некоторые говорят, что Евросоюз превращается в единое государство. Если он станет более централизованным геополитическим образованием (как, например, США), означает ли это, что Церкви Греции, Кипра, Болгарии, Польши и т.д. должны отказаться от своей автокефалии и стать единой Церковью, потому что все они находятся в ЕС? Зависит от того, какую модель мы выберем. Например, если предпочтем римскую модель, то можно предположить, что Русскую Церковь следует разделить на несколько Поместных Церквей: Московскую, Санкт-Петербургскую, Екатеринбургскую, Владивостокскую…
Теперь представим, что у Украины появилась единая автокефальная Церковь. Но что случится, если однажды Украина разделится на два государства? Возьмем Крым: он сейчас принадлежит Российской Федерации, но остается канонической территорией УПЦ. Общепринятой модели церковного устройства у нас нет.
А как насчет Чехии и Словакии? Раньше они были одной страной, но почему же сейчас нет двух отдельных Поместных Церквей на их территории?
Нам нужен Собор, чтобы определить, какой модели мы будем придерживаться. Нынешняя ситуация создает путаницу.
Нам нужен Собор, чтобы определить, какой модели церковного устройства мы будем придерживаться
Еще одна проблема – это первенство. Что значит быть первым среди равных? Каковы были особые права сначала Римской, а потом – Константинопольской Церкви? Империя больше не существует; нужен ли нам теперь первый среди равных? Думаю, нужен, но что это будет означать? Мы говорим, что Римская Церковь имела первенство большей частью не благодаря авторитету апостола Петра, а в силу того, что Рим был столицей империи.
– Так говорят каноны.
– Когда столицей стал Константинополь, местная Церковь, как и Рим, приобрела особые права. Теперь, когда империи нет, кому должно принадлежать первенство? Московскому Патриархату, поскольку это крупнейшая православная страна? Иерусалимскому Патриархату, так как здесь жил Господь? А может быть, Женеве, которая находится в нейтральном государстве? Или Нью-Йорку, где располагается штаб-квартира ООН? Или Александрийскому Патриархату, который является вторым в диптихе? Вопросов много.
Далее: какие должны быть особые права у предстоятеля Поместной Церкви? Они разнятся в разных Церквях. У Патриарха Московского и всея Руси особые права отличаются от других предстоятелей. Здесь мы видим, что епископы берут благословение у патриарха. Но мы не видим этого в других Церквях – там патриарх остается одним из епископов и не становится «супер-архиереем». Теоретически, если он совершит что-то противоречащее канонам, Синод может его низложить. Что это значит с экклезиологической точки зрения?
Думаю, эти три вопроса мы должны решить в нашем современном мире. У нас сейчас новая геополитическая реальность, а Константинопольский Патриархат, пользуясь сложившимся беспорядком, претендует на то, чтобы быть «первым без равных», – и никто не призывает его к ответу. Происходящее сейчас на Украине уже произошло в Эстонии, когда на время было прервано евхаристическое общение, но ситуацию оставили такой, какая есть. На бумаге все были не согласны с Константинополем, но никто его не наказал. Мы не наказывали Рим на протяжении веков, и это вылилось в Великий раскол.
Может ли Украина иметь свою автокефальную Церковь на основании того, что это независимое геополитическое государство, или на основании того, что это территория исторической митрополии?
– Даже Киевская митрополия, на которую претендует Константинопольский Патриархат, и нынешнее государство Украина – это не одно и то же. На это стоит обратить большее внимание.
Историческая Киевская митрополия по сравнению с нынешней Украиной. Фото: spzh.news
– Верно. Но нет ясности в том, как надлежит решать все эти вопросы. Есть у нас здания, способные вместить всех правящих архиереев всех Православных Церквей. Тогда они смогут принимать решения голосованием по принципу: один епископ – один голос. И не понадобится групповое голосование.
И на Соборе принимать решения голосованием по принципу: один епископ – один голос
Истинной целью Критского собора было узаконить, что Константинопольский Патриархат имеет право созывать собор. Я согласен с тем, что сказала Русская Церковь: «Как мы можем собирать собор без Грузинской, Болгарской и Антиохийской Церквей? Если они не придут, то давайте это отложим». Не думаю, что Русская Церковь лишь играла в политические игры. Ее обеспокоенность была оправданной. А ПЦА даже не пригласили.
– Это была оплеуха.
– Пощечина в адрес ПЦА. Но, по моему мнению, Русская Церковь была искренней, сказав, что время для Собора еще не пришло. Константинополь, присвоив себе право созывать Всеправославный Собор, желал создать прецедент.
