Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий
Эта история произошла в середине 1990-х годов, во время паломнической поездки по святыням Средиземноморья, когда Митрополит Онуфрий (тогда ещё архиепископ Черновицкий и Буковинский) был руководителем паломнической группы. Вместе с ним тогда путешествовало еще три архиерея.
В Фессалоники наше судно с 500 паломниками должно было зайти рано утром. Входили в важный для города день – праздновали по новому стилю память святителя Григория (Паламы). Руководству рейса удалось договориться с Фессалоникийской митрополией о возможности сослужить всему путешествующему духовенству вместе с местными иереями и митрополитами.
Для всех нас это было очень радостное известие. Священники носились по судну в поисках утюгов, чтобы погладить свои облачения. Активно вычитывали правила ко Святому Причащению. Исповедовались у духовников.
А владыка Онуфрий, епископы Сергий, Феодор и Алипий во всей этой суматохе вели себя подозрительно отстраненно.
Я решил выяснить, что происходит. И узнал от архиепископа Онуфрия, что служить они... не собираются. Это меня поразило. Но еще более я был удивлен тем, что владыки единогласно не захотели служить по той причине, что служба будет совершаться по новому календарю!
Владыка Онуфрий, глядя на морские волны, спокойно и ласково объяснил мне, что он и его собратья-архипастыри рады поклониться всем святыням, но в Церкви надо держаться всего свято и незазорно.
Я возразил:
– Но ведь календарь – это такая мелочь! Главное – что православная литургия, что единым духом, единым сердцем!..
Церковь не должна меняться и ничего у себя менять. Иначе она не будет связана с вечностью
– Отец Алипий, мы никого не отговариваем от службы. Служите, кто хочет. Но мы не будем. Потому что считаем, что Церковь не должна меняться и ничего у себя менять. Иначе она не будет связана с вечностью. Если в ней что-то кардинально меняется, значит, это первый признак, что она отходит от Истины.
На мои возражения, что в Церкви за тысячелетия произошло много изменений, владыка все так же спокойно, не отрывая взгляда от горизонта, сказал, что если что и менялось в жизни Церкви, то в веках это было малозаметным и естественным, а не происходило сознательно, в угоду миру.
А потом добавил то, что я очень хорошо запомнил:
– Переход на новый стиль календаря кажется легким отступлением от традиции. Но он говорит о том, что пошедшие на это люди не остановятся. Придет время (дай, Боже, нам этого не увидеть!), когда они так же легко отступят от Церкви ради внешнего мира...
***
Я вспоминаю этот эпизод и всё так же отчётливо вижу нашего авву Онуфрия на палубе теплохода – светлого, доброго и непоколебимого, а вокруг – колеблющееся море. Так и хочется добавить: море страстей.
Увы, похоже, что некоторые иерархи греческих Церквей поспешили сойти с корабля вечности раньше…
Печально, но владыка Онуфрий оказался прав.
Блажен, кто останется рядом с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием на священной ладье спасения!
Вы пишете: "Совершенно заказная и политиканская статья!"
На этом диалог можно было бы и закончить. Убеждать Вас, незнакомого человека, в том, что статью никто не заказывал, и что в ней как раз политики нет, а есть одно лишь Евангелие в действии, судя по всему, бесполезно. Но попробуйте в это поверить.
Что касается "всего мирового православия": А Русская Церковь -- не его часть? Причем часть наиболее крупная. А Грузинская Церковь? А Сербская? А Иерусалимская? Просто возьмите и подсчитайте по численности верующих, сколько служит по старому стилю, а сколько -- по новому. Так что аргумент этот просто неверный.
А Вы знаете, что Польская Церковь вернулась к Юлианскому календарю в 2014 году?
Кстати, Вы вообще этот вопрос серьёзно исследовали?
Знаете, какими интригами продвигался новый стиль? И какими чудовищными последствиями в виде расколов и нарушения Типикона это закончилось (точнее, до сих пор аукается)?