Православный календарьПравославный календарь
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

Россия и Белоруссия: духовные скрепы и камни преткновения

    

О расстановке религиозных и политических сил в современной Белоруссии рассказывает кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дмитриевич Гронский.

После распада СССР люди потеряли ранее существовавшие духовные и иные ориентиры советского образца. Это пространство быстро заполнилось альтернативными ориентирами, которые были разнообразны и порой взаимоисключали друг друга. Одной из заметных реальностей духовной жизни постсоветского пространства стало усиление религиозного влияния. Чаще всего люди стремились к традиционной для своего края религии. Так, для республик Средней Азии таковой стал ислам, а для западной части постсоветского пространства – христианство. В Белоруссии христианство представлено как Православием, так и католицизмом, также есть небольшое количество протестантов, в основном принадлежащих к неокультам. К православным себя относит большинство белорусского населения, по разным подсчетам от 74 до 85%, к католикам – от 7 до 12%. Проблема подсчетов заключается в том, что верующими себя могут называть как воцерковленные, так и «стихийно верующие», посещающие храмы время от времени.

Помимо того, к православным, католикам или иным конфессиям себя могут отнести люди, не связанные с религией напрямую, а являющиеся сторонниками той или иной конфессии по причинам того, что к ней принадлежали предки, или по иным мотивам. Вспомним хотя бы такое самоопределение белорусского президента Александра Лукашенко, которое он выразил словосочетанием «православный атеист».

Однако христианское разнообразие православными Московского Патриархата и римокатоликами не заканчивается. Существует Автокефальная Православная Церковь, которая практически незаметна в Белоруссии, большинство ее прихожан находятся за рубежом. Эта Церковь была насильственно создана в период Второй мировой войны, после войны подавляющее большинство священников перешло в Русскую Православную Церковь Заграницей, но некоторые снова провозгласили автокефалию при помощи украинских автокефалистов. Белорусскую Автокефальную Православную Церковь постоянно сотрясали скандалы – иерархи никак не могли поделить власть. Церковь раскалывалась, а новые иерархи различных ее частей чуть ли не проклинали друг друга. Так что это объединение в реальности скорее политическое, чем религиозное. Время от времени представители Автокефальной Церкви участвуют в оппозиционных мероприятиях в Белоруссии, но даже у оппозиционеров иногда возникают сомнения в том, настоящие ли это автокефальные священники. Белорусская Автокефальная Православная Церковь не имеет никаких шансов на расширение, если только официальные власти почему-то не решат сделать на нее ставку и использовать административный ресурс.

Свято-Елисаветинский женский монастырь в Минске Свято-Елисаветинский женский монастырь в Минске     

Более активны грекокатолики, или, как их еще называют, униаты. Приверженцы унии появились в стране в период перестройки, но свое появление они рассматривают как возрождение. Дело в том, что земли нынешних Белоруссии и Украины в середине XVI века вошли в состав первой Речи Посполитой, в которой доминирующей конфессией был римокатолицизм. В конце XVI века ряд православных иерархов захотели повысить свой статус, поэтому решили перейти в подчинение римскому папе, приняв унию. Несмотря на массовое недовольство клира и прихожан, уния была заключена, а Православная Церковь запрещена. Но через два десятка лет польские власти были вынуждены легализовать Православие. Тем не менее положение старейшей христианской конфессии на этих землях оставляло желать лучшего. В 1839 г. белорусские униаты вернулись в Православие. Но в конце 80-х гг. ХХ века группа белорусских националистов решила, что уния является «национальной белорусской религией», поэтому она стала навязываться как единственно правильная вера настоящих белорусов. Белорусские униаты имеют тесные связи с украинскими братьями, но ничто не может им помочь завоевать сердца простых людей. Хотя проуниатски настроенные белорусские интеллектуалы и ученые существуют, но они влияют только на узкий круг лиц. Тем не менее униатская идея иногда рекламируется даже официальными чиновниками. Существование униатов создает проблемы в отношении православных и римокатоликов. Как говорят православные батюшки, между православным и римокатолическим клиром практически нет разногласий и налажены добрые отношения, но все это существует, пока не вспоминают об униатском факторе.