– Митрополит Иерофей (Влахос) только что выступил с предложением, как решать украинский вопрос[2].
– Я пока его не читал. Что он предлагает?
– Все сводится к тому, что нужно созвать Собор, а Москва должна признать все, что сделал Константинополь. Один из пунктов гласит, что мы должны собраться вместе и договориться обо всем до начала Собора. А на Соборе епископы поставят свои подписи.
– Но это не Собор.
– Верно. А как же Святой Дух? По-моему, митрополит также пишет, что если мы не договоримся до начала Собора, то на Соборе надо будет просто собраться и устранить все разногласия.
– Вот в чем смысл Соборов. В древности Соборы не проводились в спешке. Критский собор длился неделю. На I Вселенском Соборе святитель Николай дал пощечину Арию. Вот что происходит на Соборах. На том Соборе в основном было духовенство, выжившее после гонений. Возможно, у некоторых не было глаз или пальцев. Их избивали, а затем они пришли на Собор. Он вовсе не был каким-то благодушным собранием князей Церкви.
Они уже пострадали за свою веру, а затем собрались решить дело Ария и поглядеть на святителя Николая. Вот что такое Вселенский Собор.
Если вы уже договорились заранее, тогда сделайте все по телефону или через видеоконференцию. Зачем тратить деньги? Я считаю, о повестке дня надо договариваться заранее. Но на Соборе каждый епархиальный архиерей должен иметь право голоса. Решения будут приниматься большинством; и если окажется, что всё согласуется с Православием, тогда это Собор; если нет, то это разбойничий собор.
Давайте все обсудим и перестанем играть в игры. Все слишком озабочены тем, чтобы выглядеть солидно. Не надо никаких камер. Пусть все будет за закрытыми дверями. Пусть секретарь записывает протокол.
Если бы поехал митрополит Онуфрий, все бы убедились в его правоте. Давайте будем честными: Епифаний – это ноль.
Если бы поехал митрополит Онуфрий, все бы убедились в его правоте. Давайте будем честными: Епифаний – это ноль
Так можно написать в заголовке: этот человек – ноль. Все эти парни в КП и ПЦУ ничего из себя не представляют…
А сейчас Епифания награждают премией Афинагора в области прав человека[3]. Этот человек ничего не сделал – просто показался в нужном месте.
– Еще одна пощечина Украинской Церкви.
– Я понимаю наградить такой премией Эли Визеля[4]… Но Думенко?.. Он же ничего не сделал.
– Дело даже не в том, что мы не согласны с его «церковью». Он в буквальном смысле ничего не сделал в этой сфере. То же самое было, когда Обама получил Нобелевскую премию мира…
– Все это ненормально. У людей ровно столько власти, сколько вы им даете. Элладская Церковь пока ведет себя очень осторожно[5], но другие Церкви высказались более открыто. Кипрская Церковь заявляет, что признает только владыку Онуфрия. То же самое сказали в Иерусалимском Патриархате. ПЦА подтвердила, что не может признать Епифания, а владыка Вениамин на праздник Преображения посетил Киев, чтобы сослужить с митрополитом Онуфрием. Представители Антиохийского Патриархата не сослужат с ПЦУ. Митрополит Иосиф[6] издал распоряжение духовенству не сослужить с представителями ПЦУ на приходах. То же с Сербской Церковью. Элладская Церковь осторожничает, испытывая давление и зная, что будет иметь проблемы, если скажет что-то «неправильное»… Греция – член ЕС, и ее экономика в ужасном положении. Уверен, здесь есть внешние факторы, связанные с иностранными государствами. Если греки скажут: «Мы признаем только Онуфрия», то будут определенные последствия; если скажут: «Признаем Епифания», то тоже будут последствия…
Я всегда говорю людям, что это не борьба греков с русскими. Это борьба между Русской Церковью и Константинопольской. И Константинополь несет ответственность. Они знали, что делали.
– Хотел спросить вас еще о владыке Никите. Вы предупредили его?
– Я сказал ему: «Не делайте этого. Не легитимизируйте Филарета Денисенко».
– Вы чувствовали, что он серьезно отнесся к вашему предупреждению?
– Он пожал плечами, будто говоря: «А что я могу сделать?» Это бардак. Мы имели обыкновение шутить: «О, приятно вас видеть! Как хорошо, что мы все еще в евхаристическом общении!»
