Священник Эдуард Хендерсон. Фото: Facebook
Священник Эдуард Хендерсон служит настоятелем прихода во имя святого Иоанна Крестителя в Беркли штата Калифорния (Православная Церковь в Америке). Я познакомился с ним, когда он учился в Свято-Тихоновской духовной семинарии (в Саут-Кейнан, штат Пенсильвания) более 10 лет назад, и был рад встретиться снова во время его пребывания в Москве. Отец Эдуард приехал в Россию забрать частицы двух недавно канонизированных святых, почитаемых в его приходе. Он нашел время побеседовать с нами о причине приезда в Россию, своем интересе к старому обряду, пастырском служении в Беркли и о многом другом.
Любовь к старому обряду
– Вы собираетесь посетить единоверческий приход в подмосковном селе Михайловская Слобода в ближайшие выходные. Расскажите, как у вас появился интерес к старому обряду.
– Это любопытная история. Я принял Православие в одном старостильном монастыре Флориды. Мне было 17 лет, и я так был впечатлен, что перенял их менталитет. Позднее, в 1998 году, наш епископ перевел нас в новостильную каноническую юрисдикцию, хотя мы продолжали придерживаться старого стиля. Пользовались своими собственными литургическими переводами, пели только византийским распевом и совершали службы целиком, без сокращений, которые встречаются на приходах.
В том же году состоялась моя первая поездка в Россию. Почему-то я ошибочно считал, что если покупаете в России книги, то надо сохранять чеки, иначе они будут конфискованы на границе. Тогда я только начинал учить русский язык и с трудом попросил у продавца дать мне чек. Стоявший за мной мужчина предложил свою помощь. Он удивился, что я покупал книгу святителя Феофана Затворника, и мне пришлось ему сказать, что я православный. «Ох, вы православный! Вы, наверное, грек, или серб, или?..» – спросил он. Я объяснил, что принял Православие два года назад, что снова его удивило, и мужчина радостно предложил мне показать свою церковь рядом с храмом Христа Спасителя.
Когда мы подошли, он сказал, что храм будет непохожим на другие. Я спросил почему, и он ответил по-русски: «Мы старообрядцы». Я воскликнул: «Ах, вы раскольники!» Но он возразил, что они единоверцы – то есть старообрядцы, вернувшиеся в общение с Церковью.
Служба была длинная, пели знаменным распевом, использовали рукописные книги… Пораженный, я остался до конца службы
Когда мы вошли, шла служба: она была длинная, а верующие пели знаменным распевом и использовали рукописные книги. Пораженный, я остался до конца службы, после чего меня пригласили в трапезную, где я впервые в жизни попробовал борщ. Они пригласили меня в Михайловскую Слободу, куда я поехал в ближайшие выходные. У них было несколько священников, один из которых знал английский язык, так что мои первые исповедь и Причастие в России были с единоверцами.
Они рассказали мне свою историю начиная с раскола XVII века, и я увидел много параллелей между старостильниками[1] и старообрядцами. Они чувствовали, что, несмотря ни на что, раскол – это грех и им надо быть в Церкви.
Они чувствовали: раскол – это грех, и им надо быть в Церкви
Их слова убедили меня в правильности действий монастыря во Флориде, который тоже присоединился к Церкви. До этого я сомневался, потому что быть старостильником означает не только придерживаться старого стиля, но и занимать определенную позицию по отношению к таким явлениям, как экуменизм и модернизм. Когда нам сообщили, что мы переходим под омофор Константинопольского Патриархата, я был в смятении. Нас всегда учили, что они худшие люди на свете, а мы вдруг присоединяемся к ним! Но, увидев единоверцев, хранящих свои традиции и идентичность, я убедился, что мы сделали правильно, став каноническими.
Они были настолько гостеприимными, у них была такая великолепная еда, что я приезжал к ним в два последующих уикенда. Вернувшись в Америку, заказал себе молитвослов из единоверческого прихода в городе Эри штата Пенсильвания, и у меня началась новая жизнь. Затем, перед самым отъездом в семинарию, я посещал службы в приходе ПЦА в Форт-Майерсе штата Флорида, где познакомился со священником, который представился как отец Пимен Саймон. Я ранее уже слышал о нем и за чашечкой кофе после службы рассказал ему о посещении Михайловской Слободы и пребывании в России; он пригласил меня в свой приход в честь Рождества Христова в Эри. Так что, приехав учиться в Свято-Тихоновскую семинарию, я посетил его приход, взяв с собой нескольких семинаристов. Нам там очень понравилось, и я даже поехал туда на летнюю стажировку в 2008 году – именно тогда вы и приехали к нам на конференцию[2]. Отец Пимен любил говорить, что хотя они официально были в РПЦЗ, чувствовалось, что скорее это приход ПЦА. «Мы не русские – мы американцы», – говорил он.
