«Все второстепенно в сравнении с заботой о детях», – так сказал когда-то святитель Иоанн Златоуст, и нельзя не признать глубину этой простой мысли. Вот только в суете мы как-то забыли о самом главном, бросив силы на то, что, по сути, значительным не является. И результат не заставил себя долго ждать. Наши собственные дети оказались под угрозой, все равно как если бы они безмятежно играли на дороге, по которой проносятся автомобили с выключенными фарами. А взрослые – кто с тревогой, кто равнодушно – наблюдают за ними, и лишь некоторые пытаются увести детей в безопасное место. Пугающая картинка? Ах, если бы это было всего лишь поэтическое преувеличение проблемы…
К несчастью, сегодня налицо острый кризис семьи и ухудшение положения детей. А ведь семья – основа общества и государства. Недаром в Православии значение семьи оценивается настолько высоко, что она названа «малой Церковью».
Совсем не хочется в который раз перечислять те проблемы и беды, которые накрыли наших детей, что называется, с головой. Они и так известны каждому. Но самую серьезную тревогу в обществе вызывают, пожалуй, три ключевых вопроса: стремительное падение качества образования и, как следствие, постоянные конфликты между семьей и школой, ухудшение здоровья детей и проблемы безопасности (как физической, так и духовной) ребенка.
За детей реально страшно. Страшно отпускать их одних в школу, на прогулку, к друзьям; страшно оставлять их наедине с телевизором, который готов окунуть любого в самые темные, жестокие и отвратительные «зоны» существования; страшно допускать их к компьютеру и книге, потому что, покупая даже детскую книгу, родители не всегда уверены, что она действительно предназначена для ребенка. Но ведь запереть ребенка в башне из слоновой кости тоже не получиться. Во-первых, не у каждого есть возможность выстроить такую башню, а во-вторых, ребенку для его духовного роста требуется простор и свобода. Как тут быть, решает сегодня каждый из нас. В одиночку. Государство явно не спешит здесь семье на помощь.
Вдумайтесь в эту жуткую цифру: ежегодно в России пропадают более 20 тысяч (!) несовершеннолетних. И только треть из них возвращается домой живыми. Поиском детей, пропавших в разных уголках страны, сегодня вынуждены заниматься не только государственные органы, ответственные за это. На усилия милиции многие уже смотрят без особой надежды. Родители и добровольные помощники бегают по чердакам и подвалам, печатают за свой счет листовки с криком о помощи и описанием примет пропавших, раздают их на улицах, расклеивают на стенах домов. В интернете уже открыто десятки частных сайтов с сотнями фотографий пропавших детей. Здесь люди пытаются помочь друг другу, обмениваются информацией, молятся о спасении. И иногда им удается почти невозможное – найти и вернуть ребенка. Таких случаев крайне мало, но они все-таки есть.
Весьма болезненно стоит и вопрос информационной безопасности ребенка. Необходимость со стороны государства принятия срочных мер по защите детей от растлевающих их сознание журналов, телепрограмм, недоброкачественных игрушек, компьютерных игр, многие из которых весьма опасны для неустоявшейся психики юного человека, очевидна каждому, кроме, судя по всему, самого государства. Вялые и непоследовательные меры, предпринимаемые госорганами в этой области, практически не меняют ситуацию к лучшему.
Создается ощущение, что здоровье юного поколения, несмотря на громкие заявления, практически не волнует государство. Детские поликлиники если и проводят массовые профилактические осмотры, устраивают диспансеризации дошкольников и школьников, то достаточно формально и поверхностно. О всеобъемлющей квалифицированной медицинской помощи хотя бы детям первого года жизни остается только мечтать, равно как и об организации на государственном уровне условий для лечения и отдыха детей из малообеспеченных и многодетных семей. Планы создания полноценной сети бесплатных детских спортивных секций и кружков так и остались на бумаге. Зато прививки, которые заменили, по сути, все прочие программы по профилактике заболеваний у детей, проводят в массовом порядке без учета индивидуального состояния здоровья ребенка и существующих у него возможных противопоказаний. При этом практически игнорируется право родителей на информированное согласие при проведение такого рода медицинского вмешательства.
Особенно острая ситуация сложилась сегодня вокруг российской школы.
