Православный календарьПравославный календарь
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».

«Служу Богу и людям»

Воспоминания об отце Василии Ермакове († 3 февраля 2007 г.)

    

3 февраля мы вспоминаем протоиерея Василия Ермакова: со дня его блаженной кончины прошло уже 12 лет.

С 1981 года и до своего преставления батюшка служил в кладбищенском храме во имя святого Серафима Саровского, и сюда шли и шли люди. Приходили, чтобы получить совет, выбраться из тяжелой жизненной ситуации. Многие до этого никогда не переступали порог храма, но слышали, что «петербургский старец» имеет дар рассуждения и готов помочь каждому. Сам отец Василий не считал себя старцем, но охотно шел навстречу людям. Эту теплоту, участие и живой интерес они не забудут никогда.

Школа отца Василия

Иерей Михаил Преображенский, настоятель строящегося храма святителя Спиридона Тримифунтского (поселок Красная Заря) и храма святого князя Владимира (поселок им. Свердлова, Всеволожский район, Ленинградская область):

– Я с батюшкой около пятнадцати лет общался. Стоял рядом с ним как диакон. Десять лет служил с ним вместе. Он меня всему научил. Как пред Богом стоять, как молиться правильно. Как каяться. Что-то из того, что говорил отец Василий, я понял со временем – пришло с годами: большое видится на расстоянии. Когда тебе простые слова говорят, ты их слышишь, но что они значат, не сразу понимаешь.

Отец Василий показал и как нужно служить. Как нужно правило читать. Как нужно на службу приходить рано. Как нужно вечером не торопиться домой и сперва отпустить людей, а потом уже своими делами заниматься.

    

У отца Василия школа была – хорошая, воспринятая еще от дореволюционных священников. И это все он передавал молодым. А главный урок простой: все, что Бог посылает, – принимать. Жить в сложившихся обстоятельствах, стоять, терпеть, смиряться перед обстоятельствами. И еще – молчать.

Батюшка очень любил людей, и каждый думал, что его он любит больше всех. Скольких людей я встречал, у всех такое ощущение.

Я постоянно чувствую поддержку отца Василия. Когда мне трудно, я батюшку поминаю – и мне становится легче.

Путеводная звезда к пастырскому служению

Протоиерей Андрей Битюков, настоятель Санкт-Петербургского храма во имя святой мученицы Раисы Александрийской при Институте детской гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачёвой:

– Впервые об отце Василии я услышал, когда мне было одиннадцать лет. Мы приехали на родину наших предков в Тверскую область. Недалеко была церковь Казанской иконы Божией Матери. И вот мы с мамой и сестрой пришли в этот храм (а я уже был верующим). И я познакомился с тамошним священником, отцом Владимиром, очень светлым батюшкой (ныне он иеромонах Варфоломей – один из первых насельников Ниловой пустыни, что на Селигере). Мы с ним стали переписываться, и батюшка в своих письмах упоминал об отце Василии и настоятельно предлагал пойти к нему для духовного руководства. Даже подробно написал, как к нему проехать. И хотя именно отец Василий Ермаков определил впоследствии мой жизненный путь как священника, пришел я к батюшке не сразу.

А первая встреча с отцом Василием была такая. Я учился в открывшейся в Князь-Владимирском соборе церковно-приходской школе и через какое-то время получил от отца Павла Красноцветова, настоятеля этого собора, предложение помогать в алтаре – мне было тогда тринадцать лет. И вот как-то летом, в праздник (это была летняя Казанская или память князя Владимира) в алтаре нашего храма я и увидел отца Василия. Он был очень веселый, оживленный. Я подошел к нему, передал поклон от тверского батюшки Владимира, отец Василий меня крепко-крепко обнял и сказал: «Приходи ко мне». Но… служба в алтаре Князь-Владимирского собора удерживала меня, потом я перешел во вновь открытый Андреевский собор, где тоже было очень много дел… Я как-то все не мог к отцу Василию приехать.

Вскоре настоятелем Андреевского собора стал протоиерей Михаил Мокрополов, который до этого служил у отца Василия. И отец Василий стал приезжать к нам достаточно часто. Наша новая встреча там была не очень гладкая, батюшка отнесся ко мне уже не так ласково. Стал говорить, что все как-то едины, а этот юноша держится особнячком; может, и креста на нем нет. Ну, в своей манере такой, полушутливой. Потом он меня перекрестил довольно болезненно, чувствительно, так что даже пальцы и ногти уперлись мне в лоб, и снова сказал: «Андрюша, приходи ко мне, я буду очень рад тебя видеть».

Прошло какое-то время, и в нашем храме я встретил девушку, Анастасию, из… Серафимовской церкви. Мы с ней очень сильно подружились. Вскоре стало ясно, что наша дружба – это нечто большее, чем дружба. Когда мы поняли, что хотим быть вместе, я пошел именно к отцу Василию за благословением – просить руки своей будущей матушки. На что отец Василий поднес мне кулак под нос и сказал: «Иди пой!»

