Грани отчаяния и Божие присутствие

Михаэль Кьеркегор Михаэль Кьеркегор
Покров тайны – безмолвие. Твое, Боже, присутствие рядом с каждым из нас – тайна, непостижимая умом, невыразимая словом. Мы не видим Тебя, а Ты присутствуешь рядом. И даже когда мы неверны и исполнены ропота, когда готовы крушить в своей жизни всё, то и тогда Ты, Боже, не отворачиваешься. Ты готов воссоздать, возродить, воскресить, лишь бы мы сами хотели воскреснуть.

Как же потрясла меня история одного датского отрока. Она заставила о многом задуматься, многое понять, а на что-то взглянуть заново.

Ему было 11 лет, и он стоял на холме, с отчаянием и злобой всматриваясь в небо. Рядом паслось стадо овец, которое он вывел на пастбище ни свет ни заря. Вокруг – ни души, лишь суровый ландшафт, и так изо дня в день. Голод, одиночество, холод, а летом палящее солнце, и самое страшное – какая-то безнадежная тоска, беспросветность пронизывали душу насквозь. Сквозь его детское лицо, обветренное и изможденное, проходили черты тоски. Так он стоял на этом злосчастном холме, вглядывался в небо, и наконец произнес несколько злых слов, фактически проклятья, обращенные к Богу. Ему казалось, что не по годам тяжкие испытания Бог ниспослал ему совершенно бессмысленно. И тогда зачем Он, такой Бог, вообще нужен?

Небо не разразилось ни громом, ни молнией. Казалось, ответа и нет. Лишь тихое дыхание ветра… Но как удивительно – жизнь отрока чуть ли не в одночасье изменилась в лучшую сторону. Мальчик быстро получил то, о чем так мечтал.

Его имя несколько непривычно для нас – Михаэль Кьеркегор. Жил он в Дании на рубеже XVIII–XIX вв. Известен он больше тем, что впоследствии его собственный сын, Сёрен Кьеркегор, стал знаменитым философом, писавшим прекрасные сочинения на темы христианской нравственности. Но что же сам Михаэль после своего неординарного поступка?

Нежданно-негаданно объявился родной дядя, который взял мальчика-пастуха к себе в Копенгаген и дал прекрасное образование. Дядя успешно вел бизнес, а Михаэль оказался отличным торговцем. Быстро юноша сколотил себе состояние, обзавелся домом, а затем унаследовал весь бизнес почившего дяди. И вот он – богатейший предприниматель Копенгагена. У других дела валились и рушились, словно карточные домики, а у него – ничего, всё оставалось незыблемым и еще возрастало. Когда британский флот подверг город артиллерийскому обстрелу, его дома не пострадали. А когда Данию постиг жестокий экономический кризис, Кьеркегор опять-таки пережил беду без потерь.

Ему завидовали так же, как сейчас завидуют тем, кому удача каждый день улыбается, кого беды боязливо обходят стороной (так по крайней мере завистникам кажется, будто кто-то живет припеваючи). Ему почтительно кланялись на улицах. К нему на обед заезжали даже представители королевской фамилии. Только вот сердце почему-то щемило. При видимом изобилии сердце испытывало тесноту.

Без Тебя, Боже, каждый из нас – сирота

Так тоскует душа, потеряв любимого – и в дорогих хоромах она чувствует свою пустоту, словно и жизни нет. Так дерево, лишенное источников вод, увядает. Так ребенок, потерявший родителя, носит в своих глазах одиночество. Без Тебя, Боже, каждый из нас – сирота.

Переживание счастья или несчастья имеет одну значимую черту. Мы счастливы не тогда, когда имеем вовне, а когда имеем внутри. Невозможно быть счастливым сердцу немирному, беспокойному и тревожному. Переживание счастья – достояние сердца, когда оно чисто, свободно и мирно.