«Модернизация школы, затеянная нашими реформаторами несколько лет назад, принесла, на мой взгляд, довольно жалкие плоды, – убежден иерей Сергей Рыбаков, руководитель отдела образования и катехизации Рязанской епархии, кандидат физико-математических наук. – Мы мало что приобрели, зато очень многое умудрились растерять на пути построения “новой школы”. Прежде всего, школа наотрез отказалась заниматься воспитанием детей. Мы, мол, всего лишь предлагаем вам услуги в области образования ребенка, и не более того. Причем качество оказываемых услуг никого особо не волнует. А оно упало до ничтожной отметки.
Правда, далеко не всегда здесь вина непосредственно учителей. Дело в том, что мина-ловушка, если так можно выразиться, оказалась заложена еще в самой стратегии реформы школы. Фактически нам довольно ясно дали понять, что цель школы – в формировании новой системы ценностей для скорейшей и успешной интеграции России в мировое сообщество. Само по себе это не столь уж плохо, кабы не то, какой именно видят новую Россию реформаторы от образования. Заметьте, как упорно нас убеждали и продолжают убеждать, что из-за перезагруженности старой школьной программы необходимо отказаться от ряда фундаментальных научных знаний. Мол, ни к чему современному школьнику тащить весь этот “мертвый”, по мнению Министерства образования, груз серьезных и глубоких знаний, а посему из школьной программы начали удаляться целые разделы алгебры, физики, химии, геометрии, выкидываться литературные произведения русской и мировой классики, вычеркиваться целые предметы, такие, например, как астрономия. Вместо этого в школах усиленно стали вводиться программы по экономике и праву, углубленному изучению английского языка и информатики. Образование постепенно становится утилитарным. Из российских детей не нужно более выращивать новых Менделеевых или Вернадских, требуются всего лишь средненькие “белые воротнички”, винтики для мировых корпораций. Фактически мы сейчас наблюдаем за тем, как работает механизм разложения нашей школы.
Реформаторы так торопились, что не смогли даже написать более-менее вразумительных учебников и учебных программ. Никого не смутило, что механическое удаление разделов из тех или иных школьных предметов нарушило в ряде случаев основополагающее правило дидактики – передача ученику знаний от простого к сложному, последовательно и постепенно. Дети теперь вынуждены “перепрыгивать” через темы, а в результате общий материал не только не усваивается, а начинает представляться в их головах сплошным набором бессмысленных уравнений или и того хуже – театром абсурда.
В результате теперь перед нами встала острейшая на сегодняшний день задача – борьба за восстановление нашего традиционного образования, которое, на мой взгляд, следует понимать как предметное, научно-фундаментальное, светское, православное образование, ориентированное на воспитание духовно-нравственных ценностей в человеке. Человеке, способном думать, творить, сопереживать».
Трудно переоценить значение родителей, семьи в образовании и воспитании ребенка. Кстати, в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» справедливо замечено, что реформа образования – это общенациональная задача, и она не должна и не может осуществляться исключительно как ведомственный проект. Ибо «интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества… Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность». Впрочем, и Семейный кодекс, и – главное! – Конституция РФ провозглашают преимущественное право родителей в заботе и воспитании их собственных детей. Родители по закону имеют приоритет перед всеми другими лицами, как физическими, так и юридическими. Ответственность за образование ребенка лежит на государстве, однако в то же время родители имеют право заниматься образованием своих детей, а потому они могут и должны участвовать в образовательном процессе. Другими словами, ответственность государства и полноценное участие общества должны быть двумя столпами российского образования.
Должны, но, к несчастью, так и не стали. На практике все эти положения пока остаются лишь на бумаге. Механизм реализации конституционных прав родителей до сих пор не обеспечен.
Вот всего лишь несколько небольших, но красноречивых примеров. Так, без учета мнения родителей, общественности, ученых правительство РФ приняло решение о введении Единого государственного экзамена как основной формы оценки знаний. Все слова о том, что подобная унифицированная форма проверки знаний ведет к снижению гармоничного и творческого развития личности, самого содержания образования, пропали втуне. Их точно никто не заметил.
Попытки родителей в ряде регионов ввести курс Основ православной культуры в школах увенчались успехом только там, где этому не противились местные власти, во всех остальных случаях мнения родителей никого всерьез не интересовало.
Несмотря на требования общественности, по-прежнему отсутствуют открытые конкурсы учебников и учебных программ, которые могли бы повлиять на выбор объективно лучших вариантов. Процедура экспертизы учебников непрозрачна, что приводит к полной безответственности анонимных экспертов и способствует навязыванию неприемлемых с точки зрения как родителей, так и учителей программ.
