Сергий, митрополит Тернопольский и Кременецкий (Генсицкий)
Пример назидает
Сергий, митрополит Тернопольский и Кременецкий (Генсицкий), Украинская Православная Церковь:
– Если нас объединяет вера, мы становимся семьей. Вот семейка, видишь? (все тут же вокруг владыки выстраиваются для кадра, фотографируются – прим. О.О.) Пример назидает. Просто надо жить верой. Как Господь говорит. Заповеди знаешь – исполняй. А потом: отдай имение и иди за Мной (ср. Мф. 19, 21). Обязательно надо чем-то пожертвовать: своими привычками, греховными наклонностями, чем-то плохим. На Афоне старец просто говорил: «Живи свято».
Действующая сила
Протоиерей Андрей Речицкий, настоятель храма Пророка Илии в Китай-городе, исполняющий обязанности благочинного Иверского благочиния Москвы:
Община становится семьей, когда она исполнена той действующей силы, которая соединяет всех воедино, – эта сила – любовь
– Как и любая семья, община становится семьей тогда, когда она исполнена главного – той действующей силы, которая соединяет всех и всё воедино, – эта сила – любовь. Любовь приобретается через внутреннюю работу каждого над своей душой и взаимную заботу. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Любая община, которая трудится, созидает жизнь через этот труд, через помощь друг другу, взаимовыручку. Так и начинает что-то выстраиваться. Возникают взаимосвязи между людьми, семьями, между священником и паствой, появляются помощники у пастыря, ответственные за те или иные направления совместной деятельности.
Община живет своей внутренней жизнью, возрастает. Невольник – не богомольник. Все основано на свободе. Только так возможен естественный рост. Это как в любой семье. Дети вырастают – идут дальше трудиться, но вместе с тем единство сохраняется. Так и в общине: кто-то рукополагается, кто-то еще какие-то послушания получает в Церкви, не обязательно внутри своего прихода. Тот строй, порядок жизни, который был заложен, продолжает развиваться. А всякие нестроения, которые бывают, как и в любой семье, должны покрываться любовью, снисхождением.
Всегда нужно помнить о том, что есть нечто, некая область, где мы едины. Есть наша вера, есть уклад нашей семейной жизни. У любой семьи бывают какие-то внешние силы, посягающие на ее целостность: теща, например, или свекровь, – кто-нибудь да вторгается. Но мы знаем: там, где есть любовь, где есть снисхождение, понимание того, что трудности так или иначе неизбежны, – по натиском извне любовь становится только ярче. Как же иначе может проявиться та сила, которая должна в нас открыться?
Сам Господь нам посылает испытания, чтобы мы поняли что-то о себе. Когда с нами происходит нечто, превосходящее наше разумение, когда нам уже не на что в этом мире опереться, – только тогда нам и становится очевидно, насколько мы укоренены и устойчивы в духовной жизни, либо, наоборот, вдруг ощущаем, как стремительно выходим из равновесия, сердце наше начинает смущаться, и мы теряем главное оружие – молитву друг за друга. Потому что человек, который находится в раздражении, смятении, – он молиться не может. А если он не может молиться за близких, за свою семью, то все распадается…
Если же есть молитва, то она связывает все и всех, – это как такое вязание: петелечка к петелечке тянется, – так, слово за слово, и молитва. Если есть в общине молитва друг за друга, – так это же и есть высшее проявление нашей любви друг ко другу! Тогда уже ничто нас не может поколебать, – если действует молитва. Если есть благодать Божия, то какая злая воля что с нами может сделать? Ничего с нами не может случиться плохого! Если мы сами только не открываем дверь ненужным, разрушительным для нас силам.
В семье никто никого не оставляет, не бросает
Иеродиакон Феофил (Боголюбов), художественный руководитель и регент хора «Анастасис», Москва:
Община становится духовной семьей от огромной любви ко Христу
– Община становится духовной семьей от огромной любви ко Христу. Если есть любовь к Богу, то есть семья. Семь-я. В семье никто никого не оставляет, не бросает. Это там, где нет любви, оставляют и Господа, и друг друга. Все зависит от полноты сердца каждого, будь то епископ, священник, мирянин. Чем оно наполнено?
Когда все друг перед другом смиряются
Феодосий, епископ Каинский и Барабинский (Чащин), Новосибирская митрополия:
Феодосий, епископ Каинский и Барабинский (Чащин)
– Община становится семьей, когда все друг перед другом смиряются. Не для себя, а для других живут.