– Он говорит то же самое в статье «Американский протопоп Пимен Евстафиевич Саймон и его прихожане», опубликованной на портале «Православие.ру»[3].
– Конечно, в семинарии мы изучали историю Русской Церкви, поэтому было чудесно поехать в Эри и увидеть живые дониконовские богослужебные традиции – не только русские, но и восходящие к Константинополю и Иерусалиму. Есть определенные действия, например когда хоры спускаются с клироса на середину храма для пения катавасии во время канона на утрене или когда читаются святоотеческие комментарии в разных местах службы.
Один семинарист подготовил доклад о связях между знаменным и григорианским распевами. У нас были студенты из Маланкарской церкви (Индия), которые молились в своей часовне в общежитии. Когда я услышал их песнопения, они мне чем-то напомнили знаменный распев. Поэтому очевидно, что некоторые знаменные мелодии очень древние.
Думаю, отец Пимен и единоверцы правильно делают, что не заявляют: «старый обряд лучше нового» или «именно так первоначально совершались службы в России», – потому что мы знаем: получив автокефалию, Русская Церковь перешла от Студийского к Иерусалимскому уставу.
– В Михайловской Слободе будете служить по старому обряду первый раз в жизни?
Михайловская Слобода. Фото: Sobory.ru
– Да, первый раз буду служить по старому обряду.
– И что думаете по этому поводу?
– Ну, у меня есть богослужебные книги, опубликованные в Эри. Уверен, что не буду возглавлять службу. Не буду служить проскомидию, например. Может быть, прочту заамвонную молитву.
– По моим наблюдениям, кажется, больше различий видно во время всенощной, а Литургии у нас очень похожи.
– В Эри я обычно пел на клиросе на всенощной и служил в алтаре на Литургии, поэтому видел, как все происходит. Проскомидия единоверцев немного отличается от нашей.
– Семь просфор вместо пяти.
– Точно. И священнические молитвы гораздо длиннее. Священник также делает больше земных поклонов.
Отец Пимен мне рассказывал, что, когда они присоединились к РПЦЗ, греческий монастырь в Бостоне[4] был все еще с ними. Они использовали более традиционные практики, чем Греческая архиепископия, а также Афонский устав. Когда отец Пимен ездил туда, он замечал больше сходства с тем, что делал сам, чем с тем, что видел в обычных русских приходах.
Но в общем и целом различия не столь радикальны. Я в Михайловской Слободе буду одним из трех или четырех священников, поэтому предстоит больше смотреть и учиться. Хочу попросить, чтобы они научили меня кадить по старому чину.
– Правда, что прихожане держат руки скрещенными на груди, чтобы «принять» ладан?
– Да. А в традиционной греческой практике вы скрещиваете руки на груди и кланяетесь, так что, это, возможно, более старая практика.
Мощи в подарок из России в Америку
Отцу Эдуарду вручают мощи святых новомучеников Николая и Варвары Чернышевых. Фото: Facebook
– Очевидно, вы приехали в Россию не только чтобы послужить по старому чину.
– Конечно, нет.
– Расскажите о главной цели визита. Вы получили святые мощи?
– Это удивительная история. Можно сказать, я не прикладывал больших усилий, а просто разрешил людям сделать свое дело.
– Что вы имеете в виду?
– Меня рукоположили в октябре 2013 года и направили служить в приход Иоанна Крестителя города Беркли штата Калифорния. Это одна из старейших общин Западно-Американской епархии – ей почти 100 лет.
Во время гражданской войны, когда Красная армия пришла в города Ижевск и Воткинск в республике Удмуртия, рабочие восстали против армии. Красные были лучше вооружены, так что повстанцы потерпели поражение и многие убежали: кто в Китай, кто в Японию, а некоторые – беженцами в Америку, где их поселили к востоку от залива Сан-Франциско.
В 1920-е годы они основали Иоанно-Предтеченский приход, сначала используя епископальную церковь святого Марка: раз в месяц к ним приезжал священник из Свято-Троицкого собора в Сан-Франциско. В 1930-е годы они купили дом, а в 1950-е – церковь, которую мы используем по сей день. Основатели общины были выходцами из Воткинска; они хранили память о Воткинском восстании в общине, и у нас установлена мемориальная доска в честь этого события.