Даже получая чаемые сокровища, но в обход Бога, душа не станет счастливой. Она подобна блуждающему по волнам морским кораблю, трюмы которого наполнены всевозможными запасами и провиантом, но сам корабль не имеет родного причала. Судно ветшает, накопления лежат мертвым грузом, а родной пристани нет. Так и душа, плавая по морю жизни с земным накоплением, тоскует без родного Отечества, без той подлинной Пристани, которой все мы должны достичь.

Отроческий поступок Михаэля – в каком-то смысле выражение ропота, даже бунта, крамолы, которые случаются с каждым из нас: «Я мучаюсь, тружусь на износ, ничего не имею, где же Ты, Боже? Почему Ты не спасаешь меня?» Но если разобраться в глубинах поступка, то внешнее бунтарство часто выражает отчаяние.

Да, да, злые слова зачастую – голос отчаяния. Само отчаяние – крик души, потерявшей опору. Отчаяние – внутренний обвал, крушение наивных надежд на счастье земное. Это своего рода тупик, в котором многие как раз обратились к Богу, ибо лабиринт земных расчетов ведет в никуда. Но есть в этом тупике и свое искушение. Отчаявшийся не ощущает Божия присутствия и потому считает, что Бог оставил его, не помогает, а может, Бога и вовсе нет.

Отчаяние всегда неразумно и потому влечет за собой неразумные действия. Люди злословят порой самых близких, и только лишь потому, что отчаялись в своих надеждах: не знают, как вернуть супруга, как вразумить ребенка, как остановить пьющего родственника, и неожиданно вместо жертвенного добра вдруг обращают к ним свои проклятия. Отчаяние срывает запоры с наболевших чувств, которые выплескиваются наружу в виде неразумных фраз и проклятий. Самое же страшное – когда человек, отчаявшись, проклинает данную ему свыше жизнь, злобно отвергает Бога и думает, что никакого смысла в страданиях нет.

Если ты думаешь лишь о себе, то и пятнышко на твоей одежде может вызвать отчаяние

Секрет отчаяния – в самозамкнутости. Закрывшись внутри себя, мы и не видим иных опор, кроме себя. Еще один секрет отчаяния – в преувеличении личных бед и отсутствии надежды на Бога. Если ты думаешь лишь о себе, то и малое пятнышко на твоей одежде может вызвать отчаяние. Когда же замечаешь, сквозь какие беды Бог ведет ко спасению других людей, то собственные беды блекнут, теряют вес, становятся незначительными.

Секрет отчаяния в том, что отчаявшийся видит только свою беду, но не видит Христа, на кресте за нас распятого. Даже видя Распятого, мы по-прежнему клянчим: «Подай нам то и то, сними нас с наших крестов, мы не хотим быть с Тобой сораспятыми». Человек испытывает отчаяние не потому, что Бог отвернулся, а потому что сам закрылся от Бога, замкнулся на временной неудаче и свел к ней весь смысл жизни, а точнее, утрату смысла.

О чем же говорит нам пример Михаэля? Бог обустроил его жизненный путь, даже когда тот бросался злыми словами. Господь показал ему на самом опыте жизни, что Он всегда находится рядом, слышит и видит, что исполняет сердечные чаяния, и что наши неразумные поступки и такие же неразумные слова не могут затмить Его любви к нам.

Что же мы можем извлечь из этого? Если Господь и при ропоте и негодовании позволяет исполниться нашим мечтам, то не тем ли более Он исполнит просьбы молитвенные? Если при озлоблении нашем Он исполняет наши тайные чаяния, то не тем ли более исполнит чаяния доброй души?

Жизнь человека так устрояется Божиим Промыслом, что выход есть всегда и везде, даже там, где написано: «Выхода нет». Помощь приходит, откуда не ждешь. Господь действует так, как ты и не можешь себе представить. И, значит, доверься Господу, оставь Ему всё управить, предай ситуацию в руки Божии. Он и так, если надо, из голодного, невыспавшегося пастушка сделает всеми уважаемого богатого человека. Но великое счастье – спокойная совесть, когда душа осталась верной Господу своему.