Пастырское служение в Беркли, Калифорния
Беркли, Калифорния. Фото: visitberkeley.com
– Когда произошел разрыв евхаристического общения между Московским и Константинопольским Патриархатами, я сам принял решение. Я в ПЦА и люблю ее, но у меня ответственность перед приходом. Говоря по совести, я не могу сослужить с клириками Константинополя. Не потому, что мне они не нравятся, – у меня там много друзей. Я и сам вышел оттуда. Но если священники Русской Церкви не служат с ними, то и я не буду это делать. Я буду причащать их мирян, но не буду сослужить с их духовенством.
Ради моего прихода буду исполнять предписания Московского Патриархата. Если бы мой приход был более американизированным, точно не знаю, что бы тогда делал. Еще я перестал служить в Институте имени Афинагора. Это грустно, потому что так завершилось мое сотрудничество с «Православным христианским содружеством». Но мне не хотелось просто приходить, бесплатно обедать и тусоваться с местными студентами. Ирония в том, что, как только я перестал там бывать, многие студенты начали приходить ко мне в храм…
– Остались ли в Церкви пришедшие к вам студенты?
– Некоторые остались. Обычно за год мы в нашем приходе принимаем в Православие одного-двух человек. Мы служим половину Литургии на английском и половину на церковнославянском; то, что делаем на одном языке в одно воскресенье, дублируем на другом языке в следующее воскресенье. Это помогает нашим русским семьям, понимающим, что их детям нужны одновременно службы и на английском, и на церковнославянском. И люди начинают понимать такие вещи, как евхаристическая молитва, потому что слышат их на английском.
– Сколько человек в среднем приходит на воскресные службы?
– Около 50.
– А сколько в официальном списке?
Иоанно-Предтеченский храм в Беркли. Фото: stjohnthebaptistberkeley.org
– Официально 250. В идеале на воскресную службу должно приходить 100 человек. Вот главное различие между церквями в России и русскими церквями за пределами России. В России вы ходите в церковь по духовным причинам: помолиться, исповедать грехи, а в первую очередь – причаститься. Приходите из любви к Богу. Вам не надо идти в церковь, чтобы поговорить по-русски, выучить русский язык или попробовать русскую кухню. Все, что касается культуры, вы получаете вне церкви. Если вы живете за рубежом, у вас появляется ностальгия; тогда наши приходы «национальных» Церквей (не только русские) становятся культурными центрами. Так у нас оказывается много нерелигиозных людей, которые приходят в храм, чтобы встретиться с соотечественниками и отведать русской кухни. Приходится им говорить, что храм предназначен для духовной жизни.
Ко мне порой приходят люди, желающие крестить детей, но не собирающиеся посещать службы. Они говорят, что не могут. Я захожу на их страницы в Facebook и вижу, почему они не могут прийти в воскресенье: у них в это время дегустация вина, программа шопинга или прогулка на катере.
– Как вы поступаете, когда люди приходят к вам в храм первый раз в жизни с желанием покреститься?
– Я предлагаю им походить на службы в течение месяца, а потом мы побеседуем о возможности крещения. Но обычно они исчезают.
– Об этом же пишет и отец Пимен.
– Я говорю им, что храм – это не этнический клуб, что они обязаны ходить в церковь на всенощную, Литургию и на службы в будние дни. Они должны прилагать усилия. Если бы я служил в России, то, возможно, крестил бы каждого обращающегося ко мне – они окружены православной культурой. Но в Области залива Сан-Франциско культура стала настолько секуляризированной, что, если вы не приведете ребенка в церковь, он не останется православным. Много раз во время отпевания я видел печальные плоды отсутствия церковного воспитания детей[7].
Всегда совершаю таинство Крещения без сокращений и с полным погружением
Всегда совершаю Таинство над детьми без сокращений и с полным погружением. Уже видел достаточно много видео, где священники просто льют воду на крещаемых. Но «крещение» означает «погружение».
– Что мешает креститься с полным погружением? Что мешает иметь хотя бы временную или самодельную крещальную купель?
– Я крещу людей на церковном дворе, совершаю миропомазание и возвращаюсь в церковь на Литургию. Крещу взрослых полным погружением; исключение составляют лишь медицинские противопоказания.
– Прослужив в сане священника несколько лет, можете сказать, что Свято-Тихоновская семинария хорошо вас подготовила?