Основатели общины были выходцами из Воткинска, они хранили память о Воткинском восстании
У нашего старосты, Валерия Борисовича Окулова, воткинские корни, и много лет он выступал за канонизацию протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары, расстрелянных большевиками в 1918 году. Несколько лет назад Валерий сказал мне, что хочет написать официальное письмо в Россию касательно их прославления и ему нужно письмо от меня с благословением на этот труд. Хотя я мало знал о жизни этих новомучеников, но они были расстреляны большевиками, и у меня не было причин сомневаться в намерениях Валерия – так что я написал письмо.
Затем, два года назад, на праздник Царственных Страстотерпцев, одна женщина в нашем храме принесла письмо от митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина по поводу предстоящей столетней годовщины Воткинского восстания. Они узнали, что мы чтим память участников восстания, поэтому митрополит спрашивал, как мы собираемся отмечать годовщину. Я написал в ответ, что большинства людей, помнящих о том наследии, уже нет с нами, поэтому мы не собираемся проводить каких-то особых мероприятий, но были бы рады послать делегацию в Удмуртию для участия в празднествах. К сожалению, мы не дождались ответа. Но прошлой весной во время Великого поста узнали новость, что Синод принял решение прославить отца Николая и его дочь Варвару в лике святых. К моему изумлению, в докладе, зачитанном перед патриархом и Священным Синодом, даже был упомянут наш приход.
Новомученики протоиерей Николай и Варвара. Фото: udmeparhia.ru
Затем мы заказали икону у иконописца из Ижевска и попросили вставить в нее частички их мощей. Хотя нам не прислали мощи, мы получили немного земли с их могилы. Известно, что новомученица Варвара Чернышева участвовала в работе местного комитета Общества Красного креста, а протоиерей Николай много работал с алкоголиками, так что многие жители Воткинска ходят на их могилы молиться по поводу проблем с алкоголизмом и наркоманией (такую же проблему надо решать и в Беркли – это промыслительно).
Наш староста снова предложил попытаться получить частицы мощей, и я написал митрополиту Викторину. В июне пришел ответ, что он согласен подарить нашим приходам частицы мощей, но для этого я должен приехать к ним как священник (мощи нельзя передавать через прихожан). Собрался приходской совет, и было решено отправить меня за мощами – приход мне оплатил билет, визу и проживание в гостинице. Так что я здесь с рабочим визитом, хотя меня ожидает короткий отпуск в Пскове.
Приехав в Ижевск, был очень впечатлен городом. Он напомнил мне Эри: хорошо застроен и с приятными людьми. Отец Георгий Харин, у которого я остановился, – замечательный священник, он активно участвует в жизни епархии и любим паствой. Я выступал на его радиопередаче, меня упоминали в новостях.
– Вы теперь знаменитость в России.
– Думаю, что так. Еще я был в кафедральном соборе Воткинска, где служил священномученик Николай; посетил его могилу. Отслужил всенощную в милом приходе отца Георгия и Литургию в красивом Михайло-Архангельском соборе. Прекрасно провел время, был очень радушно принят и получил мощи.
– Я видел на фотографиях, что вам подарили частицы мощей, вставленные в икону. Это та же икона, которую вы заказывали пару лет назад?
– Нет, я не привозил с собой икону – это копия иконы, которую мы заказывали. Надеюсь приобрести реликварий и еще мощи нескольких святых. Хотим попросить у архиепископа Западно-Американского Кирилла (РПЦЗ) частицу мощей святителя Иоанна (Максимовича), потому что несколько наших прихожан знали его лично; а я хотел бы приобрести частицы мощей преподобного Германа Аляскинского и нескольких других американских святых.
Отец Николай Виглайс, выходец из Латвии, служил настоятелем нашего прихода 40 лет (1951–1991). Святитель Иоанн (Поммер) Рижский, священномученик, должен был рукоположить его во диакона, но святитель был сожжен живьем на своей даче, так что рукоположение пришлось отложить. Поэтому я был бы рад получить и частицу мощей священномученика Иоанна Рижского, если, конечно, мощи сохранились.
Мы начали служить молебны о страдающих алкоголизмом и наркоманией – это одна из основных причин большого числа бездомных в Области залива Сан-Франциско.
У нас обычное явление – увидеть людей, вкалывающих себе дозу героина прямо на улице
У нас обычное явление – увидеть людей, вкалывающих себе дозу героина, курящих кокаин или испражняющихся на улице на глазах у всех. Я уже видел все типы антисоциального поведения. Торговцы наркотиками орудуют прямо через дорогу от нашего храма. Если бы можно было от них избавиться, это стало бы большой поддержкой нашему приходу. Не хочу показаться жестоким, но было бы хорошо, если бы наркодилеры исчезли навсегда.