Всегда и везде мы окружены Божией любовью, но воспринимаем ее далеко не всегда

И вот какая удивительная грань, объяснение внутренних страданий Михаэля, да и многих, многих из нас. В нашей жизни внутренние муки – зачастую от нашей неверности. Так, изменивший своей семье человек внутренне страдает, даже если окружен любовью семьи. Он сам закрылся от этой любви, чувствует себя чужим в присутствии самых близких – обманутой второй половинки и преданных детей, испытывает внутреннее раздвоение, совесть жжет его, и он мучается. Закрывшись от света, ты погружаешься в тьму. Спрятавшись от тепла, испытываешь холод. Отвернувшись от Бога, несешь в себе мучение. А значит это только одно – всегда и везде мы окружены Божией любовью, но воспринимаем ее далеко не всегда.

Но почему же в ответ на крик сердца – тишина?

Да потому, что не может услышать тот, кто не слышит. Способный слышать и в тихом веянии ветра распознает Божий знак, призывающий нас к безмолвию от страстей и покою сердца в Боге. Способный видеть и слышать поймет, что Божье благословение – не в обилии земных благ, а в данной нам возможности идти по пути Христа.

Разве наш Бог есть Бог земного комфорта?

Быть со Христом возможно, только следуя за Ним. Какая очевидная истина! Но что она значит? Христос не был повелителем, гордо вознесшим главу, не собирал для Себя сокровищ, не жил во дворцах, не ездил на дорогих колесницах. Христос не пользовался всеобщей популярностью, ибо не заботился об имидже, и знатные люди боялись общаться с Ним, чтобы не испортить себе репутацию. На земле Христос ходил сквозь колючие заросли злых наветов, Его уязвляли злобой и клеветой, Он умер в страшных страданиях, оставленный учениками. Но любит Христос всех бескорыстно. И вот она, тысячи раз повторяемая истина: путь к свету Воскресения пролегает через скорби Голгофы.

Что принесем мы Христу, потратив жизнь на гордость, обогащение, комфорт? Как будем мы со Христом, если никогда не были с Ним, поступая прямо противоположно Ему? Как будешь ты с Тем, Кому никогда ты не был единомыслен и единодушен?

Но сам Михаэль давно уже и горячо молился Богу, учил детей религиозности, однако сквозь всю свою жизнь пронес горькую мысль о своем давнем поступке. И через 70 лет (!!!) после события на холме, будучи весьма почтенным 82-летним старцем, он всё еще сокрушался и никак не мог позабыть. Всю жизнь его мучила и терзала мысль, что он возроптал, впал в страшный грех злословия и богохульства, тогда как Господь его вовсе не оставлял, напротив, проявлял заботу о нем и подал ему всё, чего тот хотел. Вот такие удивительные переживания.

Он раскаялся, но, видимо, в его покаянии проскальзывал фатализм. Он полагал, что за его грехи на его род лег тяжкий рок, что он сам и его дети лишены благословения. Так и мы зачастую думаем, что жизнь наша пошла наперекосяк по причине какой-то ошибки, как будто мы способны жить без грехов, а покаяние бесплодно, как будто нет силы преображения, действующей благодатью Духа Святого, как будто Бог напрасно попустил нам пройти через эту ошибку.

У каждого из нас в жизни бывают поступки, о которых мы очень жалеем, которые словно лежат несмываемым пятном, и даже после глубокого раскаяния остается темное воспоминание. Нам всё же хочется, что лучше бы этих грехов и ошибок у нас не было вообще.

Но разве Бог мстителен? Разве отношение к нам Небесного Отца выражается в том, чтобы подмечать очередную нашу оплошность и наказывать за нее? Нет, Бог не мстителен. Он остается верен, когда люди неверны. Он не предаст, когда человек предаст. Он преисполнен благословений, когда наши грешные души наполняют проклятия.

