Возвращение памяти

    

Отнятие памяти – едва ли не худший из всех видов воровства. Или грабежа. И при всех своих потерях – человеческих, имиджевых, ресурсных – русский народ в XX веке пострадал и от этого насилия. Прошлое было у нас отобрано. Его трактовка была узурпирована большевиками, и по каплям, в нужной и угодной узурпаторам упаковке, русскому человеку «милостиво соизволяли» узнать что-то о своей истории. Вправо нельзя, влево тоже. Лишних вопросов не задавать. Ссылки на Ленина обязательны. А в целом – до 1917 года жизни не было. Была лишь подготовка к жизни, которая настала в полноте только вслед за Апрельскими тезисами, шалашом в Разливе и броневиком на Финском вокзале. Через эту мысленную мясорубку были прогнаны насильственно несколько поколений русских людей.

Русскому человеку до сих пор толком нечего любить (в истории), нечем гордиться и не на кого равняться

Во времена информационной свободы ситуация не спешит быстро меняться. История Отечества все так же плохо известна. И русскому человеку до сих пор толком нечего любить (в истории), нечем гордиться и не на кого равняться. Здесь ему опять выборочно оставили только Великую Отечественную, словно больше в обширной Российской истории ни поплакать не над кем, ни вдохновиться нечем.

Элементарный пример. 24 июля наступила очередная годовщина так называемой «Атаки мертвецов». Вот уже лет 10 прошло, как эта история вышла за рамки военно-исторического сознания и стала символом несгибаемости русского духа. Речь о гарнизоне крепости Осовец на территории современной Польши, которую в ходе Первой Мировой оборонял русский гарнизон от превосходящих сил противника. Истощенные долгой осадой и мужеством сопротивляющихся русских, немцы использовали газы. И когда врагу оставалось только занять опустевшие позиции, на него в последнюю атаку пошли жалкие остатки смертельно отравленных защитников крепости. Подвиг трехсот спартанцев, действительно, не так впечатляющ на фоне подвига солдат и офицеров 226-го пехотного Землянского полка. Это Брестская крепость до Брестской крепости, с ее «умираем, но не сдаемся». Это такой же русский беспримерный героизм, только еще и под двуглавым орлом, а не под красным флагом.

    

И что же? Да ничего. Официальные телеканалы в этот день не заикнулись и не обмолвились об этом событии. Желающим предлагается скитаться в поисках информации по просторам всемирной сети. И так во всем прочем. Есть небольшое количество официальных дат, под которые звучат фанфары и печатает шаг караул. И есть сотни других, подвергнутых вычеркиванию из официальной памяти дат, тысячи имен, изгнанных из учебников или не допущенных на их страницы. Если только об одной военной истории говорить, то где всенародная память о победе в Первой Отечественной войне, т.е. в войне 1812-го года? Где память о героях Плевны, Цусимы, Шипки, Измаила, Бородино и так далее? В памятные даты этих и других сражений телевизор привычно выташнивает из себя рекламу, ток-шоу, плоские шутки и пресные сериалы. И знание остается у специалистов (знание, смешанное с горечью), а обыватель, этот абстрактный «среднестатистический» россиянин, остается со своим невольным невежеством относительно истории Родины и со своим ложным стыдом за ее мнимое убожество.

Россия с трудом и медленно приходит в себя после идеологического большевистского насилия. И дело в том, что крах советской системы, говоря условно, записали себе в победу современные «февралисты». Не почвенники, не монархисты, не христиане, а либералы, которые, будь они живы в феврале 1917-го, приветствовали бы отречение Государя и слом монархии, не отдавая себе отчета, чем это вскоре будет грозить. Победу над коммунизмом празднуют именно они, точнее, только они. Те, кто видел тогда и видит сегодня Россию исключительно парламентской, демократической, рыночной, либеральной, прозападной и т.п. страной. Другой им не надо. Другую они знать не хотят. А она, другая – не сталинская и не «керенская» – есть. Это Россия царская. И вот ее-то и не выпускают до сих пор из мрака умолчания или из сумерек фальсификации. Сначала не выпускали «красные». Те самые, которые в начале своего исторического триумфа были просто бандитами и погромщиками, а к концу правления превратились в патентованных лжецов и тайных любителей капиталистического комфорта. А теперь не пускают либералы, не менее «красных» ненавидящие историческую Россию и то ли по скудоумию, то ли от душевной порчи холуйствующие у коллективного Запада.

Получается, что подлинная Россия – та, что с верой, Царем и Отечеством, та, что из всего массива более чем тысячелетней истории занимает собою почти тысячелетие – русскому человеку не открыта.

Подлинная Россия – та, что с верой, Царем и Отечеством – русскому человеку не открыта

Оставляя на время в стороне военную историю, можно и нужно говорить о том, чтобы сделать предметом общественного изучения историю российского путешественника, историю российского ученого. Уверяю вас, там есть что порассказать. И все это прозвучит с тем же эффектом, с каким прозвучала «История» Карамзина для современников после выхода из типографии. «Невский опустел. Все сидели за книгой. Как Колумб открыл Америку, так Карамзин открыл для соотечественников собственную историю».

Настал час повторного, уже не одинокого, но коллективного подвига. Россия требует открытия.

Кстати, и история предпринимательства в России была бы крайне полезна и интересна в наше вороватое время, когда многие уже и не верят, что можно жить, не воруя, и иметь среди жизненных целей хоть что-то, помимо денег. А ведь были, и были совсем недавно, двужильные труженики, в течение нескольких поколений горбом и мозолями сколачивавшие большое богатство. Потом тратившие его – не на любовниц, а на нужды ближних и дальних, на науку, на искусство, на неимущих. Кто-то же должен нам назвать имена этих отечественных Фордов, чей ключ от счастья был не золотой, а гаечный.

У нас бывают «год Театра», «год Кинематографа», «год Российско-Турецкой дружбы» и т.д. Но вот хорошо бы дождаться года «Российского офицера» (советского тоже, но не только). И весь год в разных форматах говорить об умницах и героях, заполнивших своими именами исторические страницы, от потешных полков Петра до героев, воюющих в Сирии. И год «Русского предпринимателя» обещает общественному сознанию культурный шок от осознания исторической правды и масштабов ее замалчивания.

* * *

Гадостей о России мы знаем много. На потрясании перед носом обывателя грязным бельем прошедших эпох строили свою политику большевики.

В России было вдоволь монашеского подвига, научного озарения, крестьянской смекалки, ратного героизма и художественной гениальности

На потрясании большевистским, еще более грязным, бельем строят свою политику либералы-реваншисты, не менее большевиков виновные в крушении исторической России. Но одной грязью история не делается и одной грязью не исчерпывается. В России было вдоволь монашеского подвига, научного озарения, крестьянской смекалки, ратного героизма и художественной гениальности. Все это надо вернуть современному россиянину, и прежде всего – силами средств массовой информации. Потом, разбуженный и встревоженный, человек сам продолжит поиск по музеям, книгам и лекционному материалу. Но толчок нужен. И он востребован.

«Верните мне память!» – требует русская душа, чувствующая себя обобранной до нитки.