Так я стал ходить в Серафимовский храм регулярно, совмещая это со службой в Андреевском соборе. Меня допустили и в алтарь Серафимовского храма, причем с камерой. Отец Василий разрешал себя снимать в алтаре – в той особой сосредоточенной атмосфере, в которой его мало кто видит. Он очень благосклонно к этому относился.

    

Батюшка радовался, когда я приходил в храм на раннюю службу прежде него. И, безусловно, он берег наши отношения с моей будущей матушкой Анастасией, очень нас, что называется, «видел». Всегда говорил о нас во множественном числе, передавал какие-то маленькие подарочки для нас двоих. Это было нам очень важно, потому что времена были непростые, нам нелегко было общаться вдвоем с этим миром. Многие не приветствовали наши отношения, а отец Василий их поддерживал. И мы эту поддержку очень чувствовали.

Именно от отца Василия я получал благословения на самые важные повороты в своей жизни. Он стал для меня духовным отцом. Благословил учиться в семинарии, а не в мединституте, куда я собирался поступать, отработав на «Скорой помощи». Благословил меня на принятие сана в очень раннем возрасте: в 21 год я стал диаконом. До этого по благословению отца Василия у нас родился сын (а первое время нашего брака у нас с Анастасией детей не было, и я очень волновался по этому поводу). Потом родилось и еще четверо детей.

Мы с отцом Василием жили недалеко друг от друга. И вот как-то после службы, когда я был еще диаконом, отец Василий предложил меня подвезти к дому и во время этой поездки сказал, что мне нужно рукополагаться во священника. Я стал возражать, говорить, что мне всего 23, что я еще очень молод, служу диаконом только год и четыре месяца, что я не справлюсь… Отец Василий на все эти возражения ответил: «Тебе нужно становиться священником. Ничего не бойся. Люби людей».

Мне батюшка часто говорил: «Что ты, Андрюша, ходишь ко мне на тренировку». А я, например, не исповедовался у отца Василия. Но батюшка просил, чтобы я был при том, когда он исповедует, и следил внимательно за тем, что он делает.

Мне было отрадно принимать священный сан в день именин отца Василия – в память святителя Василия Великого. Радость эта усугублялась еще и тем, что рукоположение происходило в храме Трех святителей, который я знал с детства, когда-то помогал расчищать его двор от мусора, был при открытии дверей этого храма. Произошло это, видимо, по молитвам отца Василия.

И особое было чувство, когда батюшки не стало. Мне удалось послужить панихиду, очень-очень рано – в шесть утра, у его гроба, принять участие в отпевании отца Василия.

Этот особый стиль отца Василия, очень внимательный, очень добрый, слегка шутливый с тем, кому это нужно, – для меня пример для подражания. Образ отца Василия – путеводная звезда в моем пастырском служении. Жалею, что не могу многих вопросов с ним обсудить. И это общее сожаление многих его духовных чад.

«Это было знакомство с явлением святости»

Владимир Викторович Дементьев, духовное чадо отца Василия:

– Отец Василий Ермаков – духовный наставник, человек необыкновенной силы. Для меня это было знакомство с явлением святости. Мы в Церковь все приходим с каким-то предварительным опытом, через какую-то встречу. Мы ищем, и наконец эта встреча актуализируется. Встреча с Богом через носителя Христова образа. Человек – образ Божий, но есть еще и подобие Божие. Такая встреча меняет в жизни все, тем более если ты видишь этого человека в течение нескольких лет. Для тебя Церковь, предание, история Церкви облекаются в форму. Уже после ухода отца Василия пришло понимание, что есть и другие приходы, другие формы, богослужебные практики, другое общение священника с народом. Когда с учеными священниками говоришь или читаешь их работы – это одно. А с человеком именно такой огромной духовной силы, как у отца Василия, – это другое.

Всегда поражало слово отца Василия. Настолько мощно и уверенно он говорил. Он знал: ему верят. Вспомним первые слова Евангелия от Иоанна о слове: его слышишь, ощущаешь. Нахождение рядом с таким человеком, как наш батюшка, давало нечто подобное.

Получить его внимание было сложно: на рубеже 2000-х годов этот приход из локального, местного вдруг превратился в совсем иной – такой поток людей хлынул, прослышав об отце Василии.

Церковь там небольшая, а столько народу приходило! Было просто непонятно, как туда все помещались. Но мы привыкли. Наоборот, в этой давке было единение, сплочение. Иногда видишь в конце Литургии, как народ выходит, выходит… казалось бы, ну все, храм опустел, потому что столько народу вышло, но заходишь внутрь, чтобы ко Кресту приложиться, и видишь: церковь-то полна людей! Просто удивительно.

    

У отца Василия был особый взгляд на Церковь, на традицию, унаследованный от священства, к которому он попал, когда пришел служить после войны в Никольский собор. Там он усвоил обычаи и традиции, которые в свою очередь усвоили служившие там у дореволюционных пастырей. И он эти взгляды транслировал. У него был ряд основополагающих моментов. Прежде всего священное, трепетное отношение к Причастию. Это главное Таинство. Он всегда боролся с неправильным пониманием Причастия, когда для кого-то Таинство было как таблетка, а кто-то пришел по совету: мол, нужно причаститься. Он всегда очень строго к этому относился.