Ты, Боже, благословляющих Тебя благословляешь, но проклинающих не проклинаешь никогда. Люди клянут всех и вся по немощи своей души, по неразумию, а еще, как мы поняли, от отчаяния – надрыв души влечет ломку сознания, и тогда из глубин надорванного сердца исходит неразумный крик. Злословящий неразумен. Злословящий слеп. Злословящий не слышит ничего, кроме своих собственных злословий. Любовь не клянет никого. Любовь исключает отчаяние. Любовь исцеляет душу. А еще Любовь прощает клянущего и продолжает его любить.

Даже мы, будучи злы, не обижаемся на своих малых деток, когда они по неразумию говорят нам что-либо с раздражением. Люди – Твои чада, Боже. Ты, – воплотившаяся Любовь и воплотившаяся Кротость, – заповедал нам: «Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 44–45).

Бездна человеческих падений – ничто пред необъятной бездной Божией любви. Бог и на злословия отвечает земным благотворением. Значит, и мы призваны благословлять проклинающих, благотворить, помогать в надежде, что их совесть пробудится – так же, как пробудилась у мятежного Михаэля.

Но вот еще удивительная грань.

Проклиная или злословя кого-либо, мы вредим только себе. Ибо родившееся в сердце проклятие отравляет, прежде всего, нас самих.

Камни, бросаемые в небо, возвращаются на головы тех, кто их бросал. Таков закон – всемирного тяготения. Ветвь, отсеченная от дерева, медленно засыхает. Это тоже закон – жизни как целостности, и эту целостность необходимо хранить: ветвям – с деревом, детям – с родителями, людям – с Небесным Отцом. Созданный Богом мир призван к единству: всех друг с другом, но, прежде всего, всех с Небесным Отцом. Разрушение единства выражается во вражде. А враждующий утратил любовь и потому губит холодом ненависти собственную душу.

Но отсеченную ветвь можно привить, и она возродится. А камни просто не стоит бросать.

Сёрен Кьеркегор Сёрен Кьеркегор
Богу от нас не нужно ничего, кроме того, чтобы мы были счастливы. Никто из нас ни одним своим добрым делом не прибавит ничего к Божьему совершенству. Господь обладает полнотой благ, Он Творец всякого тварного блага, и Сам Он – наивысшее Благо. Потому человек обретает благо лишь в причастии Богу. И потому Бог от нас хочет, чтобы мы были с Ним.

Но на пике отчаяния мы ждем от Тебя, Боже, ответа. И Ты всегда отвечаешь, но не всегда так, как этого хочется нам. Мы клянчим у Тебя, Боже, благ земных. Мы впадаем в отчаяние и готовы проклинать всех и вся, когда не получаем просимого. Но Ты вразумляешь нас, открывая нам новые пути, а иногда и исполняя наши неразумные просьбы. Тогда мы на личном опыте убеждаемся в пустоте и наивности своих многих просьб.

Михаэль тосковал и, кажется, не заметил, как Господь по жизни наделил его огромным счастьем – иметь одаренного, талантливого сына, с которым он часами увлеченно беседовал. Его сын Сёрен – один из немногих философов нового времени, которые воспевали духовную жизнь, верность Евангелию, призывали следовать за Христом. Собственно, накопления Михаэля тратились на воспитание и творчество сына – тот мог спокойно работать над книгами, не отвлекаясь на изнуряющий силы заработок. Разве в этом не было Божия Промысла?

Жизнь, в которой Богом попущено пройти через тяжкий грех, тоже учитель, лишь бы мы готовы были принять урок

И каждого из нас Господь по жизни промыслительно ведет, невзирая на наши грехи и наши ошибки.

Жизнь человека, в которой осуществляется Промысл Божий, а сам человек исполняет Божии заповеди, есть наш лучший учитель. Но и жизнь, в которой Богом попущено пройти через тяжкий грех, тоже учитель, лишь бы мы готовы были принять урок. И если, по слову пророка, «извлечь драгоценное из ничтожного» (Иер. 15, 19), то и в каждом внешне недостойном событии можно обнаружить удивительный смысл.