Без пастыря семьи быть не может
Серафим, архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский (Зализницкий, в схиме Сергий), Украинская Православная Церковь:
Серафим, архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский (Зализницкий, в схиме Сергий)
– Это от пастыря зависит, от того, кто руководит общиной: станет ли она семьей. Как он поставит дела духовной жизни, так все и будет. Без пастыря семьи быть не может.
Как первая христианская община апостольского времени
Архимандрит Иов (Гумеров), насельник московского Сретенского монастыря:
– Только тогда и можно говорить об общине как о духовной семье, когда большинство членов этой общины стремится жить по евангельским заповедям. Тогда она становится организмом, как первая христианская община апостольского времени. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32).
Защищать Истину надо
Протоиерей Борис Демушкин, Москва:
– Начинаем мы всегда с проповеди. Станем проповедовать, община соберется. Будем жить с Богом и по-Божьи – станет духовной семьей.
В миру семьи разваливаются, потому что люди живут без Бога. А если жить с Богом, семья будет целостна, невзирая ни на что.
А как с Богом жить? Очень просто. Берем в руки Новый Завет. Там ответы на все наши вопросы.
Вот, допустим, послание святого апостола Павла к Коринфянам. Что там говорится? Например: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7, 12).
Нужно прежде всего самим прийти в соответствие с духом Евангелия
Надо Новый Завет читать очень внимательно. А самое главное – надо применять все прочитанное к себе, так, чтобы мы сами смирялись, терпели и любили ближнего. То есть надобно стремиться всегда самим показывать пример христианской жизни. Нужно прежде всего самим прийти в соответствие с духом Евангелия.
А так сказано:
«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8, 35–37).
Однажды, помню, пришел я к отцу Кириллу (Павлову) с вопросом – были разногласия между настоятелем, протоиереем Игорем Малюшицким, он из покаявшихся обновленцев, и старостой храма – тот из КГБ был, но за время своего пребывания на приходе вел-то себя по-Божьи! И вот я спрашиваю:
– Чью сторону принять?
А батюшка отвечает:
– Защищать Истину надо. Где она – определяйся сам.
Отец Кирилл нам всегда свободу оставлял: совести, разума, богоискания.
Истина должна восторжествовать. Вот и все.
Главный – Бог. Христос во главе Церкви
Иерей Александр Ревюк, настоятель Свято-Троицкого храма в Бруклине, Православная Церковь в Америке:
– Община становится семьей тогда, когда есть между пастырем и членами прихода взаимопонимание и любовь, – только это является основой сближения.
Поколебать единство и целостность могут, прежде всего, зависть, гнев, обида, другие грехи. Обида друг на друга – чаще всего основная причина нестроений. Когда коллектив сплоченный, он может любые напасти перенести.
Я сам поменял несколько приходов, и в Москве служил, а потом и в Америке: ранее в Калифорнии, в Оризоне. Конечно, многие переживают, когда происходит разделение приходской семьи, но я всегда говорил: «Главный – Бог. Христос во главе Церкви».
Храни наши семьи Бог
Константин Ефимович Скурат, доктор церковной истории, заслуженный профессор Московской духовной академии:
– Общину делает семьей, прежде всего, вера. Истинная вера в Бога и общая молитва. Вот это основа всего.
Поколебать единство семьи может отсутствие веры и общей молитвы
Также и в малой Церкви – семье: если будут все по-настоящему верить и вместе молиться утром и вечером, семья будет укрепляться. Попробуйте, увидите! Простое решение. Это просто надо взять и сделать: сегодня, завтра, послезавтра. И будет спокойствие. И всё пойдет по-хорошему.
Поколебать единство семьи может отсутствие веры и общей молитвы. Потому что если веры и молитвы не будет, враг так или иначе вмешается, и семья распадется.
А будет общая молитва, – даже пусть она будет коротенькая, может, длинную и не надо, коротенькую, но твердо ее исполнять, – и семья будет целостна. Храни наши семьи Бог.
Чем ближе к Богу, тем ближе друг ко другу
Протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке:
– Вера и общая устремленность ко Христу и друг ко другу делает из общины семью. Помните, образ аввы Дорофея: в центре Бог, а мы все – лучики, и чем ближе мы к Богу, тем ближе и друг ко другу. По мере стремления людей быть ближе к Господу они понимают, что должны быть ближе и друг к другу. Это прекрасный образ.