Протоиерей Андрей Ткачев

12 августа 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Из Манчжурских воспоминаний Из Манчжурских воспоминаний
Прот. Александр Успенский
Из Манчжурских воспоминаний Из Манчжурских воспоминаний
Отрывки
Протоиерей Александр Успенский
«Я не буду бесполезным зрителем кровавой борьбы» ‒ пронзительные по своей исповедальной искренности записки полкового священника.
«Надо преклониться перед нашей заветной древностью» «Надо преклониться перед нашей заветной древностью»
Писатель Виктор Лихоносов
«Надо преклониться перед нашей заветной древностью» «Надо с усилием преклониться перед нашей заветной древностью»
Беседа с писателем Виктором Лихоносовым
Лауреат Патриаршей литературной премии-2017 о казачестве и о том, как создавался роман «Наш маленький Париж», о значимости России царской для нас сегодняшних, о святых местах Тамани-Тмутаракани.
«Быть гражданином – значит изучать историю страны» «Быть гражданином – значит изучать историю страны»
Алексей Лубков
«Быть гражданином – значит изучать историю страны» «Быть гражданином – значит изучать историю страны»
Алексей Лубков
Как режиссер Андрей Тарковский ответил философу Петру Чаадаеву? Почему важно, чтобы памятник Пушкину вернулся на свое историческое место? И чем собственно должна заниматься история?
Комментарии
Володимир 3 февраля 2020, 20:40
Жаль, что самая высшая оценка - 10. Тут и 1000 мало.
Димитрий28 октября 2019, 14:02
Благодарю за публикацию. Есть о чем подумать. Да и комментарии, в основном, от тех кто имеет понятие об истории Отечества. А вот кто не имеет понятия - они-то и не читают такие темы, к ним надо идти и рассказывать об Осовце и других героических страницах нашей истории. У меня в год примерно получается около тридцати встреч-бесед по Первой мировой войне, и это только те, которые провожу я лично. Участники - от первоклашек до людей пожилого возраста. Куда езжу? Школы, колледжи, университеты, детские лагеря отдыха, детдома, санатории.
александр26 октября 2019, 16:26
Землю,на которой родился и вірос любить нужно,память предков чтить нужно,но надо и понимать,что в человеке одновременно сосуществует добро и зло.Почитаешь воспоминания,послушаешь ветеранов,оглянешся на свою жизнь и людей и такая горечь берет.Как человек может біть таким?Будем молиться,други мои,станем лучше,а молитва нас утешит.
Александр25 августа 2019, 22:05
Спасибо, о. Андрей! Жаль никто не услышит.
Олегъ16 августа 2019, 20:13
Татьяна, наивный вопрос, 10 вышеперечисленных вами видных военачальников РККА, это и есть ВСЕ офицеры царской армии? А где же десятки тысяч(!) других??? И, навскидку НЕСКОЛЬКО фамилий бывших царских офицеров, перешедших в РККА, а затем расстрелянных - Думенко Б.М.(комкор), Зиновьев Г.В.(нач.ВАИ),Вацетис И.И.(командарм), Блюхер В.К.(маршал),Тухачевский М.Н.(маршал),Алкснис Я.И.(командарм), Белов Н.П.(командарм), Путна В.К.(комкор), Уборевич И.П.(командарм)и т.д. Также вышеперечисленные военачальники имели высшие правительственные награды СССР. Так что Татьяна, увы, не так всё гладко и красиво, как кажется, стоит копнуть - и страшно становится.
Natalie16 августа 2019, 13:13
Спаси Господи, Вас Иоанна! Ваши «золотые» слова не без Божией помощи написаны! Слава Богу !!!
Вячеслав16 августа 2019, 13:04
Юрий16 августа 2019, 10:32 На тот момент царь сложил свои полномочия, то есть царем быть перестал. Это факт? Или царь это пожизненно, даже когда престол родственнику передал, а тот следующему, а тот отказался. Т.е. страна была без правителя, и поклон тем людям которые в то время взвалили на себя бремя этой власти. К Брестскому миру привела политика 2-х правительств царского и временного. Ресурсов не хватало на дальнейшую войну. Никто же не знал тогда, что в Германии они тоже на исходе. От предательства никто не застрахован, но может правителю такой большой державы положено знать больше чем таким простым смертым чем мы?
Вячеслав16 августа 2019, 12:42
" Светлана16 августа 2019, 11:39 Вячеслав, я вас правильно поняла вы оправдываете репрессии?" Я пытаюсь объяснить вам, что они по тем временам были в рамках того законодательства. Пошел против власти-получи своё. Это было и при Николае 2 и при святом Владимире и при невинно убиенном Павле 1. Только потом это репрессиями не называли и масштаб их в 10-ки раз не раздували. Если сейчас посадят за разглашение гос.тайны, или призыв к свержению власти это тоже будут репрессии? Так же как и пытаюсь выяснить, что такое "донос".
Светлана16 августа 2019, 11:51
В дневниках-воспоминаниях одного военного за 1917-1918 год встретила одну поразившую по точности определения мысль, о том, что в это время было движение только "левый-правый" , и исчезло понятие у людей "Вверх-низ". Вот и мы всё "левый-правый", а ориентиры-то должны быть другие, как в прошлый раз сказала Светлана Николаевна. У каждого из героев Осовца, как и Брестской крепости, был выбор и они его сделали. Вечная им память!
Светлана16 августа 2019, 11:39
Вячеслав, я вас правильно поняла вы оправдываете репрессии?
Юрий16 августа 2019, 10:32
Вячеслав15 августа 2019, 07:23 Российская Империя войну НЕ проигрывала. Брестский мир заключил самозванный Совнарком, который представлял Российскую Республику. Государь был. Свергнутый, арестованный, но Государь. И он к Брестскому миру никакого отношения не имел. И вины Его в нём не было никакой. Не было вины Государя и в февральском перевороте, ибо от предательства не застрахован никто.
Татьяна16 августа 2019, 09:59
Вячеслав 15 августа 2019, 09:49 Продолжу. ..."если узнали, что твои предки дворяне или офицеры - сразу к стенке." Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны - маршалы Советского Союза Г.К. Жуков (унтер-оф. царск. арми), Б.М. Шапошников (полковник царск.армии), А.И. Василевский(штабс-капитан царск. армии), Ф.И.Толбухин(штабс-капитан царск.армии), И.Х.Баграмян (прапорщик царск.армии), Л.А.Говоров (прапорщ. царск. армии), генералы армии А.А. Антонов,(полн.георгиевский кавалер), генерал Д.М.Карбышев (штабс-капитан царск.армии)... гражданские - А.А.Жданов руководитель Ленинграда (прапорщик царской армии); награжд. "Труженику тыла" М.М. Зощенко, (штабс-капитан царск. армии)...
Алла15 августа 2019, 23:53
Светлана, когда подписывался Брестский мир, мы не были выигрывающей стороной. Этот мир бы необходим, ибо мы ничего немцам не могли противопоставить. Они наст вынудили шантажом. Вам надо интересоваться историей, а не конспирологией.
Алла15 августа 2019, 23:52
Светлана, таков человек, что он хочет помнить и славить только тех, кто ПОБЕДИЛ. Подвиг ценен, когда он совершен в войне, которую народ в итоге выиграл. А подвиги без конечной победы не радуют потомков. Особенно наш народ, который имеет вековую историю военных триумфов. Вы поймите, что чтением нотаций вы ни в чем народ не убедите, человек такие вещи воспринимает сердцем, а не разумом.