Наш Бог – не Бог карающий, а Бог исцеляющий и врачующий. Нет человека, которого покинула бы Божия любовь. Надо лишь смиренно принять то, что ниспосылается Господом.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Михаил27 октября 2019, 22:50
Развращенное не исправится и кривое не испремится. Наделал делов - страдай. Если отрезать ногу - новая не вырастет. Блудник не сможет стать девственником. Господь милостив, но неизбежно повреждение в результате преступления Заповедей и Закона. Повреждения часто неисправимые и неисцелимые. Смирятся надо, я считаю, раз уже сказал что-то или сделал, то нести ответ за это до конца надеясь на милость Божию. Раны на совести рубцуются, да, но душа уже до конца будет уродлива, в шрамах и коросте от прежних грехов. Правильно этот мужик до конца дней сокрушался. Сын не сын, а он согрешил.
Елена 3 февраля 2019, 15:26
Спаси Господи Вас батюшка!
Татьяна16 января 2019, 13:49
Обращаюсь к Марии... Подобное было и со мною, мысли о самоубийстве постоянно крутились в моей голове ,особенно после скандалов мужа. Как вооцерковилась, то стала часто исповедоваться. Как только в душе гнездилась обида на родного человека, с которым в браке более 40 лет, сразу же бежала на исповедь. Навязчивые мысли о самоубийстве не возникают. Молюсь ,причащаюсь, окончила воскресную школу для взрослых,как-то стало легче жить. Чего и вам желаю !
Ольга14 января 2019, 13:42
для Марии... Мария, я недолго христианка, около 5 лет.... Наблюдаю в ближайшем окружении таких погибающих людей, 3 мужчины которым могли бы жить и жить погибли от алкоголизма... причины разные... есть много причин когда человек не может выкарабкаться из этого болота... но у всех людей в душе заложено желание блаженства, чувство вечности, иногда просто они не там ищут этого... заметила, что когда долго не причащаюсь душа страдает и тянет к замещающим суррогатам, например тянет выпить... еще мы сами тоже не являемся примером любви к другим людям... нам сказано что к себе надо строго относиться, а других прощать, а мы поступаем наоборот... себе все прощаем а близких за все пилим...
Инна13 января 2019, 00:04
Спаси и сохрани, Вас, Господи, Отец Валерий!
Татиана12 января 2019, 18:04
Хорошо,что такие статьи привлекают разных людей,с разными судьбами.Но как все по-разному воспринимают написанное. Мне вдруг страшно стало за Марию,которая,ухватившись за соломинку,посланную "старцем-пятидесятником",стала "спасать" себя,любимую,от сына,скатывающегося в пропасть.Она забыла,наверное, что сына сама воспитала,что исповедь - это еще не покаяния, что именно покаяния,возможно, не было у вас, Мария (помоги вам, Господи!)...Не прогоняйте сына,МАРИЯ! - вы тем самым подводите его к черте отчаяния.Я не имею права "поучать",и учить не имею права (сама грешница),но попросить вас всё-таки имею права:просите Бога о сыне,не о себе,перечитайте заповеди Блаженства,почитайте Иоанна Крестьянкина.
Андрей12 января 2019, 15:50
Спаси вас Христос. Очень хорошая статья, надеюсь она попадет на глаза людям, которые находятся на грани и убережет их от необратимого поступка.Вам же о.Валерий и вашей семье здравия и помощи Божией.
Анна Gud12 января 2019, 09:58
Удивительны Твои дела, Господи. Вот читаешь эти книги, тексты и статьи сотнями. Смотришь фильмы и слушаешь проповеди, передачи "вопросы - ответы". И думаешь: ну все, уже ничего нового не узнаю, все читал. И вдруг раз! Бах! Как молния. Текст как молния. Или удар грома. Или ещё что-то как прямо от Господа Бога Самого. Слава Тебе и людям Твоим. Действительно, пребывая в благополучии, такой текст не напишешь. Автора поразила история Михаэля. А меня поразила история Марии в комментариях. Прошу Вас, держитесь. И не уходите к пятидесятникам. Я тоже буду молиться за Вас и за всех нас, которые должны наблюдать, как близкий человек упорно идёт к своей гибели. Как же это тяжко. Тяжелый крест.
