Беседа о торжестве Православия над собой, любимым

Священник Николай Ткачук, настоятель храма Вознесения Господня на острове Андрианов, что под Архангельском, рассуждает об условиях, при которых мы сможем заявить, что Православие торжествует в нашей жизни. Условия четкие, но, увы, трудноисполнимые…

У меня и справка есть

– Отец Николай, что для вас включает в себя понятие «торжество Православия»? Сводится ли оно только к благому избавлению от ересей?

– Нет, не только. Мне кажется, что торжество Православия в полной мере человек сможет ощутить после Страшного Суда, навечно будучи соединен с Богом в Его Царстве или же навечно отлученным от Него по собственной вине.

– По собственной вине…

– Видите ли, если у меня есть справка о Крещении, выданная свечницей такого-то прихода, где я, так и быть, соизволил пройти эту довольно-таки непонятную и затянутую процедуру, а священник что-то там говорил, какие-то действия выполнял, водил меня вокруг купели, то, думаю, сила этой справки в глазах Бога окажется невелика. В глазах людей – может быть: я «как бы православный», могу быть вхож в определенный круг, могу быть и не вхож – крестился так, на всякий случай.

Не даст мне право называться настоящим христианином и выполнение внешних каких-то обрядов, часто к Православию никакого отношения не имеющих, но благодаря масс-медиа таковыми считающимися. Крещение прошло – я в проруби искупался; Масленица прошла – оттанцевали, поорали, блинов поели, зиму проводили, чучело сожгли; Пасха наступила – кулич откушать изволил да крашенки с «четверговой солью» – ах, какое замечательное «Православие» получается! Увы, на одной внешности далеко не уедешь.

Настоящие христиане и то, что торжествовать не должно

– Но утешает, когда видишь искренних христиан.

– Такие есть, несмотря на все наши происки! (смеется) Те, кто живут не псевдонародными традициями, а Богом. Думаю, в каждом приходе есть такие. Вот, например, наша староста – тихая, веселая, улыбчивая женщина, готовая оказать помощь любому.

Когда Христос виден во взгляде и слышен в молчании

Или матушки из Покровского подворья Соловецкой обители в Радово, что неподалеку от Архангельска. Такое, знаете, естественное Православие, когда Христос виден во взгляде и слышен в молчании. Спокойный труд, гостеприимство, ровная светлая молитва – и за тебя в том числе, потому что ты – свой, несмотря на все твои прегрешения. Честное слово, завидная способность!

А есть, к сожалению, и такие, которые с религиозным трепетом и рвением считают настоящим Православием только и исключительно взгляды своего лидера. Кто-то костьми ляжет, чтобы не допустить изменения буквы какого-либо параграфа из Устава, кто-то, устраивая песни с плясками в храме, презирает и считает ниже себя людей, удивленных таким поведением. Итог один: неприязнь, осуждение, ненависть к «не своим». Вот тебе и «братья и сестры». Торжества такого Православия нам не нужно.

– Глядя на беды, с которыми мы сталкиваемся, многие говорят со вздохом: «Последние времена!»

Ссылками на последние времена мы извиняем собственное поведение, недостойное христианина

– «Последнее время» – это, с одной стороны, еще апостол Иоанн говорил две тысячи лет назад (ср. 1Ин. 2, 18). Кстати говоря, о той же беде для Церкви – прочтите его послание внимательнее. С другой стороны, ссылками на последние времена мы извиняем собственное поведение, недостойное христианина. Да, время после Воскресения Христова действительно последнее, и это как раз и значит, что мы должны стремиться все больше уподобляться Ему. Проще говоря, любить друг друга, снисходя к общим нашим немощам (не к себе – к чужим). И если мы живем в ожидании встречи со Христом, то, может быть, имеет смысл задуматься, какими мы с Ним встретимся: ноющими, обижающимися друг на друга, а то и прямо ненавидящими, но оправдывающими эти незавидные чувства «ревностью о Православии», или же все-таки людьми, умеющими прощать, молиться за других, помогать, любить?

О радостном прохождении Поста

– В пост Христос призывает помазать голову маслом, не быть унылым (Мф. 6, 16–17). В чем радость?