На 2017–2019 гг. выпали три юбилея, связанные с униатской проблемой. В 2017 г. отмечалось 300-летие архиепископа Могилевского Георгия (Конисского). Он начал процесс перевода униатов в Православие. В 2018 г. были годовщины со дня рождения (220 лет) и смерти (150 лет) митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), это он закончил перевод униатов в Православие на Полоцком Церковном Соборе в 1839 г. А на 2019 г. выпал юбилей самого Полоцкого Собора. Православная общественность столкнулась как с явным, так и со скрытым противодействием со стороны белорусских националистов. Тех, кто рассматривал унию в качестве национальной религии, раздражали торжества, посвященные лицам, поспособствовавшим возвращению униатов в Православие. И если архиепископ Георгий в 2017 г. был канонизирован, то митрополит Иосиф – пока нет (как минимум, на время публикации этой статьи), хотя разговоры о его канонизации начались не сегодня.

Митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко) Митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко)     

Фигура митрополита Иосифа (Семашко) раздражает националистов, ими было написано несколько статей против канонизации, но все эти статьи в основном базируются на фальсификациях. Уровень критики можно проиллюстрировать несколькими примерами. Так, митрополита Иосифа обвиняют в борьбе против белорусского языка и белорусской культуры. На самом деле митрополит боролся против засилья польского языка в проповедях униатского духовенства. Известны его требования произносить проповеди не на польском, а на русском литературном или народном, последнее как раз обозначало все вариации восточнославянских говоров, в том числе и белорусские. Митрополит вообще-то требовал, чтобы проповеди вели в том числе и по-белорусски. Также в вину митрополиту ставят сожжение рукописного памятника XI века – Туровского Евангелия. Но это является ложью, поскольку Туровское Евангелие до сих пор хранится в Вильнюсе. Помимо того, ряд противников канонизации митрополита Иосифа утверждают, что по его приказу был сожжен Смоленский церковно-археологический музей. При этом стоит понимать, что митрополит умер в 1868 г., а пожар в смоленском музее произошел в 1898 г., то есть через 30 лет после смерти владыки. Еще одной виной митрополита белорусские националисты называют уничтожение в 1839 г. Белорусской митрополии. На самом деле никакой Белорусской митрополии ни во времена митрополита Иосифа, ни ранее не существовало. Она появилась лишь в начале 20 х гг. ХХ века, но просуществовала недолго. Таким образом, противники канонизации оперируют фальсификациями вместо фактов и на этом строят свою критику.

Украинский церковный раскол также отразился на Православии в Белоруссии. В 2018 г. стали появляться устойчивые слухи о том, что за Украиной раскол ждет и Белоруссию. Эти слухи поддерживались белорусскими националистами. На Церковь оказывалось давление, ее обвиняли чуть ли не в работе на Кремль. Однако массовая поддержка простым народом канонической Церкви на Украине и поведение большинства украинских священнослужителей, оставшихся верными канонической Церкви, способствовали затуханию призывов к белорусской автокефалии. Хотя националистами этот вопрос со счетов по сей день не сброшен. Уже давно распространяется информация, что в Белоруссии существует «настоящее» православие, а в России – «московская вера», лишь пародирующая Православие. Естественно, что знание Церковной истории лишает националистов почвы для таких заявлений, однако идеологически зашоренные последователи этого учения игнорируют любые логичные доводы и факты и продолжают верить в свое придуманное великое прошлое.

Протестантов в Белоруссии около 2%. Самыми заметными проявлениями протестантизма стали неокульты, которые в простонародье называют сектами. Сектантов в Белоруссии не так много, но их активность создает представление об их многочисленности. Более того, представители неокультов регистрируют огромное количество общин, численность прихожан которых очень мала. В итоге по количеству общин протестантские неокульты обгоняют остальных христиан, но по количеству прихожан радикально уступают как православным, так и католикам. В последнее время власти разрешили религиозным организациям получать деньги из-за рубежа, чем в первую очередь воспользовались неокульты. Скорее всего, власть таким образом еще раз иллюстрирует «разворот на Запад», к современным западным ценностям, не всегда совпадающим с традиционными славянскими. Дело в том, что часть неокультов нелояльна к власти и даже активно участвует в оппозиционной деятельности. В народной массе отношение к сектантам критическое, поэтому они вряд ли получат серьезное распространение, если только не договорятся об использовании административных рычагов. В частности, не так давно одну из таких сект рекламировали прямо со сцены на праздничных гуляниях в Минске, посвященных Дню Республики, утверждая, что там помогут людям, попавшим в затруднительное положение.