Наталия С.11 января 2019, 18:56
Наталия 9 января 2019, 23:30, Вопрос, который Вы задали, может быть и не имеет для нас определенного ответа, потому что только Господь сердцеведец. Но по обычному рассуждению, перед мальчиком было несколько путей. Первый очень и очень трудный. Если бы у него получилось оставаться бедным и не роптать вообще, то он в какой-то мере исполнил бы данную Господом заповедь о совершенстве. Второй путь трудный, но не спасительный. Оставаясь бедным, и и не переставая роптать, он причинил бы очень сильный вред своей душе. Третий путь описан. То, что произошло, дало ему возможность и познать свое несовершенство, смириться, и в то же время быть благодарным Богу. Может быть, и еще какие-то варианты были.
Галина И.11 января 2019, 08:23
Максим М. 9 января 2019, 20:59" если не переносить все испытания как посланные Богом, тогда простые неудачи превращаются в настоящий ад и могут убить человека. Если человек воспринимает все как Промысл Божий, как заботу о себе грешном, то любые даже страшные мучения, лишения - это ничто. " Ого! А вы сами переносили эти страшные мучения и лишения, или нет? Хорошо разгольствовать,поучая и обличая, сидя при этом в удобной кресле и попивая кофе, как сказал А.И. Осипов. Только тот, кто окунется в эту бездну тьмы и отчаяния и выйдет затем из нее, может и поучать, и помочь.Как о. Валерий. А так-"все вы бесполезные врачи.О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость" (Иов 13:4-5).
Людмила11 января 2019, 01:03
Вы спасли меня.БЛАГОДАРЮ,о.Валерий.
Мария10 января 2019, 14:52
Спаси Вас Господи, батюшка! Дай Бог Вам исцеления!
НН10 января 2019, 11:17
Наталия 9 января 2019, 23:30, Вы задаёте очень хороший вопрос, но на него нет ответа. Мне кажется, надо подумать и о том, что много ли найдётся людей, получивших в этой жизни всё, что только можно, будут помнить и переживать не только детский грех, но и взрослые грехи и благодарить Бога? Могут ведь и вообще забыть о Нём. И думается мне, что таких большинство. С Рождеством Христовым, дорогие братья и сестры! Господи, слава Тебе!
Игорь10 января 2019, 05:16
Божией милости,вам,Отче!
Валентина10 января 2019, 00:01
С Рождеством Христовым, дорогой отец Валерий! Всем сердцем благодарю за такой вразумительный подарок к празднику! Да хранит Вас Господь!
Наталия 9 января 2019, 23:30
"Всю жизнь его мучила и терзала мысль, что он возроптал, впал в страшный грех злословия и богохульства, тогда как Господь его вовсе не оставлял, напротив, проявлял заботу о нем и подал ему всё, чего тот хотел. Вот такие удивительные переживания".
Всё-таки он был ещё ребенком, сказав те слова,ещё с неустойчивой психикой, совсем незрелым. Разве Бог будет посылать кары на такого ребенка за те слова?
И, возможно, ему стало стыдно за сказанное спустя годы, потому, что Бог все же послал ему большое богатство, а он взял и вспомнил, что роптал на Него. Вот и стало стыдно. А если бы Бог оставил его так же бедным? Тогда он покаялся бы в том детском ропоте? Или бы и дальше продолжал роптать?
Кира 9 января 2019, 22:59
Спаси Вас, Господи, отец Валерий. Вразумительная статья. Господи, помилуй нас грешных, убереги от отчаяния, дай всегда чувствовать помощь и заботу Твои. С Рождеством Христовым всех!
Максим М. 9 января 2019, 20:59
