Наш собеседник – игумен Леонтий (Козлов), бывший преподаватель МДА, автор книги «Вера сердца и уст исповедание», сотрудник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
– Отец Леонтий, вы закончили Московскую духовную академию, где после преподавали греческий язык. Много бывали в Греции и на Афоне. Чем отличаются греческие православные традиции от наших?
Традиции гостеприимства у греков в крови: всегда угостят, откроют святыни и побеседуют
– Греческое богослужение почти ничем не отличается от проводимых у нас чинопоследований, разве что язык другой. Есть особенности во времени суточных служб: например, утреня всегда совершается утром, перед литургией. Просфоры другой формы, пекут и приносят в храм их сами прихожане, а потом забирают домой. Каждое первое число месяца в храмах совершается освящение воды, Крещение совершается более торжественно, чем у нас, Исповедь не привязана к Причастию и пр. На приходах есть хорошая традиция – после литургии пить кофе вместе со священником, когда прихожане могут задавать ему вопросы и просто беседовать по душам. Вообще, традиции гостеприимства у греков в крови, угостить странника хотя бы стаканом воды с ложкой варенья – у них непреложный закон. В какой бы монастырь на Афоне или в Греции ты ни пришел, всегда тебя чем-нибудь угостят, откроют святыни и побеседуют.
– И на Афоне, и в России множество великих святынь. Какое паломничество может пойти человеку на пользу?
Можно жить иначе, чем живет этот мир, иметь иные ценности и идеалы
– Всякое паломничество, совершаемое в духовных целях, а не ради любопытства, есть труд и приносит несомненную пользу, будь оно в нашей стране или же на Афоне и в Греции. Раньше ходили пешком, утруждали плоть, трудились подолгу во славу Божию, а сейчас перемещаемся быстро и комфортабельно, так что паломничество больше походит на прогулку или приятное путешествие, поэтому все труднее пробиться сквозь внешние оболочки к сердцу. Тем более необходима внутренняя духовная работа, чтение, молитва. Афон, несомненно, обогащает и вдохновляет особо. Там окунаешься в иной мир, живущий другими интересами, попадаешь в монашескую республику и воспламеняешься общим горением. Особенно это впечатляет людей, не видевших наших монастырей: здесь они понимают, что можно жить иначе, не тем, чем живет этот мир, но иметь иные ценности и идеалы.
– С конца 2013 г. вы несете послушания на Святой Земле, в Русской Духовной Миссии. Что входит в ваши обязанности, что из себя представляет современная Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и какие задачи она решает на сегодняшний день на Святой Земле?
– За это время были разные послушания, на сегодняшний момент я выполняю обязанности казначея, отвечаю за совершение треб и за взаимодействие Миссии с Иерусалимской Патриархией. Сегодня РДМ сохраняет участки и монастыри Русской Палестины, обеспечивает совершение там храмового богослужения, духовно окормляет местных прихожан и паломников. Также мы представляем здесь Русскую Церковь и возносим молитвы за нашу страну и своих соотечественников у святых мест. Коллектив служащих и подвизающихся на Святой Земле под началом нашего начальника архимандрита Александра (Елисова) насчитывает примерно полторы сотни человек.
– Люди со всего мира едут на Святую Землю укрепиться в вере. А есть ли там современные подвижники и духовники, общение с которыми также может принести несомненную пользу?
– С нашим духовенством мы общаемся не как с духовниками – нам трудно судить, а из местных можно выделить несколько авторитетных отцов. Например, архимандрита Евдокима, игумена лавры св. Саввы Освященного. Он – настоящий отец братии, который вдохновляет их на строгую подвижническую и молитвенную жизнь в обители. К нему на исповедь приезжают многие клирики Иерусалимского Патриархата. Также очень любим паломниками любвеобильный игумен и ктитор монастыря прп. Герасима Иорданского архимандрит Хризостом. Под его мудрым руководством в обители постоянно трудятся добровольцы из Греции и представители местной арабской молодежи. Большой духовный авторитет среди православных и даже местных мусульман имеет хранитель колодца Иакова в Наблусе – архимандрит Иустин, настоящий мужественный исповедник, на протяжении десятилетий выдерживающий нападения и покушения фанатичных мусульман и иудеев.