– Да. Ценность семинарского образования не в том, что вы учите всё на свете. Свято-Тихоновская семинария дает твердый фундамент и способность понять, что следует более углубленно изучать и где это можно найти. Может быть, я не знаю комментарии святителя Василия Великого на Шестоднев досконально, но знаю, что он об этом писал. Если я столкнусь с монофилитством, то знаю, что надо обратиться к преподобному Максиму Исповеднику. А для семинаристов, которые уже были рукоположены, есть дополнительные курсы по литургике на территории монастыря…
Придя на свой приход, я тут же оказался в «жерле вулкана». На второй неделе моего служения пришли два человека и попросили совершить над ними отчитку (чин изгнания злых духов). Я бы мог им сказать, что являюсь молодым священником и на данном этапе не смогу провести обряд в любом случае. Один из вопрошающих был католиком, и я ему ответил: если он хочет принять Православие и креститься, это уже предполагает избавление от злых духов. Второй был православным, и ему я сказал, что не нужна никакая отчитка: все, что нужно, это исповедаться и причаститься.
Но, служа в Беркли, можно столкнуться с какими угодно странностями. Получаю такие просьбы довольно часто: «Вы можете отчитать меня прямо сейчас?» – «Нет, я не собираюсь отчитывать Вас прямо сейчас».
– Интересно, что люди признают нечто потустороннее и духовное, но при этом относятся к нему поверхностно и несерьезно…
– Одержимость бесами – одна из основных проблем Области залива Сан-Франциско из-за языческой «духовности».
Одержимость бесами – одна из основных местных проблем из-за распространенности языческой «духовности»
Я разговаривал с известным католическим экзорцистом отцом Гари Томасом. Он рассказал, что сегодня в каждой католической епархии имеется экзорцист. Все больше людей занимаются оккультизмом, к таким вещам также могут привести сексуальная распущенность и нелегальные наркотики. В Центральной и Южной Америке есть много наркокартелей, которые совершают разные сатанинские ритуалы над наркотиками, прежде чем отправлять их на продажу, – многие из них сатанисты и оккультисты. Не могу сказать, что такое случается всегда, но, если вы связываете себя с наркотиками, то в любом случае открываете свою душу бесам. Поэтому служение экзорцистов становится все более востребованным.
В Православной Церкви епископ теоретически может благословить любого священника заниматься отчиткой. К этому нельзя приступать легкомысленно. Но если чувствуете, что должны, надо быть подготовленным; если вы совершите этот обряд над человеком, у которого лишь психические проблемы, то его болезнь не пройдет, и этим вы причините ему немалый вред. С этим надо быть очень осторожным.
Через дорогу от нашего храма орудуют наркодилеры; совсем рядом с нами – языческий храм движения «Нью-эйдж»; а в нескольких кварталах от нас – тайский буддийский и дзен-буддийский храмы; а по соседству – синагога в стиле хиппи…
– То есть вы в самой гуще.
Половая безнравственность и чистота церковного учения
– Да, мы в самой гуще. Все традиционные протестантские храмы уже установили радужные флаги над своими дверями. Не хочу сказать, что я хороший проповедник, но стараюсь наставлять в том, чему учит Церковь. Мне не нравятся разного рода православные блоги, пытающиеся оспаривать церковное учение. Мы не собираемся венчать гей-пары…
– Они могут повенчаться и в другой церкви. Пусть идут, если это главное, что их беспокоит.
– И посмотрите на эти храмы! Никто не ходит в церковь в Скандинавии. Нововведения точно не привлекли в Церковь новых членов. Они скоро будут рукополагать самок кенгуру во многих церквях. Я не запугиваю людей и не повторяю это в каждой проповеди, но в неделю Марии Египетской я точно затрону тему половой нравственности и изложу учение Церкви по этому вопросу. Когда вижу такие блоги, как «Orthodoxy in Dialogue», «Public Orthodoxy», «The Wheel», меня возмущает, как могут некоторые священники сюда писать? Все эти сайты стоило бы закрыть. Миряне вольны делать, что хотят. Они могут создать блог. Но духовенство не должно это поддерживать.
– Они прячутся под такой маской: «Мы всего лишь ведем диалог»…
– Я говорю людям, называющим себя геями: если они хотят любить представителя своего пола, то это здорово. Как мы назовем отношения между отцом и сыном или между двумя братьями? Это отношения между представителями одного пола. Фактически дружба – это продолжение братских отношений. Прочитайте трактат Цицерона «О дружбе». Очень красивое произведение. А Цицерон даже не был христианином. Он писал, что цель дружбы – взращивать добродетель через взаимное уважение и привязанность. Это не «получение удовольствия от общения друг с другом», это не «Ты крутой! Давай потусуемся!» Это теплые близкие отношения, преданная дружба для созидания добродетели.
