Эта история случилась недавно в московском храме Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Бибиреве. Здесь с недавних пор открыт небольшой, но очень интересный музейный уголок — по инициативе настоятеля священника Владислава Мишина. Он предложил прихожанам приносить сюда православные реликвии: старинные предметы церковной утвари, богослужебные книги. Уже собрано достаточно много редких экспонатов, некоторые из них иногда используют во время церковных служб.
Кому принадлежала книга
— Бывает, люди приносят какие-то интересные предметы и передают их дежурному по храму, — рассказывает отец Владислав. — Именно так и появилась у нас старинная книга большого формата. Это было Евангелие в потёртом кожаном переплёте с позолоченным обрезом.
Появление нового экспоната, о котором сообщил отец Владислав, выглядело довольно случайным. Однако для верующих людей, как известно, случайностей не бывает. Так оказалось и на этот раз. Книга появилась в храме накануне воскресного дня, когда Церковь праздновала память новомучеников и исповедников Российских. И тут же обнаружилась прямая связь между этими событиями.
Книга хорошо сохранилась. И когда её стали внимательно рассматривать, на форзаце обнаружили надпись с именем владельца: протоиерей Николай Васильевич Крылов. Священник Владислав Мишин много занимается церковной историей и краеведением, написал на эти темы несколько книг. Так что именно у него были хорошие возможности идентифицировать прежнего хозяина этого Евангелия.
— С большой долей вероятности можно предположить, что оно принадлежало одному из подмосковных новомучеников, прославленных на юбилейном Соборе РПЦ в 2000 году, — говорит отец Владислав, — ведь протоиерей Николай Васильевич Крылов служил на севере — в Дмитровском уезде Московской губернии, в селе Подлипичье, а наш храм как раз находится на севере Москвы и граничит с Дмитровским районом.
Отбыл срок, но из лагеря не вернулся
Кем же был священномученик Николай? Он родился 26 апреля 1875 года в селе Петровском Верейского уезда Московской губернии в семье псаломщика Василия Фёдоровича Крылова. В 1900 году поступил псаломщиком и регентом в Казанскую церковь в селе Подлипичье. Будучи небогатым сельским псаломщиком, имея семью, он стал безвозмездно преподавать церковное пение и церковнославянский язык в церковно-приходской школе Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове. В 1909 году Николай Васильевич был рукоположен в диаконский сан и определён в Спасо-Влахернский монастырь, где прослужил 26 лет. В 1921 году возведён в сан протодиакона, в 1925 году стал иереем, затем протоиереем, назначен настоятелем Спасской монастырской церкви и духовником сестёр. В 1936 году священника приговорили к пяти годам исправительно-трудового лагеря и отправили в Карлаг — в Казахстан. Там он полностью отбыл срок, но из заключения не вернулся: скончался в ночь с 11 на 12 декабря 1941 года.
Чья же это проповедь?
— Внимательно просматривая Евангелие, — рассказывает отец Владислав, — я обнаружил сложенный вдвое листок с текстом проповеди, написанной в старой орфографии. Чья это проповедь? Сочинил ли её сам владелец книги? Или переписал те слова, которые запали в его сердце и которыми он хотел поделиться со своими слушателями? Ответы на эти вопросы мы вряд ли узнаем. Но как бы то ни было, этот текст достоин того, чтобы быть опубликованным.
Вот какой текст обнаружил отец Владислав на листочках, вложенных в Евангелие:
«…должен затем, подобно наинскому юноше, начать говорить — говорить или беседовать с Иисусом (юноша из города Наина, умерший и воскрешённый Иисусом Христом. — Прим. ред.). Он должен как можно чаще возобновлять эту беседу и каждый раз беседовать с чувством самой искренней благодарности. А говорить со Христом — это значит исповедовать пред священником как посланником Божиим грехи свои, чтобы очищать свою совесть от ежедневных слабостей, говорить со Христом — это значит со всяким благоговением принимать святейшее Таинство Причащения, чтобы более и более возгревать в себе пламя любви к Иисусу. Говорить со Христом — это значит всегда ставить себя пред Всемогущим оком Божиим и в усердной молитве испрашивать себе Божественной помощи и пребыть верным в добре до конца дней своей жизни. Аминь».
Возвращение на аналой
Для отца Владислава смысл его церковного музея в том, что таким образом укрепляется духовная связь времён и поколений, особенно когда старинные богослужебные вещи используются по их прямому назначению.
— Вот и это Евангелие снова ожило, — говорит священник. — На всенощном бдении, предваряющем воскресный день памяти новомучеников и исповедников Российских, его вынесли для воскресного евангельского чтения. А потом положили на аналое посреди нашего храма, чтобы к святыне могли приложиться все молящиеся. Это и есть наше приобщение к тому смыслу, ради которого такие вещи были созданы и с благоговением хранились в надежде, что когда-нибудь вновь обретут голос.