Спаси Господи! Хорошие слова для мятущейся души, задыхающейся от отчаяния. Действительно, если не переносить все испытания как посланные Богом, тогда простые неудачи превращаются в настоящий ад и могут убить человека. Если человек воспринимает все как Промысл Божий, как заботу о себе грешном, то любые даже страшные мучения, лишения - это ничто. У меня на памяти всегда отрывок из Евангелия про двух разбойников, как образ двух душ, одной осознавшей свои грехи, поэтому даже в страданиях спокойной, и другой - души хулителя, умирающего от отчаяния. Взывают Тебе Господи словами благоразумного разбойника - "Помяни мя Господи во Царствии Твоем!".
Татьяна 9 января 2019, 18:35
Батюшка, спаси вас Господь, за вашу мудрую статью. В нашем храме молятся за вас.
Екатерина 9 января 2019, 18:13
Спаси Господи, отец Валерий! Мне очень помогла ваша статья. С Рождеством! Желаю вам и вашей семье мира, здоровья и терпения.
Людмила 9 января 2019, 18:13
Очень глубокая и сильная статья, к великому сожалению,такое понимание, приходит через те самые "...грани отчаяния..." Молитвенно с Вами, низкий Вам поклон отец Валерий!
валентина 9 января 2019, 16:41
Отец Валерий, спасибо за умную, добрую статью.
Верю, что Благодать Божия всегда с Вами. Желаю Вам крепкого здоровья.
Наталья 9 января 2019, 15:16
Спаси Вас Господи,отец Валерий!Такая понятная и нужная статья!Просто чудесная.
Светлана Т. 9 января 2019, 14:26
Спасибо, низкий поклон Вам за эту статью, действует как лечебный пластырь на мою душу и становится легче, хочется дальше жить.
Владимир 9 января 2019, 12:54
У Вас великий дар слова, отец Валерий. Пишите и публикуйтесь больше во славу Божию.
Наталия 9 января 2019, 12:27
Какой мощный текст. Прожитый. Храни Господь вас, отец Валерий, милости вам Божьей и здравия духовного и телесного. С Рождеством Христовым!
Екатерина 9 января 2019, 11:18
Благодарю Вас, отец Валерий, за глубокую и познавательную статью! С Рождеством Христовым Вас и Вашу семью! Многае и благае лета Вам!
р.Б. Сергий 9 января 2019, 10:02
Спасибо,о.Валерию Духанину,сумевшему выразить в одной фразе- "Секрет отчаяния – в самозамкнутости."Это-источник одного из смертных грехов (отчаяния-уныния) и далее развившему мысль о том,что не стоит поддаваться этому чувству, потому,что искренняя вера в Любовь Спасителя поможет преодолеть все истинные и мнимые трудности в этом мире.В очередной раз понимаешь (лично я,по крайней мере),что христианство-очень позитивная и жизнеутверждающая Сила.
Мария 9 января 2019, 09:43
Я давно на грани отчаяния. Сын катится в пропасть, живет со мной, любимый муж умер. Пенсионерка. От сына помощи почти нет.Если бы я его не любила, так бы не мучилась. И сколько исповедей за эти годы, не счесть. И у всех священников мнения и советы разные.Я устала от длинных красивых слов и долгих наставлений.Молюсь очень много, но кажется, толку нет. Позавчера хотела повеситься, позвонила давнему брату- другу во Христе, старцу- пятидесятнику. Он сказал совсем немного, из Писания. На след. день я буквально летала, так легко стало. Не поняла. Вечером позвонила ему: вы что, молились за меня? Он сказал:да, и вчера, и сегодня. Вот сила молитвы за ближнего. Сына выгоняю из дома, ему 4-й десяток.
Лебедев Андрей Викторович 9 января 2019, 08:58
Здравствуйте. Это статья написана словно про меня. Хотелось бы получить электронный ящик отца Валерия.
Екатерина 9 января 2019, 05:51
Такие добрые слова...
У Вас всегда статьи добрые, а эта особенная.
Спасибо!
Ольга 9 января 2019, 03:12
Спаси Вас Бог! Важные и такие нужные мысли! С Рождеством! Мира в душе!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×