Людям, имеющим подобного рода проблемы, всегда советую читать Цицерона и попытаться понять, что есть истинная дружба. Если хотите дружбы и близких, построенных на любви отношений с представителями своего пола, то молитесь вместе с ними, трудитесь вместе, подвизайтесь вместе и общайтесь. У вас могут сложиться идеальные, благочестивые отношения с представителями одного с вами пола, разрешенные Церковью. Как много святых из числа монашествующих имели духовного друга! Почитайте переписку святых отцов – вы увидите в них любовь. Имейте эту любовь.
Почитайте переписку святых отцов – вы увидите в них любовь. Имейте эту любовь!
Но вам не нужны сексуальные отношения с этими людьми: они не дадут вам того, что вы хотите и в чем нуждаетесь.
– Это гораздо более серьезный взгляд на отношения в целом. Обычно люди говорят, что любят друг друга, но все сводят к удовольствию…
– Прекрасно, если вы любите друг друга. Я люблю моих собратьев священников. Люблю служить с ними Литургию. Не может быть ничего более интимного, чем это, или чем когда вы сидите вместе в храме и творите Иисусову молитву, как делают в некоторых монастырях, или поете вместе гимны в хоре. Когда двое священников сослужат вместе – это глубоко «интимный» опыт. И очень благочестивый. Это правильная близость представителей одного пола. Аморальные действия ничего подобного не дадут.
– Вы выражаете это намного лучше, чем сформулировал бы я. Но мне всегда думалось вот о чем: женатые люди попросят, чтобы Церковь «ушла из их спальни» и не вмешивалась в их интимную жизнь. Но в Церкви вы найдете куда более интимные (в смысле: глубокие, сокровенные, глубоко личные) вещи. Причастие гораздо интимнее супружеского ложа…
– Надо помнить, что любой порок развращает добродетель. Возьмем «Властелина колец». Помните, что совратило Сарумана?
– Я слишком давно читал эту книгу…
– Саруман решил: чтобы победить Саурона, за ним надо внимательно следить. И он стал следить за Сауроном через палантир. Саурон тоже стал на него смотреть и так постепенно совратил Сарумана на темную сторону. Хотя до этого Саруман был добрым, благородным и уважаемым магом. Это очень христианское послание. Я не смогу помочь человеку преодолеть тягу к убийству, убив человека, потому что сам это испытаю. Если православные христиане целомудренны, они смогут помочь другим. Если вы пошли путем непорочности через брак или монашество, то реально сможете помочь людям. Конечно, вы не сможете никому помочь через порок.
– Вот почему такие люди, как отец Сергий[8], хотя он монах, могут быть хорошими духовными отцами женатым парам.
– Конечно.
– Некоторые скажут: «Что монах может знать о семейной жизни?» Ну, он живет духовной жизнью. У него есть добродетель.
– В Православной Церкви мы не контролируем каждый шаг людей, и они могут выбрать себе любого духовника. Женатый духовник имеет свои плюсы и минусы. То же самое можно сказать о духовниках из монашествующих. У каждого священника есть своя харизма. Некоторые, например, лучше исповедают. Вы тянетесь к такому, который вам помогает. В Свято-Тихоновской семинарии некоторые из нас выбирали в качестве духовников иеромонахов, а некоторые – женатых батюшек.
– Протоиерей Даниил Донлик[9] очень популярен.
– Или отец Артемий Владимиров в Москве. К нему ходят многие американцы. Он женат. У нас много хороших женатых пастырей. Главное – найти то, что вам нужно.
Истина и ересь
– Саруман посмотрел на Саурона – и развратился. В своей книге «Нигилизм» отец Серафим (Роуз) пишет: даже слова неверующего человека имеют развращающий эффект.
– У меня был такой случай. Как-то посещал Свято-Иоанновский монастырь близ города Мантон в Калифорнии, и у них было множество книг, включая труд Нестория, где он заявляет, что не является еретиком. Я подумал: «Как интересно! Может быть, почитать ее?» Как только я ее открыл, из книги выбежал паук «черная вдова».
– Это был знак.