– Вселенский Патриархат принял два решения, которые взбудоражили умы православных христиан: о втором браке духовенства и о «даровании автокефалии Украине». Что обо всём этом думают на Святой Земле?
– Мы с отцами в Миссии, конечно, переживаем по поводу сложившейся ситуации с Константинополем и обсуждаем ее, и если их противоречащее традициям решение относительно вторичного брака духовенства нас особо не затрагивает, то вмешательство в жизнь Украинской Церкви сильно огорчает и возмущает. Фанар уже давно, начиная с распада Порты и отделения от нее целых стран, стал все больше ради выживания погружаться в политику, особенно в 1920-х годах, после т.н. Малоазийской катастрофы – военного поражения греков в Азии и обмена населениями, – когда Константинопольская Патриархия едва удержалась в Стамбуле, лишившись всех епархий за пределами Турции. Тогда они стали развивать теорию о своей главенствующей роли в Православии и особых правах на все территории, находящиеся вне юрисдикции других Поместных Церквей. Эти несвойственные традициям Православия притязания, своеобразный папизм, развивались постепенно и теперь приняли весьма болезненные формы, когда ради достижения политических целей грубо попираются основополагающие принципы и священные каноны нашей Церкви. Обидно, что структура, называющая себя Вселенской Церковью, действует под давлением политических врагов России и со своей стороны осуществляет их планы по ослаблению Русского мира, отделению от него Украины теперь и в церковном отношении, чтобы уничтожить этот ненавистный им мир по частям. Мы полностью поддерживаем решительные действия нашего Патриарха и Синода, направленные на то, чтобы остановить это беззаконие, грозящее новым кровопролитием на многострадальной Украине и расколом в теле всего мирового Православия.
– Изменилось ли ваше ощущение Евангелия с прибытием на Святую Землю?
Новозаветные события воспринимаются реалистично, с привязкой к месту
– В Иерусалиме я уже четыре с половиной года, и Пятое Евангелие, как иногда называют Святую Землю, за это время основательно закрепилось в уме и сердце, пропитав собой труды первых четырех евангелистов. Так что ветхозаветные и новозаветные события воспринимаются сознанием вполне реалистично, с привязкой к месту и реалиям Ближнего Востока. Хотя Благовестие Христово есть слово Божие, оно воспринимается духом и не сильно выигрывает от знания земных подробностей.
– Я знаю, что в Русской Духовной Миссии есть прекрасные программы пребывания паломников на Святой Земле. Что бы вы посоветовали тем, кто планирует такое паломничество? Можно ли исповедаться и причаститься во время паломничества? Как причаститься на греческой службе в Храме Гроба Господня? Что вообще нужно учесть, посещая греческие службы на Святой Земле?
– Действительно, в настоящее время у Миссии есть сильная Паломническая служба, предлагающая большой набор услуг, опытных гидов из числа сестер Горненского монастыря, детально разработанные программы паломничества. Есть недорогие гостиницы в Горненском монастыре и Вифлееме, наработки по заказу проживания и транспорта у других организаций. В последние годы поток паломников резко возрос, поэтому, советуя обращаться по этому вопросу непосредственно в Миссию, порекомендовал бы делать это заранее, за несколько месяцев, особенно если речь идет о наиболее популярных сезонах – с сентября по ноябрь и с середины Великого поста до конца мая.
Что касается Причастия и Исповеди, мы рекомендуем паломникам исповедаться у своих духовников перед поездкой на Святую Землю, а здесь причащаться уже без Исповеди. Дело в том, что в храме Гроба Господня греки сами не исповедают и нашим священникам не позволяют – в лучшем случае архиерей прочитает разрешительную молитву для всех с амвона. Исповедь у них совершается не массово, перед литургией, а частным образом, по мере потребности, чаще всего раз в году, перед Великим постом. У этой традиции больше минусов, чем плюсов, но нашим верующим приходится исповедоваться здесь по возможности, например, если есть в группе священник, или же в наших храмах, но причащаться желательно при любой возможности.
Ирина, не сочтите за труд, расскажите подробнее об организационной стороне исповеди в Греции. Для меня это важно. Много раз бывал в странах, где служат греки (Греция, Св.Земля, Синай, Кипр и пр.), но так и не смог разобраться, где, когда и как проходит исповедь.