Популярный певец-гармонист Игорь Растеряев сегодня знаком многим россиянам – от сельских тружеников и работников библиотек до руководителей ведущих предприятий. И это не случайно: он поет о России, о любви к ней, о ее боли и бескрайней радости. «У гармошки все темы горизонтально дорожные», – расскажет он одному из журналистов. И с ним не поспоришь: широта полей, бескрайние степи и леса знакомы нам с детства.
О том, чем отличается Москва от других городов и почему Игорь поет «под своими знаменами», – эта беседа.
– Игорь, как происходит рождение песни?
– Ты просто ходишь, двигаешься – и вдруг рождается мелодия в голове. Ты начинаешь играть ее на гармошке, потом появляется тема, а потом уже идет работа над текстом. Она может длиться долго, как в «Ермаке» или «Кургане»: лет 5–6 от идеи до отснятого ролика на «Ютубе». А иногда выходит так, что песня может написаться за один день, к примеру. Это уж как у тебя текст сложится. Поэтому нет среднего значения, тут все отслеживается, набирается по крупицам, крутится…
– Вы гастролируете по всей России, бываете в разных городах. Скажите, столица сильно отличается от регионов?
– Очень сильно. Москва – это государство в государстве.
– Что сразу бросается в глаза?
– Москва гораздо больше, чем обычный среднестатистический русский город. Здесь больше денег, больше машин, больше идей. И, если судить по приему на концертах, люди в столице гостеприимны. Очень эмоциональны, я бы так сказал, – особенно когда проходят клубные концерты.
Помню, как в Волгограде после концерта ко мне подошел ветеран Сталинградской битвы…
– Расскажите о памятных встречах.
– Помню, как в Волгограде после концерта ко мне подошел ветеран Сталинградской битвы. Я с ним пообщался где-то с полчаса, наверное. Сегодня он председатель Общества ветеранов Сталинграда. И я у него спросил: «Сколько сейчас в Волгограде ветеранов Сталинградской битвы?» – «Где-то двести или триста участников». – «А сколько из этих трехсот человек были участниками штурмовых групп? То есть непосредственно солдаты боевых подразделений, которые врывались в дома и лицом к лицу сражались с фашистом в рукопашной схватке?» Он очень удивился этому вопросу и сказал: «Конечно, ни одного. Те, кто реально сражались с фашистом лицом к лицу врукопашную, давно умерли – они “сгорели” на этой войне. Этих людей давным-давно нет». Вот это для меня было очень памятно. Слова этого человека.
– Некоторые ваши песни и стихи используют для школьной программы: дают учить школьникам младших классов. Вы не против, если ваши творения войдут в школьный курс литературы?
– Я об этом не думаю. Мне, конечно, приятно, что люди, особенно такие юные, выступают с чтением моих песен и стихов, это очень отрадно и здорово. Но я как-то не думаю об этом.
– Создавая тексты и музыку, чувствуете ответственность перед молодым поколением?
– Если, рождая, думать только об ответственности перед молодежью или перед «патриотами юных патриотов России», или перед каким-нибудь «обществом трезвости», то перестанешь делать то, что идет от души. Естественно, должны быть какие-то этические общепринятые рамки. И если ты берешься за тему, то должен сделать так, чтобы она смотрелась красиво, интересно и желательно не пошло. Но это, скорее, ответственность перед собой, чем перед «обществом трезвости».
– Сейчас очень остро стоит тема взаимоотношений с Западом. Люди не хотят войны, но и мира нет. Как вы думаете, Россия должна отражать агрессию или идти «обходным» путем?
– Очень странный вопрос. Что значит: война нужна для России или лучше ее «обходить»? Это данность такая, история человечества. Опять же, как и ситуация с селом. Я не эксперт и авторитетно ответить не берусь, в армии я не был и уж тем более не воевал. Я всего лишь написал несколько песен о героях войн либо о людях, которые там были. Вы спросите у них, вот они бы авторитетно ответили!
– У вас есть замечательная песня «Ростов». Что послужило вдохновением?
– Это путевая зарисовка, сделанная из СМС-ок, которые я отправлял своим друзьям, находясь в Ростове. Крайне удивленный жизнью города, ростовчанами, я делился впечатлениями. Многие по ошибке принимают эти песни, тот же «Ростов», как призыв что-то громить, наводить порядок. Но это не бунт, это своеобразный очерк насыщенной жизни города.