Вячеслав15 августа 2019, 20:41
Светлана15 августа 2019, 17:47 Светлана, пожалуйста! Я думаю подписали потому что хотели выйти из войны и заниматься внутренними делами. ТО что Ленина спонсировали из Германии это байка проигравшей в Гр. войне стороны. Доказательств этому нет. Только утверждения. А вы почему центр Грабаря разгромили подумайте, посмотрите на ситуацию в стране и мире в то время, на эту тему есть сообщение уважаемой НН адресованное мне. Без оборудования мы бы не стали индустриальной державой, и не выстояли бы против других стран в предстоящей войне.Это была необходимость. Причины голода и засуха и ошибки, кот. большевики признавали, и исправляли, чего в РИ не было. См статистику голода в РИ и сравнивайте.
Вячеслав15 августа 2019, 20:28
Юрий 15 августа 2019, 16:53 Вячеслав15 августа 2019, 07:23 "А что же тогда? Выиграли? По итогам посмотрите". Кто подписывал Брестский мир? Государь? И была ли тогда уже Российская Империя как политическая реальность? По итогам РИ войну проиграла. Да, Государя уже тогда не было, был отрекшийся от престола человек. Принудило к отречению которого его же окружение. Которое же он сам и сформировал. Виноват ли Горбачев в развале СССР? НЕ он же это сделал, но к этому привело его правление.
Светлана15 августа 2019, 17:54
А вот тут Алла, я с вами совсем не соглашусь. Да, в результате СССР закончила эту войну не в свою пользу, но мне кажется важно помнить о таких сражениях, как Осовец, чтобы не оскотиниться. Вы не представляете, какой шок испытываешь когда сталкиваешься с подлинными историями героев той войны (занималась поисками георгиевских кавалеров), а их было немало. Неизвестных, как Козьма Крючков, нет,таких же, как и потом в ВОВ отдавших "души за други своя". Какое мужество, какая сила! Какое уважение испытываешь тогда к своему народу. И как горько, что страну вот так, об колено. Но ведь они от этого не перестают быть героями.
Светлана15 августа 2019, 17:47
Вячеслав, спасибо! А кто поддерживал большевиков? Как вы думаете, почему они подписали такой позорный для выигравшей страны Брест-Литовский договор? Правильно, долги надо отдавать, а то что Ленина и К спонсировали из Германии не секрет. Насчет кто кого кормил в СССР - многое в нашей стране создается вопреки. Между прочим, центр Грабаря подвергся мощным репрессиям в 30е и был закрыт как вредный, сохр. "романовский хлам".Вот вам и Рублев - хлам по мнению большевиков он был. Кстати, Эрмитаж продавали чтобы купить оборудование, кажется,но не хлеб. А причины голода мы уже обсуждали, не засуха (было неск.лет., но не все), а воен. коммунизм,-результат неизбежен. См.письмо Шолохова Сталину.
Юрий 15 августа 2019, 16:53
Вячеслав15 августа 2019, 07:23 "А что же тогда? Выиграли? По итогам посмотрите". Кто подписывал Брестский мир? Государь? И была ли тогда уже Российская Империя как политическая реальность?
Татьяна15 августа 2019, 15:33
Олегъ14 августа 2019, 23:32 Олег,соглашусь с Вами. Но это говорит и о том, Советская власть умела признавать свои ошибки. Я лишь за то,чтобы была ОБЪЕКТИВНОСТЬ в освещении советского периода истории. Что было отвратительно, что положительно. А когда в любой теме сов. период освещается только негативно,думаю,это ошибка и вызывает лишь недоверие и внутреннее сопротивление. Почему я должна осуждать своего деда, прошедшего Великую Отечественную войну с 1941 по 1945 годы, награжденного орденом Славы и медалью "За отвагу"? Лишь за то,что он жил в "негативный сов. период"? Или бабушку, оставш.в глухой сибирской деревне с 4 мал. детьми? Ну и кто я буду после этого? Должна быть ОБЪЕКТИВНОСТЬ!
НН15 августа 2019, 11:24
Анатолий, Вы можете здесь процитировать все книги, где рассказывалось о подвигах не только советских, но и русских офицеров- но читать их не будут, так как та информация не укладывается в заданные рамки. Тот же самый большевистский и либеральный приём- нам не нравится, значит, этого не было. И все, кто с нами не согласен должны замолчать. ФЕОДОР, для меня, например, Николай2-страстотерпец, прославлен РПЦ за смерть. А его правление, жизнь и отречение от престола-это отдельная тема. Хотите наступить на очередные грабли- извратить исторические факты и запретить писать верующим людям то, что они думают? Ну-ну.Да здравствует Украина! Она нам наглядно показала, к чему приводит извращение истории.
Алла15 августа 2019, 10:41
Феодор, чего, простите? Где вы увидели тут у меня хуление чего бы то ни было? Я констатирую факт, что мы проиграли эту войну, и поэтому никто не хочет её помнить. Ведь главное всегда - это результат, и подвиги в проигранной войне потомков впечатляют меньше, чем даже поражения в выигранной. Потому что главное - выиграть войну, а не сражение.
Вячеслав15 августа 2019, 09:58
"Феодор15 августа 2019, 02:53 Вячеслав, Алла, и прочие хулители исторической России и Государя, зачем вы пишете это на православном ресурсе? Какая у вас цель? " Во первых не навешивайте ярлыки. Это по крайней мере невежливо. Цель такая, чтобы таких как вы научить думать, чтобы в России было больше умных людей, чтобы не повторилась трагедия 1991 года.
Вячеслав15 августа 2019, 09:49
Олегъ14 августа 2019, 23:32 " А до войны, попробуй-ка скажи, что твои предки дворяне или офицеры - одно слово "контра" и "к стенке"." Опять байки. Ленин из дворян. Дзержинский из дворян. Луначарский из дворян. Капица из дворян, папа генерал. Продолжать?
Надежда15 августа 2019, 09:04
Недавно ознакомилась с работами идеологов белого движения. Да, они были за монархическую Россию и сильно осуждали оппонентов за атеизм, но то, что они предлагали под ликом христианства оказалось дикой ересью, в которой пребывает не только Европа (а в доводах использовано много мыслей из европейской философии с ее искаженными представлениями о религии), но и российские православные от патриотов. После этого мне показалось, что переход Церкви при большевиках на нелегальное положение хотя бы не позволил окунуть народ в официальное еретическое христианство от белых, которое с военной победой утвердило бы себя.
Вячеслав15 августа 2019, 07:39
Светлана14 августа 2019, 17:25 И вам не болеть. Кто финансировал и поддерживал этих замечательных людей? Или вы думаете что они жили в вакууме, ничего не ели и не пили. Без одобряющей политики большевистского правительства они бы ничего не сделали. А сокровища эрмитажа за рубеж продать... я не считаю это преступлением, когда на кону стоит физическое выживание народа.
Вячеслав15 августа 2019, 07:23
Юрий14 августа 2019, 10:42 "Другой не выезжал из ставки и проиграл... " Неверно. Ни Государь, ни Российская Империя Вторую Отечественную войну 1914-1918 гг. не проигрывали. А что же тогда? Выиграли? По итогам посмотрите.
Феодор15 августа 2019, 02:53
