Во втором десятилетии нынешнего XXI века никого уже не удивишь спецрейсами и суперавиалайнерами для руководителей государства, членов правительства, депутатов и прочих VIP-персон. Сегодня личными самолетами могут похвастать даже бизнесмены средней руки. Но два с половиной десятилетия назад дело обстояло иначе…
«Пилот от Бога»
В 1994 году должен был состояться первый в истории визит Святейшего Патриарха Алексия II на Северный Кавказ, и организовать его было очень и очень не просто. О том, как это удалось осуществить, рассказывает Василий Викторович Бабаскин.
Заслуженный пилот Российской Федерации, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, Василий Викторович в 1988 году возглавил «КавминводыАвиа» и в течение 23 лет был генеральным директором этого крупнейшего авиапредприятия юга России. Часто В.В. Бабаскина называли последним «красным директором» российской авиации, потому что на протяжении многих перестроечных и последующих лет ему удавалось сохранить свое предприятие в целости.
Все мы помним, как в целях извлечения личной выгоды закрывались заводы и фабрики, акционировались и рвались на части целые отрасли народного хозяйства. Не избежали этой участи и многие авиапредприятия страны, когда предприимчивые дельцы захватывали их и раздирали на куски, делили между собой летные подразделения, авиационно-техническую базу, аэровокзальный комплекс, аэропортовое хозяйство. Много было желающих выкупить аэропорт, продать, перепродать и так далее. Когда всё делили и разрушали, «КавминводыАвиа» удалось сохранить всё в одних руках и избежать подобной реорганизации вплоть до 2011 года, когда «красный директор» и покинул свой пост.
Познакомились мы с ним благодаря игумении Варваре (Шурыгиной), настоятельнице Свято-Георгиевского монастыря в Кавказских Минеральных водах, с которой меня связывают четверть века духовной дружбы. А Василий Викторович с самого открытия обители стал ее верным помощником и благодетелем. И эти качества человека и гражданина проявились и нашли применение не где-нибудь, а в небесных высях и далях: 42 года своей жизни Василий Викторович отдал авиации. Его часто называют «пилотом от Бога».
Бабушкина вера
Родился Василий в июле 1949 года в казачьей станице Савельевской, на берегу Терека. И появился на свет очень примечательным образом.
– Мама родила меня, можно сказать, в капусте: она ее поливала на огороде, и тут начались схватки. На счастье бабушка пришла проверить, хорошо ли работа идет, и тут же позвала повитуху. Никаких роддомов поблизости не было, так что на свет я появился дома, – рассказывал Василий Викторович.
Крещение новорожденного тоже обычным не назовешь. Времена были атеистические, священникам приходилось иногда проводить это Таинство почти подпольно. Крестили младенца в шесть месяцев, зимой. На улице мороз, и в храме, мягко говоря, прохладно. Бочку наполнили водой, а на ней сразу ледяная корка образовалась. Пробил батюшка эту корку и погрузил ребеночка в ледяную воду. Младенец Василий не простудился – напротив, закалился и душой, и телом.
Ближайший храм в 7 километрах, но бабушка с внуком в любую погоду шли на службы
Бабушка Василия, Наталья Ивановна Бабаскина, была верующей, по воскресеньям и праздникам непременно ходила в церковь и внука с собой брала. Ближайший храм был в семи километрах, но бабушка с внуком в любое время года проделывали этот неблизкий путь.
Всем нам хорошо известно, как часто дети, которые росли в вере и вместе с родителями участвовали в жизни Церкви, вдруг в подростковом возрасте забывали о Боге и только через много лет и после тяжелых жизненных испытаний возвращались на христианский путь.
Но в случае с нашим Василием семена веры, посеянные с помощью богомольной бабушки Натальи, дали крепкие и долговременные всходы. Конечно, в годы государственного атеизма, когда началась профессиональная деятельность Василия Бабаскина, трудно было советскому летчику открыто исповедовать веру. Но нет сомнения, что он хранил ее в своем сердце. Это проявилось в 1990-е и последующие годы, когда Православие вернулось в жизнь нашего народа.
Немного о терских казаках
Поскольку Василий Бабаскин был воспитан в традициях терского казачества, то этот небольшой исторический экскурс будет весьма полезен для того, чтобы иметь представление о характере нашего героя.
Пять веков назад первые казаки-поселенцы обосновались в бассейне реки Терек, отсюда и название – терские. Издавна казачество селилось на отдаленных рубежах России и славилось ратной службой, за что их именовали «часовыми отечества». Лев Николаевич Толстой, лично познакомившийся во время службы на Кавказе с жизнью терских казаков, описал их быт и нравы в своей повести «Казаки». Они предстают людьми решительными, ментально сходными с представителями кавказских народов. О терских казаках и сегодня говорят: русские, которые танцуют лезгинку. При этом наш великий писатель особо отметил: «Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев; но удержали и там во всей прежней чистоте русский язык и старую веру».
