Архимандрит Феофил (Пэрэян; 1929–2009) – один из самых почитаемых подвижников Румынской Церкви XX века. Он родился в семье простых крестьян и еще во младенчестве полностью лишился зрения. В 13 лет он пришел в монастырь Брынковяну Сымбэта-де-сус, где учился молитве у иеромонаха Арсения (Бока). В 1948 году поступил в Сибиуский богословский институт и в 1953 году защитил диплом на тему «Сотериология Нового Завета». Затем вернулся в монастырь Брынковяну Сымбэта-де-сус. В том же году Иоанн принял монашеский постриг, в 1960-м был рукоположен во иеродиакона и лишь спустя 23 года – в иеромонаха; в 1986 году он стал протосингелом, а в 1988-м – архимандритом.
Начиная с 1992 года и до конца своей жизни отец Феофил неустанно выступал с проповедями как в Румынии, так и за ее пределами, а также на радио и телевидении. В своих беседах он учил людей вере, молитве, духовной жизни и верности Православию. Целое поколение молодых людей, тысячи членов «Ассоциации студентов – православных христиан Румынии» выросли на проповедях отца Феофила. Для молодежи им было написано более 30 книг, пользующихся большой популярностью.
Святой Марк Отшельник говорит: «Когда ты вспомнишь о Боге, то умножь молитву, и тогда, когда ты забудешь Его, Господь будет помнить о тебе». Это же прекрасно! Я очень много думал над этими словами и проводил связь между ними и между тем, что мне говорила мама, когда я ходил в школу далеко от дома: «Не забывай о Боге, не забывай о молитве». Это было схоже со словами из Добротолюбия.
В «Лествице» святого Иоанна сказано: «Молитва – это укрепление мира», и это значит, что есть люди, которые молятся и тем самым поддерживают мир. Они просят Бога быть милостивым к нашему миру. Конечно, если Господь создал этот мир, то Он хочет быть милостивым к нему и укреплять его, но и мы также способствуем укреплению мира молитвой, которую мы совершаем; молитва не только средство собственного личного совершенствования, но и средство улучшить общество, в котором мы живем.
Молитва имеет огромное значение и для мира в целом, и для каждого из людей, причем как для здоровых, так и для больных и страждущих. Но мы не должны оставаться только с молитвой, когда нужно больше, чем молитва.
В «Патерике» есть рассказ о том, как один игумен, у которого было десять человек братии, молился, чтобы и когда окончится их земная жизнь, все его ученики оставались бы вместе с ним. Но через Божественное чудо явлено было ему условие: все ученики тогда окажутся вместе в вечной жизни, если будут той же меры духа, что и сам игумен. Однако ученики оказались иной меры духа: они не помогли больному, которого нашли лежащим на дороге, в то время как игумен тотчас же бросился к страдальцу на помощь. Оказалось, что этот болящий был ангелом Господним, принявшим вид страждущего человека.
Заметим: ученики жили все время со старцем, однако не почувствовали, что необходимо сделать что-то конкретное для встретившегося им, и только один игумен не мог пройти мимо больного, лежавшего на дороге: он поднял его к себе на спину и понес.
Конечно, молитва имеет значение, но она не заменяет реальной помощи, которую надо оказать
Впервые прочтя эту историю в «Патерике», я удивился тому, как понял больной, что эти десять учеников имеют иное духовное устроение. Он словно бы согласен был с ними, что, и вправду, они не могут ему ничем помочь; он сказал: «Идите и помолитесь обо мне». Эти слова показались мне какой-то иронией. Конечно, молитва имеет значение, но она не заменяет и не вытесняет того, что следовало бы совершить: оказать милосердие, реальную физическую помощь.
Молитва, в которой ты не отдаешь сердце ближнему, – это не молитва, а формальность и привычный навык.
Только в молитве можем узнать, какую связь мы имеем с Богом, какую связь мы имеем с людьми. Молитва показывает нам, кто мы есть и что мы есть.
Так, святой Максим Исповедник в диалоге, который ведут старец и молодой, задается вопросом: как мог молиться непрестанно святой апостол Павел, имевший столько забот по делу проповеди и решавший столько вопросов, касающихся помощи Церкви, и учивший при этом: «Непрестанно молитесь!»? Как он мог молиться непрестанно? И святой Максим Исповедник не говорит нам, отвечая на это вопрос, что апостол Павел твердил постоянно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Нет, он говорит кое-что другое: «Непрестанная молитва – это когда твой ум с любовью и сокрушением всегда направлен к Богу, когда ты всегда надеешься на Бога и доверяешь Ему во всем – что бы ты ни делал и что бы ни случилось с тобой». Таков ответ святого Максима Исповедника. И нам следует понять, что на самом деле молитва – это вовсе не только простое повторение какой-либо молитвенной формулы, но это молитвенное отношение, преданность Богу через служение, это чувство связи с Богом всеми твоими мыслями. И если есть это чувство зависимости от Него, есть вера в Него, доверие Ему во всем, что ты делаешь и что может случиться, тогда такое душевное состояние ты получишь от Бога как молитву.
И старец ответил так: «Моя молитва, брат, – это принять тебя и проводить тебя с любовью»
Так же, как и святой Максим Исповедник, думал некий пустынник, о котором говорится в «Патерике». Его посетил странник, который, уходя, попросил прощения у старца за то, что удержал его от молитвы, развеял его молитвенный настрой. Но старец ответил так: «Моя молитва, брат, – это принять тебя и проводить с любовью».
Тот, кто служит Богу через дела своей жизни, тем самым выполняет свой долг; придавая религиозный смысл всему тому, что он делает, он служит Богу. Вспомним, что преподобный Дорофей говорит: «Соблюдать одну добродетель – это значит созидать одну стену, а не целый дом».
Непрестанную молитву мы должны понимать не как простое и долгое повторение какой-либо молитвенной формулы, а скорее как молитвенное состояние; постоянное осознание Божиего присутствия, которое обязательно возникнет из непрестанного восхваления Бога.
Сrestinortodox.ro