Вячеслав, Алла, и прочие хулители исторической России и Государя, зачем вы пишете это на православном ресурсе? Какая у вас цель? Понемногу впыскивать яд в православные души? Ваша неприязнь к Царственным мученикам отчётливо видна в ваших комментариях. Вы надеятесь отравить сознание православных? Но на тех, кто знаком с житием царственных мучеников эта большевистская агитация не действует. Вразуми вас Бог!
Олегъ14 августа 2019, 23:32
Татьяна, заметьте, что открытки датированы 1949 годом, о чём я и написал, что после страшного потрясения Великой отечественной войны, одумались, вернули погоны офицерам, ослабили давление на церковь, вспомнили о своих великих предках. А до войны, попробуй-ка скажи, что твои предки дворяне или офицеры - одно слово "контра" и "к стенке".
Natalie14 августа 2019, 22:26
Вячеславу и НН: Конечно, если кто-то собирался нарушить заповеди Божьи и об этом узнали и донесли, то это Богу угодный донос. Большинство же обвинений было сфабриковано и это ведь не секрет.Нет смысла больше что-то доказывать. Съездите на Соловки,пожалуйста, и другие трагические места, как советовала Ольга, может это поможет Вашей рассудительности. Бог нам Судья!
Анатолий14 августа 2019, 21:37
Подвиг русского солдата в СССР забыт не был,не был забыт и "подвиг" тех,кто связался с интервентами,выступив по сути за возвращение зарубежным капиталистам их собственности,которую они потеряли в России при революции,тех кто потратил ТРЕТЬ золота Российской Империи на борьбу с Советской властью и обогащение(Колчак).Большинство русских офицеров(генералов),участников Первой Мировой,осознавая это поддержали Советскую власть.БРУСИЛОВ А.А,СНЕСАРЕВ А.Е.,КАМЕНЕВ С.С.,ТАУБЕ А.А,ИГНАТЬЕВ А.А.,МАНИКОВСКИЙ А.А,КАРБЫШЕВ Д.М.,БОНЧ-БРУЕВИЧ М.Д.,АЛЬТФАТЕР В.М.,НИКОЛАЕВ А.П.и др.(более 400 генералов!).Про них рассказывали в школах. Большинство были верующими православными христианами.
Татьяна14 августа 2019, 18:51
Я одного понять никак не могу-ЗАЧЕМ именно сейчас нужно деление на "белых" и "красных"?Чтобы ввергнуть страну в гражданскую войну? Ощущение,что "Разделяй и властвуй" кому-то выгодно.Советского Союза давно уже нет,который мешал,неужели процвело в народе почитание Христовых заповедей? И разве необъективность к чему-то хорошему может привести? Приведу один из примеров.Почему-то памятник полному Георгиевскому кавалеру К.И.Недорубову без советских наград, в том числе и без золотой звезды Героя Советского Союза.Зачем это сделано?Разве несомненного героя Отечества К.И.Недорубова лишили звания Героя Советского Союза? В своем стремлении пнуть советский период уже добрались до явного манипулирования.
Светлана14 августа 2019, 17:46
И, всё же, давайте быть точными. Российская империя войну не проиграла! Война была тяжелой и кровопролитной, безусловно, ослабила государство, что позволило сначала провести либеральную революцию 1917 года в феврале и большевистскую в октябре. Но у нас даже карточная система не была введена, в отличии от Германии, например. А в 1918 уже другим правительством другого государственного строя, был подписан Брест-Литовский договор, по которому выигравшая номинально страна, отдавала и свои, в том числе территории. Горькая страница. Но война Россией не была проиграна, о чём вы! Как всегда русские заплатили своей кровью за европейский мир.
Светлана14 августа 2019, 17:35
Однако, хочу оговориться, что я за то, чтобы знать историю и принимать её, но именно знать. Я не делю СССР и до СССР - это наша страна и наша история. Там было много всего. Но, когда смотришь и сопоставляешь факты, понимаешь, что есть закон по которому всё развивалось, причины и следствия. Да, я считаю трагедией революцию. Тут всё по Пушкину, любая революция для нас превращается в бунт бессмысленный и беспощадный, потому что без Бога, тут уж под Федору Михайловичу. Не поспоришь, кто мы без Бога?
Светлана14 августа 2019, 17:25
Доброго здоровечка, Вячеслав! "И даже благодаря им сохранились фрески Андрея Рублева". Нет, не большевиков, не большевиков, не их, продававших сокровища Эрмитажа и сдирающих оклады икон на переплавку драгметаллов, а Игоря Эммануииловича Грабаря, Петра Дмитриевича Барановского, Никодима Павловича Кондакова и иже с ними благодарите - людей, получивших воспитание ещё в дореволюционное время, подлинных патриотов России, спасших нам и Рублева, и прочее, прочее, а также воспитавших поколение таких же учеников. О. Андрей спасибо за напоминание об Осовце. Только-только вышла эта история из подполья. Там ведь было 3 сильных атаки. Но это ж отдельная статья. Спасибо!
НН14 августа 2019, 16:17
Вячеслав:/Реабилитацию прочему то проводили при Хрущеве и Ельцине,и сдаётся мне,что это были скорее политические шаги/-Не только.Отец моего мужа(кандидат юр.наук, известный криминалист) принимал участие в этой акции.Там вначале рассматривали ВСЕ следственные дела и находили,кого надо было действительно реабилитировать,но таких было не много.Такая щепетильность не всех устраивала,на комиссию надавили и началась жуткая спешка и многих реабилитировали "автоматом".Мы почему-то думаем,что люди сидели искл по политстатьям и обязат несправедливо,но были и тогда убийцы,насильники, воры и тд.И за антисоветскую агитац и пропаганду была статья,судили по закону.И при Сталине идеального общества не было.
Ольга 14 августа 2019, 15:56
Согласна с Иоанной, дискуссия теряет смысл. Уже забыта тема статьи,слышны только навязанные идеологические мантры. Над всеми законами, придуманные человеком, стоит закон Божий. И,если он попирается, то чтобы люди не строили, все рушиться. "Без меня не можете делать ничего" - говорит Господь. И, если, называешь страну СВОЕЮ, то люби её. Люби соотечественников, природу, веру, Бога. Не уничтожай их! Упорствовавшим в своём злом мнении иудеям, Господь сказал:"Се, остаётся дом ваш пуст!" Для того, чтобы исцелиться, т.е.понять суть происходящего в истории, надо обратиться к Богу, чтобы Он просветил ум. Помоги, Господи! Аминь.
Иулиания14 августа 2019, 12:12
Наталье, Ольге: слава Богу, что хоть вы мыслите в нужном направлении. В который раз убеждаюсь, насколько именно мужчинам тяжело идти навстречу Христу и признавать ошибки прошлого. Может, потому в храмах наших большей частью платочки. От этого и грустно, и радостно.
Ольга 14 августа 2019, 11:52
Анатолию. В своей статье о. Андрей говорит о СМИ и школьном и высшем образовании в СССР. А вы пишете о книгах и энциклопедии, которые читали, в основном, редкие люди. Массовое сознание было затуманено идеологией. Результат этого мы видим, например, в некоторых комментариях. Про таких Господь, сказал, что, если и мёртвые воскреснут и будут свидетельствовать об истине, они не поверят. Грустно. Спаси, Господи, нас!
Юрий14 августа 2019, 10:42
"Другой не выезжал из ставки и проиграл... "