Крепкий нрав и силу духа терские казаки сохранили и в самые тяжелые годы гонений, которым они подверглись в начале ХХ века. Спасаясь от преследований, терская казачья эмиграция расселилась по многим странам: в Болгарию, Югославию, Чехословакию, США, Францию и даже в Латинскую Америку. О силе духа этих людей свидетельствует история о терце, который в Бразилии попал на плантации и стал рабом, но затем бежал и был принят в индейское племя, где вскоре его избрали вождем. Вот каков настоящий казак!
Мы все уже привыкли к тому, что казачьи ансамбли являются непременными участниками самых важных мероприятий. И это неудивительно, ведь их лихие, зажигательные песни и танцы никого не оставят равнодушным. Но как сказал Святейший Патриарх Кирилл: «Определяющей характеристикой казака является именно его внутренний мир – не штаны с лампасами и хромовые сапоги, не шашки и нагайки, не какая-то другая внешняя атрибутика, но подлинно христианское мировоззрение, христианское понимание своего долга и служения».
«Я родился с мыслью об авиации»
О том, как Василий Викторович стал летчиком, я спросила его во время одной из наших с ним бесед.
Все родные заняты были обычными земными трудами – а мне хотелось в небесные просторы
– Когда я решил пойти в авиацию? Мне кажется, что я с этой мыслью родился, – начал он свой рассказ. – Все родные были против, в нашей семье никто об этом не помышлял, все были заняты обычными земными трудами. А мне всегда хотелось в небесные просторы. В школе мне учиться было легко и интересно, с золотой медалью ее окончил. Почти все одноклассники пошли поступать в Грозненский нефтяной институт – это считалось самым перспективным и престижным. А мы с двумя ребятами поехали в Саратовскую область – поступать в Краснокутское летное училище гражданской авиации. Я хоть на вид был самый мелкий и щуплый, но на самом деле крепкий, поскольку спортом занимался. Так что медкомиссию прошел успешно. Конкурс был, наверное, больше, чем во многие модные столичные вузы: 17 человек на место. Но я поступил! Бабушка потом призналась, что пошла в церковь и молилась, чтобы меня не приняли. А Господь рассудил иначе.
Шутка ли, 42 года в авиации и 12 тысяч часов за штурвалом самолета – это целых 500 дней беспрерывного полета! Бабаскин был едва ли не единственным гендиректором в российской авиации, который регулярно сам садился за штурвал. Как он сам полушутливо говорил: «Из кабины самолета всё лучше видно». Так поступил Василий Викторович Бабаскин и когда осуществлял тот самый спецрейс для Святейшего Патриарха.
Важный пассажир
– В июле 1994 года, будучи в Ставрополе, я зашел к губернатору края Евгению Семеновичу Кузнецову, с которым меня связывали хорошие, уважительные отношения. У него в кабинете сидел начальник аэропорта Ставрополя, и они обсуждали вопрос, как доставить Святейшего Патриарха Алексия из Москвы в Ставрополь. Мой коллега предложил осуществить это на самолете Ан-24. Меня это сразу насторожило по многим причинам. Этот тип самолета летит на высоте 4–6 тысяч метров, где формируются грозовые облака и могут возникнуть опасные метеоявления. Кроме того, этот самолет шумливый, да и скорость невысока, так что полет из Москвы займет 3,5–4 часа. И уж совсем не по душе пришлась идея выделить для Патриарха и его сопровождения половину первых рядов, а вторую половину продать простым пассажирам, чтобы не оказаться в накладе. Я был не в восторге от такого предложения, считал недопустимым везти Патриарха на «шарабане». Это будет просто позор Ставрополью.
Я счел недопустимым везти Святейшего Патриарха на «шарабане»
Василий Викторович был даже внутренне возмущен таким планом, но вместо того, чтобы гневно раскритиковать его, действовал по принципу «возражая, предлагай» и выдвинул свой вариант решения этой задачи, важной для родного края и особенно его православного населения. Он обратился к губернатору: «Я предлагаю доставить Святейшего без посторонних пассажиров на новом самолете ТУ-154М, оборудованном первым классом».
Сейчас такое предложение выглядит обыденным, а в тот момент авиапарки большинства компаний находились в плачевном состоянии. А «КавминводыАвиа» как раз в том же 1994 году был приобретен Ту-154М, собранный в Куйбышеве. В тот момент, когда все авиакомпании лихорадочно закупали «Боинги», приобретение именно российского авиалайнера можно было приравнять к подвигу. Это стало неоценимой и очень своевременной помощью отечественным авиастроителям, которые в эти годы были лишены государственной поддержки.
Тем временем обсуждение продолжалось. Губернатор, конечно, был рад такому предложению, но в то же время озадачен: «Сколько это будет стоить? Что от меня надо?»