Общине не позволяет разваливаться наличие твердого основания, которое есть Христос Бог.
Духовный стержень
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений (Решетников):
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений (Решетников)
– Духовный стержень делает общность людей семьей, – тут духовник очень важен.
Каким он должен быть, чтобы сплачивать не вокруг себя, а вокруг Бога? Это у духовных людей спросите.
Чтобы община не разделялась извне, нужен духовный стержень, – а это опять же зависит от духовника.
Просто в правде да в простоте отстаиваем то, что любим
Василий Семенович Анисимов, глава Пресс-службы Украинской Православной Церкви:
– Духовной семьей общину делает, прежде всего, сострадание и сопереживание друг другу. Я и об Украине говорю, и о России.
Нам сейчас на Украине очень тяжело, и все, кто нам сочувствует, – и есть духовная семья. Представьте, ваша дочь находится на Украине, или, наоборот, ваша мама там, – сердцу сразу все понятно. У нас же 36% прямых родственников – россиян и украинцев! У меня у самого здесь, в России, дочь. Звонит, плачет. Народ оказался разорван. И не просто разорван, а разорван с кровью.
Сейчас уже всех мирить очень тяжело. Теперь нужно огромное христианское мужество людей, братьев и сестер во Христе, чтобы понять и простить друг друга. На самом деле это испытание и вызов современному Православию. Если мы сможем помирить народ, мы Церковь. Нужно восстанавливать узы любви и братства на всех уровнях.
Блаженнейший Митрополит Онуфрий не побоялся взять на себя удар. Он же вообще жесточайшему остракизму подвергнут. За что? За то, что он хочет мира. Партия войны его унижает, оскорбляет, поносит. Но он держится, – и народ за него.
Нужно огромное христианское мужество братьев и сестер во Христе, чтобы понять и простить друг друга
Я вообще не понимаю, как, при всем том гигантском давлении власти, наша Украинская Православная Церковь выстаивает. Это действительно исповеднический мученический путь. Тебя бьют, а ты не уклоняешься. При всех тех изощренных в нашем XXI веке методах принуждения – это очень тяжело.
Но у нас так Господь устроил, что партия войны получила удар оттуда, откуда вообще не ожидала. Пришли какие-то мальчишки и разгромили Порошенко в пух и прах. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется некий гоголевский персонаж – веселый парень, шутит-острит. Юмор у него беззлобный, не тот, который оскорбляет, а как у Гоголя – с любовью ко всем существам. Он-то как раз таки и погубил антирусскую коалицию, в три раза Порошенко обошел. Этого никто не мог предвидеть! Хоть бы слово против сказал или за. Нет, просто весело смеялся. Сейчас он, может быть, укрепится, и мы посмотрим, как всё пойдет дальше. Очень хочется, чтобы это пятилетнее безумие, которое нас совершенно вымотало, прекратилось.
Силам зла удалось пролить кровь между братьями. А еще и эта преступная акция с Константинопольским Патриархом, который тоже стал пособником зла… Но за все эти пять лет войны у Украинской Православной Церкви только 200 приходов наши недруги смогли отбить. Представьте, если бы у вас в России снова светские власти начали изымать приходы, полиция, армия и т.д. Сколько бы у вас приходов выстояло?
Как справляемся? Просто в правде да в простоте отстаиваем то, что любим. Вера помогает, молитва. И Бог.
Это должно нормой жизни для любого верующего (не только в храме). Но когда раздаются призывы о помощи, а ты не можешь откликнуться, потому что есть обязанности, которые никто не снимал. Потом упреки от прихожан общины - когда ты будешь помогать другим, тебе кто-нибудь тоже поможет. По своей наивности я тоже так думала. Потом оказалось, что чем больше ты помогаешь другим, тем больше у тебя накапливается своих проблем.Конечно, проще организовывать чаепития в храме и тп,чем дома ежедневно нести свой Крест.
Мера везде нужна
Ни суеты, ни нетерпения от того, что тебя дергают, отвлекают, мешают пройти. Второй раз увидела его утром, когда он в храм шел - тоже самое.
Помоги Господи митрополиту Сергию и всем нашим пастырям!