Родителей фактически «вымывают» из образовательного процесса. Уже сегодня мама или папа ребенка не могут войти в школу по причине якобы беспокойства за безопасность школьников. Для того чтобы поговорить с директором школы, где учится ребенок, родители должны заранее записаться на прием. А чтобы прочитать устав школы, родители вынуждены приложить невероятные усилия, точно это засекреченные данные о новой подводной лодке, а не общешкольный документ. Словом, современная российская школа становится все более закрытой для родительской общественности. Права родителей ущемляются, создаются искусственные условия для отделения ребенка от родителей.
Повсеместно нарушаются права родителей и в вопросе охраны здоровья ребенка. На родительское мнение здесь смотрят также безо всякого интереса. Так, например, по закону, любое медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетнего до 15 лет возможно только по согласию родителей, однако это не мешает проводить в детсадах (!) гинекологические осмотры малышей или раздавать тампаксы в школах девочкам-подросткам, разумеется, безо всякого даже оповещения родителей о проведении «гигиенической акции». Зато настоящей, полноценной диспансеризации ребенка можно ожидать годами…
С безопасностью детей тоже все обстоит очень печально. Информационной защитой детей никто всерьез, как уже было сказано выше, не занимается. Практически все обращения родителей по этому поводу в самые высокие инстанции так никем и не были услышаны. Глухой тупик и абсолютное непонимание – вот с чем сталкиваются родители, стоит им только поднять вопрос об информационной безопасности ребенка. Защита же детей от физической угрозы и вовсе напоминает насмешку: милиция неумело ведет поиски пропавших детей, профилактика в этом вопросе отсутствует начисто, суды добродушно отпускают педофилов на волю раньше срока за хорошее поведение. Зато в школу путь родителям преграждают суровые охранники, которые, впрочем, совершенно не в курсе, где сейчас находится тот или иной защищаемый ими школьник. Да это и не входит в их обязанности, чтобы там ни думали на этот счет наивные родители. Частные охранные предприятия, на содержание которых родители дружно «скидывают» ежегодно немаленькие суммы, в действительности не несут ответственность за обеспечение безопасности жизни участников образовательного процесса, то есть за жизни наших с вами детей. Они всего лишь осуществляют охрану здания и имущества школы. Только платит за это почему-то не департамент образования, платят родители, то есть те самые «посторонние», которых на порог объекта, охраняемого за их же собственные деньги, и не пускают, да еще и обругают, если те все же попытаются пройти.
Именно так заявили обескураженному отцу в одной из школ, когда он попытался туда пройти. Счастье, хоть не заподозрили в нем латентного террориста. И, увы, это вовсе не частное мнение какого-то конкретного директора школы с замашками диктатора. Такое неприкрыто хамское отношение к ним испытывают большинство родителей в школах, детских поликлиниках, детсадах и прочих административных инстанциях, куда им приходится обращаться по тому или иному поводу.
«Родительские права в России необходимо защищать – вот к чему мы пришли! – утверждает член правления НП в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет” Лариса Павлова. – В одиночку нам крайне трудно противостоять всем сегодняшним негативным тенденциям, самостоятельно защищая права семьи, права ребенка. Нам необходимо формировать движение, органы и структуры, которые лоббировали бы наши интересы в государственных институтах власти. И такое движение началось. Возможно, оно идет не так активно, как нам хотелось бы, но надо понимать, что в стране, где гражданское общество только начинает зарождаться, по-другому просто и быть не может.
Общероссийское родительское движение уникально еще и тем, что началось оно не по указке свыше и не на деньги зарубежных спонсоров, а снизу – как массовая инициатива, как реакция на грубые нарушения прав родителей, на нежелание исполнительной власти вступать в диалог с обществом. Наконец-то в России родители созрели для того, чтобы объединить силы по защите семейных ценностей, по защите детей от прессинга антикультуры. Родители готовы уже не просто жаловаться на притеснения, а активно защищать интересы семьи и ребенка. И тут мне хотелось бы сказать несколько добрых слов в адрес Русской Православной Церкви, которая поддерживает всеми силами эти ручейки родительских движений на местах, помогает нам устанавливать контакты друг с другом, ведя в этом смысле огромную работу как в рамках Рождественских чтений, так и при проведении аналогичных мероприятий в регионах России. Деятельность общественных организаций на местах становится все более системной и результативной, и направлена она уже не только на укрепление семьи, на совместную работу с местной администрацией, школами, но и на возвращение детям их исторического творческого пространства, на развитие их личности, становление их духовно-нравственных идеалов».
