Вот мы и вступили в пронзительное, глубокое, светлое, весеннее пространство Великого поста! Пронзительное – потому, что это уникальное время церковного года, как выпущенная стрела, должно помочь нам достигнуть цели, сердцевины духовной жизни. Глубокое – потому, что пост как океан! Безбрежен, таинственен, разнообразен. В этом океане молитвы и покаяния столько оттенков, столько различного звучания, что для каждого из нас найдется какая-то своя глубина, свое плавание, свой вдохновенный ветер благодати.
Святая Церковь заранее подготавливала нас к этим благословенным дням. Мы стояли в храме вместе с мытарем и фарисеем. Возвращались в отчий дом стопами блудного сына. Слушали нелицемерную правду Страшного Суда. Вспоминали Адамово изгнание и вместе с Силуаном Афонским обращались к нему, уже покаявшемуся и осознавшему катастрофу грехопадения: «О, Адам, отец наш! Ты живешь на Небесах и видишь Господа, сидящего во славе одесную Бога Отца! Ты видишь Херувимов и Серафимов, и всех святых и слышишь песни небесные, от сладости которых душа твоя забыла землю! Мы же печальны на земле и много скучаем о Боге. Мало в нас огня, чтобы пламенно любить Господа! Внуши нам, что мы должны делать, чтобы рай обрести?»
И этот вопль, эти огненные слова, этот вопрос: «что нам делать, чтобы рай обрести?» – главный посыл, самая важная мысль нашего делания, духовный центр Великого поста! Что нам делать, чтобы услышать: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Что нам делать, чтобы жизнь, данная нам Богом, не оказалось пустой, напрасной, бессмысленной, безобразной?
Один мудрец сказал, что есть два самых важных дня в жизни человека: день, когда ты появился на свет, и день, когда ты понял – зачем… Зачем я здесь? Повеселиться на пиру жизни? Чтобы жизнь превратилась в одну сплошную масленицу, без слез, без покаяния? Без Креста и Воскресения? Без любви? Чтобы она вращалась только вокруг одной оси, которая называется «Я»? Мои интересы. Мои хотения….
Катастрофа – это когда Бог перестает быть для человека центром, смыслом и тайной жизни! Тогда человеку хочется все упрощать: гамбургер на ходу, несколько строчек в новостях, улыбка вскользь. Общение перестает быть событием, теряет свою глубину. Мы «законтактились» – говорят дети. Темпы. Скорости. Ритмы. Карусель самовлюбленности.
Но без Бога человек самое несчастное существо на свете. «Рече безумен в сердце своем – несть Бог» (Пс.13,1). Вера возвращает человеку ощущение полноты жизни. Она погружает душу в глубокое пространство благодарения и любви. И Великий пост, в пределы которого мы вступили, это напоминание каждому из нас о самой важной цели человека на земле – встрече с Богом!
Пост – это путь длиной не в 40 дней, а длиной во всю жизнь! Пост – это пространство радости и плача, слез боли и слез благодарения. А канон, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – это наш компас, камертон, указательная стрелка. Это свеча, которая будет освещать весь наш нелегкий, трудный, полный рифов и мелей путь.
Авва Емелиан Афонский очень образно и точно говорит, что «Триодь открывает нам дверь, ведущую прямиком на Небеса. Радостная эта Триодь словно благодатный луг, где кормилец – Сам Христос, и где Он Сам питает Свое смиренное духовное стадо». Святая Церковь, как наша Мать, предлагает нам не тратить время зря, спешить на этот благодатный луг покаяния, на пажити смирения и любви. Хоть сзади, но в одном стаде!
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Господь как бы напоминает каждому человеку, живущему здесь и созерцающему Его творения: посмотри, как Мои творения необъятны, стройны и прекрасны! Посмотри на себя, как ты мал, а Я обещаю тебе в удел Небо с его Вечностью! Я – Истина, и лгать не могу! Что же ты не стараешься? Зачем льнешь к земле, да еще так сильно, что тебя никак не оторвешь от нее!» Пост – это попытка Святой Церкви оторвать нас от земли. Это наше усилие оторвать себя от притяжения страсти, греха и порока. Это возможность испытать опыт возвращения, как испытал это блудный сын из Евангельской притчи. И было бы огромной ошибкой и неудачей пренебречь этим святым временем. Не воспользоваться этим уникальным шансом еще раз задуматься: зачем я здесь?
Пост – это не самоцель! Это не период какого-то искусственного самоистязания, как считают многие, когда мы отказываемся от какого-то вида пищи, от каких-то увеселительных форматов, так называемых, радостей жизни. Пост – это инструмент, это наше стремление через опыт воздержания, опыт личного подвига, личной аскезы услышать божественную тишину, которую, к сожалению, мы часто заглушаем нашими бесконечными разговорами, шумом нашего сердца, хаосом и вибрациями внутренней суеты. И, наконец, пост – это путь через Гефсиманский сад и Голгофу – к тайне Воскресения Христова. И это – главное!