Неверно. Ни Государь, ни Российская Империя Вторую Отечественную войну 1914-1918 гг. не проигрывали.
Иоанна_ 14 августа 2019, 09:01
Вячеслав, мне непонятно, зачем идти с коммунистической риторикой на христианский сайт? Чтобы дискутировать, нужно иметь хоть какие-то точки соприкосновения, в данном случае хотя бы приоритет духовных ценностей над материальными, оценку событий и исторических личностей с евангельской точки зрения, а не с позиций вульгарного, дубового марксизма образца 100-летней давности. Кроме русского языка, у нас с вами нет ничего общего, что позволяло бы вести диалог, увы.
Татьяна14 августа 2019, 08:44
Олегъ13 августа 2019, 16:10
...речь здесь не о борьбе с советским прошлым,зачем идти по пути большевиков,которые неистово боролись с исторической памятью...

Не совсем правда в том, что большевики неистово боролись с исторической памятью.
У меня в семье хранится комплект открыток "Наши Великие Предки" Издание Воениздат МВС СССР 1949 Художник Л. П. Столыгво.
Этим комплектом открыток мама, будучи школьницей, была награждена за успехи в учебе в 1950 году.
Вячеслав14 августа 2019, 07:32
Natalie13 августа 2019, 23:09
Повторяю вопрос, если вы знаете о преступлении (кража,убийство, терракт, подготовка мятежа) и сообщили об этом в органы это является доносом? Реабилитацию прочему то проводили при Хрущеве и Ельцине, и сдаётся мне, что это были скорее политические шаги. Считаю, что рассудительность Вам бы не помешала.
НН14 августа 2019, 00:31
Вячеслав13 августа, Некоторые комментаторы дажене не хотят понимать, что есть принцип историзма, который нарушать нельзя, тк получается абракодабра. Ну подумаешь, что 70-100лет назад были другие законы! И люди строили СВОЮ страну так, как в то время считали правильным и нужным. Напр, мне не нравятся современные законы о перепостах, оскорблении власти, о митингах. Но они есть, эти законы, их приняли демократично избранные депутаты! И суды наши работают по этим законам. И осуждают народ и за перепосты, и митинги и тп. А кто-то вопит, что это репрессии и живём мы в кровавом мордоре. А что будет с таким примитивным мышлением через 10лет? Какой там историзм... Сплошная пропаганда и манипуляции.
Наталья13 августа 2019, 23:43
"...хорошо бы дождаться года «Российского офицера» ".Он нам нужен. Спасибо, отец Андрей!
Natalie13 августа 2019, 23:09
Вячеславу: Вы защищаете доносы, предполагая, что многие доносы были справедливы. А как насчёт реабилитации? Это ли не доказательство, что вы неправы? Дай Бог Вам любви!
Natalie13 августа 2019, 22:53
Ольге: Спаси,Господи, Вас!
Ваши комментарии очень верные.
Лучше не скажешь.
Ольга 13 августа 2019, 22:26
Сергею. Большое спасибо вам за интересные подробности истории "Атаки мертвецов". За этими фактами стоят живые люди, их семьи, малая родина. Недавно посещала святые места Воронежской и Липецкой областей. Благодатная земля! Поистине, богатыри духа, рождённые ей и душу свою положившие за другим своя и Отечество! Царство Небесное их душам!
Алексей13 августа 2019, 22:04
Вечная память павшим героям!