В «Песне про Юру Прищепного» все показано про погибших на войне ребят
– После распада Советского Союза страна пережила немало испытаний, которые отразились на ее жителях. Это и война в Чечне, и война в Южной Осетии. Как вы сами воспринимаете эти годы? Отразились ли войны на ваших близких, друзьях, знакомых? Были ли ребята, прошедшие войну?
– Когда начались эти события, самому мне, собственно, было мало лет. Ведь для меня 1990-е годы – время моего детства. Это период, когда мне было от десяти до двадцати. Меня лично война в Чечне никак не коснулась: к счастью, я там не воевал и не был. Ровесники, раковские ребята, которые служили, конечно, воевали, но это было уже во время Второй чеченской кампании. Раковка, Волгоградская область, – это Северокавказский округ; соответственно, их туда и «подгребали»… В «Песне про Юру Прищепного» все показано про них. Он там и погиб… А песня – это скорее образ, символ тех ребят, которые ушли. И поскольку это было детство, мы воспринимали все естественно и не думали, что может быть по-другому.
– Вы учились в театральной академии. Наверняка там были интересные артисты. Расскажите о них.
– Для меня самым удивительным всегда был Слава Викторов. Очень скромный парень. Отслужил во флоте. На курсе им занимались недостаточно много, по моему мнению, – ролей не давали главных. Но этот человек всегда поражал меня тем, что ходил на все пары, в любое время суток и при любом самочувствии. Занимался с полной самоотдачей, хотя жил в пригороде – в Колпино. И в итоге, не имея практически никакой роли в дипломном спектакле, запомнился всем и полюбился больше всех остальных. Он, не имевший ни одного слова, умудрился все выразить без слов. «Сделал» всех! Вот эти его ответственность и желание, наверное, самое удивительное из работы сверстников.
Не люблю никем управлять и не люблю никому подчиняться, потому что я такой
– Если бы вы стали продюсером, кого бы продвигали?
– Я бы не стал продюсером. У меня бы растащили всю кассу, и на этом бы все продюсирование закончилось. Кроме того я все-таки больше одиночка. С натяжкой можно сказать, что я «продвигаю» в своих песнях каких-то персонажей или идеи, хотя я просто о них пою. Это нельзя назвать продюсированием. Но продюсировать я бы не стал еще и потому, что не люблю никем управлять и не люблю никому подчиняться, потому что я такой.
– Вместе с первыми клипами вы представили и вашу книгу «Волгоградские лица». В дальнейшем собираетесь написать еще?
– Пока таких планов нет, зарекаться не буду. Все впереди.
– Ваш день рождения прошел на крыше музыкального клуба «Roof Place». Это хорошо оснащенная, многофункциональная и красивая площадка для праздников. У вас было много гостей. Как прошел день?
– День хорошо прошел. Погода была как на юге: плюс тридцать градусов – для Питера это редкость. Приятным сюрпризом стало поздравление от Олега Гаркуши – советского и российского певца и музыканта, а также поздравление от музыкантов, сыгравших с нами три песни. Приятно, что гости подарили подарки – конфеты, книжки… Для меня лучший подарок – это общение с русским народом.
– В этом году вы участвуете в премии «На благо мира», в которой были победителем в 2012 году в категории «Музыка» с песней «Звонарь». На этот раз вы предлагаете на выбор два произведения: «Дед Агван» и «Плясовая». «Дед Агван» о настоящем человеке, герое, преодолевшем все зверства и тяготы войны. Легко ли сегодня быть настоящим человеком? И как им стать?
– Этот вопрос, наверное, к депутатам. Я не умею на такие отвечать. Здесь лучше ответит руководитель Юнармии или Росгвардии на встрече со школьниками, а я не возьмусь давать советы… На мой взгляд, каждый должен самостоятельно ответить на этот вопрос.
Люблю свою Родину и весь наш народ!
Пример можете привести где у Пушкина сквернословие?! В каких произведениях?! Очень интересно...
"Весёлость – не грех, она усталость отгоняет, а от усталости уныние бывает, и хуже его нет,"- наставлял батюшка Серафим.
И о.Иоанн Миронов говорит, что "когда человек радостный идёт – и тебе самому легче становится жизненный крест нести. Как солнышко просветило! Как-то шли мимо меня туристы-иностранцы… Я улыбнулся, перекрестил их — так они даже просияли!"