– Осуществляют ли какие-нибудь православные приходы программу помощи наркоманам или бездомным?
– Я не знаком с такими приходами. Но знаю, что занимаются бесплатной раздачей еды (так называемые «банки продуктов»), но Калифорния – настолько бюрократический штат, что любой подобной инициативе будут сопротивляться. Штат выдавливает церкви из сферы социального служения. Католические больницы пытаются заставить проводить аборты и операции по смене пола, а католические агентства по усыновлению – разрешить гей-парам усыновлять детей. К тому же такие программы очень дорогие.
У нас в Сан-Франциско был один православный приют для бездомных – «Дом Рафаила»… Но проблема в том, что он не получал достаточно финансирования как православная организация, поэтому теперь этот дом государственный и не имеет связи с Церковью. Там была часовня, в которой служил капеллан. Но как только проголосовали за то, чтобы стать государственной организацией, часовню закрыли.
– Когда я посещал это место в 2006 году, там жил архиепископ Вениамин.
– Да, думаю, и он, и архиепископ Кирилл писали письма, выражая недовольство тем, что «Дом Рафаила» перестал действовать как православный приют. Но финансовой поддержки не было. Да, нам нужны молитвы – но нужны и финансы. Новый собор в Сретенском монастыре тоже появился не только благодаря молитвам – на его постройку жертвовали люди, включая и тех, у кого немалые средства.
– Здесь народ любит владыку Тихона и поддерживает его проекты.
– Конечно, Россия – православная страна. Вы здесь можете объединить миллионы людей, чтобы каждый сбросился по нескольку рублей. В Штатах ситуация другая. В США единственный человек подобного масштаба – это старец Ефрем.
– Мне очень жаль «Дом Рафаила». Несмотря на все странности «Священного ордена МАНС»[5], он был замечательный.
Пол Блайтон (справа), основатель «Священного ордена МАНС». Фото: Facebook
– Да, «орден» был странным, но я встречался с людьми оттуда. Так, в ранние годы познакомился с отцом Германом[6]. Несмотря на свои причудливые идеи, они искали истину и хотели помогать людям. В конце концов, к 2000 году, они нашли Православие.
Некоторые из этих людей сейчас в ПЦА. Однажды я зашел в приход в Линкольне штата Небраска: они служили по старому стилю, использовали сделанные в РПЦЗ переводы, проводили службы каждый день и владели кофейней. Я спросил: «Вы случайно не Братство во имя Христа Спасителя?» Священник поинтересовался, как я догадался, и я ответил, что все признаки налицо.
Священник рассказал мне интересную историю о том, как на «Орден» повлияло массовое самоубийство в Джонстауне[7] в 1978 году, потому что у Джима Джонса, лидера «Храма народов», был большой приход недалеко от кафедрального собора Святой Девы Марии Богородицы[8] в Сан-Франциско, а также в Лос-Анджелесе, и у них было сильное влияние в Калифорнии. Люди делают из Харви Милка[9] великого героя, не сознавая, что он одержал победу на выборах во многом благодаря поддержке со стороны «Храма народов» – они были значительной политической силой.
Гей Харви Милк одержал победу на выборах благодаря поддержке «Храма народов» – они были значительной политической силой
До массового самоубийства и сообщений о сексуальных преступлениях сектанты из «Храма народов» с их «христианским социализмом» были любимцами либеральной элиты. Сам Джонс ранее занимал пост в городском муниципалитете Сан-Франциско, встречался с женой президента Картера и губернатором.
По словам священника, поскольку и «Орден», и «Храм народов» базировались в Сан-Франциско, не исключено, что члены обеих организаций знали друг друга и участвовали в жизни обеих общин. Массовое самоубийство потрясло людей из «Ордена», и они поняли, что подобное могло случиться и с ними. Это был конец 1970-х. Они больше не хотели оставаться независимой группой и поняли, что им надо найти Церковь и стать ее частью. Именно тогда они познакомились с отцом Германом и начали свой путь к Православию.
– Знаю, что еще до знакомства с отцом Германом они читали некоторые труды отца Серафима (Роуза).
– Полагаю, некоторые из них даже писали отцу Серафиму, но не уверен.
Православие в Сан-Франциско
– Удивительно, что, в то время как в Сан-Франциско основывался «Орден», отцы Серафим и Герман открывали свой книжный магазин на расстоянии нескольких улиц от него.
– Сан-Франциско не так уж велик – его можно обойти довольно быстро.
Отец Николай Виглайс. Фото: Pinterest – Как далеко от Сан-Франциско расположен Беркли?