Спасибо, отец Андрей, за то, что рассказали нам о подвиге наших соотечественников!
Вячеслав13 августа 2019, 21:36
"Иоанна_ 13 августа 2019, 09:56
От ложных, разрушительных идей отказываться НАДО, надо грехи прошлого хоронить в земле покаяния, как говорил архиепископ Иоанн (Шаховской), иначе они смердят, отравляя воздух настоящего. И будущего."
Ну так и откажитесь верить всему, что говорят, без исследования.
Вячеслав13 августа 2019, 21:24
Иоанна_ 13 августа 2019, 08:41
"Вы привели хороший пример с Государем, который всю войну провёл в ставке. В отличие от генералиссимуса, который ни разу не был на фронте. Кстати, Николай Александрович как был до своего воцарения, так и остался полковником, очевидно, скромность не позволяла ему присваивать самому себе звания всё выше, выше и выше..."
Только результат был интересный. Один на фронте ни разу не был и войну выиграл. Другой не выезжал из ставки и проиграл... Парадокс? Полковник проигравшей армии присваивает себе звания всё выше и выше. Это как казачьи генералы.
Анатолий13 августа 2019, 21:14
Только для примера - "Из боевого прошлого русской армии:Документы и материалы о подвигах русских солдат и офицеров". Главное архивное управление МВД СССР.Под.ред.Коробкова, С.С.Смирнов "Рассказы о неизвестных героях",1963 год., Большая Советская энциклопедия в 30 томах, да ещё куча книг, где рассказано про подвиг крепости Осовец. В СССР помнили и чтили память о подвигах доблестных защитников Отечества.Никто это не запрещал. Не нужно штампов. Давайте и мы не выборочно будем помнить.
Наталия13 августа 2019, 20:56
Слава Богу! Отец Андрей, как вы любите Россию! Как тонко и глубоко чувствуете ее историю, как вам небезразлично, что происходит сейчас, низкий вам поклон и пусть хранит вас Господь и посылает вам Свою Милость и Благодать
Сергей13 августа 2019, 17:43
В обороне крепости участвовали уроженцы территорий вошедших в Липецкую область. 8 месяцев крепость отстаивали бойцы 226-го Землянского полка. Этот полк был сформирован в Землянском уезде Воронежской губернии, в который в то время входили многие поселения южной части Липецкой области. Имена некоторых из бойцов полка восстановил воронежский историк, выпускник липецкого педагогического университета Виктор Бахтин. Кроме того, по данным Виктора Бахтина установлено, что во время «Атаки мертвецов» на помощь 226-у Землянскому полку пришел 228-й Задонский полк.
https://gorod48.ru/news/1874979/
Ольга 13 августа 2019, 17:37
Судя по некоторым комментариям, нам не под силу осмыслить уроки истории. Не говоря о далёком прошлом, даже советский период не осмысливается в полноте. Для христианина на первом месте должен быть Бог, его заповеди. Если власть безбожна, противна Богу, то она неизбежно падёт, т. к. построена не на камне веры, а на песке, по слову Господа. Даже, если она выборочно вплела в свою идеологию часть Его заповедей. Читайте Св. Писание, тогда узнаете, что такое донос, лжесвидетельство, беззаконие. Россия выстояла в этом испытании милостию Божией, молитвами святых и Богородицы. Этот урок должен быть усвоен, иначе пока не исправимся, он повторится. Невозможно оставаться в шорах неведения!
Олегъ13 августа 2019, 16:10
Владимир Ашмарин, речь здесь не о борьбе с советским прошлым,зачем идти по пути большевиков,которые неистово боролись с исторической памятью, и в конце концов проиграли, а речь о том,что та история, что скрывалась под идеологическим гнётом и считалась ненужной русскому человеку, точнее советскому сейчас должна выйти из тени. И,кстати, о.Андрей на мой взгляд точно подмечает, что воюют сейчас с советским прошлым либералы, так же как и более ста лет назад они боролись с царём и царской властью.
Ольга 13 августа 2019, 11:47
НН и иже с ним. Риторика, которую вы используете устарела. Поезжайте на Бутовский полигон, например, там собственными глазами убедитесь в существовании захоронений расстреляных по приговору тройки НКВД десятков тысях людей, среди них за веру, а также названных врагами народа,в т.ч. детей. Там есть храм новомученников церкви Русской, музей. Вы сможете лично ознакомиться с документами, а также посмотреть в глаза этих людей на фото или иконах. Может сердце ваше оттает и подскажет, где правда. Таких мест массовых расстрелов по всей России много, поинтересуйтесь. Вы можете их посетить. Ещё съездите на Соловки. Никто не уезжал оттуда с холодной душой! Святые новомученники, молите Бога о нас!
Алексей13 августа 2019, 11:47
Очень сильная статья! Большое спасибо!
Natalie13 августа 2019, 10:47
НН:
А Вы, что не верите, что были доносы? Не знаю, что и сказать. Да и времени нету на большие комментарии.
У меня дедушка был репрессирован и убит по доносу.
Был заведующим районного образования.Был очень добрый.После войны реабилитировали его, но сколько горя моя бабушка (замечательный человек и учительница ) перенесла! Царства небесного всем невинно пострадавшим и замученным!
Вам это не понять, если у вас никто не погиб по доносу или за веру.Да, мои родственники узнали много из архивов КГБ после распада Союза. Ещё помогло и то, что новый наш сосед по даче работал тогда в КГБ большим начальником и помог нам в поисках. Слава Богу!
Иоанна_ 13 августа 2019, 09:56
Владимир Ашмарин /...А с ромеев, которые приняли веру в Христа не отрекаясь от своего Отечества и своих предков.// Так наши предки 9 столетий до этого уже были православными христианами, о том и статья, что не с большевиков начинается наша родословная! От ложных, разрушительных идей отказываться НАДО, надо грехи прошлого хоронить в земле покаяния, как говорил архиепископ Иоанн (Шаховской), иначе они смердят, отравляя воздух настоящего. И будущего.
Иоанна_ 13 августа 2019, 08:41
Тамара, зачем читать то, что "невозможно читать"? Читать надо авторов, близких по духу. Верующему человеку, безусловно, надо смотреть на отношение того или иного автора к Православию. Те, кто отождествляет себя с безбожниками - что умного они могут сказать? Эти люди пребывают в духовном ослеплении. Вы привели хороший пример с Государем, который всю войну провёл в ставке. В отличие от генералиссимуса, который ни разу не был на фронте. Кстати, Николай Александрович как был до своего воцарения, так и остался полковником, очевидно, скромность не позволяла ему присваивать самому себе звания всё выше, выше и выше...
Вячеслав13 августа 2019, 08:00
Олегъ12 августа 2019, 18:46
Ну в полном объеме, так в полном объеме. Только не надо затирать мощнейший рывок России при большевиках, чего сейчас делают. ТО что вы утверждаете это очередная байка, если какая-то часть большевиков и хотела всё разрушить, то это только часть. Не надо желание части переносить на всех. Была определенная эйфория, вот мы теперь хозяева, и не хотим быть такими как наши бывшие угнетатели. Не надо нам ни их развлечений ни их образа жизни, ни их поэтов. Но покипели покипели, и голос разума взял верх. Дети растут, делают ошибки. Но если вы сделали ошибку в 10 лет это не значит, что вам можно этим тыкать в 50. Мы то образованы сейчас, и то обманулись в 80...
Алла13 августа 2019, 07:40
Первую Мировую мы проиграли. Поэтому никто и не хочет вспоминать её. Вторая Мировая закончилась для нас триумфом, несмотря на огромные потери мы вышли полными победителями. А вот Первая... Это обычная психология. Какие бы мы подвиги не совершали в проигранной войне, она все равно остается проигранной. Сразу предупреждаю: не собираюсь вступать в спор, почему мы проиграли, насколько корректно так говорить и т.п. Факт в том, что победителями мы не были, и не важно, почему. Никто не хочет помнить поражения.
Вячеслав13 августа 2019, 07:32
Natalie12 августа 2019, 19:54
У меня нет доступа до архивов КГБ. И не было доступа ни у Шаламова ни у Солженицина. Но давайте так посмотрим: отвлеченно. Допустим я недоволен властью, про это всем говорю, при этом добавляю, вот немцы придут, порядок наведут, или то что власть надо всю перевешать потому что они моего отца\деда раскулачили. Но мои выступления по действующим законам являются преступными. И кто-то сообщает в органы, из нежелания быть соучастником или просто не желая слушать этот бред. Это донос? Сообщить о преступлении? Берем другой случай. Трое собрались ограбить более менее зажиточного знакомого, четвертый услышал и сообщил куда надо. Это тоже донос? А надо молчать?
НН12 августа 2019, 23:28
Natalie12 августа 2019, 19:54, А какие дела, в каких фондах в архиве КГБ смотрели лично Вы? Мне очень интересно. Только, пожалуйста, не ссылайтесь на других, что Вам кто-то сказал, что он точно смотрел и сам лично видел миллионы доносов и миллионы приказов посадить, расстрелять, осудить. Только то, что смотрели лично Вы и историки, в работах которых есть все ссылки на архивы, фонды, описи, дела. Пожалуйста, напишите.
Ольга 12 августа 2019, 23:04
Спасибо, Natalie! Ещё бы вспомнить про спецпайки, спец больницы, спецсанатории и т.п. для одних, и тюрьмы, лагеря, расстрелы-для других товарищей и братьев. Просто, что ты не такой как все - верующий, работящий, хороший хозяин и мастер, не партийный или чем-то не устраиваешь соседа. Вспомните, при какой власти узаконили аборты? Истребляли собственный народ. А теперь нам говорят о промышленности и других достижениях сов.власти. Пора вынимать гвозди иллюзий, вбитые в сознание. Без покаяния, т.е. перемены ума и действий, нам не исправить ситуацию. Да и, конечно, без желания знать истину.
Иулиания12 августа 2019, 22:46
"Уважаемый Автор призываю вас к объективности. Пора уже выходить из конца 80-х."