Архиепископ Могилевский Георгий (Конисский) Архиепископ Могилевский Георгий (Конисский)     

Отдельно необходимо сказать о неоязычестве. Оно еще менее заметно, чем христианское сектантство, но начинает все более и более влиять на духовно-культурный климат. Происходит это под видом «возрождения традиционной народной культуры», когда вместо реальной реконструкции древних культурных дохристианских традиций происходит внедрение современных романтизированных и политизированных новоделов. После 2014 г. происходит постепенная «вышиванизация» Белоруссии. Введен официальный праздник – День вышиванки. А символика орнамента зачастую объясняется именно через неоязыческую оптику. Использование орнамента в политических целях порождает желание радикализировать эту деятельность. Неоязычество выбирает из славянского орнамента символы, похожие на нацистские, и начинает придумывать для них расшифровки, которые якобы имеют древний сакральный смысл. На самом деле такие расшифровки отражают лишь состояние умов современных неоязычников и базируются больше на политизации этой выдуманной духовности. Так, через символы подспудно начинается оправдание нацизма. В Белоруссии уже известны такие случаи.

Неоязычество в Белоруссии не является чем-то цельным, оно распадается на нейтральное и радикальное. Нейтральное язычество не политизировано, а направлено на изучение «наследия предков». Эти неоязычники совершают придуманные ими обряды, полагая, что они возрождают дохристианскую духовность, но не участвуют в политике. Радикальные неоязычники заявляют о том, что они знают, как обустроить общество на «правильных» началах, поэтому поддерживают неонацистские и националистические лозунги.

Политизированное неоязычество распадается и по идеологически-национальным основаниям. Есть белорусские неоязычники, есть русские, а есть литвинские, которые вообще рассматривают местное население как неславян или полуславян. Причем все эти неоязыческие направления не всегда конфликтуют, а что касается событий на Украине после 2014 г., то они массово поддержали именно украинскую сторону, так как именно на Украине открыто проповедуются наиболее близкие к их идеологии взгляды.

Неоязычники есть и среди российских соотечественников, которых поддерживает Россотрудничество. В последнее время они перестали афишировать свою принадлежность к неоязычникам, но от этого ничего не изменилось. Это дает однозначную характеристику тех лиц, которые с российской стороны занимаются российскими соотечественниками. Неоязычество достаточно успешно мимикрирует под возрождение славянской традиционной культуры. Оно не только создает опасность распространения радикальных политических взглядов, но и требует принятия фальсификаций реальных исторических фактов.

Что же касается доверия населения, то среди организаций и государственных институтов Православная Церковь занимает одну из лидирующих позиций. По некоторым соцопросам, были случаи, когда Православная Церковь по уровню доверия к ней опережала все ветви политической власти. Доверие к Католической Церкви существенно ниже, но также устойчиво держится на определенном уровне. Остальные религиозные организации малоизвестны или неизвестны вообще.

В целом белорусы вполне традиционны в своем мировоззрении, но большая часть простых людей воспринимает Церковь именно как традицию. Традицию нужную и правильную. Хотя большинство белорусов не воцерковлено, это не мешает Церкви иметь большой кредит доверия среди простых людей. Политизация духовной жизни, особенно после украинского переворота 2014 г., приводит к появлению странных представлений о Церковной истории, которые навязываются обществу как правильные. Однако, к чести простых людей, эти идеологические антиправославные конструкты актуальны лишь в среде политических радикалов.

В Белоруссии существуют также проблемы скрытого распространения неоязычества по причине того, что в попытке найти «древние» корни собственного народа заинтересованные лица не брезгуют сознательным конструированием истории. Путаница между изучением народной культуры и внедрением под ее видом неоязыческих сказок потенциально опасна для будущего. Изменить сложившуюся расстановку религиозных сил способны лишь власти, которые в стремлении к многовекторности могут сделать ставку на «проевропейские» или «нерусские» конфессии.

Александр Гронский

Источник: Журнал "Покров"

28 мая 2019 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 43 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Виталий28 мая 2019, 20:31
Когда то я долго не мог понять , отчего гордыня называется первым и самым тяжким грехом . Теперь то я понимаю , что грехопадение человека началось с чувства гордости . Он же , этот грех , в основе всякого раскола . Не зря сказано : "Господь гордым противится" . Потому и благодати у раскольников нет . Помнить об этом надо каждому .
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×