– Очень близко. Их разделяет мост Ист-Бэй-Бридж. Я служил раннюю Литургию в соборе Святой Девы Марии Богородицы в Сан-Франциско – до него ехать 20–30 минут, если нет пробок.
– Конечно, Православие в Сан-Франциско на виду. Есть ли ощущение, что Беркли является частью этой семьи?
– Наши православные ладят друг с другом. Наш приход счастлив быть частью ПЦА и Западно-Американской епархии, но в нас также много русского. Мы двуязычные. Западно-Американская епархия, в отличие от многих других епархий ПЦА, больше «русская», чем «карпаторусская», потому что у нас нет наследия святого Алексия (Товта). В Калифорнии раскол между митрополией и РПЦЗ был больше внутренним русским расколом, так что люди (если они не шли в ногу с церковной политикой) чаще всего ходили в ближайший от дома приход. То же самое было с нашим приходом. Это была просто община на восточном берегу залива Сан-Франциско, и верующие, жившие в округе, шли сюда на службы.
Отца Николая Виглайса высоко ценили в русских кругах, и архиепископ Антоний из РПЦЗ говорил, что не будет открывать новый приход в Беркли, пока там отец Николай. Люди помнят, как отец Николай служил панихиды, когда скончался святитель Иоанн. Несмотря на видимую вражду, люди знали друг друга. Отец Николай был одним из нескольких местных латвийских клириков РПЦЗ и митрополии/ПЦА, и все они знали друг друга.
Тут дореволюционные колокола и иконы, хранятся облачения святителя Тихона… Троицкий собор очень богат русским наследием
Однажды я повез русского прихожанина в Свято-Троицкий собор (ПЦА) на Грин-стрит в Сан-Франциско. Он до этого никогда не видел собор, не знал, что он был построен царем, что у него дореволюционные колокола и иконы, что в нем хранятся облачения святителя Тихона и т.д. В плане русского наследия Троицкий собор очень богатый.
– Я не знал о колоколах. Хотя был там, но не знал всего этого.
– Туристические прогулки по воскресеньям часто начинаются с Троицкого собора, чтобы можно было послушать колокола.
– Будучи частью большой общины Сан-Франциско, что вы думаете о назначении отца Иакова (Корацца) новым епископом РПЦЗ?
– Думаю, это здорово. Я знаю отца Иакова по «старому собору», который является одним из пунктов «паломничества по следам святителя Иоанна» помимо прихода святителя Тихона Задонского с приютом (где он жил) и «нового собора», где упокоились его мощи. Святитель Иоанн служил в «старом соборе», пока строился «новый собор». Именно здесь отец Серафим (Роуз) впервые увидел святителя Иоанна, и еще здесь хранится мантия святителя. У собора очень богатая история, и отец Иаков прослужил тут много лет. Считаю, он станет отличным епископом.
Я не ожидал, что его назначат епископом. Но по такой модели работает Церковь: если вас повысили до архимандрита или вы долгое время служите неженатым архидиаконом какого-то епископа, значит, возможно, вас готовят к чему-то. Или если вы неженатый священник, которого назначают в многочисленные комиссии.
– А вы уже состоите в каких-либо комиссиях? (Смеется.)
– Нет. Поэтому знаю, что никогда не стану епископом. (Смеется.) И у меня нет таких целей.
– Ну, это хорошо!
– Жизнь епископа тяжелая. Хотя некоторым нравится такая идея: стоять на высоком помосте, будучи одетым, как император, и чтобы люди постоянно вам желали долгих лет жизни. Но я вижу архиепископа Вениамина[10] – он так усердно трудится в своей епархии. Хотя я не боюсь летать, но ненавижу это делать. Не хотел бы жить большую часть месяца на чемоданах.
– Епархия географически разбросана.
– Она огромная.
– Хорошо бы, если бы нашлось какое-то решение.
– Для этого требуется православное единство, потому что все зависит от финансовой поддержки. В Сан-Франциско у нас уже четыре епископа, а скоро будет еще и отец Иаков. У нас много епархий, территории которых частично совпадают. В Америке более 50 действующих епархиальных архиереев, так что теоретически можно было бы поставить по иерарху на каждый штат, хотя эта идея и нереальна из-за неравномерного распределения приходов.
Во время поездки в Грецию я посетил городок Превеза, где разворачиваются события книги «Прах красоты» («Beauty for Ashes»). Это крошечный городок, но у них есть свой митрополит. Говорят, что он чаще всего передвигается между приходами пешком. Греция – православная страна. Я там познакомился с митрополитом Мелетием, которому посвящена книга.
(Окончание следует.)