– И я сказал: «Нет, не буду читать Нестория. Прости меня, Боже!» Все зависит от контекста. Ведь эту литературу можно использовать для преподавания предмета «Сравнительное богословие» и изучать ее с академической точки зрения. И даже в Церкви есть еретики, чьи книги мы сразу сжигали, но есть и те, к кому относились более-менее терпимо. На Востоке у нас есть Ориген, который написал немало замечательных трудов; на Западе есть Тертуллиан, который ввел понятие «Троица» и создал массу отличных трудов; есть Евагрий Понтийский, автор ряда прекрасных произведений; и есть блаженный Августин. Да, есть проблемы с богословием Августина, но он написал много чудесных книг. Некоторые думают, что святитель Григорий Нисский учил об апокатастасисе (еретическом учении о всеобщем спасении). Но я так не считаю.
– Святой Максим Исповедник объясняет, что он подразумевал под этим термином.
– Думаю, он использовал терминологию Оригена, пытаясь изменить смысл. Не знаю, насколько это было успешно.
– Он объяснял, что все будут восстановлены. В том смысле, что все воскреснут, но не все будут спасены…
– Вообще надо быть осторожными, называя те или иные вещи «ересью». Помню, одна дама не хотела, чтобы ее дети читали Толкина: «Он был католик! Он был еретик!»
– Прежде всего он не пытался учить догматам.
Святой Максим Исповедник. Фото: redbubble.com – Надо определить понятие «еретик». Это некто, кто сознательно отвергает четко выраженное церковное учение, кто был осужден и чье учение настолько искаженное, что сеет путаницу и сомнения. Как говорил протопресвитер Фома Хопко: «Пусть я иногда ошибаюсь, но я не еретик». Иногда мы не думаем или не объясняем понятно. Порой просто неправильно выражаемся. Ересь – это нечто гораздо большее. Я бы не дерзнул назвать каждого католика настоящим еретиком.
– Однажды доктор Росси из Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, выступая в Свято-Тихоновской семинарии, произнес: «Мы выпали из Рая». И люди подумали: «Ах, он учит нас ереси! Он оригенист!» Я сказал про себя: «Следите за контекстом, ребята. Мы же знаем, о чем он говорит».
– Есть ответственный и безответственный экуменизм. Разумеется, мы не должны служить вместе с инославными и молиться таким образом, чтобы это подрывало нашу веру. Но в то же время я считаю важным, чтобы православное духовенство (особенно в Америке) было знакомо с остальным местным духовенством. У меня очень дружеские отношения с доминиканцами. Они традиционалисты и разбираются в том, что происходит в мире. Они любят «Добротолюбие», святых Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова) и Исаака Сирина, они читают дораскольных святых. Считаю, они чувствуют со мной больше родства, чем, скажем, с иезуитами. Конечно, мы не практикуем никакой «безликий экуменизм» – у нас просто реально добрые отношения. Мы не хотим подходить к другим христианам и говорить им: «Вы еретики».
Однажды мне позвонил один молодой человек и пожаловался на протестантов. Я предложил ему посмотреть на карту православных приходов в Америке. Можно заметить, что в центральной части США храмов нет. Там только баптисты, еще, может быть, католики. Представим, что там живет человек, ведущий распутный образ жизни и совершающий всевозможные беззакония. На одном из «христианских молитвенных собраний в палатках» он встречает бродячего проповедника, который верует от всего сердца, учит людей молиться, любить Бога, читать Евангелие и жить по нему. Этот грешник слышит послание – и что-то внутри него меняется; он кается и посвящает свою жизнь Христу. Разве это православные таинства Крещения, Миропомазания и Евхаристии? Нет. Разве это Церковь во всей ее полноте? Тоже нет. Но что-то произошло – и это действие благодати Божией…
«Проповедь должна исходить от любви… а если порицать, то душа народа не послушает вас, и не будет пользы»
Мы не можем просто сказать: «Вы не православные, поэтому ваш духовный опыт стопроцентно недействителен и вы в прелести». Это напоминает историю, которую старец Софроний (Сахаров) описал в книге «Старец Силуан Афонский». Старец отвечал одному неопытному архимандриту-миссионеру, любившему порицать католиков: «Душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и святых, что призывают их в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера – блуд, то они вас не послушают… Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога; хорошо делают, почитая Божию Матерь и святых; хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают слово Божие, и прочее, но в том-то у них есть ошибка и ее надо исправить, и тогда все будет хорошо, и Господь будет радоваться о них, и так все мы спасемся милостию Божиею… Бог есть любовь, а потому и проповедь всегда должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает, а если порицать, то душа народа не послушает вас, и не будет пользы»[10].
– Большое спасибо за интересное и назидательное интервью, отче!
– Да благословит Господь вас и ваших читателей!