– Радость, разумеется, есть, стоит только начать поститься, но давайте без губительных крайностей. Недавно услышал: «Молитва доставила нам много удовольствия!» Вот уж никогда не думал, что молитва существует ради удовольствия. Что это труд, думал. И даже знаю немножко, особенно после того, как на войне побывал. А вот эта зацикленность на доставлении удовольствия во что бы то ни стало – это да, «я этого достоин»! Один хороший знакомый, побывавший у сектантов и, слава Богу, вернувшийся в Церковь, рассказывает, что одно из самых сложных для него до сих пор – это научиться искренне улыбаться: на сектантских собраниях все вовсю улыбались и требовали от тебя того же: «Брат! Сестра! Улыбнись – ты спасен!» А в глаза заглянешь – пустота и тоска. Человек этот, несмотря на сопутствующие скорби, рад, что вернулся. Такое педагогическое значение скорбей для любого, кто возвращается к Христу. Они могут быть и внешними, и внутренними – только воспринимать их нужно без паники.

Простые трудные условия

– А в каком случае можно говорить о торжестве Православия на государственном уровне? Ведь и сам праздник появился в качестве церковно-государственного в Византийской империи, когда была отвергнута иконоборческая ересь.

– Я твердо убежден: в подлинно христианском смысле мы можем говорить о торжестве Православия в каком-либо обществе только тогда, когда Христос победит каждого из нас – меня, священника, вас, журналиста, епископа, чиновника, рабочего... Когда мы перестанем врать друг другу, угрожать, угодничать, давать и брать взятки, когда начнем честно исполнять свой долг и отвечать за свою работу как перед Богом – вот только тогда. Мы можем возвести еще тысячу церквей, покрыть их золотом, но что толку, если наши души не заблещут благочестием? Что, спасло Византию номинальное Православие? Может быть, Россию спасет, если мы православные лишь на словах? Давайте задумаемся об этом, хотя бы в пост. Хотя нет – не только в пост. Да победит нас Христос!