Святитель Игнатий Кавказский замечательно говорит, что «земная жизнь есть не собственно жизнь, но непрестанная борьба между жизнью и смертью: попеременно мы уклоняемся то к той, то к другой, колеблемся между ними и между ними оспариваемся». И это, действительно, наша ежедневная реальность. Каждый день, каждое мгновение наша душа оспаривается между жизнью и смертью. Жизнь – это когда мы хотя бы пытаемся жить в смирении, покаянии, вере, в борьбе с нашим эгоизмом, когда мы хотя бы немного учимся любить! А смерть – это злоба, это непрощение! Это желание выстраивать свое существование по лекалам личной выгоды, своих расчетов, своих планов, где все сухо и прагматично, где нет места кротости и слезам, где нет места для любви к ближнему. Эта опасность существует и для верующих людей. Достаточно вспомнить притчу о мытаре и фарисее.
Святитель Николай Сербский говорит, что «Христос искал в каждом человеке хорошее, а мы ищем злое. Христос искал в людях добро, желая их оправдать, а мы ищем злое, чтобы осудить их. Христу было больно говорить о чужих грехах, а нам приятно. Христос словом обращал грешников в праведников, а мы словами делаем из грешников еще больших грешников. Христос спасал людей, а мы их губим. В этом разница. Но ведь и мы можем быть подобны Христу!»
«Будьте святы, потому что Я – свят!» – говорит Господь. «Христос победил, – восклицает праведный Иоанн Кронштадтский, – победи и ты!» Победить мы сможем, только находясь в лоне Церкви, в ее благодатном теле. Через покаяние, через благодать таинств, делая посильные добрые дела. Все наши праздники, церковные торжества, таинства – это не простое воспоминание того, что когда-то было. Это не реконструкция прошлых событий, а сама жизнь!
Отец Емилиан Симонопетринский говорит: «Находясь в Церкви, мы прорубаем ход от земли до Неба! Мы раздвигаем звезды, оставляем ангелов за собой и поднимаемся туда, где пребывает Святая Троица. Это Таинство нашей Церкви! Мы видим хлеб и вино. И нет среди нас человека, который не верил бы в то, что это Христос. Мы осязаем хлеб и вино, но разве кто-то из нас не верует что это Тело и Кровь Самого Христа!»
Однажды к старцу пришел человек. «Отец! Помоги! Что-то слаба моя вера! Духовная жизнь дышит на ладан. Нет живого общения с Богом. Благодать не приходит в сердце. Стою на месте». Старец посмотрел на человека добрым взглядом и молвил: «А ты повыбрасывай из души все, что мешает ей плыть! Когда корабль перегружен лишним ненужным грузом, он легко может посреди плавания пойти ко дну. Повыбрасывай из сердца мелочность, осуждение, злопамятность, обидчивость, самоценку, вечное недовольство, ропот, надменность, спесь, чванство. А трюмы души наполни самым важным: великодушием, простотой, незлобием, прощением обид, желанием пойти навстречу! Увидишь, как твой корабль воспрянет и вдохновенно поплывет к цели».
Давайте за время Святого Поста постараемся избавиться хотя бы от части нашего душевного мусора, который мешает плыть кораблю души. Давайте постараемся осуществлять не какие-то глобальные проекты по спасению человечества, а хотя бы маленькие-маленькие добрые дела во имя Христово. Достоевский в «Дневнике писателя» писал: «Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра!»
Церкви не свойственно думать, что нужно оградиться от мира, как от чего-то прокаженного, грязного, оскверненного. Церковь молится за весь мир! С болью! С надеждой! С любовью! «Сердце, познавшее любовь, – говорит преподобный Силуан, – жалеет все творение». И Великий пост – это наша жертва, наша проповедь, наше приношение. Миру сейчас очень нужны молитвы! «Нельзя верить, стиснув зубы, – говорил Сергей Фудель, сам прошедший застенки Гулага, – это ненадежно и это оскорбление Господу! Великий подвиг сейчас – сохранить веру, но не угрюмую, точно загнанную в тупик, а веру-любовь, любящую веру, веру, веселящуюся о своем Христе!»
И не до конца был прав тот мыслитель, который сказал, что у человека два самых важных дня в жизни: когда он родился и когда он понял – зачем. Есть еще третий день, очень важный для нас – это день нашей смерти! Каким он окажется?
Пост – это напоминание о том, что Господь Своим Воскресением умертвил смерть: «Где твое, смерте, жало?» Великий Пост – это усилие Святой Церкви, чтобы душа каждого из нас «смерти праздновала умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало!»