– «От вас нужна только дата и время». – «А как ты это сделаешь?» – «Это моя забота». – «12 августа в 15 часов Святейший Патриарх Алексий должен быть в аэропорту Ставрополя». «Я понял», – завершил разговор Бабаскин.
«Сам сяду за штурвал»
Василий Викторович Бабаскин Василий Викторович продолжил свой рассказ:
– Меня больше никто не беспокоил. А я приступил к подготовке этого ответственного рейса. Существовал строгий порядок подготовки, выполнения и обеспечения безопасности полетов первых лиц государства, подписанный еще Андроповым и на тот момент обязательный к соблюдению. Необходимо было учесть все требования по техобеспечению, летный состав должен был пройти наземную тренажерную подготовку, усвоить порядок действий в нестандартной ситуации. Только тогда экипаж будет готов и допущен к выполнению поставленной задачи специальным приказом руководителя предприятия. Я решил, что сам сяду за штурвал. Думаю: не дай Бог что-то произойдет, отвечать буду сам.
Итак, подготовленный по всем правилам и инструкциям борт Ту-154М приземлился 12 августа в правительственном аэропорту «Внуково».
– Меня предупредили, что делегация Русской Православной Церкви должна быть у трапа самолета ровно в 12:45, – рассказывает Василий Викторович. – Святейший Патриарх и его сопровождающие появились точно к назначенному времени, минута в минуту. Мне и раньше приходилось осуществлять литерные спецрейсы, но никогда более организованной делегации я не видел. Доложил Патриарху о готовности к выполнению полета, проследил, чтобы наши VIP-пассажиры благополучно устроились на своих местах, и занял свое место за штурвалом. После набора высоты передал штурвал командиру корабля и вышел в салон. Святейший поднялся мне навстречу, пригласил занять место с ним рядом, и между нами завязалась беседа.
От беседы со Святейшим осталось ощущение благодати и необыкновенной радости
Разговор Патриарха с пилотом продолжался минут сорок. Но, как говорит Василий Викторович, он не может вспомнить ничего конкретного – только то, что чувствовал себя как на рентгене. Осталось главное – ощущение благодати и необыкновенной радости. Думаю, что многим православным людям знакомо подобное чувство, когда приходишь к опытному священнику с ворохом, казалось бы, неразрешимых проблем, а выходишь от него свободным от них, благостным и… точно не помнящим ответов на свои вопросы. Да, великое счастье удостоиться такой беседы, да еще с Предстоятелем Русской Православной Церкви.
– Мне показалось, что у меня крылья появляются, как у моего самолета, – пошутил пилот.
Но главные для Василия Викторовича события, связанные с этим необычным рейсом, были еще впереди. Ровно в 15 часов самолет приземлился в Ставрополе. Святейшего Патриарха торжественно встретили губернатор края и митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон. Кстати, с этим владыкой нашего авиатора связывали доверительные отношения, поскольку Василий Викторович, как он шутливо выразился, выписал ему «проездной на самолет», то есть всегда безвозмездно обеспечивал все перелеты главы епархии.
«А пиджак у вас есть?»
По окончании этой церемонии Василий Викторович собрался заняться решением послеполетных процедур, но тут к нему подошел священник из свиты Патриарха и передал приглашение на ужин в 19 часов. А потом вдруг спросил:
– А пиджак у вас есть?
– Жара была в этот день ужасная, – объясняет такой вопрос летчик, – я был в одной рубашке, да и ту хотелось снять. Мне даже жалко стало священников в их облачениях. Но, конечно, к банкету приехал заранее и в пиджаке. Изнываю от жары, снял пиджак и повесил на крючок. Вскоре подходит ко мне тот же батюшка, ведет в зал, показывает мое место за столом и опять про пиджак напоминает: «За стол садитесь в пиджаке».
Очень скоро эта «пиджачная загадка» разрешилась самым неожиданным для Василия Викторовича образом. Начался торжественный ужин, и первое слово предоставили Патриарху Алексию. Святейший поблагодарил за теплый прием, пожелал благополучия и процветания Ставропольскому краю, а в конце выразил особую благодарность Василию Бабаскину и объявил, что за безупречную организацию перелета патриаршей делегации награждает его орденом святого благоверного князя Даниила Московского. Вот, оказывается, зачем был нужен пиджак – не к рубашке же орден прикреплять!
И тут Патриарх объявил, что награждает Василия Бабаскина орденом святого князя Даниила Московского
– Я был совершенно потрясен такой оценкой моих действий – ведь я сделал лишь то, что должен был сделать, – говорит Василий Викторович.
Нам же это награждение представляется совершенно заслуженным, ведь Василий Викторович добровольно и безвозмездно взял на себя ответственность, пошел на риск и преодолел множество трудностей при организации и осуществлении этого значимого перелета. Вовремя, с подобающим комфортом и без малейших происшествий Патриарх Алексий II был доставлен в Ставрополь и столь же успешно после завершения своего пастырского визита вернулся в Москву. И в этом несомненная заслуга нашего героя.