Кстати, в одной только Москве уже действует огромное количество родительских ассоциаций, объединений, движений – общественное движение «Родительская забота», Межрегиональная ассоциация родителей, Совет родительской общественности Юго-Западного округа и т.д. и т.п. В Волгограде много лет плодотворно работает общественная организация «Союз православных женщин». На основе многостороннего соглашения между этим движением, областной администрацией и Волгоградской епархией был создан общественный родительский комитет. Есть свои родительские ассоциации и в Санкт-Петербурге, и в Калининграде, и в Новосибирске, и в Перми; перечислять города и регионы можно очень долго. Не везде все идет гладко, не везде родительскую инициативу встречают с распростертыми объятиями представители власти, не везде их организаторы выдерживают долгий и изматывающий марафон конфликтов, судебных исков, жесткого пресса со стороны властей. Поэтому для помощи своим единомышленникам чуть более года назад в Екатеринбурге было создано «Всероссийское родительское собрание», объединившее свыше 40 региональных родительских общественных организаций по всей России. Среди основных задач движения – желание вместе, всем миром, научиться отстаивать интересы детей и родителей, не теряться в трудных ситуациях, координировать общую работу по ключевым направлениям, отстаивать пропаганду ценностей семейной жизни, многодетности, квалифицированно вести судебно-правовую деятельность, противосектантскую работу и многое другое.
Сегодня в обществе идет болезненный процесс восстановления духовно-нравственных ценностей. Только сообща взрослые, озабоченные судьбами детей, могут повлиять на духовный рост нового поколения, помочь в раскрытии личности каждого ребенка. Семья как социальный институт претерпела огромные изменения за последние 10–15 лет, и далеко не всегда перемены эти можно отнести к благим.
Мы на горьком опыте убедились, что без духовной составляющей гибнут государства, но главное – без Бога разрушается человек. И поэтому без помощи Церкви в этом наиважнейшем вопросе, фактически вопросе выживания нации и государства, никак не обойтись. Как подчеркнул Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «Церковь отделена от государства, но Церковь не может быть отделена от общества, потому что народ и составляет Церковь». Так что Церковь просто органически не может быть безразличной к судьбам детей, семьи, всего нашего общества.
Поэтому, наверное, не стоит удивляться, что именно на прошедших в январе 2008 года очередных Рождественских чтениях родительская общественность выдвинула свой меморандум – в надежде, что ее услышат президент РФ, российское правительство, субъекты федерации, а также те, кому не все равно, что завтра будет с нашими детьми.
«Управленческой элитой, – говорит один из авторов Родительского меморандума, руководитель общественно-политического проекта “Собрание родителей” Игорь Литвиненко, – созданы все условия для системного нарушения конституционных прав родителей на участие в воспитании и образовании своих детей. Практически отсутствует реальный механизм участия родителей в управлении образовательными учреждениями. Как правило, все это участие ограничивается денежными поборами на “нужды школы”, причем в так называемом добровольно-принудительном порядке. Не обеспечены права граждан России на бесплатное и доступное образование, качественную медицинскую помощь, на информационную защиту. В многочисленных исследованиях доказано, что основная социально-психологическая причина, по которой, скажем, молодежь уходит в мир криминала, – это лицемерие представителей старшего поколения, прежде всего родителей, но также общества и власти. Поэтому бессилие родителей перед сложившей системой можно смело назвать главным фактором роста отчужденности детей от родителей. В связи с этим мы сочли необходимым обратиться к Патриарху Московскому и всея Руси Алексею II и представить наш Родительский меморандум как позицию родительской общественности. В нем мы просим Церковь помочь нам обратить внимание правительства на происходящие нарушения в данной области, дабы совместными усилиями исправить их в интересах гражданина, семьи, общества и государства. Считаем также целесообразным поддержать работу родительской общественности по анализу нормативной и законодательной базы, касающейся проблем образования и безопасности наших детей, а также выступить с инициативами, направленными на обеспечение механизма реального участия родительского сообщества в воспитании и духовно-нравственном развитии детей.
Что такое страна? Страна – это семьи. У нас же складывается парадоксальная ситуация, когда у государства абсолютно отсутствует работа с семьями. Даже малообеспеченные и многодетные семьи не могут похвастаться пристальным к себе вниманием со стороны госструктур. Так что наша задача – наконец поставить семью в более или менее комфортные условия. И мы в этом смысле очень надеемся на помощь Церкви. Мы верим, что совместными усилиями мы способны сделать все возможное для возрождения традиционных моральных ценностей нашего народа, а также для преодоления кризиса семьи и негативных тенденций развития нашего государства».