Вячеславу: решили тягаться с отцом Андреем?) Вот и выйдите из своих ложных убеждений сами.
Владимир Ашмарин12 августа 2019, 22:12
Редкий случай, когда не соглашусь с отцом Андреем. Нынешняя борьба с советским прошлым и попытка стереть память о нём ничем от пресловутого "большевизма" с его "весь мир насилья мы разрушим, ... мы наш, мы НОВЫЙ мир построим".
Пример надо брать не с ветхозаветных иудеев, которые должны были умереть в пустыне, чтобы их дети, не затронутые скверной обычаев Египта, наследовали землю обетованную, а с ромеев, которые приняли веру в Христа не отрекаясь от своего Отечества и своих предков.
Много последнее время разговоров о том, что народ не тот, надо подождать, мол, пока родившиеся в СССР вымрут и тогда заживём. Эта мысль не от Бога.
Иулиания12 августа 2019, 21:59
"Если только об одной военной истории говорить, то где всенародная память о победе в Первой Отечественной войне, т.е. в войне 1812-го года? Где память о героях Плевны, Цусимы, Шипки, Измаила, Бородино и так далее?"
Вы еще, отец Андрей, о Христе вспомните, который аж 2000 тысячи, уж и больше, лет назад по земле ходил и с народом говорил..) Современному человеку, больше жующему, чем думающему и анализирующему, легче принимать то, что было ближе по времени. Ну, там колбасу по рубь с копейками, комсомольские линейки, когда был молод и полон надежд. Войну 1812-го года, говорите? Бородино? Ну что вы. Сейчас постоянно слышу одно: нашу историю переписали, правды не найти. Невежество живее живых.)
Natalie12 августа 2019, 19:54
Вячеславу:
«Человек человеку друг, товарищ и брат» в основном были только красивые слова, а на деле были сплошные доносы друг на друга. Посмотрите архивы КГБ. Сколько безвинных людей погибло и пострадало от доносов соседей, коллег и даже родственников! Даже в середине 80-х годов следили и доносили.Страх у людей был всегда ,что донесут.
Олегъ12 августа 2019, 18:46
Первый абзац - ну просто в десятку!Кстати, Вячеслав, согласен с вами, что историческая память в СССР была, нельзя сказать, что уж совсем ничего не было, хоть и хотели большевики всё разрушить "до основанья,а затем", но поняли, что без прошлого не построишь будущего и вынуждены были возвращаться к исторической памяти, особенно после Великой Отечественной войны, но делали это очень выборочно, малыми дозами и, конечно всё под прицелом господствующей идеологии. Поэтому, о.Андрей совершенно справедливо ставит вопрос о возвращении исторической памяти в полном объёме,без этого Россия, как государство прекратит своё существование, СССР тому яркий пример.
Вячеслав12 августа 2019, 18:11
"Ольга 12 августа 2019, 13:53 Удивительно, как мы отравлены"
Всё хуже. Мы отравлены отсутствием аналитического мышления. Слепо верим в то что нам скажут даже без попыток применить то чему нас учили в школе и институте. И действуем скорее как первобытный охотник: увидел дичь, бей её, потом разберемся. Сказали надо царя свергнуть: все сразу ура-свобода! Сказали что большевики кровавые упыри. Сразу топчи их! Зачем нам промышленность выпускающая самолеты? Давайте её продадим а самолёты на западе купим.Давай- там лучше.Всё, хватит. Повторяю: Не надо дышать духом восьмидесятых. Всё уже речь, идёт о выживании того что осталось. Будем дальше так веселиться и в прошло тыкать и это потеряем.
12 августа 2019, 18:02
Про Атаку мертвецов - очень обидно. Будь такой подвиг в активе французов или англичан, ох они бы им размахивали!
НН12 августа 2019, 16:32
Ольга:/А потом стали либералами. И политика определяется ими...Надо признать это./-Либералы есть и в РПЦ. Как во времена СССР кто-то читал"Наш современник",Белова,Абрамова,Шифаревича,Проскурина и тп; ходили на выставки Глазунова и тп,-и потому знали довольно много о России;а кто-то читал "Знамя",Рыбакова,Аксенова,Искандера,Бакланова и ходили на выставки абстакционистов и тп.-и знали только то,что хотели знать;так и сейчас кто-то винит себя,что был глупым,не интересовался историей и в храм не ходил,а кто-то во всём винит страну,власть,историю -только не себя!Хорошая позиция,выгодная.Лично у меня память никто не крал, и не украдёт- не позволю! Не надо подменять факты мнением и будет порядок.
раба Божия Тамара12 августа 2019, 15:33
Иоанна_ 12 августа 2019, 08:44
Чего здесь "требовать"? Уже почти 30 лет, как вся информация доступна===Простому читателю - ещё надо разобраться: что есть правда в этой информации! Столько откровенной лжи, что невозможно читать. И до сих пор- как очень верно написал о.Андрей -белое пятно на всей истории до 1917 года. до сих пор столько людей ненавидят царя и Империю, а тут ведь простой пример: всю войну Царь находился в ставке на фронте.Те, кто превозносит Сталина об этом не знают.В школьные годы(50 лет назад я читала всё, что могла найти в наших библиотеках: Порт-Артур, Цусима и т.д. и поражалась - почему нам об этом не рассказывают на уроках?
вячеславs12 августа 2019, 14:54
Полностью согласен!
Ольга 12 августа 2019, 13:53
Вячеславу. Удивительно, как мы отравлены большевизмом! Не воспринимается никакая критика. Сразу аргументы - знание Пушкина, Лермонтова, советские фильмы, пропитанные идеологическими штампами и прочее... Никто хорошего не отрицает. Статья о. Андрея об искажении нашего сознания, истории. Несколько поколений не знали Бога, веры, это и теперь приносит свои горькие плоды. И те, кто у власти, в т.ч. в СМИ, многие были при должностях в КПСС и комсомоле. А потом стали либералами. И политика определяется ими...Надо признать это.
Вячеслав12 августа 2019, 13:14
Вера12 августа 2019, 11:02
"Насколько уже опостылел этот бесконечный ржач с экрана, эти празднования рождений младенцев от"
При капитализме телевидение представляет собой инструмент зарабатывания денег для определенных людей. За телевизионное время надо платить. Платит рекламодатель, платит заказчик. И телевизионщикам всё равно что рекламировать, хоть товар, хоть преступные идеи, главное деньжата. Чтобы телевидение воспитывало и образовывало, нужен определенный строй, где во главе угла стоит не деньги а отношение к человеку, воспитание человека. Помните "человек человеку друг товарищ и брат" А при каком строе какая партия это провозгласила "сверху"?
Мария12 августа 2019, 12:02
Низкий, Вам поклон, отец Андрей. О воспитании любви к Родине и её многовековой истории надо уже не говорить, а кричать. В нас много советского, а русского мало осталось. Трудно донести стало это до наших детей, потому что школа выворачивает истину и правду на изнанку и учит наших детей только тому, что спускают сверху эти наши либералы. Кто то правильно сказал, что в институтах выращивают моральных и духовных убийц наших детей. Единицы учителей остались, которые любят детей и не кривят душой, низкий им поклон и таким как Вы, давайте бороться за правду и душу нашего будущего поколения вместе. Память и знание истории или хотя бы интерес к ней - ценный дар для каждого неравнодушного человека.