С иереем Николаем Ткачуком
беседовал Степан Игнашев

15 марта 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Если душу мы наполняем новостями, чем она будет «Если душу мы наполняем новостями, чем она будет "благоухать"?»
Иерей Сергий Ермолаев
«Если душу мы наполняем новостями, чем она будет «Если душу мы наполняем новостями, чем она будет "благоухать"?»
Беседа об информационном пощении
Иерей Сергий Ермолаев
Человек прочитал новость, начинает её обдумывать, раздражаться, гневаться, осуждать, в итоге - не может молиться.
От карлика до великана От карлика до великана
Игумен Нектарий (Морозов)
От карлика до великана От карлика до великана
Игумен Нектарий (Морозов)
Господь хочет, чтобы мы на основании всего, что получили, принесли должный плод. От нас требуется стать первоначально даже не христианами, а просто живыми людьми.
Бог открывается чистым сердцам Бог открывается чистым сердцам
Иером. Ириней (Пиковский)
Бог открывается чистым сердцам Бог открывается чистым сердцам
Слово в Неделю Торжества Православия
Иеромонах Ириней (Пиковский)
Красота души человека позволяет ему насладиться красотами Божиего мира. Чистота сердца позволяет человеку увидеть Самого Бога. (MP3 файл. Продолжительность 13:30 мин. Размер 12.4 Mb)
Комментарии
Павел19 марта 2019, 10:58
Олег, да я с Вами согласен! Читаю по мере сил св. отцов. И спаси Господи батюшку Николая! Он дал нам повод во всяком случае для плодотворного размышления.
Олег18 марта 2019, 13:03
Дорогому Павлу,17 марта,21:53. "Вопрос: Что это такое, батюшка, умная молитва? Ответ: Учитель молитвы-Сам Бог.- А в другой раз о том же предмете невольно высказался: - Трудное это, брат, дело-всего разломит." ( прп. Амвросий Оптинский ). Пожалуйста, читайте святых отцов Церкви, особенно то, что я вам посоветовал. И не будет для вас учение Церкви ошибочным и понятия о прелести будут куда глубже и правильнее, чем сейчас. Потому что даже прельщёный человек может делать добрые вещи, не подозревая, что находится в состоянии прелести.
Павел18 марта 2019, 08:51
И еще к предыдущему: почему, Олег, собственно, Вы решили, что я не трудился и испытывал тяжесть и лень? Это скорее мое нынешнее состояние, когда мне не хочется никакой иной молитвы, кроме той, которую я испытал, но молитвой и чтением духовных книг перед тем, как пережить то, что я пережил, я занимался регулярно. Прелесть в молитве легко определить по тому, производит ли она добрые дела - лукавый добрых дел не творит. Так отвечу Вам, что после этой молитвы на следующий день у меня прошли хронические боли, как будто их и не было. Так что давайте не будем ссориться и лишний раз простите меня, если что.
Павел17 марта 2019, 21:53
Спаси Господи всех, кто мне ответил. Хотел бы написать особо Олегу. Предвижу спор, который может тянуться до бесконечности, и, честно говоря, не понимаю Вас. Молитва же - УМНОЕ ДЕЛАНИЕ, не так ли? Так почему же, раз так, Вы словно сравниваете ее с рытьем окопов на войне и явно именно на это мне намекаете? Крайне распространенный взгляд в России! И крайне выгодный для ее врагов, потому что ошибочный. Всё равно, например, что отрицать, что ученые вообще трудятся. Простите, если задел.
Олег17 марта 2019, 09:10
Ирина,16 марта,11:34.я тоже, непонимал, поведение людей, но у Господа всё промыслительно! Мы все "больные" люди (духовно, грешные) и Господь призывает всех, кто-то откликается. И двери в Церковь нам открывает Господь, а не мы, захотели и вошли. И у всех разная степень "болезни", от того и поведение разное, от того и "Не судите, да не судимы будите"! Если вы или я более или менее здор., то это не повод осуждать-обижать тяжело "больных", жалеть надо и покрывать любовью! А на укоры, упреки, высокомерные взгляды и поведения смиряться - это наши таблетки. Через этих людей мы спасаемся и они тоже! И это лечение длится долго-всю жизнь. Помните слова:"В мире скорбни будите" и "Да любите друг друга"!
Олег17 марта 2019, 07:02
Павлу,15 марта,12:26. "Молитва до самой смерти требует ПОНУЖДЕНИЯ, следовательно, подвига"-прп. Варсонофий Оптинский. Молитва-это труд; только трудящимуся Господь даст жизнь вечную. Состояние, когда человек не желает трудится-тяжесть (лень) и вдруг получает "настоящую", умную молитву - это прелесть. Почитайте "Душеполезные поучения преп. Оптинских старцев". "Христос побеждает" греховного человека, (побеждает гордого, делая из него смиренного) - дает силы через Исповедь, Причастие идти дальше, к вечности, преоброжает, спасает. Но только тогда, когда человек сам первый делает шаг (ПОНУЖДАЕТ, преодолевает, терпит, смиряется)! Без труда человека человек не спасётся. Бог в помощь вам! Простите.
Ирина 16 марта 2019, 11:34
Да действительно, в храм ходит много народа, но истинно верующих единицы.Я не понимаю ,как можно, на службе стоит женщина,всех учит с укором, а следом в магазине концерт по заявкам.Продавцы обманывают,кругом одни враги. Для меня дико,что верующий человек ведет так себя по отношению к другим людям, с высокомерием. Якобы смотрите какая я вся правильная, в платке, усердно храм посещаю,все напоказ .
Екатерина16 марта 2019, 10:30
Павлу: думаю, что "Христос победит каждого из нас" имеется в виду, победит нашв лень и наши страсти. Христос внутри нас победит нас с нашими страстями.
р.Б. Сергий16 марта 2019, 09:16
Павлу,15 марта,09:13. Извини, брат, что лезу со своей трактовкой слов,смутивших тебя. Но на мой личный взгляд слова :" победит каждого из нас" -относятся к ветхому грешному человек, который в той или иной мере присутствует в каждом из нас. И Христос победит в нас эту грешную самость, возвращая нам первоначальный образ творения Божьего, котором мы и были задуманы изначально. По крайней мере, я так понял,для себя, эти слова. Вполне вероятно, что понял их я неправильно, но надеюсь, что со временем Господь вразумит на понимание всех нас, в т.ч. и меня.
Павел15 марта 2019, 12:26
Если продолжить, то я не только то не понимаю, о чем уже написал. Имеет ли право человек, относящийся к молитве прежде всего как к труду, читать строки из утренней молитвы "Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче"? Я прекрасно понимаю батюшку, тем более что он служил в армии, как сам пишет. Так, как он, думают многие, так думал и я сам лет семь, пока недавно не пережил прикосновение к настоящей, умной молитве. После этого мне уже не хочется "трудиться" на молитве вообще, это одна тяжесть и томление сердца. Может быть, я неправ, свое мнение я лишь только излагаю, а не заставляю принять.
Олег Николаевич, Мариуполь15 марта 2019, 12:16
Пожалуйста. пишите еще!
Павел15 марта 2019, 09:13
К счастью, бывает, что неприязнь, возникающая при прочтении аннотации к статье на главной странице сайта уходит при ее прочтении. Это как раз такой случай. Статья в основном верная. Но всё равно я не понимаю, как это "Христос победит каждого из нас" - он же нас любит, мы, что, ему враги?
р.Б. Сергий15 марта 2019, 09:00
Всем бы нам помнить эти четыре заключительных предложения беседы иерея Николая.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×