Каждое воскресение отец Василий к ранней Литургии приходил намного раньше, чем в семь утра. И в это время в храме уже собиралась огромная толпа народа. Придел, где проходила исповедь, был небольшой. Отец Василий после исповеди говорил очень важные проповеди. И чтобы услышать его слова, нужно было приходить в пять утра, в половине шестого, чтобы попасть в этот придел. Остальные стояли в храме – огромная очередь. И отец Василий исповедовал всю службу. Многих людей он мог не допустить к Причастию, но оставлял их рядом: видел, что им надо взбодриться… А кого-то оставлял на позднюю Литургию, которую сам служил.

Представьте только: человеку уже под 80 лет, а он сам исповедует всю раннюю службу, потом сам служит позднюю, а потом еще служит молебен. Еще и беседует с народом. Когда он умер, казалось, что это настолько неожиданно случилось. Видимо, благодать, которая была в нем, ему помогала быть таким необыкновенно бодрым до самых последних мгновений жизни. Это огромный пример мужества. Какой сильный человек! Этот его сильный голос… Сильный!

Он очень внимательно относился к подготовке к Причастию, строго требовал вычитывать все полагающееся правило. И вычитывать не поздно ночью, когда уже голова не соображает, а, например, перед вечерней субботней службой. Народ собирался в храм и читал.

У него была своя школа, свои взгляды на благочестие: храм Божий – училище благочестия. И он рассказывал, как юношей в годы войны, когда открыли в Болхове храм, ходил в церковь: вижу: народ кланяется – и я кланяюсь; вижу: народ прикладывается к иконам – и я прикладываюсь… Говорил: придите к нам, помолитесь, постойте вместе с нами, оглянитесь вокруг – наверняка вам понравится, и вы тоже будете ходить в церковь. Такая школа практического богословия. И главное вот что – говорил: «Я готов с вами работать». Как он сказал одной женщине в интервью: «Ты приходи ко мне, мы с тобой, как в школе, как в начальных классах, все пройдем, все посмотрим, найдем ответы на все вопросы, ты только ходи и смотри на нас». В постсоветской России это было явление удивительное.

Многие испытывали, что благословение отца Василия было сигналом, таким зеленым светом. Если он тебя благословил – а житейских ситуаций всяких множество, когда ты не знаешь, как поступить, – то по благословению батюшки все устроится как надо. И ты всегда знал, что можно спросить батюшку Василия. Правда, народу к нему приходило много, и надо было его ловить – например, по пути, когда он шел в храм или из храма. Но вот интересный момент: когда у тебя был серьезный вопрос, ты всегда получал от батюшки ответ. Помню, как-то очень нужно было посоветоваться, и вот я стою у приходского домика и понимаю, что вряд ли получится, потому что народу так много… Была весна, капель… И вдруг выходит человек и говорит: «Зайдите, батюшка вас ждет». Я был просто поражен!

«Не падайте духом!»

Екатерина Дмитриевна Багрянцева, духовное чадо отца Василия Ермакова:

– 3 февраля исполняется двенадцать лет со дня кончины отца Василия. Но время не властно над памятью о любимом и дорогом человеке. Каждый хранит в своем сердце воспоминания о первой встрече с батюшкой, о той необыкновенной любви, которой он так щедро одаривал нас. Всегда была уверенность в правильности его советов и решений.

Это была светлая и счастливая пора нашей жизни. Несмотря на все трудности и скорби. Он учил нас жить, учил любить и нести радость в своем сердце. «Не падайте духом», – так и слышится его голос. «Я служу Богу и людям. Я на это поставлен Богом», – в этих словах и заключается вся его жизнь.

    

Феномен отца Василия в его необыкновенной любви, в большом сердце. Господь расширяет сердце человека, и он становится способен полюбить огромное количество людей. Что человека привлекает в другом человеке? Только любовь и только внимание. И только доброта. К пустому колодцу, знаете ли, никто никогда не пойдет, как говорит замечательная русская пословица. Батюшка обладал необыкновенными духовными дарами.

Он, безусловно, был большим патриотом своей Родины. Бесконечно любил Россию. Много писал о Болхове, о России, о ее замечательных местах. Очень любил природу.

Помню, мы сидели как-то с батюшкой. И пришел в храм мужчина, вероятно, в первый раз зашел в церковь… Ему сказали, что есть вот такой священник, хорошо бы с ним поговорить. Батюшка с ним побеседовал, попросил дать ему свои книги, газетные листки со статьями. И этот мужчина сказал: «Я никогда в жизни не встречал такого количества тепла. Он просто душу мою обогрел!» Пища для души – это любовь. Любовь и молитва.

Подготовил Никита Филатов

Источник: Московский Сретенский монастырь

4 февраля 2019 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 120 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×