Марина12 августа 2019, 11:55
Спасибо, отец Андрей! Очень важная тема, очень совевременная. Да, онечно, телеканалы "СПАС" и"Культура" по мере сил стараются восполнять эти пробелы, но этого, безусловно, мало. Кроме того, в последнее время на "СПАСе" тоже засилье рекламы отнюдь неправолсавного характера. Это очень огорчает. Понятно, что каналунадо развиваться, но все равно рекламную политику надо изменить. Крайне огорчительно, когда священников или многоуважаемых светских экспертов перебивают буквально на полуслове рекламой лекарственных средств или бытовой техники, одежды и т.д. Это немного другая тема, но наболело.
Вера12 августа 2019, 11:02
Спасибо!!!! Какая долгожданная статья! Насколько уже опостылел этот бесконечный ржач с экрана, эти празднования рождений младенцев от 5-ой жены 75-летним сомнительно-звездатым стариком, эти различные шоу...,прямо беснование какое-то.. По крохам собираешь историческую информацию в интернете, а с телеэкрана только гогот....
Кузьмина Лариса12 августа 2019, 10:33
Валентину: Такой канал существует. Он носит название "СПАС".
Татьяна12 августа 2019, 10:27
Это правда, все, кто хотел, давно открыли для себя бывшие в забвении страницы истории России. Как писал И. Шафаревич, сегодня для нас открыты даже архивы КГБ. Но в большей массе, мы разучились читать, это тяга как-то улетучилась постепенно вместе с возможностью читать запрещённое ранее. А канал РПЦ есть-Спас, там есть передачи Мамонтова, откровенные и правильные.
Вячеслав12 августа 2019, 10:21
Насколько мне известно, в СССР память историческая была. Вспомните фильм "Александр Невский" к примеру или "Адмирал Нахимов". И победе Петра под Полтавой, и сражение на Куликовом поле были известны нашему народу. Другое дело, что участие РИ в войне 14 года считалось бестолковым и преступны.Еще раз скажу хватит ругать большевиков. Благодаря им массы знают Пушкина и Лермонтова. Массы, а не малая часть. И даже благодаря им сохранились фрески Андрея Рублева. Я могу продолжить.
Уважаемый Автор призываю вас к объективности. Пора уже выходить из конца 80-х.
Вадим12 августа 2019, 09:05
Истинно так !Не знать Прошлого-не иметь Будущего ...Да не станем "манкурами"!
Анна12 августа 2019, 08:56
Спасибо Вас, Господи, батюшка! Вы затронули настолько актуальную проблему, что даже и не высказать. И, как всегда, самый большой ужас в том, что мы не просто не осознаем ее масштаб, мы даже не представляем, что она есть! Вспомнился Смоленск - город-герой во все времена, первый на пути того самого Запада в Россию. Так вот: французы, отступая, сожгли весь архив Смоленска, грелись типа, а более поздний архив после Великой Отечественной войны попал в руки (вниманию любителей Запада) американцев, которые теперь выборочно и по своему усмотрению публикуют из него отрывки, вымарывая фрагменты так, что невозможно составить целостную картинку. И это только Смоленск, только кусочек!
Максим12 августа 2019, 08:54
о. Андрей, спаси Христос за статью и за все Ваши труды! Просьба не останавливаться, т.к. многие, если не все, поднимаемые Вами темы, очень актуальны для нынешней России.
Иоанна_ 12 августа 2019, 08:44
Чего здесь "требовать"? Уже почти 30 лет, как вся информация доступна, кто хотел - давно всё понял. Другое дело, что большинство та ложь, которой нас кормили предыдущие 70 лет, вполне устраивает. А что касается "верните" - то это ТОЛЬКО политическая воля. Или её отсутствие.
Анастасия У.12 августа 2019, 08:37
Спасибо! Люблю историю, очень хочу , чтоб мои дети ее любили.Приятно общаться с человеком, который гордится историей своей страны. История церкви тоже даёт увидеть события не так, как было в учебниках или воспоминания священников о своем времени удивительны, им я верю абсолютно.
Наталия Ростова12 августа 2019, 08:36
История крепости Осовец имеет продолжение. "Атака мертвецов" - это несомненно подвиг русского солдата..Кстати, бытует мнение, что фраза "русские не сдаются!", как раз пошла после этой атаки. Но есть ещё один подвиг. Там же. Бессменный часовой, по фамилии Николаев, которого в спешке забыли снять с поста, когда решили подорвать эту крепость, чтоб ворогу не досталась. А часовой остался под завалами, правда с продовольствием, водой и вентиляцией. И когда в 1924 году откопали вход, первое что услышали :" Стой, кто идёт! Стрелять буду!"
Вот верность Императору, Отечеству, Армии..Жаль, что этот подвиг многие не знают. Я про Осовец своим детям рассказывала, когда они были подростками. Их впечатлило!
Олег12 августа 2019, 07:18
Спасибо огромное, отец Андрей!
Нельзя надеяться, что кто-то научит наших детей. Нужно это делать самим!
Сам я спохватился поздновато в воспитании своего сына. Сына не трогают подвиги наших дедов на Шипке и в Плевне, хотя и удалось недавно побывать в тех местах. А книга ЖЗЛ "Герои Шипки" просто потрясающая! Надо бы с внуками не упустить это, если Бог даст.
Братья, учите своих сыновей нашей истории! Книг мало, но они есть, например, эта: https://litlife.club/books/236394/read?
Если будете в Болгарии, обязательно посетите Шипку и Плевен...
Анна Резе12 августа 2019, 06:31
Здравствуйте,люди добрые. Мне,дочери победителя в Великой Отечественной Войне,комсоргу(помилуй меня Бог),тяжело воспринимать такие молниеносные жгучие слова отца Андрея. Но это только в первое мгновение. Я преклоняюсь перед иконой Царственных Страстотерпцев,молитвенно прошу у всей царственной семьи помощи в семьях моих сыновей. Читаю,учусь у них любви взаимной,смирению и терпению. Спасибо Вам,отче. Слава Богу,что у Вас такой слог,такой яркий ум и умение передать нам волю Божью. Слава Богу,что мои родители сами любили Родину и нам, детям, передали эту любовь к родимой земле,к своим дворам,к небу и звездам,к стогу сена для скотины,к поленнице у сарая. Нам нужен год Российского офицера.
Сытник Валентин12 августа 2019, 06:13
Короткая но крайне глубокая по содержанию статья, впервые вижу в печати совершенно точную оценку, о реванше "февралистов" и о специальном забвении народных подвигов и просто народной жизни во все времена истории страны. Точно сказано о том, что все преподноситься так, что до революции 17 года и жизни не было в России, и до развала Советского Союза тоже народ не жил, не любил, не творил, не совершал подвигов. И по телевидению не показывают нашего современника, как будто нет сегодня ни ученого, ни танкиста, ни инженера, ни слесаря - нет современного героя. Кругом пошлость, прямая ложь или подтасовка фактов, никчемность "экспертных суждений". Пора РПЦ создавать свой телевизионный канал.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×